рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В Развитии Прикладного Искусства Первой Половины Xix Века Наме­чается Два Пер...

В развитии прикладного искусства первой половины XIX века наме­чается два периода: от начала столетия до середины 1830-х годов и вто­рой — от середины 1830-х до 1860-х годов.

После Отечественной войны 1812 года все виды искусства, в том чис­ле и прикладное, переживают подъем. Промышленность, пострадавшая во время войны, восстанавливается и бурно растет. «Первая публичная выставка мануфактурных изделий» в 1829 году не только демонстрирует ее успехи, но и доказывает необоснованность преклонения привилеги­рованной публики перед заграничными художественными изделиями.

Важнейшее достижение искусства классицизма — синтез архитекту­ры и прикладного искусства в интерьерах дворцового типа. Учитывая опыт раннего классицизма XVIII века и новые вкусы, зодчие создали величественные дворцовые ансамбли. В. П. Стасов перестроил часть па­радных покоев в Царском Селе (ныне г. Пушкин), в Екатерининском дворце (1817 — 1826), в Петербурге К. И. Росси создал строгие, но и на­рядные интерьеры дворцов — Елагинского (1818 —1823), Михайловско­го (1819-1826) и других.

Принципами ансамбля руководствовались при строительстве в после-пожарной Москве особняков по типовым проектам О. И. Бове, Д. И. Жи­лярди, А. Г. Григорьев. Классицизм в московских особняках приобретает теплоту, уют. Длина рядовых домов, размеры простенков, окон по типовым проектам определяют и размеры мебели и ее расстановку.

Анфилада комнат и в XIXвеке остается обязательной даже для не­больших особняков (зал, гостиная, парадная спальня).

Теперь в интерьерах применяются интенсивные локальные тона — красно-малиновый, синий, зеленый, лимонно-желтый. Источником орна­ментальных мотивов служит родная природа. В антикизированной орна­ментике преобладают военные атрибуты: стрелы и колчаны, мечи и шлемы (чаще древнерусские), венки, орлы, лавровые ветви, звезды.

Сильно изменяется одежда. Вырабатывается под воздействием анг­лийской моды деловой мужской костюм (фрак, сюртук). Изменяясь лишь в деталях, он господствует на протяжении всего XIXвека. Жен­ский костюм отходит от античной простоты со второго десятилетия XIXвека. Его силуэт характеризуют затянутая в корсет талия, пышные ру­кава, расширяющаяся книзу юбка. Входят в моду тяжелые, плотные тка­ни (К. П. Брюллов «Всадница», 1832).

Мебель.В интерьерах первой трети XIXвека гарнитуры мебели, сим­метрично расставленные, придают единство и законченность помещени­ям. Четкость, прямолинейность силуэтов шкафов, бюро, секретеров ак­центируются архитектурными деталями: карнизами, капителями, ко­лоннами, пилястрами (ил. 125). Прямые линии в мебели для сидения смягчаются плавно закругленными локотниками, иногда выгнутыми спинками. Конструктивность мебели подчеркивается украшениями — резными, реже бронзовыми (розетки, венки, пальметки, стрелы и другие античные мотивы). Преобладает древесина красного дерева или, карель­ской березы. Краснодеревцы подчиняют ее естественный рисунок конст­рукции и полировкой выявляют красоту цвета. Появляются и новые формы обстановки: буфеты, обеденные столы различных форм, застеклен­ные горки для фарфора, подставки для цветов.

Монументальную парадную мебель золотят, окрашивают в белый тон, подцвечивают позолотой. Ножки и локотники иногда выполняют в виде резных грифонов, сфинксов, львов, лебедей, тонированных под бронзу. Бытовая мебель, более простая, отличается прекрасными пропорциями, мягкостью силуэтов, удобством и прочностью. Обивкой служили тка­ни — штоф, бархат, ситец, гладкие, в полоску, с цветочными узорами.

Художественной ценности мебель в первой трети XIX века создавали не только прославленные мастерские Г. Гамбса и других иностранцев (Пе­тербург, Москва), но главным образом столярно-мебельные мастерские первоклассных охтенских краснодеревцев (Василий Бобков и другие), кре­постные мастера при дворянских имениях.

Фарфор.В значительно развившейся в первой трети XIXвека фарфоро­вой промышленности первое место принадлежало Казенному заводу (Пе­тербург) . Руководитель скульптурной части завода С. С. Пименов решил многопредметный парадный Гурьевский сервиз (1809—1816, ил. 134) как синтез посудных и вазовых форм, скульптуры и живописи. Пименов создал формы ваз, органично включившие фигуры юношей и девушек. Образы людей из народа трактовались скульптором возвышенно. Их крестьянские одежды напоминают античные туники.

Для этого сервиза характерны геометрически правильные посудные формы. Их украшают выделенные в медальоны прекрасные копии картин и гравюр С. Щедрина, Ф. Алексеева, С. Галактионова и других. Но белизна фарфора, столь ценимая в XVIII веке, в этом сервизе закрывается красно-коричневым тоном, сервиз расписывается золотом античными мотивами.

Пименов в 1817 —1820 годах выполнил фарфоровые скульптуры: «Парень-водонос» — фигуру с сильными, свободными движениями и с гордой осанкой античного героя, «Девушка с коромыслом» — поэтич­ный, величавый образ крестьянки. В этих скульптурах, несмотря на не­которую идеализацию трактовки, удлиненность пропорций, привлекают лиризм, уважение к человеку.

Завод Гарднера первый выпустил фигурки уличных продавцов (ил. 131), ремесленников, крестьян по офортам К. А. Зеленцова в изда­нии «Волшебный фонарь» (1817). Ярко расцвеченные скульптурки слу­жили украшением комнат.

Уже в 1820-х годах частные заводы Подмосковья — Гарднера, По­пова, в Петербурге — Батениных и другие, которые прежде подражали Казенному, опережают его (ил. 124). Они удешевляют фарфор, быстро откликаясь на запросы широких кругов населения. В фарфоровой посуде и в вазах творчески перерабатываются великолепные формы античной керамики, яйцевидной амфоры, кратера и другие.

Росписи фарфоровой, чайной и кофейной посуды частных заводов наполняются живыми, разнообразными яркими цветами, жанровыми сценами из крестьянской жизни — пляски, катание на качелях. Военная тема отражается в живописи на фарфоре и стекле в виде портретов ге­роев войны, батальных сцен, памятных надписей (ил. 132). Но особенно интересны переработки фарфористами в яркой лубочной манере кари­катур И. И. Теребенева и И. А. Иванова, высмеивавших французов и вос­певавших подвиги крестьян-партизан.

В 1820-х годах в России, как и в Западной Европе, 'фарфор начинают сплошь золотить, подражая бронзе. Это ведет к утрате понимания кра­соты материала.

Фаянс.Русский фаянс появляется в начале XIX века, когда фарфор в России достигает расцвета. Он грубее, дешевле фарфора. Простые, мяг­кие по очертаниям формы фаянсовой посуды декорируются печатными рисунками по гравюрам и книжным иллюстрациям и реже более дорогой росписью. Наиболее распространенная декорировка фаянса — рельеф­ный цветочный орнамент. Глазурь — кремовая, коричневая или зеленая, покрывая рельеф, то затекая, то высветляясь, создает своеобразный де­коративный эффект.

Главными поставщиками фаянса в России становятся заводы Киево-Межигорский, Ауэрбаха (Тверская губерния), мелкие крестьянские за­воды в Гжельском районе под Москвой и другие.

Стекло.В начале XIX века выдвигается на первое место хрусталь (стекло с большим содержанием свинца), потеснив цветное и молочное стекло. Свойства нового материала вызывают развитие и нового вида резьбы, напоминающей огранку драгоценных камней (алмазная грань). Ее необычайную красоту создает луч света. Преломляясь в глубоких клиновидных врезах, он вызывает блеск, радужное сияние, как бы запря­танное внутри хрусталя.

В начале XIX века одним из лучших в мировом стеклоделии стано­вится Петербургский казенный завод. Здесь работают Тома де Томон, К. И. Росси. Эскизы делает А. Н. Воронихин. Много лет руководит ху­дожественной частью завода архитектор И. А. Иванов. Особенно выра­зительно воплощается спокойная величавость классического стиля в хру­стальных декоративных предметах по проектам Воронихина (ил. 129).

Завод выполняет не только стеклянную посуду для питья, но и крупные, монументально-декоративные изделия — вазы, канделябры, люстры для подарков знатным особам.

С Казенным успешно конкурируют частные стекольные заводы. Выде­ляется завод Бахметьева (Пензенская губерния), имевший замечательного крепостного художника и технолога Александра Вершинина. На широком рынке господствуют удобные и красивые стеклянные изделия мальцовских заводов (Дятьково Брянской губернии, Гусь-Хрустальный Владимирской губернии).

Художественная обработка металла.Художественный облик произведе­ний из металлов в XIX веке во многом определило введение механических способов обработки, заменивших ручные. Вальцовка (прокатка) дает глад­кие, ровные по толщине листы материала, прекрасно полируемых на повер­хностях предметов. Этим же способом получают узкие, с рельефным орна­ментом полосы. Их напаивают на подсвечники, канделябры, края стаканов, подчеркивая четкость их форм, что соответствует принципам стиля класси­цизма. Штамповку под давлением применяют при производстве украшений для серебряной посуды (барельефы, фигурные ручки в виде изображений дельфинов, амуров, женщин), деталей для бронзовых и серебряных освети­тельных приборов.

Так же, как и в других видах прикладного искусства, в серебряном деле разрабатываются военная тематика, античные мотивы, крестьянский жанр. Воины, орлы, знамена, портреты героев Отечественной войны 1812 года, виды Москвы, меньше — Петербурга, фигуры крестьян изображаются на табакерках, стаканах, коробках и других предметах.

Отечественное бронзолитейное дело возникло в конце XVIII века. Его высокую культуру в первой половине XIX века определяло участие в укра­шении дворцов Воронихина, Росси, Пименова, Гальберга. По их проектам выполнены люстры, бра, канделябры, каменные вазы.

С этого времени успешно начали применять чугунное литье для на­стольной скульптуры и бытовых предметов: табакерок, чернильных прибо­ров, ваз и даже ювелирных украшений (пряжки, ожерелья, серьги).

В ювелирных украшениях XIX века в соответствии с нормами класси­цизма утверждаются изящная строгость, симметрия. Гладкие лаконичные оправы подчеркивают красоту драгоценного камня, камей (резные изобра­жения на камне) в перстнях, брошах, поясах, высоких гребнях. В костюме начала XIX века ювелирные украшения применялись гораздо меньше, чем в более пышной одежде XVIIIвека. Но в 1820-х — 1830-х годах роль таких украшений увеличилась. Они стали наряднее, живописнее. Шире приме­нялась миниатюрная роспись (портрет, пейзаж) на табакерках, медальо­нах. По достоинству были оценены и полудрагоценные камни интенсивных окрасок (кораллы, гранаты).

Цветной камень.Русское камнерезное искусство в начале XIX века достигло своего расцвета. Проекты для каменных изделий создавали Воро-нихин, Росси, Гальберг. Каменные вазы, торшеры, чаши по проектам Воро­нихина отличаются монументальностью, простотой гладких форм, красоч­ностью. Бронзовые опоры каменных чаш в виде женских фигур, мифиче­ских существ подчеркивают красоту камня. В каменных изделиях по проектам Росси силуэты усложняются, большое значение приобретают резьба и бронзовые украшения (ил. 128).

Открытие колоссальных залежей малахита отметило 1830-е — 1840-е годы увлечением его яркой красотой, особенно в сочетании с бронзой в бытовых предметах, вазах.

Мастера-камнерезы были подлинными художниками. Они умели выя­вить фантастическое богатство природных рисунков, цвета — яшм, орлеца, малахита и других камней. Мировой известностью пользуется изобретен­ный нашими мастерами способ русской мозаики — оклейка пластинками, преимущественно малахита, криволинейных поверхностей изделий из де­шевого камня или меди. Мастера были одновременно и художниками и са­мородками-механиками, изобретателями новых приспособлений для обра­ботки камня (В. О. Каковин — Екатеринбургская фабрика, Ф. В. Стриж-ков — Колыванская).

Прикладное искусство первой трети XIX века под непосредственным воздействием Воронихина, Стасова, Росси, Бове, Григорьева и других зод­чих достигло высокого совершенства. Но в середине 1830-х годов стиль классицизм обнаружил признаки вырождения. Его строгость, сухость, излишняя парадность не отвечали новым вкусам дворянства этого периода, нарождающейся буржуазии.

Еще в конце 1820-х годов начались поиски новых художественных средств. Желая отойти от застывших канонов классицизма, архитекторы и художники обратились к искусству средневековья, Ренессанса, к экзоти­ке Востока. Заимствованные мотивы они трактовали свободно, романтиче­ски приподнято. Но поверхностное воспроизведение элементов стилей про­шлых эпох приводило к эклектике.

Поиски рациональных решений характерны для интерьера. Анфилада комнат постепенно уступила место замкнутым помещениям, более удобным в повседневной жизни. Это вызывает новые приемы размещения обста­новки — не симметрично, как в начале XIX века, а свободно, живописными уголками. Комнаты заполнялись гораздо большим количеством мебели, предметов быта, цветами.

В 1840-х — 1850-х годах в отделке интерьеров с большей или меньшей точностью воспроизводили стили рококо, меньше барокко, применяли и восточные стили, порою и все вместе.

В эти же годы совершенствовались техника и технология фабрично-заводского производства. Начатое еще ранее внедрение машин быстро расширялось, особенно в текстильной промышленности. Увеличился вы­пуск массовых, дешевых промышленных изделий, главным образом хлоп­чатобумажных.

Роль тканей значительно увеличилась в обивке стен, мебели (ситец, шелк, бархат), в оформлении комнат (драпировки, ковры, скатерти). В ри­сунках тканей господствовали натуралистические цветочные мотивы, орна­менты разных стилей. В дешевых ситцах сохранялась близость к народной набойке.

В мебели появились новые, более разнообразные формы — низкие дива­ны угловые, круглые для середины комнаты, кушетки, оттоманки, этажер­ки. В моду вошла мебель, сплошь обтянутая стеганой тканью. Красное дерево вытеснялось орехом, дубом, простыми породами древесины, с окрас­кой в темные тона или позолотой.

Частные фарфоровые заводы — Гарднера, Попова, Батенина, Сафроно-ва и других — выпускали новые, разнообразные формы чайной посуды: многогранные, мягко округлые, ярко расписанные цветами, пейзажами, орнаментами в разных стилях. Гжельские мелкие крестьянские заводы создавали фарфоровые фигурки, тесно связанные с народными традиция­ми. Скульптурки — барынь, служанок, половых, гувернеров — трактова­лись живо, с юмором, ярко, лаконично расписывались. Фарфор Казенного завода, сохранив свои технические качества, терял художественные. Формы посуды, огромных ваз перегружались копиями картин, рельефными орнаментами, золоченными под бронзу.

В стекле в этот период выделялись изделия частных заводов Мальцовых, Бахметьева и других. Стало модным цветное стекло, многослойное, с эле­ментами готического орнамента, применялась нарядная роспись.

Росло стремление к показной роскоши, перестали ценить красоту самого материала, закрывая его излишней орнаментикой, позолотой.

Подражание различным стилям (эклектика) отрицательно сказалось на художественном развитии прикладного искусства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х XIX вв... Ответственные редакторы... И А Бартенев Р И Власова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО X - СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА
Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языче­ской, а потому большинство тех произведений искусства, которые и

ИСКУССТВО КОНЦА XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограбле­ны многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен масте

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-XVI ВЕКОВ
Во второй половине XV — первой половине XVI века завершается про­цесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необы­чайно возрастает общественное место литературы в жизни госуда

ИСКУССТВО XVII ВЕКА
В начале XVII века усиление крепостного гнета вызвало широкое народно-освободительное движение. Одновременно шла борьба за власть внутри класса феодалов, что облегчило интервенцию польских, литовск

АРХИТЕКТУРА
Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII — XVIII веков вызвали и значительные изменения в русской архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых производ­с

СКУЛЬПТУРА
В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравни­тельно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются

ЖИВОПИСЬ
Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами. Получают свое развитие историческая компо­зиция, баталия, портрет, зарождаются натюрморт, миниатюра. Широ

ГРАВЮРА
В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строи­тельства русского государства. Она существовала в форме книж

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропе

Принципиально изменился и облик русской живописи.
В 1757 году была учреждена Академия трех знатнейших художеств, призванная сыграть важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и ж

Или 1736-1808
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию художеств. Рокотов прославился в основном небольшими по форм

СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
- Вторая половина18 века – начало 19 века – золотой век русской скульптуры. - Целая плеяда выдающихся скульпторов. - Петербургской Академ

АРХИТЕКТУРА
В развитии русской архитектуры первой половины XIX века можно выделить три основных этапа. Первый — с начала столетия до Отечест­венной войны' 1812 года, второй — с середины 1810-х годов до конца 1

СКУЛЬПТУРА
В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Именно в это время были созданы многие памятники выдаю­щимся русским людям, надгробия, возникли оригинальные произведен

ЖИВОПИСЬ
В первой половине XIX века живопись представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства был не простым и прямолинейным, по-своему о

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Еще на рубеже XVII — XVIII веков реформы Петра I углубляют разде­ление русской культуры на народную и дворянскую. По их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей по

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ Крымская война 1855 —1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Живопись 1860-х годов.Под влиянием демократических идей уже в 60-е годы появились картины, будившие мысль, призывавшие зрителя задуматься над русской действительностью и бороться с

СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степе­ни зависела от государственных или частнокапиталистических

АРХИТЕКТУРА
Впореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капита­лизма увеличивался рост городов, прежде всего крупных центров. Большое значение имело развитие железнодорожной се

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Социально-экономические процессы в пореформенной России вызвали глубокие сдвиги в народном домашнем ремесле и художественных про­мыслах. В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Лени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги