рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА Введение Крымская Война 1855 —1856 Годов Подорвала Крепостнический С...

ВВЕДЕНИЕ

Крымская война 1855 —1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все большее возмущение. Крестьянские волнения прокатились по всей стране, назревала революци­онная ситуация. В. И. Ленин в статье «Крестьянская реформа» и пролетар­ски-крестьянская революция» (1911) писал: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России».

В этой обстановке самодержавие было вынуждено идти на уступки и решиться на освобождение крестьян сверху, боясь, что доведенный до отчаяния народ восстанет против поработителей и освободится своими силами.

Реформа 1861 года открыла дорогу капиталистическому развитию Рос­сии. Правда, реформа носила крепостнический характер: хотя личная зависимость крестьян от помещиков была официально упразднена, в стране по-прежнему сохранялись старые порядки.

Идеологами крестьянских масс выступили русские революционные де­мократы, поставившие своей целью бороться за интересы народа, за его освобождение от крепостничества. Их деятельность, связанная со вторым разночинским периодом русского освободительного движения, разбудила широкие слои общества к сознательной гражданской жизни. Демократиче­ская мысль проникала во все области русской культуры.

Диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) стала знаменем борьбы демократических дея­телей искусства и литературы. Чернышевский учил, что «прекрасное есть жизнь», что писатель и художник обязаны не только правдиво отражать жизнь своего народа, но и выносить в своих произведениях общественный приговор отрицательным явлениям современности.

Необычайно высокого развития достигла русская литература. Н. А. Не­красов с глубокой сердечной болью писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, разоблачал уродства крепостничества. В самые темные углы беспросветной действительности заглянул М. Е. Сал­тыков-Щедрин, предав беспощадному осмеянию помещичье-чиновничью Россию. Комедии и драмы А. Н. Островского обличали самодурство и ко­рысть старого московского купечества, взяточничество и спесь чиновников. Русские писатели создали образ маленького человека, сохранившего в тя­желейших условиях чистое сердце и любовь к правде. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский проникли в глубины человеческой психологии. Компо­зиторы «Могучей кучки» принесли славу национальной музыке.

Влияние русской демократической мысли и прогрессивной литературы благотворно сказалось на развитии изобразительного искусства. Художни­ки-демократы поставили целью связать свое творчество с актуальными вопросами современности. Это была страстная, непримиримая борьба за подлинно народное искусство.

В 1863 году четырнадцать воспитанников Академии художеств под воздействием демократических идей выразили решительный протест про­тив казенного, официального искусства и отказались писать конкурсную картину на заданные темы: «Освобождение крестьян» и «Пир в Валгалле» (последняя взята из древнескандинавского эпоса). Молодые художники во главе с И. Н. Крамским, ратовавшие за свободный выбор темы, оставили стены Академии. Это было небывалое коллективное выступление против обветшавших академических традиций.

«Протестанты» искали новых путей искусства и, выйдя из Академии, организовали «Первую Санкт-Петербургскую артель свободных художни­ков» — художественную коммуну, основанную под воздействием популяр­ного романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Они стали жить вместе, сообща брали заказы и заработок делили поровну, свои же картины посвя­щали сценам из народной жизни. И хотя Артель просуществовала сравни­тельно недолго, так как организационные формы ее были мало реальны в обстановке того времени, влияние этого объединения на последующее развитие русского прогрессивного искусства было исключительно велико.

Критический реализм стал основным методом всех передовых художни­ков второй половины XIX века. Это было важнейшее направление, форми­рующее национальную художественную школу.

Критический реализм развивался и укреплялся в борьбе с идеалистиче­ской эстетикой за народность искусства, утверждающего новые идеалы. Художники вслед за Чернышевским могли бы сказать, что они стремятся передать действительность многообразно — «в формах самой жизни».

Главное содержание искусства — современная жизнь народа — посте­пенно осознавалось как результат исторического процесса и было тесно связано с постоянным обогащением реализма, о чем свидетельствуют этапы его развития в XIX — начале XX века. В единстве правдивого и актуально­го содержания сюжетов и четкого построения действия в композиции, в психологической выразительности образов и цветовой гармонии лучшие художники-реалисты видели важнейшую задачу творческих поисков. Бо­рясь за идейность искусства, они выступали убежденными противниками как казенного академического псевдоклассицизма, так и пошло-обыватель­ского натурализма.

Исследованию искусства и творческих проблем реализма второй поло­вины XIX века посвящено множество трудов советских авторов. И в настоя­щее время по-прежнему не ослабевает актуальность углубленного анализа высоких демократических традиций наших предшественников — как ис­кусства отдельных мастеров, так и теоретических вопросов, связанных с прогрессивным художественным наследием.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х XIX вв... Ответственные редакторы... И А Бартенев Р И Власова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО X - СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА
Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языче­ской, а потому большинство тех произведений искусства, которые и

ИСКУССТВО КОНЦА XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограбле­ны многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен масте

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-XVI ВЕКОВ
Во второй половине XV — первой половине XVI века завершается про­цесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необы­чайно возрастает общественное место литературы в жизни госуда

ИСКУССТВО XVII ВЕКА
В начале XVII века усиление крепостного гнета вызвало широкое народно-освободительное движение. Одновременно шла борьба за власть внутри класса феодалов, что облегчило интервенцию польских, литовск

АРХИТЕКТУРА
Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII — XVIII веков вызвали и значительные изменения в русской архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых производ­с

СКУЛЬПТУРА
В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравни­тельно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются

ЖИВОПИСЬ
Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами. Получают свое развитие историческая компо­зиция, баталия, портрет, зарождаются натюрморт, миниатюра. Широ

ГРАВЮРА
В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строи­тельства русского государства. Она существовала в форме книж

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропе

Принципиально изменился и облик русской живописи.
В 1757 году была учреждена Академия трех знатнейших художеств, призванная сыграть важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и ж

Или 1736-1808
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию художеств. Рокотов прославился в основном небольшими по форм

СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
- Вторая половина18 века – начало 19 века – золотой век русской скульптуры. - Целая плеяда выдающихся скульпторов. - Петербургской Академ

АРХИТЕКТУРА
В развитии русской архитектуры первой половины XIX века можно выделить три основных этапа. Первый — с начала столетия до Отечест­венной войны' 1812 года, второй — с середины 1810-х годов до конца 1

СКУЛЬПТУРА
В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Именно в это время были созданы многие памятники выдаю­щимся русским людям, надгробия, возникли оригинальные произведен

ЖИВОПИСЬ
В первой половине XIX века живопись представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства был не простым и прямолинейным, по-своему о

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В развитии прикладного искусства первой половины XIX века наме­чается два периода: от начала столетия до середины 1830-х годов и вто­рой — от середины 1830-х до 1860-х годов. После Отечест

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Еще на рубеже XVII — XVIII веков реформы Петра I углубляют разде­ление русской культуры на народную и дворянскую. По их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей по

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Живопись 1860-х годов.Под влиянием демократических идей уже в 60-е годы появились картины, будившие мысль, призывавшие зрителя задуматься над русской действительностью и бороться с

СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степе­ни зависела от государственных или частнокапиталистических

АРХИТЕКТУРА
Впореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капита­лизма увеличивался рост городов, прежде всего крупных центров. Большое значение имело развитие железнодорожной се

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Социально-экономические процессы в пореформенной России вызвали глубокие сдвиги в народном домашнем ремесле и художественных про­мыслах. В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Лени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги