Возникновение социологии. Концепция Огюста Конта

Итак, мы с вами только теперь начинаем фактически изучение истории социологии, поскольку концепция Конта есть первая собственно социологическая концепция. Сначала характеризуем ту идейную почву, из которой произрастала его концепция.

Во-первых, социально-философские концепции, с которыми мы уже познакомились, создали разного рода объяснения и рациональные обоснования социального порядка, исходя из природы человека и его разума. Кроме того, в них было установлено, что улучшение общества есть продукт деятельности человека, и улучшение это состоит в подчинении человеческой природы его разуму.

С другой стороны, социальная утопия настаивала, что прогресс человечества неизбежен; цель его – счастливое для всех людей состояние; сотворение этого счастья – это также дело разума и науки.

В-третьих, прогресс эмпирических наук в XVII-XVIII вв. создал образцы достижения достоверного знания о природе.

Теперь дело стало за такой наукой, которая сумеет точно и достоверно установить, каким образом управляется социальный порядок и как он должен быть разумно, научно, а значит, правильно изменен. Задачу создания проекта такой науки и выполнил Огюст Конт.

Сначала в многолетних дискуссиях с Сен-Симоном, а затем в собственных размышлениях в 20 – 30-х годах теперь уже позапрошлого века он сформулировал идею науки социологии в качестве оппозиции, противопоставления как старой традиционной философии, которую он называл метафизикой, так и социальному утопизму, в частности, утопизму своего учителя.

В противоположность им социология должна стать объективной, реалистической и достоверной наукой. Для этого в качестве образца она должна следовать общему методу положительных, или позитивных наук, и как позитивная наука, социология противостоит метафизике как наука утверждающая, а не отрицающая. Он формулирует общий характер позитивной философии, присущий всем положительным наукам, и характер этот «выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий».

Таким образом, в позитивной философии, отцом которой Конт и является, формируется общий образец позитивной науки вообще. Этот образец состоит из трех пунктов: во-первых, она должна опираться на наблюдения, во-вторых, искать в них закономерное как общее, повторяемое, и, в-третьих, таким и только таким образом достигать достоверного знания о законах, управляющих этими явлениями и позволяющих делать научные прогнозы о них.

Теперь общую формулу приложим к науке социологии. Первый пункт указывает на объект социологии как науки – это все множество наблюдаемых социальных явлений. Второй – на задачу социологии: искать закономерное в этих явлениях как повторяемое, общее, а отнюдь не некие скрытые причины явлений. И третий – на цель социологии: использовать знание этих законов для надежного прогноза о будущих состояниях социальных явлений. Чтобы занять место среди уже признанных позитивных наук, она должна следовать общему для них для всех методу.

Конт полагал, что социология среди самых важных наук закономерно появляется последней. Он говорил, что для основных категорий явлений природы астрономических, физических, химических и физиологических «человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику».

«Социальная физика» и «социология» для Конта синонимы. Физика – образец науки о природе, она достигла наиболее совершенного состояния, поэтому и все остальные науки должны подражать ей. Только один круг явлений природы – социальные явления – остался до сих пор не затронутым наукой, он тоже должен быть включен в систему позитивного знания, и тогда только здание науки будет достроено до конца, до самого верха. Именно социология есть завершение научного знания, и ее позднее формирование объясняется тем, что ее объект наиболее сложен для научного исследования: социальные явления становятся объектом науки только тогда, когда научные методы уже должны быть развиты в других науках о природе.

Этот путь выстраивания иерархии наук – от математики и астрономии до социологии – представляет собой окончательное торжество человеческого разума, который, начавшись как теологическое знание о мире, через метафизическое знание придет к полной победе позитивного, то есть реального, полезного, достоверного и точного знания.

Вот оно место науки социологии в системе знания. С одной стороны, она завершает систему главных наук, включая в научное осмысление и объяснение не затронутую пока область природы – социальную область, с другой стороны, – завершает путь развития человеческого разума, который начался как теологический и достиг своей вершины как научный разум. Социология с любой точки зрения есть финал и завершение, так сказать, корона человеческого разума. Создание социологии и есть последний штрих в торжестве разума на земле.

Эта новая наука не является философией, но опытной, или эмпирической наукой, задача которой «описательное обобщение, объяснение» наблюдаемых явлений. Цель ее формулируется так: «Уметь предсказывать означает уметь управлять». Отсюда роль социологии в истории человечества состоит в помощи неизбежному прогрессу человечества в качестве организующей науки в соответствии с принципом: «Видеть, чтобы знать, знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь!»

Вот еще один из его ярких, броских лозунгов. Конт, несмотря на то, что писал в общем длинно и занудно, очень любил лозунги, и они у него хорошо получались. Из него теперь, наверное, получился бы хороший рекламист, создатель слоганов.

Если объект социологии – все множество социальных явлений, то предмет социологии – это общество как целостный организм, где целостность есть бесчисленные воздействия людей друг на друга, из которых и складывается устойчивая взаимозависимость людей. Таким образом, реальность, которую изучает социология – это человеческий род как целое, управляемое естественными механизмами.

На этом моменте хотелось бы остановиться. Эта точка зрения на общество называется в социологии холизмом, когда оно рассматривается как целостный организм, а человек – как часть его, как элемент, зависящий от этого целого. Ей противостоит в социологии, как уже упоминалось нами, противоположная точка зрения, называемая социальным атомизмом. Здесь общество рассматривается как состоящее из независимых, атомарных индивидов и является продуктом их взаимодействия.

Все социологические теории располагаются между этими двумя полюсами, двумя координатами: холистской и атомистской. То есть, с одной точки зрения, общество есть целостность, и человек, индивид есть его элемент и некая абстракция. Иными словами, человек есть сосредоточение всех общественных сил. С другой стороны, само общество есть продукт взаимодействия индивидов. В качестве философской основы социального атомизма концепция Гоббса – недавнего нашего с вами знакомого. У него человек существо, от природы наделенное желаниями, эгоизмом, естественными законами разума, а дальше он уже договаривается о том, что создать. Создал государство, а мог бы и не создавать, оставаться в естественном состоянии. Конт – очевидный наследник французского Просвещения и идей Руссо. Для него социальность, общественность человека такое же природное качество, как эгоизм или разум, и прогресс есть прогресс социальности, распространение консенсуса в обществе, разумного консенсуса, для чего и нужна новая наука социология.

Это о предмете социологии, а теперь о методах социологии, то есть каким образом социология должна выполнять свои задачи и изучать свой предмет. Первый и главный метод социологии – это наблюдение. Именно наблюдение дает социологии объективную базу для теоретических утверждений о социальных явлениях, научного предвидения о будущем течении этих явлений и контроля за ситуацией. Исходя из этого, в социологии должна вестись разработка процедур для фиксации неочевидных, скрытых явлений под девизом – это еще один девиз, на которые Конт такой большой мастер: «Ничего лишнего, и все нам полезное!» Но при этом из социологии полностью исключаются все принципиально ненаблюдаемые явления. Их все в теологию, метафизику – куда угодно, но не в социологию.

Вспомним еще раз, что Конт не только создатель социологии, но и отец позитивизма как научной философии, и для него как для научного философа принципиально важно утверждение, что социолог как ученый не открывает причин явлений. Скрытые причины явлений – это дело метафизики, он устанавливает законы как повторяемое, регулярное в явлениях и все. Этого достаточно.

Метод, который ему позволяет устанавливать закономерное в явлениях, – эксперимент, то есть, если в общем виде, наблюдение за явлениями в искусственно созданных условиях. Однако прямой, непосредственный эксперимент, как он применяется в физике, химии, в социологии практически неприменим. В социологии вместо прямого эксперимента может и должен применяться эксперимент косвенный, то есть наблюдение за обществом в ситуациях общественных катаклизмов, вызванных революционными событиями. Они демонстрируют болезненные состояния общества, его патологии, и изучение этих патологий способствует постижению закономерностей, управляющих общественными организмами в нормальном состоянии. Точно так же, к примеру, в медицине эпидемии или войны чрезвычайно способствуют изучению природы человеческого организма, его возможностей и продвигают медицину вперед.

Следующий метод – сравнительный. Он позволяет делать классификации, группировки, обобщения явлений, чтобы выявить правила, законы сосуществования их друг с другом. Для этого полезно сравнивать человеческие общества с обществами у животных, а также различные общества друг с другом и состояния разных общественных классов.

И последний метод – это исторический, метод исторического сравнения. Он необходим для выявления закономерностей последовательных состояний социальных процессов и должен открывать в истории логику изменения социальных процессов, логику социальной трансформации. Это и делает социологию истинной философией истории. Научное значение, смысл истории придает именно социология, которая изучает статику и динамику социальных процессов, обычная история есть просто собрание материалов для научного изучения, которое совершает социолог, и ход истории в результате обретает смысл, закономерность, необходимость.

Вот краткая характеристика тех методов, которые должна применять социология, чтобы занять подобающее ей место во главе всех наук.

Сама социологическая теория делится у Конта на социальную статику и социальную динамику, вполне по аналогии с физикой. Социальная статика есть учение о социальном порядке, где изучаются законы, обеспечивающие стабильность и равновесие общества, организацию и гармонию его. Социальная динамика изучает прогресс общества, иначе говоря, законы трансформации порядка. В принципе эта схема так и осталась главной в социологии до настоящего времени, то есть анатомия и физиология общества и изменения, трансформации, из чего во что все превращается.

Пришло время вспомнить самый главный лозунг Конта, с которого мы и начинали наш курс, лозунг «Порядок и прогресс!» Две части социологии и есть теория порядка и теория прогресса. В этом лозунге для Конта важнейшее – это порядок. То есть для того, чтобы прогресс осуществлялся, должен быть порядок, который прогрессирует. Наличие порядка есть основа прогресса для Конта. Социология – это организующая наука, отсюда полное неприятие всякого рода революций, восстаний, мятежей – разрушений порядка. И наука социология – способ обеспечения прогресса порядка, не разрушая его, прогресс все равно неизбежен, но в ходе его порядок должен быть сохранен.

В реальном развитии общества в определенный момент происходит нарушение консенсуса и затем создание нового консенсуса. Движущей силой смены консенсусов, прогресса, развития являются две характеристики человека – это развитие ума, интеллекта и развитие общительности, «социального чувства». Это смысл самого развития человечества. В чем состоит весь прогресс человечества? В развитии двух характеристик человека, и это развитие происходит через подавление природного эгоизма человека: и интеллект, и развитие общительности изыскивают способы подавления природной эгоистичности человека.

Социальная наука изучает, исследует инструменты, подавляющие человеческий эгоизм и развивающие «социальное чувство». Эти инструменты есть социальные институты, главный из которых – семья. Для Конта все общество в идеале должно быть подобно большой семье. Семья – это первая и главная ячейка, где индивиды научаются выходить за пределы самого себя, жить в других и именно посредством жизни в других и ради других удовлетворять свои потребности. Отсюда семья есть образец общества, поскольку характеризуется наивысшей степенью сплоченности, консенсуса. Именно через семью воспитывается, во-первых, эмоциональное единство человечества и, во-вторых, происходит преемственность поколений, передача материального и духовного богатства человечества.

Второй важнейший институт, определяющий порядок в обществе, – это государство, такой инструмент, который устанавливает порядок силой. Государство, по Конту, противостоит рынку. Рынок способствует развитию эгоистических склонностей человека и отсюда исходит тенденция к нарушению порядка. Государство, напротив, есть силовое ограничение эгоизма в обществе, прогресс государства – это превращение его в справедливую силу, все более облагороженную разумом и духом.

И третий ключевой институт порядка – это церковь, религия, поскольку она создает моральные и культурные нормы и ценности, способствует их распространению и тем самым формирует общий духовный порядок на земле. Объединение человечества в единое целое есть важнейшая социальная функция религии, и характер религии всегда обусловлен потребностями и характером общества.

Вот вам общая схема опор социального порядка. Социальный порядок стоит на трех китах: семье, государстве и религии. Поэтому, когда религия, государство и семья процветают, общество находится в гармонии, согласии, консенсусе, и тогда главная задача социологии – исследовать состояние этих трех институтов. Что здесь принципиально нового? Еще Сен-Симон различал государство и общество, но у Конта государство превратилось в один из общественных институтов, то есть общество – это реальность более высокого рода, чем государство. Последнее становится, наряду с церковью, семьей, институтом, следящим за порядком, и не более того.

Также им впервые формулируется социологический взгляд на религию. С точки зрения социологии в религии интересно только то, как она способствует сохранению порядка в обществе, единству этого общества. Все остальное – от лукавого. Сколько богов: сто, тысяча, пятьдесят или ни одного, каковы религиозные догмы – это не важно. Главное, как она выполняет свою социальную функцию. Если плохо – религия становится другой, заменяется на другую.

У самого Конта к концу его жизни возникла идея позитивной религии или социолатрии, то есть религии общечеловеческой, где богом становится человечество как Высшее Существо. Его в реальной жизни представляют великие люди, оставившие после себя великие творения: Ньютоны, Платоны, Галилеи и т.п. Сила духа этой новой религии есть сила великой любви каждого человека ко всем. Она, во-первых, управляет чувствами людей, во-вторых, объединяет их во имя общего труда, в-третьих, освящает права тех, кто управляет обществом, и, наконец, умеряет эгоизм и произвол сильных и правящих.

Проект позитивной религии к социологии непосредственного отношения не имеет, скорее он имеет отношение к Конту как к историческому лицу. В создании этого проекта Конт из теоретика-социолога становится социальным преобразователем-утопистом, то есть совершает движение в направлении, указанном его учителем и всегдашним оппонентом Сен-Симоном.

Теперь несколько слов о социальной динамике. Это учение о прогрессе приняло у Конта ставший классическим образ трех стадий развития: теологической, метафизической и позитивной, или научной. Он полагал, что условия окружающей среды имеют влияние на развитие общества. Под ними понимались географические условия, расовый фактор, средняя продолжительность жизни, «уплотнение населения», но эти условия играют лишь вторичную роль, опосредующую неизбежное развитие. Над всеми ними господствует интеллектуальная эволюция, именно она определяет движение человечества по ступеням прогресса.

Для первой ступени характерна вера в богов, в потусторонние силы, управляющие явлениями природы и общества. Для второй, метафизической, поиски скрытых причин и природ и критика религии. Для третьей – торжество единого метода постижения мира, метода научного, позитивного. Ту функцию, которую на теологической ступени выполнял единый бог, здесь исполняет единый научный метод.

С точки зрения развития социального порядка, это изменение представляется как смена военного общества – порядка, установленного силой – индустриальным обществом – порядком на основе добровольного взаимодействия, сотрудничества. Метафизическая стадия есть стадия разрушения военного общества, эпоха мятежей, восстаний, революций, тогда индустриальное общество – это новая и правильная, потому что научная, разумная, стабилизация общества после времени социальных патологий.

Естественно, это новое общество характеризуется бурным развитием наук и промышленности, а также окончательным торжеством альтруистических чувств, победой социальной природы человека над эгоистической его природой.

Такова, если пунктиром, Контова схема эволюции общества, которое у него тождественно человечеству.

Созданная новая наука об изменяющемся порядке – социология позволила Конту ответить на вечные социальные вопросы: во-первых, порядок, согласие между людьми развивается из чувства общительности, которое так же присуще людям от природы, как человеческий эгоизм; во-вторых, то, каков именно этот порядок, зависит от уровня развития общества, в конечном счете, от уровня развития интеллекта; в-третьих, опорами порядка всегда были и будут основные общественные институты: семья, государство и религия; и, наконец, изменяется социальный порядок и изменяется с неизбежностью от принудительности к добровольности, от военного порядка к индустриальному, опирающемуся на добровольное сотрудничество людей.

Но новая наука – это не только сами ответы, но и более высокий, «научный» статус этих ответов, которые теперь не просто мнение отдельного философа Конта, а научные социологические истины, подобные истинам физическим или биологическим. Кроме того, новая наука четко определила точку зрения, ракурс, под которым должна интересовать человека социальная жизнь людей: общество как изменяющийся порядок, а также проблемы, которые должны быть исследованы и решены прежде всего: что определяет сохранение порядка, как происходит трансформация этого порядка и что лежит в ее основе?

Проект новой совершенной и завершающей науки социологии пролежал в невостребованности полтора десятка лет, когда по смерти Конта на рубеже 50 – 60-х годов был замечен и постепенно стал превращаться в главный объект подражания и критики для социальных мыслителей. Этот первый послеконтовский период в развитии социологии получил название натуралистического.