Правовое положение населения Древней Руси.

Основное деление общества в IX в. на свободных и рабов. Слабость социальной дифференциации сохраняется и в X в. Происхождение рабства: плен и имущественная несостоятельность отдельных членов общины. Правовое положение рабов: раб – не субъект, а объект права. Активное участие древнерусского демоса – «людей» в политической жизни общества (дань в пользу городских общин по договорам с Византией, участие в вече). Статус свободного человека – неприкосновенность личности, жилища, имущества, участие в политической жизни общества.

Личносвободный и община. Изгойство. Подавляющее большинство населения Древней Руси жило в общине (городской или сельской). Территориальная община – вервь – являлась субъектом права, она несла ответственность за преступления, совершенные на ее территории, выступала в качестве субъекта в земельных спорах и др. Общинник мог выйти из общины (напр., «не вкладываться» в дикую веру). Статус изгоя – личносвободный, но беззащитный перед обществом и государством (не распространялась кровная месть, отсутствие помощи при выплате штрафов).

Древнерусская знать – «лучшие», «старейшие» мужи, бояре, огнещане. Статус: высокие штрафы за жизнь, бесчестье, через занятие выборных должностей (напр., тысяцкий) и службу у князя, участие в принятии законов, суде, международных переговорах, командование войском. Происхождение знати: из родоплеменной знати, военная служба, служба тиуном (слуги – минестериалы). Экономическое положение знати определялось предоставлением им иммунитетов (т.е. передача в их распоряжение определенной территории с правом осуществления на ней суда, или сбора податей, без права государства в лице князя вмешиваться в эти дела). Постепенно, к XI – XII вв. иммунитеты, не связанные первоначально с землевладением, превращаются в собственность их владельцев.

Духовенство (черное и белое). Значение принятия христианства для становления русской государственности (укрепление великокняжеской власти, обращение внимания князей на выполнение функций, необходимых для всего общества). Экономическое положение церкви как землевладельца характеризуется быстрым превращением иммунитетов в собственность.

В 90-х годах ХХ века появилась другая датировка крещения Руси. Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко на основе астрономических исследований и математических расчетов утверждают, что Русь была крещена… самим Иисусом Христом в XII веке нашей эры. А первый век от Рождества Христова – на самом деле XIII век нашей эры.