Образование Древнерусского государства.

Летописная версия возникновения Древнерусского государства: призвание варягов «из племени русского» легла в основу норманнской теории. Суть норманнской теории – оказание помощи извне в создании древнерусской государственности.

Современная наука отвергает норманнскую теорию. Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко в работах, посвященных созданию новой математической хронологии древности, доказали, что лист о призвании варягов является, во-первых, фальсификацией, и, во-вторых, он был вставлен в «Повесть временных лет» (другое название «Радзивиловская летопись») в начале XVIII века. Для этого была использована Смоленская летопись XV века, которую в Кенигсберге «творчески» переработали и скрыли то обстоятельство, что призванные братья были не иностранцы, а славяне. Поэтому Радзивиловская летопись тщательно скрывалась, она была опубликована в Полном собрании русских летописей только в 1989 году. А в 1995 году издали прекрасную цветную фотографию Радзивиловской летописи. Таким образом, специалисты получили к ней доступ лишь после того, как норманнская теория была объявлена антинаучной.

Особенности формирования Древнерусского государства обусловлены:

а) географическим фактором – огромные слабонаселенные (низкая плотность населения) пространства, не имеющие четких природных границ, которые могли бы стать государственными границами (горные хребты, моря), обусловили возможность возникновения огромной (по западно-европейским меркам) страны;

б) этническими особенностями – на территории Восточно-Европей

ской равнины проживали восточно-славянские, финноугорские, балтийские племена. Общность условий обитания, занятий (оседлое скотоводство, земледелие, рыболовство, охота), языческих верований, отсутствие территориальных притязаний, обусловили возможность образования государства с полиэтническим составом населения;

в) экономическим фактором – прохождение через территорию, населенную восточно-славянскими племенами, пути «из варяг в греки», выгоды сосредоточения которого в одних руках были очевидны (централизованная охрана, отсутствие таможенных пошлин), ускорили объединение Новгородской и Киевской земли в единое Древнерусское государство с центром в Киеве (882 г.);

г) религиозным фактором – господство сходных языческих верований в момент возникновения государства не противопоставляло одни племена другим, а принятие православия не обострило противоречий между различными этносами, поскольку оно постепенно, при очень терпимом отношении к язычникам (сравни: крестовые походы) приобщало народ к христианству.

Возникновение в IX в. Древнерусского государства как единого политического целого не ликвидировало экономической обособленности его частей.