рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса

Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Социальную Философию Нового Времени Для Нас Будет Представлять Прежде Всего Т...

Социальную философию Нового времени для нас будет представлять прежде всего Томас Гоббс, поскольку его концепция является ключевой. Все остальные есть в той или иной степени реакция на сформулированные им взгляды. Получилось так, что Гоббс почти на полтора столетия оказался в центре дискуссии об обществе, о социальном порядке.

Свою концепцию он изложил в книге «Левиафан», вышедшей в 1651 году. Левиафан – так называется всемогущее библейское чудовище, единственный недостаток которого в том, что оно смертно.

Гоббс сам был чуть ли не образцом долгожительства. Прожил более 90 лет, хотя должен был умереть в младенчестве, поскольку появился на свет недоношенным. Мать родила его с испугу перед нашествием Испанской армады на Британию. Он, тем не менее, продержался на земле долго и в полном здравии. В семьдесят еще играл в теннис, после восьмидесяти занимался профессионально переводами и сохранил ясность ума до самой смерти.

Теперь перейдем собственно к его размышлениям и ответам на вечные социальные вопросы:

— Откуда берется общественный порядок?

— Какой порядок правильный?

— Как к нему нужно приходить?

— И как его нужно сохранять, кто отвечает за порядок?

Концепция Гоббса получила название «концепции общественного договора», и мы попытаемся представить ее в виде общей схемы. Изначально существуют отдельные индивиды, стремящиеся к личному благу, выгоде и безопасности. Та «печка, откуда мы, вслед за Гоббсом, будем танцевать», – это эгоистический индивид, занятый стремлением к удовлетворению своих потребностей, желаний и к самосохранению, личной безопасности. Вот что мы имеем в качестве центра, первоначального элемента. Между этими индивидами изначально существует равенство, они равны по своей природе. Он формулирует это следующим образом: «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей».

Отсюда делает следующий шаг: поскольку люди равны по своей природе, то у них есть равное право на все. Что это значит? То, что этот эгоистический индивид, обуреваемый своими желаниями, имеет право на любой объект, окружающий его. Этим объектом может быть и жизнь другого человека. У меня есть право на владение твоим богатством, твоей семьей, твоей работой, твоей жизнью, но и у тебя есть точно такое же право на мое богатство, семью, работу, жизнь. Это состояние равенства прав людей на все существующее Гоббс называет «естественным состоянием».

Чем характеризуется это естественное состояние в первую очередь? Ввиду того, что каждый из нас имеет равные права на все, происходит взаимная вражда. К примеру, помните в одной детской сказке говорится: «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы изба и растаяла. Она взяла да и выгнала зайца из его избушки и стала в ней жить». Согласно Гоббсу, имела полное право так поступить, потому что в естественном состоянии у нее такие же права на заячью избушку, как и у зайца. Да и на саму заячью жизнь у зайца прав не больше, чем у лисы. Могла бы съесть его на праздничном ужине в честь вселения в новое жилище. Но и сама она сможет хозяйничать в избушке, пока сумеет оборонять ее от посягательств прохожего петушка с косой или автоматом Калашникова.

Вражда эта в естественном состоянии распространяется на всех людей с неизбежностью. Так происходит, потому что мои желания, мой эгоизм могут выбрать себе любой объект, также и моя подозрительность, постоянно шепчущая мне, что у меня хотят отобрать принадлежащее мне, распространяется на любого человека. Вот она основная причина: с одной стороны, я могу захотеть все, что угодно, с другой – я подозреваю, что и любой другой может захотеть все, что угодно, то есть все мое и мою жизнь тоже, и я этого боюсь.

Таким образом, неограниченный эгоизм и подозрительность, страх делают естественное состояние неизбежной и неостановимой «войной всех против всех». Сам Гоббс в «Левиафане» не жалеет красок, чтобы подчеркнуть весь его кошмар и ужас: «В этом состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, нет судоходства, морской торговли, удобных зданий,… ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна»[7].

Таково естественное состояние человека, где он свободен абсолютно и равноправен. В нем нет различения справедливого и несправедливого, правильного и неправильного, нет собственности, нет даже разграничения между твоим и моим, что для Гоббса самый главный кошмар.

Говоря языком Ницше, в естественном состоянии человек пребывает «по ту сторону добра и зла». Поскольку оно есть состояние всеобщей войны, говорит Гоббс, то «на войне как на войне»: вероломство, жестокость, обман – это превосходно, прекрасно, потому что приносит мне победу. Нет никакой несправедливости, если я, полагая, что ты хочешь меня ограбить, убить, предусмотрительно сделаю это раньше.

Возможность выхода из естественного состояния Гоббс видит отчасти в страстях, чувствах человека, отчасти в разуме. Он говорит следующее: «Страсти, делающие людей склонными к миру, суть страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. А разум подсказывает подходящие условия для мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению»[7].

Итак, еще раз о том, что может вытолкнуть нас из кошмара естественного состояния. Во-первых, инстинкт самосохранения, страх смерти, которая отовсюду на меня смотрит. Как только человека я увидел, его сразу надо бояться, вдруг он что-нибудь замышляет ужасное. С другой стороны, некоторые условия, на которых, как подсказывает мне разум, я мог бы заключить соглашения с этими людьми, желающими у меня все отнять, а то и самого прикончить.

Условия эти мы находим в разуме как его естественные законы, то есть правила, по которым человеку надлежит делать все себе во благо, а не во вред. Этих естественных законов, от природы присущих человеку, Гоббс насчитывает и формулирует в «Левиафане» девятнадцать. Первые три из них определяют условия выхода из естественного состояния.

Первый закон состоит их двух частей: «следует искать мира, если возможно», а если нет, то «защищать себя всеми возможными средствами».

Второй гласит, если его коротко сформулировать: довольствоваться по отношению к другим той степенью свободы, которую человек допускает по отношению к себе.

И третий естественный закон, присущий разуму каждого человека: люди должны выполнять заключенные ими соглашения.

Гоббс говорит, что в естественном состоянии эти естественные законы разума невыполнимы. Следование им разоружает человека, и люди понимают пока нет некоей силы, принуждающей всех исполнять соглашения, они только благое пожелание. Тогда эта сила создается договором между людьми, совместным решением о передаче своих прав единому лицу. Новое единое лицо и есть государство, и теперь ему, говорит Гоббс, мы обязаны своим миром и своей защитой. То есть государство есть та самая сила, которая обладает возможностью принудить всех людей к миру. Мир между людьми – это принудительное, искусственное состояние. Естественное – это война, война эгоизмов.

Созданное государство обладает полным и непререкаемым суверенитетом по отношению к своим подданным, своим гражданам. Форма государства, по сути, не важна: демократия это, аристократия или монархия – для подданных лицо всегда одно. Любой служащий государства должен представлять все государство в целом и олицетворять его непререкаемый авторитет. Сам Гоббс лучшей формой считал монархию, но для его концепции это не принципиально. Главное, чтобы государство обладало полным суверенитетом, и этот суверенитет всегда могло продемонстрировать. То есть если государство решило, что некие подданные своими действиями угрожают порядку, оно с ними по установленному им закону тут же разобралось. Если перевести на язык наших теперешних политиков, то это такой главный бандюган «в законе», у которого сил больше, чем у кого-либо другого в обществе, и он потому любого может «замочить», где угодно.

Договор по поводу государства однократен, он совершается один раз, и подданные не могут его отменить. Народ по договору обязуется подчиняться государству и не должен пытаться его свергнуть. Это не значит, что так не бывает. На самом деле в качестве примеров естественного состояния Гоббс как раз приводит состояния общественных беспорядков, гражданской войны после свержения государственной власти. Когда государственный порядок рушится, никто никому не доверяет, все друг против друга ощетинились, ничья жизнь не защищена, ничья собственность, ничье хозяйство и всякая мирная созидательная деятельность становится невозможной. Самый наглядный пример – его любимая Англия периода революции.

Две важнейшие функции государства – это защита от внешних врагов и создание гражданского мира внутри, который и есть пространство для удовлетворения людьми своих интересов и желаний посредством труда и общения с другими. Пространство осуществления человеческого эгоизма, введенного в рамки закона. Именно под сенью государства вырастает гражданское общество, гражданская жизнь из конкуренции интересов индивидов и соглашений, договоров между ними, происходящих из этой конкуренции. Как следует из всей логики рассуждений Гоббса, договоры возможны только потому, что государство смотрит за ними и способно принудить людей к их исполнению. Если нет, то конкуренция опять приведет к естественному состоянию, к разрушению гражданского порядка.

Отсюда в гражданском состоянии для человека возможна не естественная, а гражданская свобода, которая существует внутри искусственного тела государства, и состоит она в том, чтобы делать незапрещенное в законах и установлениях государства. Он говорит, что свобода гражданская проистекает из умолчания закона. Позднее эта формулировка отлилась в классическую либеральную формулу: «Что не запрещено, то разрешено!»

Гоббс перечисляет, в чем человек свободен в государстве: покупать и продавать, богатеть, выбирать место пребывания, образ жизни, пищу, воспитывать детей, проводить свободное время и т.д. Таким образом, гражданская свобода принципиально отличается от естественной. Естественная свобода – это свобода удовлетворения любых своих желаний, она существует только в естественном состоянии и приводит к «войне всех против всех». В обществе гражданском существует только гражданская свобода, ограниченная и обеспеченная гражданскими законами. Общий принцип гражданских законов, которые должны соответствовать естественным законам человеческого разума, следующий: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Эти законы, по сути, есть «искусственные цепи» для каждого индивида, ограничивающие его естественную свободу и тем самым делающие ее возможной.

На этом закончим изложение концепции Гоббса и перенесемся на столетие вперед, в середину XVIII века, во Францию эпохи Просвещения. Главным последователем и оппонентом, критиком концепции Гоббса был Жан-Жак Руссо. Анализу социального порядка были посвящены прежде всего его работы «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ЮЖНО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство ЮУрГУ
2006 ББК С51.я7     Трошкин Е.И.

Часть I. Предсоциология
Первая большая тема, которой будут посвящены несколько лекций, называется "Предсоциология". Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой нау

Религиозно-мифологическое обоснование социального порядка
Несмотря на то, что это доиндустриальное общество чрезвычайно "длительно и разнообразно" и уходит в прошлое на тысячелетия по сравнению с двухсотлетней историей индустриального общества,

Социально-философские концепции в Древнем Китае
Первые философские концепции общества возникли в двух точках Древнего мира. Философия, как вы уже знаете, появилась почти одновременно в трех местах: Китае, Индии, Античной Греции. Социальные теори

Социальная концепция Конфуция
Конфуций переосмыслил два ключевых традиционных понятия китайского мировоззрения дэ и дао. Дао теперь стало не исключительной собственностью правите

Легизм: принципы социального порядка
В чем его суть? Вспомним сначала классиков легизма. Это Шан Ян (IV век до н.э.) и Хань Фей цзы, живший столетием позже. Легисты в отличие от конфуцианцев в основном были практическими администратор

Социальные принципы даосизма
Даосизм, надо отметить, куда меньше «зациклен» на социальных проблемах. Кроме того, социальная часть его вовсе не самая глубокая и разработанная область этой философии. Это, по сути, даосистский от

Социально-философские концепции античности
К анализу социального порядка античная философия обратилась тогда, когда достигла высшей точки развития. Платон в своем «Государстве» и Аристотель в «Политике» в IV веке до н.э. сотворили концепции

Социальная концепция Платона
Платоновская социальная концепция исходит из того, что общество и государство есть естественный продукт деятельности людей. Он вызывается к жизни необходимостью людей друг в друге, поскольку способ

Социальная концепция Аристотеля
Аристотель отталкивался от наблюдений за реальной жизнью, и именно он впервые четко сформулировал главную проблему античного общества. Для того чтобы понять, как она выглядит, процитируем Аристотел

Социальные идеи христианской Европы
Что же произошло с обоснованием порядка после победы христианства в Европе? Во-первых, оно стало религиозным. В общем похожим на старые традиционные религиозно-мифологические обоснования, только ре

Социальные идеи Возрождения
Их будет представлять для нас концепция итальянского гуманиста Николо Макиавелли. По полному праву, поскольку она наиболее известна и влиятельна в политических и социальных науках. Концепц

Трансформация концепции общественного договора у Руссо
Руссо радикально изменяет оценку естественного состояния людей. Он полагает, что в естественном состоянии люди равны и самодостаточны. Поскольку первоначально нет собственности, то там нет и не мож

Монтескье о природе законов общества
Его первая анонимно опубликованная книга «Персидские письма» ­– почти социологический очерк о нравах и общественных порядках, стилизованный под письма путешествующих в Европе персиян. Этот прием ок

Социальная утопия как способ объяснения и обоснования порядка
Термин «Утопия» был введен английским гуманистом Томасом Мором. Он обозначает название острова, которого нельзя обнаружить ни на одной карте. Нельзя, потому что остров этот по самому своему имени,

Возникновение социологии. Концепция Огюста Конта
Итак, мы с вами только теперь начинаем фактически изучение истории социологии, поскольку концепция Конта есть первая собственно социологическая концепция. Сначала характеризуем ту идейную почву, из

Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Сначала мы познакомимся с концепцией Герберта Спенсера, которого еще называют «вторым отцом социологии». Если Конт – непосредственно родоначальник континентальной европейской социологии, то Спенсер

Школы одного фактора
На прошлой лекции мы с вами начали знакомство с концепциями, которые основаны на натуралистическом подходе к объяснению социальных явлений. В этом подходе соседствуют два аспекта. Один – методологи

Географическое направление
Для натуралистических школ характерно то, что этот главный закон заимствуется из эмпирических наук. Начнем с географического направления, которое также называется географическим детерминизмом. Его

Расово-антропологическая школа
Следующая школа, с которой я хотел бы вас познакомить, это школа расово-антропологическая. Подход здесь совершенно тот же самый, только другая основа. Общий принцип гласит: социальная жизнь и культ

Социал-дарвинизм
Теперь еще одна школа, которая называется социал-дарвинизм. Это такое социологическое направление, которое далеко вышло за рамки социологии и превратилось в общественное мировоззрение. Вернее было

Психологизм в социологии
Время формирования этого направления в социологии – 80-е годы XIX века. Период расцвета – это самый конец XIX – начало ХХ века. Именно в эти годы психологизм стал наиболее влиятельным направлением

Инстинктивизм в социологии
В своем классическом облике инстинктивизм был сформулирован в начале ХХ века шотландским психологом и социологом Макдугаллом. Он утверждал, что человеческое поведение определяется инстинктами, прис

Теория подражания
Известность Габриелю Тарду принесли книги, выпущенные в 90-е годы, «Законы подражания» и «Социальная логика», именно в них и сформулирована его концепция. Тард и психолог и социолог, причем социоло

Психология масс
Гюстав Лебон, современник Тарда, известность получил в те же самые 90-е годы. Был на два года старше Тарда, но прожил намного дольше, целых 90 лет. Он вполне заслужил характеристику человека широко

Социальная концепция марксизма
Обычно принято, по крайней мере в большинстве учебников по социологии, считать Маркса социологом. Это спорный вопрос, и дискуссия по нему в обозримом будущем однозначно не завершится. Мы в нее глуб

Альтернативы социологии в концепциях Дильтея и Баденской школы
Острие этих концепций было направлено как против философии истории, сформулированной в немецкой классической философии, прежде всего в философии Гегеля, так и против позитивизма Конта и Спенсера, в

Социологизм Эмиля Дюркгейма
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. Как и

Концепция логических и нелогических поступков Вильфредо Парето
У нас с вами теперь следующая фигура классической социологии – это Вильфредо Парето, таким образом, мы покидаем Францию и перемещаемся в Италию, хотя и не совсем. Парето современник Дюркгейма, на 1

Германская социология
Теперь мы с вами перенесемся из Италии, вернее из Швейцарии, где в последние годы жил Вильфредо Парето и где он сотворил свой грандиозный «Трактат по общей социологии», на север, в Германию. Там со

Формальная социология Георга Зиммеля
Вы уже слышали, что все четверо были чужеродны академической среде Германии, просто потому что считали себя социологами, но Зиммель был чужаком в квадрате, абсолютно неприемлемым в этой среде. Он р

Историческая социология Вернера Зомбарта
Мы с вами уже познакомились с двумя крупнейшими фигурами германской социологии. Сегодня это будет Вернер Зомбарт, его социологическая концепция. Он свою социологию совсем не называл исторической, д

Понимающая социология Макса Вебера
Макс Вебер был самым молодым из этой четверки современников. Помимо молодости ему свойственна еще и поразительная энциклопедическая образованность. Известен как социолог, философ, историк экономики

Библиографический список
  1. Асмус, В. Ф. История античной философии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар. вузов и фак. / В.Ф. Асмус. – М.: Высш. шк., 1965. – 320 с. 2. Батыгин, Г. С.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги