рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КЕРАМИКА

КЕРАМИКА - раздел История, Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств Динамичность Ритмики Жизни В Средней Части Апеннинского Полуострова, Получавш...

Динамичность ритмики жизни в средней части Апеннинского полуострова, получавшая в годы становления этрусских городов отражение в произведениях искусства, от памятников архитектуры до ювелирных изделий, нашла отголосок и в облике керамических сосудов VII века до н.э. Лишь позднее их художественные формы успокоятся, взаимоотношения частей станут более гармоничными. Замысловатость форм и сложность композиций, отмечавшиеся выше в этрусских изделиях из резной кости, обнаруживаются и в керамике VII века до н.э., в сосудах так называемых импасто и буккеро, изготавливавшихся из глины от руки или на гончарном круге и имеющих красного или черного цвета поверхность, отполированную с помощью лощения

Этрусская керамика более, чем какая-либо другая художественная продукция, отличалась своеобразием, [с.59] присущим творческому гению народа. Из мастерских того времени выходила всевозможная посуда, чаще всего причудливая по облику, с ручками, нередко уподобленными человеческой фигуре или какому-нибудь существу. Необычны порой и формы кувшинов, напоминающие животное или птицу, растение или плод. Очень искусно сделан небольшой этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки (ил. 34).

Сосуды импасто, красноватого или темного цвета, восходящие к виллановианской керамике, создавались из плохо отмученной глины не всегда ручной лепкой, но и на гончарном круге. Довольно много было распространено в этрусских городах чаш типа буккеро из черной глины — усовершенствованного импасто. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного же цвета. Другие, легкое буккеро, исполнены из того же материала, но с тонкими стенками и чаще не с рельефными, но процарапанными узорами7. Сосуды буккеро, появившиеся в Этрурии во второй половине VII века до н.э., получили и далее широкое распространение, не очень изменяясь в формах и принципах обработки материала.

К концу VII — началу VI века до н.э. относятся массивные высокие подставки для нуждавшихся в опоре котлов со сферическим поддоном (ил. 35). В собрании Эрмитажа имеется такой памятник — граненый котел импасто с торчащими в стороны протомами — львиными мордами с разинутыми пастями и вытянутыми шеями, выступающими от него так, как будут два тысячелетия спустя выступать химеры на готических соборах. Кажется, они служили не только оберегами содержимого сосуда, но и своеобразными ручками для переноса большого, почти шаровидного котла. Не менее сложна своим решением высокая подставка. Она состоит из верхней чашевидной опоры, на которой

[с.60] [с.61]
34. Этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. Глина. VII в. до н.э. 35. Котел-лебес на фигурной подставке. Глина, импасто. Конец VII в. до н.э.
   
       

[с.62] покоится котел, и нижней, подобной ей, но перевернутой и имеющей на поверхности четыре круга, каждый с шестью лучевыми прорезями, делающими подставку ажурной и более легкой. Два сферических утолщения в центральной части подставки напоминают также чаши, поставленные одна на другую. Мастер соединил их с верхней и нижней полусферами декоративными, рельефными изваяниями в виде стилизованных зверьков, которые могли использоваться также как ручки для переноса подставки с котлом. Подставка имеет не только рельефные украшения, но и красочные. На ее поверхности проведены волнистые, слегка углубленные полосы, заполненные коричневой краской. Они воспринимаются как потоки вод, которые преодолевают, стремясь кверху, стилизованные зверьки. Нетрудно заметить, что и в формах и в декоре этого сложного сооружения нашли выражение реальные представления мастера о мире, художественно воплощенные в керамические образы.

Этрусские сосуды той поры не только сложны, но нередко и изысканны по формам. Таков кувшин с высоким горлом, оканчивающимся головкой коня, с ручкой в виде наездника, держащегося обеими руками за тело лошади (ил. 36). Изготовивший его гончар увидел в форме обычного кувшина контуры живых существ и сумел придать творчески воображенным фигурам величие и монументальность. Талантливый мастер искусно декорировал кувшин, украсил голову коня роскошным цветком лилии, который нередко использовался в то время для оживления терракотовых и бронзовых изделий; извилистыми линиями он изобразил локоны наездника, волнистым орнаментом покрыл боковые части горла сосуда и поместил красивые розетты по краям широкого тулова.

Фантазия гончара вызывала и изощренные формы у небольших по размерам глиняных шкатулок-пиксид буккеро (13, ил. 11c). Крышка найденной в

[с.63]

36. Фигурный сосуд из некрополя Черветери. Глина, буккеро. VII в. до н.э.

[с.64] Ветулонии пиксиды окружена двадцатью шестью радиальными, оканчивающимися шариками-выступами, напоминающими стилизованные формы растения. На поверхности крышки в невысоком рельефе с процарапыванием изображены коза, пантера и лев. Распространенным явлением было введение тогда в формы керамики фигур животных. Гончары обычно показывали их подвижными, энергичными, как бы придавая глине жизненную экспрессию, насыщая художественные образы динамической напряженностью. Часто края пиксид буккеро, как и края лебесов, украшались головками козлов на изгибающихся, подвижных шеях; причем изваяния эти исполнены то покоя и грации, то тревоги и беспокойства.

Нередко использовались тогда мотивы древнегреческой керамики геометрического и ориентализирующего стилей: крышку одноручного кувшина буккеро из Орвието украшает вылепленная от руки лошадка, подобная встречающимся на крышках древнегреческих пиксид. На глиняном горле этого же сосуда оттиснут фриз с изображением мерно следующих друг за другом животных, вызывающий в памяти живописные фризы родосских кувшинов ориентализирующего стиля (13, ил. 30a). Трактовка животных на сосудах VII века до н.э. весьма различна. Иногда это предельно обобщенная и геометризированная, величественная и спокойная фигурка. Порой этрусские мастера приближают облик животных, их подвижные и динамичные силуэты к реальным прототипам.

В формах некоторых изделий буккеро VII века до н.э. гончары добивались большой выразительности (13, ил. 12в). Так, ребристые вертикальные каннелюры на тулове найденного в Цере кувшина подчеркивают стройность и красоту его объема. Горло и ручка этого простого по очертаниям сосуда оживлены узорами пальметт, контурами фантастических животных. Многие кубки буккеро имеют графические изображения [с.65] (13, ил. 12с): дно кубка из Ветулонии украшено фигурой сфинкса, на конической ножке процарапана этрусская надпись. Высота и форма плоской ручки заставляют думать о возможном повторении в этом глиняном сосуде какого-нибудь бронзового изделия. Все в таких керамических произведениях своеобразно и типично только для художественных образов Западного Средиземноморья.

Тесные связи гончаров с греческими мастерами, знакомство их с эллинской керамикой геометрического стиля VIII века до н.э. и памятниками ориентализирующего стиля VII века до н.э. несомненны. Симметричная композиция на поверхности одного из этрусских кратеров — человек держит за уздечки двух лошадок, стоящих по обе от него стороны, — почти в точности повторяет роспись аргосско-сикионского сосуда (13, ил. 12д).

Глиняные погребальные урны для пепла после кремации иногда изготавливались особенно тщательно. Одна из таких урн, найденная вблизи Цере, сделана из красного импасто и отличается хорошо приготовленной глиной, красивым цветом гладко отполированной, залощенной поверхности. На ее глиняной красного импасто подставке типа блюда оттиснут орнамент по краю (ил. 37). Форма урны, сужающейся вверху и внизу, но расширяющейся в середине, вызывает в памяти биконические виллановианские сосуды. Однако налицо видоизменение формы согласно новым вкусам и художественным воззрениям и богатый декор. В нижней части это реберчатый линейный орнамент, на уровне горизонтальных ручек на тулове — узор в виде двух извивающихся линий, своеобразная плетенка, на внешней поверхности ручек — кружки. Верхнюю часть урны украшают однообразные, помещенные в прямоугольные рамки оттиски в сырой глине, возможно лошадок; мерный повтор их напоминает рельефы на фризах древнегреческих сосудов VII века до н.э. [с.66]

 
37. Погребальная урна из Черветери с рельефами. Глина, красное импасто. VII в. до н.э.
 

Выше идет фриз из повторяющихся круговых розетт, а узор, напоминающий гирлянды, тянется по плечам урны. По краям подставки оттиснуты в глине шествующие друг за другом животные: грифы, кабан, олень, коза.

В мастерских конца VII века до н.э. исполнялись и фигурные сосуды буккеро. Небольшой, сделанный в виде петушка флакон имеет крышку — клюв и гребешок (ил. 38). Возможно, что этот фигурный флакон для душистого масла или детский кувшинчик не только ставили, но и носили, так как в верхней части имеется отверстие для ремешка. Выцарапанный на его поверхности этрусский алфавит служил своеобразным учебным пособием.

[с.67]
38а, б. Фигурный сосуд в виде петушка с выцарапанным алфавитом. Глина, буккеро. VII в. до н.э.
 

Керамика — импасто черное и красное, буккеро тяжелое и легкое — свидетельствует лучше, чем какой-либо другой вид искусства, о богатых творческих возможностях этрусских гончаров.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств

ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КЕРАМИКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО VIII—VII ВЕКОВ ДО Н.Э.
[с.13] Племена эпохи бронзы, жившие на Апеннинском полуострове до этрусков, оставили после себя мало памятников. О предметах, которыми пользовались люди тех далеких времен, их жилищах, утвари, одеж

АРХИТЕКТУРА
В точных расчетах и глубоко продуманных строительных решениях этрусских зодчих нашел отражение научный гений этого народа, в особенных по характеру своей гармонии архитектурных образах проявился ег

ЖИВОПИСЬ
Художественная основа этрусских гробниц VII века до н.э. заключалась в их архитектурной конструкции. Живописных композиций стены склепов в большинстве своем еще не несли. Однако именно в то время н

СКУЛЬПТУРА
В VII веке до н.э. у этрусков мало памятников крупных размеров. Монументальных статуй, подобных древнегреческим куросам, вызывающим удивление величавостью форм, Этрурия не знала. Не исполнялись так

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
В VII веке до н.э. в этрусских городах широко распространилось производство золотых ювелирных изделий. Кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвески, исполнявшиеся с большим вкусом и чувством гармони

ИСКУССТВО VI ВЕКА ДО н. э.
[с.78] В VI веке до н. э. этрусские города достигли вершины своего развития как в социально-экономическом, так и в культурно-художественном отношении. При римском царе Тарквинии Древнем этруски был

АРХИТЕКТУРА
В VI веке до н. э. достигло совершенства градостроительство этрусков. Их экономическое развитие позволяло строить прочно и красиво и ранее, но только в VI веке до н. э., возможно, в его начале, этр

ЖИВОПИСЬ
К концу VII — началу VI века до н. э. появляются росписи в гробницах близ Кьюзи, в Пании, Поджо-Ренцо и других центрах (15, с. 56). Сами камеры при [с.100] этом еще продолжали сохранять прежние неб

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Скульптурные формы в этрусском искусстве развивались от обобщенных, порой грубо исполненных образов начала VI века до н. э. к более совершенным, гармоничным конца столетия. Мастера, как отмечалось

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Разнообразные формы принимал архитектурный декор в VI веке до н. э., придававший зданиям нарядный облик. Кроме крупных, полых внутри статуй, иногда в рост человека, а также односторонних антефиксов

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И КЕРАМИКА
Расцвет городов и возросшая состоятельность знатных семейств способствовали развитию этрусской торевтики. Ювелирные изделия VI века до н. э. сохраняли великолепие и гармоничность произведений VII в

ИСКУССТВО V ВЕКА ДО Н.Э.
[с.175] В конце VI — начале V века до н. э. появились первые признаки растущего могущества Рима и ослабления этрусских городов. Уже в 524 году до н. э. этруски потерпели неудачу при Кумах, где влас

АРХИТЕКТУРА
Историческая обстановка начала V века до н. э. ставила перед этрусскими архитекторами задачи, прежде всего связанные с безопасностью городов. Воздвигались крепостные стены для защиты от римлян, фор

ЖИВОПИСЬ
Расписных этрусских гробниц V века до н. э. меньше, чем в предшествовавшем веке. Лучшие — это склепы Леопардов, Триклиния, Катафалка из некрополя [с.183] Монтероцци в Тарквиниях, а также гробница О

ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В стиле бронзовых памятников первой четверти V века до н. э. сохранялось еще много общего с искусством предшествующего столетия: заметна некоторая скованность движений и тяготение к статичным позам

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Черты нового художественного стиля начала V века до н. э. проявились и в храмовой декоративной скульптуре. Большую разработку тема движения получила в терракотовых антефиксах. Скульпторы создавали

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В первой половине V века до н. э. этруски продолжали создавать рельефные стелы, фигурные пеплохранильницы и крупные, до метра длиной ящикоподобные урны с завершениями, как у крышек саркофагов. В ст

ЗЕРКАЛА, КЕРАМИКА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЕММЫ
Бронзовые этрусские зеркала, круглые, а также каплевидной формы, с одной стороны тщательно полировались до получения отражения, с другой же украшались гравировкой или иногда сценами в невысоких рел

ИСКУССТВО IV ВЕКА ДО Н.Э.
[с.212] В начале IV века до н.э. этрусским городам угрожали уже не только римляне с юга, но и галльские племена, часто нападавшие с севера. Галлы, захватившие город Кьюзи, прошли Этрурию, обрушилис

ЖИВОПИСЬ
Погребальных росписей во второй половине V века до н.э. и в первой половине IV века до н.э. создавалось мало. Украшать стены склепов в те напряженные годы казалось слишком большой роскошью. Но вско

СКУЛЬПТУРА
Скульпторы IV века до н.э. сохраняли традиции этрусского искусства, имея дело с теми же материалами, что и ранее, — бронзой, глиной и камнем, но оказывались перед новыми задачами и решали их в труд

КЕРАМИКА, ЗЕРКАЛА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЛИПТИКА, МОНЕТЫ
В гончарных мастерских IV века до н.э. изготавливались и расписывались в краснофигурной технике кратеры, килики, эйнохои, стамносы и другие, в том числе фигурные сосуды. Вульчи, Черветери, Тарквини

ИСКУССТВО III—I ВЕКОВ ДО н. э.
[с.260] В первой половине III века до н. э. еще продолжалась борьба оставшихся непокоренными этрусских городов с Римом, но окончательный исход ее уже не вызывал сомнения; гибель этрусков как самост

АРХИТЕКТУРА
Во второй половине III века до н. э. этрусские города начинали восстанавливаться. Возможно, к этому периоду относится строительство жилых кварталов в городах Коза (ил. 150) и Порто Клементино; регу

ЖИВОПИСЬ
В годы борьбы с Римом, а затем последнего расцвета этрусских городов продолжали развиваться тенденции, проявлявшиеся в конце IV века до н. э.; художники обращались преимущественно к сценам в мире т

СКУЛЬПТУРА
В III—I веках до н. э. монументальных произведений создавалось этрусками немного, и, хотя, по свидетельству древних авторов, римляне, захватившие в 264 году до н. э. Вольсинии, увезли с собой две т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[с.306] В этрусском искусстве, как видно из сохранившихся памятников, были очень сильны восточные, греческие, а позднее римские художественные воздействия. Восприимчивость этрусских мастеров к твор

БИБЛИОГРАФИЯ
[с.311] 1. Античная художественная бронза. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Л., 1973. 2. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970. 3. Вальдгауер О.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги