рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке

Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке - Лекция, раздел История, Тексты лекций: Раздел Философия в исторической динамике культуры Категория Бытия Составляет Исходную Точку Онтологии И Получает Различную Трак...

Категория бытия составляет исходную точку онтологии и получает различную трактовку на разных этапах философской мысли. Уже в античной философии возникает классическое понимание бытия как некоего всеобщего основания всех реальных вещей. Последние в своем конкретном существовании опираются на что-то сущностное и единое для всех них, которое — в отличие от каждой вещи — есть вечное, неподвижное и неизменное. Иными словами, мы имеем здесь дело с субстанциальным пониманием бытия (от лат. субстанция — сущность, то, что лежит в основе). В роли же такой субстанции (то есть основы и первопричины всего сущего) выступают в различных философских течениях как духовные, так и материальные сущности. Соответственно уже в античной философии закладывается фундамент разных онтологических моделей мира.

В качестве материальных сущностей, составляющих единое основание вещей, в историко-философской традиции выступали различные начала. На первых порах в античной философии таковыми считались так называемые “стихии” (огонь, вода, воздух, земля), апейрон (по греч. беспредельное) — некая бесконечная и бескачественная основа всех тел (Анаксимандр), гомеомерии (“подобные частицы”, бесконечно малые тельца — Анаксагор) и т. п. Эти наивные и вместе с тем глубокие представления оформляются затем в более строгую теорию, согласно которой первоначалами мира являются атомы, воплощающие в себе бытие, и пустота — небытие (Левкипп, Демокрит и др.). В конечном итоге все эти гипотезы привели к появлению более общего представления о первоначале — материи, под которой стали понимать “первичный субстрат каждой вещи” (Аристотель). Такая материя — а ее роль чаще всего играли именно атомы — и стала для многих философов тем бытием-субстанцией, которое лежит в основании мира. Эта традиция оказалась очень живучей, получила широкое распространение в Новое время (“сущность, бытие или субстанция — все эти три слова — синонимы” — Ж. Ламетри) и сохранилась в той или иной форме вплоть до наших дней.

Духовным, то есть идеальным, основанием всего сущего выступают также различные начала, например:

а) Бог — единственное подлинное и несотворенное бытие, создающее весь остальной тварный мир. Это идея пронизывает всю историю религиозного мировидения — начиная с Библии (вспомним “Книгу Бытия” в Ветхом Завете) и кончая философскими текстами ХХ в. (“Бытие мира — тварное, сотворенное и творимое бытие”);

б) Числа (Пифагор и его последователи), которые есть не что иное, как сущности и причины вещей. “Начало всего — единица”, из чисел исходят точки, из точек — линии, из них — плоские фигуры, из плоских — объемные фигуры, из них — чувственно воспринимаемые тела (“числу все вещи подобны” — Пифагор). Числа пифагорейцев выступают, таким образом, особой математической субстанцией, лежащей в основании мира;

в) Идеи (Платон и платоники) - некие общие понятия, представления о вещах, выступающие источником и образцом для бытия вещей. Они существуют как особые бестелесные сущности и составляют царство идей. Чувственный же мир, система вещей выступает в конечном итоге порождением этих вечных идей;

г) Форма (Аристотель и другие) — “первая сущность” вещей, их вечное и неизменное первоначало. Именно форма придает конкретность бытию, а “форма форм” (Бог как чистый деятельный разум) выступает первопричиной и “первым двигателем” всего сущего.

д) монады (от греч. монас — единица) — своеобразные “живые точки”, бесконечно малые духовные сущности, которые были предложены некоторыми философами (Д. Бруно, Г. Лейбниц, Н. О. Лосский и др.) для объяснения многообразия бытия. Так, у Лейбница эти активно-деятельные образования разнородны, и каждый их вид лежит в основании различных сфер бытия — неорганического мира, живой природы, людей (возможно, и живых существ, более совершенных, чем люди) и др.

Мы с вами познакомились с двумя базисными категориями, которые лежат в основании так называемой “традиционной онтологии”, достоинство которой состоит в том, что она фиксирует реальность и предзаданность мира для человека и ориентирует его на познание действительного бытия, законов его организации и динамики.

Позднее, с середины XIX и особенно в XX в. многие философы, в первую очередь антропологического направления, все чаще отказываются от абстрактного употребления категории бытия и обращают свое внимание лишь на такое сущее, которое находится в выраженном отношении к своему бытию, способно осмысливать и переживать его. Понятно, что таким сущим является лишь человек, и в философии формируется поэтому новая онтология — онтология человеческой субъективности, бытия человека в мире.

"Фундаментальная онтология" (М. Хайдеггер) онтология субъективности рассматривает существование человека как базисное бытийное условие всей его активности — в том числе и познавательной.

Современная философия, стремясь постичь сущность человеческого бытия, столь трудно доступную рациональному анализу, все чаще обращается к исследованию культуры как формы реализации субъективности человека. Возникает новое направление онтологических исследований, рассматривающее культуру как "смысл, приходящий к бытию"(Левинас Э.), как основной способ человеческого бытия. "Онтология культуры" интересна тем, что уделяет большое внимание теме "онтологической судьбы" человека, его неизбежному уходу из бытия в небытие.

В исследовании различных характеристик бытия особое место занимает категория материи. Сама категория материи прошла значительную содержательную эволюцию. Если в античности материя понималась как “строительный материал”, субстрат всех вещей, то в Новое время это понятие чаще обозначало некие всеобщие атрибуты вещей — наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

На основе обобщений науки второй половины XIX в. в марксистской философии были зафиксированы некоторые новые подходы к пониманию материи. Здесь, во-первых, материя не отождествляется с какой-либо отдельной конкретной формой ее проявления, но и не противопоставляется этим формам. Материя как таковая, с этой точки зрения, в отличие от определенных, существующих вещей не является чем-то чувственно существующим, она есть абстракция, плод нашего отвлечения от качественных различий вещей. Материи как особого вещества, которое служит материалом для построения всех материальных вещей, нет. Во-вторых, развивается идея многообразия видов материи и подчеркивается, что материя не может быть сведена к одному из ее видов. В-третьих, расширяется сфера применимости категории материи и показывается, что она может быть применена не только к природе, но и к обществу, которое рассматривается как высшая ступень развития материи, имеющая свои специфические закономерности, которых нет в природе.

В ХХ же в. получил широкое распространение иной подход к категории материи — ее стали определять на основе субъект-объектного отношения. В этом смысле понятие материи обозначает лишь один атрибут вещей и явлений — их объективную реальность, то есть свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания, не быть духовным (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.). Подобная трактовка является предельно широкой и снимает ограниченности, присущие прежним дефинициям материи.

Структурная организация бытия означает, что любое материальное явление так или иначе “устроено”, структурировано.

Иерархия этих уровней может быть различной, она зависит от сферы сущего и “точки отсчета”. Так, в неживой природе часто констатируется следующая иерархия систем: вакуум — элементарные частицы — атомы — молекулы — макротела — планеты — звезды — Галактики — Метагалактика — Универсум (мир в целом). Эта простая схема не только фиксирует специфику различных материальных систем, но и отражает причинно-генетическую связь и отношения “включенности” между уровнями (скажем, молекулы возникают из атомов и включают их в свои структуры). В живой природе выделяются такие системы, как доклеточный уровень – нуклеиновые кислоты (ДНК,РНК и белки), клетки (как особый уровень биооорганизации, существующий в виде одноклеточных организмов), многоклеточные организмы, растения и животные, популяции (как надорганизменные структуры и сообщества особей одного вида, биоценозы, которые образуются в результате взаимодействия популяций между собой и окружающей средой, биосфера (как взаимодействие биоценозов между собой и воздушной средой, космическим пространством, с водной средой, с горными породами), человеческое общество (выступающее в виде особых подструктур – семья, нации, коллективы и т.д.).

Современная наука обосновывает мысль о существовании множества миров, подобных нашей Метагалактике и образующих Сверхметагалактические системы с многообразными видами материи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тексты лекций: Раздел Философия в исторической динамике культуры

Гомельский государственный университет имени Ф Скорины Тексты лекций Сиротко Н О Текст... ОГЛАВЛЕНИЕ... Раздел Философия в исторической динамике культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тексты лекций
по учебной дисциплине «Философия»   Сиротко Н.О. Текст составлен с использованием следующих изданий: Философия: учеб. пособие для студентов

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы
Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континен

Философия как тип мировоззрения
Истоки философии – в пытливости человеческого разума, согласно Аристотелю, люди начали впервые философствовать вследствие удивления. Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (бук

Основные философские проблемы, предметное поле философии
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда суще

Философия Древнего Востока, Античности
Философия как особый способ познания мира и человека одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.

Философия средневековья и эпохи Возрождения
Средневековая философия Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии. Средневековая философия была христианской по своим

Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Философия Нового времени Культурные изменения эпохи Возрождения привели к тому, что тематика средневековой религиозной философии смещается на периферию сознания. На передний план вы

Философия XIX века
Немецкий классический идеализм Немецкий классический идеализм развивался на фоне таких исторических событий, как Французская революция и наполеоновские войны. Революция воспринимала

Иррационализация философии
Наряду с марксизмом критикой гегелевской философии занимались и другие философы. Наиболее значительным критиком гегелевской системы был Шопенгауэр, который, развивая антропологическое толкование те

Философия позитивизма. Аналитическая философия.
Одним из влиятельных философских течений XIX в. был позитивизм, который видел прогресс человечества в том, чтобы перевести мышление из его метафизической стадии в научную. Позитивисты полага

Экзистенциализм
Экзистенциализм (философия существования) также формируется как реакция на рационализм и гносеологизм философской традиции. Усилия философов-экзистенциалистов были направлены на сознание концепции

Феноменология и герменевтика
В отличие от экзистенциализма, феноменолого-герменевтический проект ставит во главу угла проблему зависимости человека от о «жизненного мира». Метод феноменологии, обоснований Эдмундом Гуссерлем (1

Структурализм — постструктурализм — деконструктивизм
Структурализм как метод возник в литературоведении и искусствоведении в 30-е гг. XX в. и был основан на анализе умозрительных конструктов структур), детерминирующих (определяющих) различные явления

Философия начала XXI века: общая характеристика
Несмотря на национальные различия в развитии школ и направлений современной философии ситуация рубежа XX-XXI вв. характеризуется наличием общих тенденций, связанных, прежде всего, с вниманием миров

Лекция 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси
Национальные традиции философствования являются частью мирового философского процесса, обладая при этом значительным историческим и содержательным своеобразием. Однако степень этой вариативности ра

Понятие бытия и его основные формы
В структуре философского знания онтология как учение о бытии занимает ведущее место среди всех ее разделов. И это не случайно, поскольку от выяснения смысла категории бытия непосредственно зависит

Категория бытия в истории философии
Вопрос о бытии столь же древней, как и сама философия. Уже первые философы, начиная с основоположника милетской школы Фалеса, в центр своих размышлений ставят проблему устройства космического мироз

Движение и развитие как атрибуты материального бытия
Материальный мир, представляя собой бесконечное множество различающихся объектов, не может существовать вне движения. Посредством движения любая материальная вещь становится бытием, формируясь в оп

Пространственно–временная организация бытия
Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцирует

Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природы
Природа – одно из центральных понятий философской мысли и культуры, обладающее широким спектром значений: 1) как совокупность всего сущего; 2) как противостоящий человеку (субъекту) объективно суще

Лекция 6. Философская антропология
Философская антропология – в широком смысле слова означает философское учение о человеке, его природе, сущности. В этом значении данное учение охватывает самые различные, нередко прот

Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни – одна из основных проблем философской мысли. Пробле

Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Креационистское учение о присхождение человека. Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза Важное значение для понимания сущности человека, путе

Сознание как предмет философского осмысления
Природа сознания. Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением человека. Это действительно самый поразительный и загадочный

Лекция 7. Теория познания и философия науки
В конце ХХ века человечество оказалось перед проблемой разработки и выбора новых стратегий человеческого существования. В этих условиях постижение мира – его познание и осознание - приобретает реша

Проблема познаваемости мира
В представлениях различных философских школ процессы познаваемости человеком окружающего мира оцениваются в целом не однозначно и далеко не всегда оптимистично. В попытке ответить на вопрос «познав

Проблема субъекта и объекта познания
Исходную структуру процесса познания представляет собой субъектно-объектное отношение, являющееся базовым для познавательного процесса. В гносеологическом плане понятие субъект познания может быть

Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные (последние производятся различными участками мозга на основе определенных биосоциальных закономерносте

Понятие науки. Наука как деятельность и социальный институт. Специфика научного познания
Наука – специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Наука является феноменом

Проблема генезиса науки. Динамика науки и феномен научной революции
Научное знание возникает на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, т.е. на базе так называемого «житейского о

Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого
Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как часто полагает обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов р

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
Представление об обществе и природе как упорядоченной, целостной, гармоничной системе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исслед

Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
По мере развития социальной философии сформировались различные стратегии и исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К исследовательским программам, сфо

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении (которое и есть исторический пр

Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
Динамика культуры проявляется в способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся вне­шним и внутренним условиям своего существования. Можно выделить такие основные типы культурной

Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
Духовная жизнь общества воплощает в себе совокупность сформулированных в культуре ценностных форм сознания и социально обусловленных видов творческой деятельности по их производству, освоению и при

Роль и интерпретации техники в истории философии. Научно-технический прогресс
Техника (лат techne – искусство, мастерство) – понятие, которым в истории культуры было принято обозначать: 1. определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин);

Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
Современный этап цивилизационного развития аккумулирует в себе весь исторический опыт, накопленный человечеством, разнообразные пути и формы его общественного развития и позволяет сквозь при

Концепция устойчивого развития в современном мире
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал, что самая важная задача в этом столетии состоит в том, чтобы принять представление, кажущееся абстрактным. Речь идет об устойчивом развитии и претворени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги