рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В Развитии Русской Архитектуры Первой Половины Xix Века Можно Выделить Три Ос...

В развитии русской архитектуры первой половины XIX века можно выделить три основных этапа. Первый — с начала столетия до Отечест­венной войны' 1812 года, второй — с середины 1810-х годов до конца 1830-х годов, последний — 1840-е — 1850-е годы.

В строительстве 1800-х — начала 1810-х годов развивались принци­пы, лежавшие в основе архитектуры второй половины XVIII века. Боль­шое значение по-прежнему имело градостроительство. Выполненные в эти годы городские ансамбли намного превосходили по размерам все то, что было создано в предшествующий период. Особое внимание обра­щалось на дальнейшую разработку образцовых проектов, предназначен­ных для регулирования широкого строительства. Продолжала совершен­ствоваться строительная техника, в частности делались попытки широко применять при возведении зданий металл.

Плодотворная совместная работа архитекторов и скульпторов содей­ствовала дальнейшему развитию синтеза искусств. Во второй половине XVIII века скульптура на фасадах зданий использовалась в виде редких исключений, а когда она применялась, то весьма умеренно, преимуще­ственно для декоративного обогащения сооружений. Теперь, в первой трети XIX века, монументальная скульптура играет исключительно важ­ную роль в архитектуре, и прежде всего в раскрытии идейного содержа­ния тех или иных зданий и комплексов.

С наибольшей полнотой характерные черты архитектуры и монумен­тального искусства этого времени выявились в творчестве зодчих А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Т. де Томона.

А. Н. Воронихин (1759—1814). Андрей Никифорович Воронихин по­лучил первоначальные познания по архитектуре у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Затем в результате упорной самостоятельной работы он постепенно сложился в крупного зодчего. Признанный Академией художеств, он стал позднее профессором архитектурного класса, а в по­следние годы жизни — его руководителем.

Важнейшее создание Воронихина — здание Казанского собора в Пе­тербурге (ныне Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР; 1801 —1811, ил. 81). Воронихин подошел к задаче с широким градостро­ительным размахом, осуществив постройку в тесной связи со всем окру­жающим районом, и прежде всего с основной магистралью — Невским проспектом.

Со стороны Невского проспекта собор производит особенно сильное впечатление, создается ощущение слитности и единства: мощные и тор­жественные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен.

Постройка представляет выдающийся интерес с точки зрения стро­ительной техники — в ней смело использованы новые конструкции (ме­таллические стропила купола) в колоннадах интерьера и гранитные монолиты. Большое внимание было уделено Воронихиным декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени — И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, С. С. Пиме­нов и другие. Замечательна монументальная ограда собора — один из лучших образцов подобного типа в русской архитектуре. Она должна была замыкать, по замыслу зодчего, большую полукруглую площадь с западной стороны здания.

Другая работа Воронихина — здание Горного института, перестроенное им в 1806 — 1811 годах из ряда жилых домов, в которых первоначально размещалось Горное училище — первое высшее техническое учебное заве­дение в России. Воронихин объединил их общим большим корпусом, обра­щенным к Неве, с величественной колоннадой перед главным входом, рассчитанной на просторы реки и далекие точки зрения. Строгий и массив­ный дорический портик Горного института, дополненный по сторонам аллегорическими скульптурными группами работы С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, подчеркнуто монументален. Могучие стволы колонн, лишенные баз, как бы возникают из земли, прорастают сквозь нее, устремляясь ввысь и поддерживая огромный и тяжелый фронтон. Архи­тектура своими образными средствами выявляет и раскрывает назначение здания как учебного заведения, предназначенного для подготовки горных инженеров.

Этот же смысл вложен и в скульптурные группы по сторонам лестницы. Они посвящены теме борьбы мифологических героев с силами земли.

А. Д. Захаров (1761 — 1811). Творчество Андреяна Дмитриевича Захаро­ва знаменует собой одну из вершин в развитии русского зодчества начала XIX века. Всю свою жизнь Захаров был тесно связан с Академией худо­жеств, где учился, преподавал, руководил архитектурным классом. После того как Захаров стал в 1805 году главным архитектором Адмиралтейства, у него появилась возможность осуществить целый ряд замечательных проектов. Среди них особое место занимает реконструкция здания самого Адмиралтейства, наиболее значительного памятника русского зодчества начала XIX века (работы начались в 1806 г. и были закончены только в 1823 г., ил. 83). Заложенное как верфь и крепость, Адмиралтейство, со­храняя значение крупной судостроительной площадки, постепенно превра­тилось в большое административное учреждение, ведавшее всем морским и речным флотом России. Из двух П-образных в плане корпусов, образую­щих здание, Захаров сохранил за внутренним, выходящим на Неву и свя­занным с верфью, его производственное значение, лицевой же корпус капи­тально реконструировал, разместив в нем учреждения Адмиралтейства, его библиотеку, музей. При реконструкции Захаров сохранил не только общую конфигурацию старых корпусов, но и его наиболее интересные в архитек­турном отношении элементы, в первую очередь знаменитый золоченый шпиль Коробова.

Членением масс и объемов, органически объединенных с внутренней планировкой здания, Захарову удалось придать сооружению большую вы­разительность и в то же время тесно связать его с архитектурой централь­ной части города. Ответственное место в оформлении здания отведено скульптуре, раскрывающей его значение. К исполнению скульптур Захаро­вым были привлечены крупнейшие ваятели того времени — Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенев и другие.

Приемы, выработанные Захаровым, оказали большое влияние на даль­нейшее развитие русской архитектуры первой трети XIX века.

Тома де Томон(1760—1813). Наряду с Захаровым и Воронихиным видное место в архитектуре начала XIX века принадлежало Тома де Томону. Томон родился в Берне (Швейцария), где и получил архитектурное образование. В Россию он приехал в 1799 году. Важнейшая его постройка в Петербурге — здание Биржи (1805 — 1810; ныне Военно-Морской музей, ил. 82). Томон решил его в виде величественного сооружения, окруженного открытыми дорическими колонными портиками-галереями; высокий цо­коль предназначен для товарных складов. Перед зданием большая, полукруглая в плане площадь с причалом для судов. В композиции здания и свя­занных с ним ростральных колонн-маяков (по сторонам площади) видное место принадлежит аллегорическим декоративным скульптурам.

Ансамбль Биржи органически включился в архитектуру Петербурга; более того, он во многом определил собой облик центра города, в частности одного из самых ответственных его участков — зеркала Невы, ограниченно­го Петропавловской крепостью, Дворцовой набережной и Стрелкой Василь­евского острова.

Кроме построек в Петербурге и его пригородах, по проектам Томона был создан ряд сооружений на Украине — в Одессе и Полтаве.

В строительстве Москвы начала XIX века наиболее заметное место принадлежало ученику Казакова И. В. Еготову(1754 —1814). Его наиболее значительные постройки — большое больничное здание, так называемая «Военная гошпиталь» в Лефортове, где он успешно развил приемы Казако­ва, и Оружейная палата в Кремле (перестроена в середине XIX века) — первый общественный музей в Москве. Еготов много работал и в предместь­ях Москвы (усадьба «Люблино» и др.).

После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года раз­вертываются широкие строительные работы в сильно разрушенной пожа­ром Москве. Одновременно с восстановлением проводятся и значительные планировочные работы.

Осип Иванович Бове (1784 —1834). Большое участие в этом строительстве прини­мал архитектор Осип Иванович Бове, учившийся в школе при «Экспедиции Кремлевского строения», руководимой М. Ф. Казаковым. По проекту Бове были проведены большие работы по реконструкции всего окружения Крем­ля. Со стороны Красной площади была расчищена от закрывавшей ее пре­жде застройки Кремлевская стена; на противоположной стороне площади восстановлены с некоторыми изменениями Торговые ряды, сильно разру­шенные во время пожара (полностью снесены во второй половине XIX века при постройке ныне существующего здания), перед ними воздвигнут па­мятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса. Благодаря этому древняя площадь Москвы приобрела новый облик. С противоположной стороны Кремля, на месте русла узкой реки Неглинки и существовавших здесь с начала XVIII века земляных рвов и укреплений, был разбит первый в Москве общественный городской сад. Одновременно невдалеке от Кремля, на территории, расчищенной от сгоревшей застройки и освободившейся в результате превращения Неглинки в подземный проток-канал, возведено здание Большого театра, проект которого разработан профессором Акаде­мии художеств А. А. Михайловым, а перед ним создана обширная площадь (ныне площадь Свердлова). Строгое, монументальное в своем первоначаль­ном виде (позднее оно было несколько изменено архитектором А. К. Каво-сом при восстановлении после пожара 1853 г.) здание театра, крупнейшее в то время в России, было, таким образом, органически связано с плани­ровкой всего прилегающего района (ил. 85). В результате этих работ было подчеркнуто архитектурное значение Кремля как центрального комплекса всего города.

Д. И. Жилярди(1788—1845), А. Г. Григорьев(1782-1868). Наряду с Бове большое участие в строительстве Москвы этого времени принимали Дементий Иванович Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев, рабо­тавшие вместе и построившие ряд особняков, облик которых типичен для застройки «послепожарной» Москвы: дом Хрущевых (1814—1817 , ныне Музей А. С. Пушкина на Кропоткинской улице); дом Лопухиных (1817 — 1822 , ныне Музей Л. Н. Толстого на Кропоткинской улице) и другие.

Одна из их крупных построек — монументальное и строгое здание Опекунского совета (ныне Академия медицинских наук) на Солянке и об­ширная, пригородная в те годы усадьба Найденовых на живописном крутом берегу Яузы, выходящей на Садовое кольцо. Эта усадьба представляет собой своеобразный ансамбль, включающий главный дом, службы, регуляр­ный сад с павильоном и беседками, решенный как единое целое, начиная с общей планировки и кончая деталями декоративного оформления.

Одна из наиболее известных построек Жилярди — так называемый Конный двор в подмосковной усадьбе «Кузьминки» (1820-е гг.). Основное его звено — монументально трактованный и очень сдержанный в декора­тивной разработке павильон с большой нишей-экседрой в центре, охвачен­ной строгим дорическим портиком.

В конце 1810-х — 1830-х годах в Петербурге развернулась обширная строительная деятельность. Ею руководил созданный в 1816 году «Комитет строений и гидравлических работ», объединивший ведущих архитекторов и инженеров. В строительстве Петербурга в этот период особенно значи­тельное место принадлежит архитекторам В. П. Стасову и К. И. Росси. Благодаря деятельности Росси, Стасова и многих их современников — архитекторов, инженеров-мостостроителей — Петербург к концу 1830-х го­дов приобрел исключительную архитектурную цельность и прославленный «строгий, стройный вид».

В. П. Стасов (1769 —1848). Василий Петрович Стасов начал практиче­скую деятельность еще в конце XVIII века в Москве, но период расцвета его дарования связан с Петербургом.

В конце 1810-х годов Стасов создал здесь два своих основных произведе­ния — здание казарм Павловского полка (ныне Ленэнерго, ил. 87) на Мар­совом поле и здание Конюшенного ведомства, на участке между Конюшен­ной площадью и Мойкой. Оба сооружения свидетельствуют о стремлении Стасова подойти к композиции с широких градостроительных позиций.

Марсово поле было превращено в эти годы в новую большую площадь города. Она была связана системой вновь проложенных проездов и улиц с районом Невского проспекта, с кварталами, расположенными за Фонтан­кой, и с новой Суворовской площадью у Невы (установленный у этой пло­щади наплавной мост связал левый берег Невы с Петербургской стороной).

Важное градообразующее значение здания Павловских казарм предоп­ределило его композицию. Торжественная монументальность сооружения должна была указывать на роль Павловского полка, особо отличившегося в событиях Отечественной войны 1812 года. Так же, учитывая место здания во всем его окружении, решил Стасов и здание Конюшенного ведомства с характерным для него сочетанием павильонов и низких корпусов — жилых флигелей, манежа, конюшен, каретных сараев.

Из многочисленных построек Стасова более позднего времени выделя­ются Нарвские ворота, сооруженные взамен временных Триумфальных ворот, воздвигнутых летом 1814 года по проекту Д. Кваренги к возвраще­нию русской гвардии из Парижа.

Большое внимание Стасов уделяет созданию интерьеров. Он много работал по перестройкам и переделкам помещений в Екатерининском двор­це города Пушкина, где им, в частности, был создан уникальный по тонко­сти композиционного и пластического решения кабинет Александра I, являвшийся характернейшим образцом отделок позднего классицизма.

К. И. Росси(1775—1849). Карло Росси или как его называли в России Карл Иванович Росси был учеником архи­тектора В. Ф. Бренны, начал свою практическую деятельность в Москве. После окончания Отечественной войны он возвращается в Петербург, где прошла его юность, и здесь вскоре становится одним из ведущих зодчих. Росси прежде всего замечателен как градостроитель. Созданные им соору­жения всегда связаны с большими городскими площадями, системами улиц. В 1819 —1829 годах по его проекту напротив Зимнего дворца возво­дится здание Главного штаба (ил. 84) и министерства с замечательной аркой, завершившее формирование Дворцовой площади. В те же годы ве­дутся обширные работы, связанные с реконструкцией всего района от Не­вского проспекта до Невы и от Фонтанки до канала Грибоедова. Составной частью этих работ было строительство Михайловского дворца (ныне Рус­ский музей). Перед Михайловским дворцом Росси планирует большую Михайловскую площадь (ныне площадь Искусств), на ее оси прокладывает Михайловскую улицу, соединившую площадь с Невским проспектом. Па­раллельно фасаду дворца архитектор формирует Инженерную улицу, Садо­вую же улицу продолжает до Марсова ноля. Здесь при создании комплекса Михайловского дворца (1819—1825)особенно широко проявилось умение Росси решать всю задачу комплексно — от общей планировки до деталей внутренней отделки и предметов мебели.

Замечательная постройка Росси — здание нового общественного театра (теперь — Академический театр драмы имени А. С. Пушкина; 1828—1832, ил. 86). В тесной связи с ним были осуществлены планировка и застройка двух площадей (ныне — Островского и Ломоносова), объединенных ули­цей, носящей ныне имя Росси. Это был самый крупный ансамбль не только в творчестве Росси, но и вообще во всей русской архитектуре XVIII — XIX веков.

Проектируя театр и его окружение, Росси разработал более десяти вариантов общего решения, из них последний, осуществленный в натуре, наиболее экономичен, выразителен и в планировочном отношении пропор­ционально гармоничен.

В здании театра, монументального и парадного по своему облику, Росси проявил себя как превосходный зодчий-строитель, смело применивший металлические перекрытия и передовое для того времени техническое оборудование.

Последней работой Росси, также значительной с точки зрения градо­строительства были объединенные аркой здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив; 1829 —1834 гг.), перестройкой которых было завершено формирование центральных площадей у Адмиралтейства. Выполненные в натуре без непосредственного участия самого Росси, эти постройки несколько уступают в деталях его основным работам.

Росси был тонким мастером интерьера. Об этом свидетельствуют внут­ренние отделки Михайловского дворца (Белый зал и главная лестница), здания Главного штаба и Александрийского театра. Он много работал и в области прикладного искусства.

В своей деятельности Росси опирался на большой творческий коллек­тив. С ним постоянно работали скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы И. Скотти и А. Виги, инженеры — Ч. Берд, А. Кларк и другие.

А. А. Монферран(1786—1858) приобрел известность как строитель Александровской колонны на Дворцовой площади (1829—1834) и Исааки-евского собора (1818—1858) в Петербурге.

Исаакиевский собор — одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX века (ил. 88). Композиция его и архитектурно-декоративные формы еще связаны с классицизмом. В уб­ранстве собора были применены в больших масштабах ценные облицовочные материалы (гранит, полихромные мраморы, бронза). Внутри соо­ружение расписывали выдающиеся живописцы: К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни и другие. Возведение собора, учитывая его исключительно крупные размеры и сложность конструкций, потребовало использования новых технических средств; оно стало выдающимся событием в европей­ской строительной практике первой половины XIX века.

Наряду с Москвой и Петербургом шло значительное строительство и в ряде крупных губернских городов. Так, в Одессе был создан Примор­ский бульвар, в Нижнем Новгороде (Горький) сооружены торговые ря­ды Макарьевской ярмарки, в Ярославле — Гостиный двор.

Период с 1815 года до середины 1830-х годов был в русской архитек­туре заключительным в длительном процессе развития классицизма. Крупнейшие создания этого времени отличаются широким градострои­тельным подходом. Глубокие патриотические идеи, связанные с освобо­дительной войной, нашли яркое выражение в строительстве. Они сказа­лись в типичной для этих лет приподнятости замысла, величественности и грандиозности архитектурных композиций, в последовательно приме­няемом синтезе искусств. По-прежнему в создании крупных архитектур­ных сооружений принимали ближайшее участие многие выдающиеся скульпторы и живописцы.

Для этого времени характерны не только отдельные крупные сооружения, иногда определявшие своим видом облик целых площадей и улиц, но и широкое жилое строительство. Формируется тип многоквар­тирного жилого дома, еще очень простого и строгого по своей архитекту­ре — в Петербурге, небольшого особняка — в Москве и в некоторых про­винциальных городах. Цельность и строгость обширного городского строительства во многом определялись широким распространением об­разцовых (типовых) проектов. В разработке их принимали участие мно­гие крупные зодчие того времени (Захаров, Томон, Стасов и другие).

В первой трети XIX века в конструкциях зданий и мостов стал все шире использоваться металл. В Петербурге началось строительство мно­гоэтажных промышленных зданий с внутренними металлическими кар­касами.

На рубеже 1830—1840-х годов в стилистике русской архитектуры происходит резкий перелом: на смену классицизму приходит эклектика, характеризующаяся воспроизведением в интерьерах и на фасадах мотивов и форм различных исторических стилей. Творческий метод, предопределив­ший развитие эклектики, как раз основывался на этом принципе «выбора» (само слово «эклектика» происходит от греческого слова «эклегейн» — «выбирать»).

Начавшееся еще в 1830-х годах разочарование в художественных идеа­лах классицизма, переход на рубеже 30 — 40-х годов от классицизма к эк­лектике были вызваны целым комплексом причин, связанных и с новым характером социальных заказов, порожденных развивающимися капитали­стическими отношениями, и с изменениями в общей системе идейно-эстети­ческих воззрений. Особое значение для последующего развития русской архитектуры имело обращение к наследию древнерусского зодчества, во­плотившееся в так называемом «русско-византийском стиле».

В архитектуре городских зданий, начиная с 1840-х годов, наибольшее распространение получили мотивы ренессанса и барокко. «Неоренессанс» и «второе барокко» («необарокко») в совокупности с «неоготикой», «рус­ско-византийским стилем» и другими стилистическими направлениями, характерными для ранней эклектики 1840-х — начала 1860-годов, сформировали присущее ей «многостилье», ставшее важнейшей стилистической особенностью архитектуры того времени.

Увлечение различными «историческими» стилями и быстрая смена одного увлечения другим особенно чувствовались в области интерьера, где, начиная еще с конца 1820-х годов, входит в моду использование многих стилей: так называемого стиля неогрек, ренессанса, рококо, помпейского и других.

Яркими представителями первого поколения архитекторов-эклектиков были А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Тон, Н. Е. Ефимов, Н. Л. Бенуа, М. Д. Быковский и другие.

А. П. Брюллов (1798—1877) в одних своих постройках продолжал стилистические традиции позднего классицизма (Пулковская обсервато­рия, 1834—1839, здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площа­ди, 1837—1843, органично завершившее ее ансамбль), в других обращался к мотивам различных стилей: помпейского, готического, ренессанса (на­пример, в интерьерах Зимнего дворца, созданных после пожара 1837 года). В лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте Брюллов соче­тал мотивы классицизма с приемами романского стиля, но при этом приме­нил металлические конструкции, сыгравшие важную роль в композиции интерьера. В построенных им дачах в Павловске он, исходя из требований удобства и комфорта, впервые использовал новаторскую асимметричную компоновку планов.

А. И. Штакеншнейдер(1802 — 1865), придворный архитектор Нико­лая I, строя многочисленные дворцовые сооружения, использовал главным образом стилистические формы ренессанса и барокко. В относительно ранней его работе — Мариинском дворце (1839 — 1844, ныне здание Ленгорисполкома) — композиция фасада содержит еще черты классицизма. Эле­менты ренессанса проявляются в здании Николаевского дворца (1853 — 1861, ныне Дворец труда в Ленинграде, ил. 90), барокко — в особняке Белосельских-Белозерских (1846 —1848, также в Ленинграде). Штакеншнейдером был построен в различных стилях ряд парковых павильонов Петергофа.

К. А. Тон (1794—1881) выступил с попыткой создания нового, «нацио­нального» направления в русской архитектуре. В 1830 году он выполнил проект церкви Екатерины у Калинкина моста в Петербурге в виде пятигла­вого храма в «русском» стиле. Утвержденный правительством проект явил­ся стилистическим образцом для бесчисленного количества других церквей, построенных в России в XIX веке. «Русско-византийский стиль» Тона в полной мере соответствовал официальной идее «православия, самодержа­вия и народности», провозглашенной правительством Николая I. Наиболее крупной постройкой Тона был храм Христа Спасителя в Москве (1837— 1883), возведенный в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Массивное сооружение, выделявшееся своими огромными размерами и бо­гатством отделки, было одним из градостроительных центров Москвы.

В 1838 —1849 годах Тон построил Большой Кремлевский дворец, в ар­хитектурной обработке которого совмещаются классицистические, ренессансные и древнерусские мотивы (ил. 89). С высокой степенью профессио­нального мастерства были решены интерьеры, в том числе Георгиевский и Владимирский залы. Дворец этот — величественное сооружение, постро­енное с применением новых строительных технических средств. По проекту Тона были сооружены в 1843—1851 годах первые вокзальные здания в Рос­сии (ныне Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Ле­нинграде) с фасадами неоренессансного характера.

Крупным зодчим Москвы того времени был М. Д. Быковский(1801 — 1885), ученик Д. Жилярди. Он также применял во внешнем облике создан­ных им сооружений различные декоративные элементы, заимствованные из памятников прошлого. Однако в своем лучшем произведении — постройках в усадьбе «Марфино», близ Москвы, он сохраняет основные черты строи­тельства предшествующего времени — подчиненность всех отдельных соо­ружений единому замыслу, их тесную связь с конкретным местом. Особен­но удачной можно считать террасу с мостом на озере, в какой-то мере напо­минающую постройки Баженова в Царицыне.

В формах «неогрека» построено было по проекту Л. Кленце архитекто­ром Н. Е. Ефимовым здание Нового Эрмитажа в Петербурге, наделенное портиком с атлантами, созданным скульптором А. И. Теребеневым. Ти­пичными примерами стилизаторского «неоренессанса» могут служить ад­министративные здания, возведенные на Исаакиевской площади Й. Е. Ефи­мовым в 1844—1853 годах.

Характерны постройки Н. Л. Бенуа(1813—1898), использовавшего декоративные формы различных стилей. В псевдоготических формах он возвел здания придворных конюшен (1848—1855) в Петергофе и вокзал «Новый Петергоф», в формах стилизаторского «второго барокко» — фрей­линские корпуса, расположенные рядом с Большим Петергофским двор­цом, сооруженным Растрелли в середине XVIIIвека.

Архитектура эклектики характеризуется нарастающей сложностью и обилием декора, но при этом она в значительной мере утратила мону­ментальность и торжественный героический пафос архитектурных образов, присущих зодчеству классицизма. Исчезает и прежний ансамблевый раз­мах градостроительных решений. С другой стороны, пъстройки середины XIX века, по сравнению со зданиями предшествовавшего периода, отлича­ются более разнообразными приемами объемно-пространственной компози­ции, более широким и смелым применением новаторских металлических конструкций. Между новой структурой зданий и стилизаторским декором их фасадов, повторяющим мотивы исторических стилей, возникало опреде­ленное противоречие. Сложное переплетение рационалистических и стили­заторских тенденций и порожденный им эклектизм композиционных реше­ний стали характерными чертами архитектуры, начиная с середины XIX века, определяя наряду с многостильем декора ее художественно-стилисти­ческие особенности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х XIX вв... Ответственные редакторы... И А Бартенев Р И Власова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АРХИТЕКТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО X - СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА
Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языче­ской, а потому большинство тех произведений искусства, которые и

ИСКУССТВО КОНЦА XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограбле­ны многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен масте

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-XVI ВЕКОВ
Во второй половине XV — первой половине XVI века завершается про­цесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необы­чайно возрастает общественное место литературы в жизни госуда

ИСКУССТВО XVII ВЕКА
В начале XVII века усиление крепостного гнета вызвало широкое народно-освободительное движение. Одновременно шла борьба за власть внутри класса феодалов, что облегчило интервенцию польских, литовск

АРХИТЕКТУРА
Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII — XVIII веков вызвали и значительные изменения в русской архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых производ­с

СКУЛЬПТУРА
В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравни­тельно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются

ЖИВОПИСЬ
Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами. Получают свое развитие историческая компо­зиция, баталия, портрет, зарождаются натюрморт, миниатюра. Широ

ГРАВЮРА
В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строи­тельства русского государства. Она существовала в форме книж

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропе

Принципиально изменился и облик русской живописи.
В 1757 году была учреждена Академия трех знатнейших художеств, призванная сыграть важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и ж

Или 1736-1808
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию художеств. Рокотов прославился в основном небольшими по форм

СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
- Вторая половина18 века – начало 19 века – золотой век русской скульптуры. - Целая плеяда выдающихся скульпторов. - Петербургской Академ

СКУЛЬПТУРА
В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Именно в это время были созданы многие памятники выдаю­щимся русским людям, надгробия, возникли оригинальные произведен

ЖИВОПИСЬ
В первой половине XIX века живопись представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства был не простым и прямолинейным, по-своему о

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В развитии прикладного искусства первой половины XIX века наме­чается два периода: от начала столетия до середины 1830-х годов и вто­рой — от середины 1830-х до 1860-х годов. После Отечест

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Еще на рубеже XVII — XVIII веков реформы Петра I углубляют разде­ление русской культуры на народную и дворянскую. По их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей по

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ Крымская война 1855 —1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Живопись 1860-х годов.Под влиянием демократических идей уже в 60-е годы появились картины, будившие мысль, призывавшие зрителя задуматься над русской действительностью и бороться с

СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степе­ни зависела от государственных или частнокапиталистических

АРХИТЕКТУРА
Впореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капита­лизма увеличивался рост городов, прежде всего крупных центров. Большое значение имело развитие железнодорожной се

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Социально-экономические процессы в пореформенной России вызвали глубокие сдвиги в народном домашнем ремесле и художественных про­мыслах. В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Лени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги