ГРАВЮРА - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В Эпоху Петровских Реформ Гравюре Придавалось Большое Значение, Ибо Она Наибо...
В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Она существовала в форме книжной иллюстрации, а также самостоятельных станковых произведений, исполненных в жанре баталии, городского пейзажа, портрета и т. д. Гравированные листы рассылались по стране. Их давали также русским дипломатам в зарубежных государствах для демонстрации успехов в России.
А. Ф. Зубов (1682 — после 1750). Крупнейшим мастером русской гравюры начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов. Вместе с братом Иваном, впоследствии известным московским гравером, он сначала учился в Оружейной палате, а затем у А. Шхонебека. В историю русского искусства Зубов вошел как первый создатель видов Петербурга. Ему принадлежат огромная «Панорама Петербурга» (1716, ил. 48) на восьми листах, изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.
М. И. Махаев (1718—1770). В середине XVIII века обширную серию видов Петербурга создал Михаил Иванович Махаев. При помощи камеры-обскуры он фиксировал контуры изображений, а затем сочинял свои композиции — панорамы Невы с кораблями, виды отдельных зданий вдоль этой реки и каналов. Они были награвированы работавшими при Академии наук «под смотрением» И. А. Соколова мастерами Е. Г. Виноградовым, Г. А. Качаловым и другими. Листы Махаева, получившие широкую известность не только в России, но и за ее пределами, отличает от зубовских панорам их более «картинный» характер. Изображения отчетливо передают облик столицы, ее архитектуру. Они исполнены с большим пониманием перспективы, с тонким умением передать глубину пространства. Рисунки Махаева (и гравюры по ним) служили живописцам XVIII века образцами для картин.
Вместе с совершенствованием «ученой» гравюры в русском искусстве XVIII столетия получает развитие народная картинка — лубок, резавшийся вначале на дереве, позднее — на меди. Лубочная гравюра распространялась в широких кругах народа. Именно в ней, сохранявшей традиционные сюжеты и в то же время затрагивавшей злободневные вопросы, отчетливее всего проявилась сатирическая тенденция в изобразительном искусстве всего XVIII века.
ИСКУССТВО X - СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА
Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языческой, а потому большинство тех произведений искусства, которые и
ИСКУССТВО КОНЦА XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограблены многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен масте
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-XVI ВЕКОВ
Во второй половине XV — первой половине XVI века завершается процесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необычайно возрастает общественное место литературы в жизни госуда
ИСКУССТВО XVII ВЕКА
В начале XVII века усиление крепостного гнета вызвало широкое народно-освободительное движение. Одновременно шла борьба за власть внутри класса феодалов, что облегчило интервенцию польских, литовск
АРХИТЕКТУРА
Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII — XVIII веков вызвали и значительные изменения в русской архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых производс
СКУЛЬПТУРА
В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются
ЖИВОПИСЬ
Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами. Получают свое развитие историческая композиция, баталия, портрет, зарождаются натюрморт, миниатюра. Широ
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропе
Принципиально изменился и облик русской живописи.
В 1757 году была учреждена Академия трех знатнейших художеств, призванная сыграть важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и ж
Или 1736-1808
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию художеств.
Рокотов прославился в основном небольшими по форм
СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
- Вторая половина18 века – начало 19 века – золотой век русской скульптуры.
- Целая плеяда выдающихся скульпторов.
- Петербургской Академ
АРХИТЕКТУРА
В развитии русской архитектуры первой половины XIX века можно выделить три основных этапа. Первый — с начала столетия до Отечественной войны' 1812 года, второй — с середины 1810-х годов до конца 1
СКУЛЬПТУРА
В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Именно в это время были созданы многие памятники выдающимся русским людям, надгробия, возникли оригинальные произведен
ЖИВОПИСЬ
В первой половине XIX века живопись представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства был не простым и прямолинейным, по-своему о
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В развитии прикладного искусства первой половины XIX века намечается два периода: от начала столетия до середины 1830-х годов и второй — от середины 1830-х до 1860-х годов.
После Отечест
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Еще на рубеже XVII — XVIII веков реформы Петра I углубляют разделение русской культуры на народную и дворянскую. По их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей по
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ
Крымская война 1855 —1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все
ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Живопись 1860-х годов.Под влиянием демократических идей уже в 60-е годы появились картины, будившие мысль, призывавшие зрителя задуматься над русской действительностью и бороться с
СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степени зависела от государственных или частнокапиталистических
АРХИТЕКТУРА
Впореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капитализма увеличивался рост городов, прежде всего крупных центров. Большое значение имело развитие железнодорожной се
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Социально-экономические процессы в пореформенной России вызвали глубокие сдвиги в народном домашнем ремесле и художественных промыслах.
В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Лени
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов