рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные идеи христианской Европы

Социальные идеи христианской Европы - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Что Же Произошло С Обоснованием Порядка После Победы Христианства В Европе? В...

Что же произошло с обоснованием порядка после победы христианства в Европе? Во-первых, оно стало религиозным. В общем похожим на старые традиционные религиозно-мифологические обоснования, только религия другая, новая. Именно особенности новой мировой религии наложили свой отпечаток на оправдание социального порядка и само восприятие общества, истории.

Если боги традиционных религий посюсторонни, они вплетены в историю мира и в этом мире находятся, то христианский бог этот мир сотворил и с этого началась история. Он его создал из ничего и потому что захотел. По свободной воле. Для чего создал? Вопрос бессмысленный, ибо божественное помышление, желание не может быть понято ограниченным человеческим существом и его разумом.

Первым создателем авторитетной в католической Западной Европе христианской доктрины мира вообще и доктрины социального порядка в частности был неоплатоник и один из отцов церкви Августин Блаженный. Время создания – начало V века нашей эры. Он был очевидцем того, как рушился вечный порядок античного мира. И Августину удалось сформулировать принципы нового порядка, которые остались основополагающими на протяжении всего христианского средневековья.

Августин говорит, что бог не просто создатель мира, но он еще и постоянно поддерживает этот порядок. Если бы бог не делал этого, то мир погрузился бы в хаос. Общество есть часть этого мирового порядка.

Земной порядок, общественный, государственный противопоставляется порядку небесному, то есть град земной противопоставляется граду божьему. Последний есть царство благодати и вечной жизни, первый – юдоль греха и несправедливости, он по сути своей мир временный.

Земной порядок был бы и вовсе ужасающим, беспросветным, если бы не церковь – представитель града божьего на земле. Земное царство оправдывает свое существование служением делу спасения верующих, церкви. Исходя из этого, светская власть должна подчиняться духовной власти церкви. Получается так, что именно церковь решает, правильный ли порядок осуществляет светская власть, правильно ли она себя ведет? А дело светских государей слушать пастырей духовных и слушаться их.

Церковь делится на две части: на видимую и невидимую. Первая – это все христиане. Вторая, невидимая, состоит из всех предназначенных промыслом божьим к вечному спасению, но о том не ведающих. Станет явным, кто предназначен к спасению, только после второго пришествия Христа. Тогда наступит тысячелетнее царство праведников. После чего мир завершит свое существование. Спасенные отправятся в рай на вечное блаженство. Другие соединятся со своими ветхими телами и отправятся в ад на вечные же муки. Земной жизни больше не будет вообще.

Итак, что произошло? История человечества обрела смысл внутри библейской истории. Она начинается сотворением мира и завершается концом света. Значит, мир земной конечен. Его история – это процесс взросления и старения мира. Подобно земной истории обычного человека мир проходит шесть возрастных этапов: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость – чтобы изветшавшим умереть. Таким образом, каждый отдельный человек больше, значительнее всего земного мира, ибо душа его устремлена в вечность.

Вот схематичное изложение августиновской доктрины истории. В чем принципиальное отличие христианского оправдания мирового порядка от предшествующих религиозно-мифологических и философских? Тот порядок был вечен. Если даже он погибал вместе с космосом, то неизбежно возрождался вместе с ним. Здесь впервые возникла идея конечности земного порядка. Земная история обрела образ стрелы, выпущенной богом в некоей начальной точке и летящей к заранее определенной и неизбежной цели, которая есть ее конец, конец этой истории.

Этот «полет стрелы» от человека никак не зависит. Чтобы он на земле ни делал, все равно будет так, что мир кончится. Бог так постановил и так сделал. Таким образом, взвешенная ценность человеческой истории становится меньше любой человеческой души, потому что человеческая душа бессмертна, мир земной – смертен. Родился и непременно умрет.

Получается так, что ценность мира чрезвычайно снижена его конечностью. Для каждого отдельного человека значимость социального порядка, да и земной жизни вообще не очень важна. Главное – спасение вечной души, то есть стремление быть угодным богу и надежда на вечное блаженство. Таким образом, земная жизнь утрачивает собственную ценность. В традиционном религиозно-мифологическом обосновании земная жизнь людей необходима, чтобы служить богам, их желаниям, указаниям. Потустороннему христианскому богу самому земная жизнь не нужна. По сути, это место испытания для человеческой души и все. Человек пришел сюда на короткое время, показал, как он может со своей душой разбираться, и привет! Жизнь окончена.

С другой стороны, идея линейности человеческой истории создала логическое пространство, место для идеи прогресса. Для появления идеи человеческого прогресса надо было кольцо вечно возвращающегося мира разорвать, разрезать и вытянуть в линию. Что и сделало христианство, поместив мир между началом и концом, пунктами А и Б.

Теперь можно убрать бога от творения человека и поставить обезьяну, а конечное царство божье заменить коммунизмом, постиндустриальным обществом или еще чем-то подобным, то есть возникает пространство неизбежного и однонаправленного изменения истории, а смысл, цель изменения может быть отыскана и другая. Теперь этот мир не может быть повернут вспять, не может родиться снова, как и отдельный человек. Жизнь и человека, и всего земного мира однократна.

В противоположность античному христианское обоснование социального порядка обращено не к человеческому разуму, а к священному тексту и предполагает веру в святость этого текста. В основе порядка мирового и общественного лежит текст, в котором воплощены сверхразумные божественные истины, и в них надлежит поверить. Человек должен стремиться понимать только то, что ему доступно. Он должен знать, что мир создан богом, что обречен им на погибель, а вот почему это так – не его ума дело. Бог так решил.

Теперь перенесемся на восемь столетий вперед, из эпохи крушения античности в эпоху расцвета Средневековья. Середина XIII века и Фома Аквинский. В качестве рациональной основы теперь не Платон, как у Августина, а Аристотель. И первое принципиальное отличие вполне аристотелевское – это признание права человека на личное счастье в земной жизни. Безусловно, если оно не противоречит главному делу спасения души.

Фома формулирует три функции, которые определяют структуру социального порядка: люди молятся, управляют, трудятся. Вот что необходимо для обеспечения существования земного порядка. Эти функции есть божественное установление, и поскольку они от бога, человек не может их изменить, не может даже помыслить изменение.

Внутри этих функций у каждого человека есть свое место. На этом самом месте человек может добиваться личного счастья, совершенствуясь в выпавшем на его долю деле. О праве человека на личное счастье Августин даже не упоминал. Человек у Августина предназначен для должного. Тот человек, который о душе заботится.

Следуя Аристотелю, Аквинат выделяет в человеческой душе чувственную и разумную части. Чувственная, аффективная часть объединяет человека с животным миром. Эта часть души и есть основа человеческой греховности, и потому для ее смирения необходимо государство. Вторая, разумная часть души, обращена к богу. Для своего существования она нуждается в церкви как в земном представительстве божества. И так же, как в человеке разумная часть души должна господствовать над чувственной, так и в обществе первичным институтом власти является церковь. То есть, как и для Августина, для Фомы высший авторитет церкви в обществе и государстве несомненен.

Земная светская власть может быть устроена по-разному. Лучшее устройство – монархия. Почему? Потому что один бог в мире, одна душа в человеческом теле и один хозяин в государстве. Этот порядок священен, но Аквинат допускает право критики светской власти не только церковью, но и народом. Критики вплоть до устранения государя своим народом, если тот о подданных не заботится, нарушает божеские и человеческие законы. Однако главная забота любого государя есть дела церкви. Это, в первую очередь, борьба с еретиками. Тут государь должен быть совершенно беспощаден. По требованию церкви карать безжалостно, чтобы ересь не распространилась и не погубила христианские души.

Человеческое поведение, социальное в том числе, не может руководствоваться только разумом человека. Его недостаточно, чтобы управлять поступками. Человеческое поведение направляется тремя видами законов.

Во-первых, божественным вечным законом, который сформулирован в Ветхом и Новом заветах. В правильности этих законов он даже не может сомневаться, поскольку это сверхразумные законы.

Во-вторых, естественным законом, в основе которого лежит присущее человеку стремление к благу, к счастью, к избеганию зла.

И только на третьем месте человеческий закон. То есть на третьем по значению находятся законы государства и общества, удерживающие людей от совершения зла силой.

Итак, что принципиально нового произошло с обоснованием социального порядка после гибели античной цивилизации. В античности социальный порядок оправдывался либо традиционными религиозно-мифологическими обоснованиями, либо философскими. При философском обосновании социальный порядок весь лежит как будто на подносе перед разумом, и разум определяет, что в нем правильно, что неправильно.

С торжеством христианства в обосновании порядка место разума совсем не главное. Порядок принципиально сверхразумен, а не просто божественен, как в старину. Он такой есть и не подлежит критике человеческого разума. Его форма кажется вечной, неизменной, только мир временен. Получается противоречие: мир смертен, а порядок вечен. И неизменность социального порядка, установленная богом, приобретает конечность, временность из-за конечности мира. Порядок тоже смертен, потому что мир смертен, и более того, говорить о его совершенстве бессмысленно. Мир земной несовершенен, тогда и общественный порядок несовершенен. Совершенен лишь божественный потусторонний порядок. То есть, несмотря на то, что этот земной порядок критиковать нельзя, поскольку он установлен богом, но и о его совершенстве говорить бессмысленно. У Платона есть образ совершенного порядка, и у Аристотеля он есть, у Конфуция есть, у даосов есть, и у легистов есть идеал совершенного порядка. И порядок, религиозно-мифологически обоснованный традиционными религиями, он также совершенен. Боги его установили, и он таким пребудет всегда. Другим и быть не может.

В средневековом христианском мире несовершенство социального порядка не обсуждаемо. Изначально он – юдоль греха, его надо претерпеть. В нем человек мучается, но ему недолго мучиться. Зато потом вечное блаженство или вечные муки. В античности порядок улучшаемый и в Китае тоже. В средневековом мире – нет. Какой смысл у Августина говорить об улучшении социального порядка? Никакого! У Фомы Аквинского порядок тоже улучшить нельзя, правда, самому можно в нем получше, удобнее устроиться. Таким образом, средневековый социальный порядок – неизменный, «вечный», несовершенный, но не улучшаемый, просто потому, что в христианском мире смысл, фокус жизни человека должен быть по ту сторону социального порядка, вне его. Так же и в исламском мире, буддистском, индуистском,… то есть в любом обществе, в котором господствует высокоразвитая религия.

Теперь мы с вами переместимся в позднее Средневековье, в «осень» его, эпоху заката, когда свет христианской веры перестал быть столь ослепляющим везде и для всех. В частности, социальный порядок в обосновании, в теории предстал как безбожный, то есть человеческий. Это с очевидностью впервые произошло в Италии в начале XVI века, и совершил это гражданин Флоренции Николо Макиавелли.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ЮЖНО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные идеи христианской Европы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство ЮУрГУ
2006 ББК С51.я7     Трошкин Е.И.

Часть I. Предсоциология
Первая большая тема, которой будут посвящены несколько лекций, называется "Предсоциология". Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой нау

Религиозно-мифологическое обоснование социального порядка
Несмотря на то, что это доиндустриальное общество чрезвычайно "длительно и разнообразно" и уходит в прошлое на тысячелетия по сравнению с двухсотлетней историей индустриального общества,

Социально-философские концепции в Древнем Китае
Первые философские концепции общества возникли в двух точках Древнего мира. Философия, как вы уже знаете, появилась почти одновременно в трех местах: Китае, Индии, Античной Греции. Социальные теори

Социальная концепция Конфуция
Конфуций переосмыслил два ключевых традиционных понятия китайского мировоззрения дэ и дао. Дао теперь стало не исключительной собственностью правите

Легизм: принципы социального порядка
В чем его суть? Вспомним сначала классиков легизма. Это Шан Ян (IV век до н.э.) и Хань Фей цзы, живший столетием позже. Легисты в отличие от конфуцианцев в основном были практическими администратор

Социальные принципы даосизма
Даосизм, надо отметить, куда меньше «зациклен» на социальных проблемах. Кроме того, социальная часть его вовсе не самая глубокая и разработанная область этой философии. Это, по сути, даосистский от

Социально-философские концепции античности
К анализу социального порядка античная философия обратилась тогда, когда достигла высшей точки развития. Платон в своем «Государстве» и Аристотель в «Политике» в IV веке до н.э. сотворили концепции

Социальная концепция Платона
Платоновская социальная концепция исходит из того, что общество и государство есть естественный продукт деятельности людей. Он вызывается к жизни необходимостью людей друг в друге, поскольку способ

Социальная концепция Аристотеля
Аристотель отталкивался от наблюдений за реальной жизнью, и именно он впервые четко сформулировал главную проблему античного общества. Для того чтобы понять, как она выглядит, процитируем Аристотел

Социальные идеи Возрождения
Их будет представлять для нас концепция итальянского гуманиста Николо Макиавелли. По полному праву, поскольку она наиболее известна и влиятельна в политических и социальных науках. Концепц

Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса
Социальную философию Нового времени для нас будет представлять прежде всего Томас Гоббс, поскольку его концепция является ключевой. Все остальные есть в той или иной степени реакция на сформулирова

Трансформация концепции общественного договора у Руссо
Руссо радикально изменяет оценку естественного состояния людей. Он полагает, что в естественном состоянии люди равны и самодостаточны. Поскольку первоначально нет собственности, то там нет и не мож

Монтескье о природе законов общества
Его первая анонимно опубликованная книга «Персидские письма» ­– почти социологический очерк о нравах и общественных порядках, стилизованный под письма путешествующих в Европе персиян. Этот прием ок

Социальная утопия как способ объяснения и обоснования порядка
Термин «Утопия» был введен английским гуманистом Томасом Мором. Он обозначает название острова, которого нельзя обнаружить ни на одной карте. Нельзя, потому что остров этот по самому своему имени,

Возникновение социологии. Концепция Огюста Конта
Итак, мы с вами только теперь начинаем фактически изучение истории социологии, поскольку концепция Конта есть первая собственно социологическая концепция. Сначала характеризуем ту идейную почву, из

Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Сначала мы познакомимся с концепцией Герберта Спенсера, которого еще называют «вторым отцом социологии». Если Конт – непосредственно родоначальник континентальной европейской социологии, то Спенсер

Школы одного фактора
На прошлой лекции мы с вами начали знакомство с концепциями, которые основаны на натуралистическом подходе к объяснению социальных явлений. В этом подходе соседствуют два аспекта. Один – методологи

Географическое направление
Для натуралистических школ характерно то, что этот главный закон заимствуется из эмпирических наук. Начнем с географического направления, которое также называется географическим детерминизмом. Его

Расово-антропологическая школа
Следующая школа, с которой я хотел бы вас познакомить, это школа расово-антропологическая. Подход здесь совершенно тот же самый, только другая основа. Общий принцип гласит: социальная жизнь и культ

Социал-дарвинизм
Теперь еще одна школа, которая называется социал-дарвинизм. Это такое социологическое направление, которое далеко вышло за рамки социологии и превратилось в общественное мировоззрение. Вернее было

Психологизм в социологии
Время формирования этого направления в социологии – 80-е годы XIX века. Период расцвета – это самый конец XIX – начало ХХ века. Именно в эти годы психологизм стал наиболее влиятельным направлением

Инстинктивизм в социологии
В своем классическом облике инстинктивизм был сформулирован в начале ХХ века шотландским психологом и социологом Макдугаллом. Он утверждал, что человеческое поведение определяется инстинктами, прис

Теория подражания
Известность Габриелю Тарду принесли книги, выпущенные в 90-е годы, «Законы подражания» и «Социальная логика», именно в них и сформулирована его концепция. Тард и психолог и социолог, причем социоло

Психология масс
Гюстав Лебон, современник Тарда, известность получил в те же самые 90-е годы. Был на два года старше Тарда, но прожил намного дольше, целых 90 лет. Он вполне заслужил характеристику человека широко

Социальная концепция марксизма
Обычно принято, по крайней мере в большинстве учебников по социологии, считать Маркса социологом. Это спорный вопрос, и дискуссия по нему в обозримом будущем однозначно не завершится. Мы в нее глуб

Альтернативы социологии в концепциях Дильтея и Баденской школы
Острие этих концепций было направлено как против философии истории, сформулированной в немецкой классической философии, прежде всего в философии Гегеля, так и против позитивизма Конта и Спенсера, в

Социологизм Эмиля Дюркгейма
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. Как и

Концепция логических и нелогических поступков Вильфредо Парето
У нас с вами теперь следующая фигура классической социологии – это Вильфредо Парето, таким образом, мы покидаем Францию и перемещаемся в Италию, хотя и не совсем. Парето современник Дюркгейма, на 1

Германская социология
Теперь мы с вами перенесемся из Италии, вернее из Швейцарии, где в последние годы жил Вильфредо Парето и где он сотворил свой грандиозный «Трактат по общей социологии», на север, в Германию. Там со

Формальная социология Георга Зиммеля
Вы уже слышали, что все четверо были чужеродны академической среде Германии, просто потому что считали себя социологами, но Зиммель был чужаком в квадрате, абсолютно неприемлемым в этой среде. Он р

Историческая социология Вернера Зомбарта
Мы с вами уже познакомились с двумя крупнейшими фигурами германской социологии. Сегодня это будет Вернер Зомбарт, его социологическая концепция. Он свою социологию совсем не называл исторической, д

Понимающая социология Макса Вебера
Макс Вебер был самым молодым из этой четверки современников. Помимо молодости ему свойственна еще и поразительная энциклопедическая образованность. Известен как социолог, философ, историк экономики

Библиографический список
  1. Асмус, В. Ф. История античной философии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар. вузов и фак. / В.Ф. Асмус. – М.: Высш. шк., 1965. – 320 с. 2. Батыгин, Г. С.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги