Социологический эволюционизм Г. Спенсера

Сначала мы познакомимся с концепцией Герберта Спенсера, которого еще называют «вторым отцом социологии». Если Конт – непосредственно родоначальник континентальной европейской социологии, то Спенсер – отец ее англо-американской ветви. Поскольку вплоть до настоящего времени американская социология – флагман социологии в мире, то титул «второго отца социологии» для Спенсера вполне обоснован.

Начнем мы с того, что вновь обратимся к концепции Огюста Конта. Он сформулировал свой проект новой науки об обществе как науки не философской, а эмпирической, но описал Конт этот проект, представил и обосновал первую социологическую теорию методами философскими, а совсем не эмпирическими, при этом полученные выводы претендовали на статус научных истин. Совершить подобный переворот «вперед-назад-прогнувшись» позволяет Конту созданная им позитивная, научная философия, использование которой делает его социологическую теорию неметафизической, то есть не традиционно философской, хотя и не мешает спокойно черпать обоснования во вполне традиционном философском анализе.

Это противоречие между заявленным, должным научным статусом социологической теории и ее фактическим философским обоснованием стало главным продуктивным противоречием, которое способствовало возникновению все новых теорий, тем самым двигало социологию вперед. По крайней мере, так продолжалось весь первый период ее развития, вплоть до окончания первой мировой войны. Каждый теоретик критиковал предшествующего за метафизичность, полагая его концепцию недостаточно достоверной, недостаточно эмпиричной, научной, и стремился это противоречие разрешить, создавая свою собственную, безусловно, более «научную теорию», которая, в свою очередь, строилась и обосновывалась способами вполне традиционного философского рассуждения. Все новые и новые теории складывались внутри определенных общих направлений, подходов, ставших этапами развития социологии. Первым послеконтовским этапом стал натурализм, то есть господство натуралистического подхода в социологии. В чем суть натуралистического подхода?

В том, что общество объявляется неразрывной частью природного целого и потому на общество распространяются наиболее общие законы природы. Свои методы социология прямо заимствует из естественных эмпирических наук или приспосабливает их методы к своим нуждам, сама социальная реальность рассматривается как пусть и специфическая, но часть общей природной реальности. Такой подход распахивает ворота перед использованием в объяснении социальных явлений законов природы, открытых в разнообразных естественных науках. Обычно указывается, что натурализму в социологии свойственен редукционизм, то есть объяснение социальных явлений через природные.

Герберт Спенсер, младший современник Конта – он моложе на 23 года – начинает с принятия проекта Конта и принципиальной его критики – критики за метафизичность. Он принимает цель социологии, сформулированную Контом: объяснение и обоснование прогрессирующего социального порядка, но не принимает его собственного объяснения этого порядка, в первую очередь его социальную динамику. Спенсер говорит, что, пытаясь представить эволюцию общества, Конт нам дал «историю идей, а не вещей», то есть он объяснил, как меняются идеи в человеческом разуме, и это изменение идей оказалось главной причиной изменения общества. Задача же в том, чтобы объяснить, как происходит изменение общества из него самого, изменение «социального тела», социального организма.

С этой точки зрения обоснование эволюции Контом представляется метафизическим. Он установил источником эволюции развитие интеллекта, другой может назвать иное основание – эмпирически это ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Но социологически объяснить и обосновать эволюцию порядка – значит, обосновать изменение самой телесной структуры порядка, объяснить тело, а не дух.

Итак, Спенсер принципиально меняет формулировку цели социологии. Что необходимо для этого делать? Прежде всего реализовать призыв Конта к приближению социологии к эмпирическим наукам. Почему? Потому что общество есть неотъемлемая часть природы, ее высший надорганический уровень, ниже этого уровня – органический, еще ниже – неорганический уровень. Поскольку природа целостна, она управляется определенными общими законами, приложимыми ко всей природе в целом, и главный из этих законов – закон эволюции природы.

Задача социологии тогда в первую очередь есть изучение особенностей проявления закона эволюции на надорганическом уровне, а такое изучение позволит получить достоверные знания о социальных явлениях, о том, чем объясняется теперешнее их состояние и предсказывать будущие изменения. Получается, что натурализм в социологии и есть настоящий позитивизм как способ получения положительных знаний об обществе, у Конта был лишь лозунг необходимости позитивной науки, а, по сути, пользовался он метафизическими рассуждениями.

Что явилось предпосылками натуралистического подхода Спенсера? Во-первых, английский эмпиризм и социальная философия XVII – XVIII вв., во-вторых, развитие эмпирических наук, в-третьих, английский утилитаризм, достигший классического воплощения у Бентама и Милля, и, наконец, классическая английская политэкономия Смита и Рикардо. Это идейные предпосылки спенсерианства. Социальной основой была английская промышленная революция, которая превратила Великобританию в «мастерскую мира» и которая к своим завоеваниям шла рука об руку с наукой и под знаменем идей утилитаризма и экономического либерализма. Собственно концепция Спенсера была теоретическим обоснованием экономического либерализма, возможно, наилучшим обоснованием.

Здесь стоило бы на минуту остановиться на утилитаризме. Если социальная философия Гоббса и Локка – основа социального атомизма, то утилитаризм – это еще один широкий шаг по дороге атомизма. Он состоит в следующем: общая польза всегда есть результат того, что человек стремится к личной выгоде. И здесь утилитаризм связан с классической политической экономией, потому что рынок и есть то место, где выплескивающаяся индивидуальная погоня за выгодой дает в результате общую для всех пользу. Справедливость утилитаристской установки для Спенсера сомнения не вызывает.

Из всех эмпирических наук образцом для понимания и объяснения является биология, то есть наука, призванная объяснять жизнь организмов. Он полагает, что социальный организм также живой организм, живущий социальной жизнью. Это другой тип жизни, более высокий, но это по-прежнему жизнь, цель которой – выживание путем адаптации к окружающей среде. Перед организмом, будь он социальным или биологическим, стоит одна единственная задача: приспособиться или погибнуть – иных альтернатив нет.

Исходя из того, что социальный организм похож на биологический по своим основным функциям, для социологии исключительно важен метод аналогии в объяснении социальных явлений. Как и биологический организм, социальный есть агрегат, состоящий из единиц. В данном случае единицами являются индивиды, единицы эти живут своей собственной жизнью, но жизнь их организована потребностью целого организма, в который они входят.

Чтобы обосновать близость подобия социального и биологического организмов, Спенсер говорит, что последний организм населен как будто маленькими живыми существами. Например, тогда предполагалось, что кровяные тельца помимо выполнения своей функции, проживают свой собственный цикл жизни: сначала это белые кровяные тельца, затем они становятся красными, потом они умирают и заменяются новыми, происходит постоянное обновление. Отсюда следующее уподобление: жизнь биологического и социального организмов есть постоянное отмирание и появление заново единиц, из которых они состоят. Как в биоорганизме постоянно отмирают клетки, из которых он состоит, так и в социальном люди рождаются, проживают свою жизнь и умирают, а на их месте появляются новые, так что подобие вполне допустимое.

Метод аналогии позволяет ему выявить следующие принципиальные черты социального организма, сходные с биологическим. Во-первых, способность к росту: социальный организм тоже растет. Есть два способа роста: увеличение населения и объединение малых обществ в большие, в этом смысле он совершенно подобен биологическому организму. Во-вторых, в процессе роста, как следствие его, происходит дифференциация и специализация частей этого организма и возникновение взаимозависимости различных частей организма.

Спенсер опирается на уже существовавшую эволюционную теорию Ламарка и на недавно появившуюся концепцию происхождения видов Дарвина. Его идея эволюции в большей степени опирается на ламаркизм, хотя в зависимости от ситуации и на дарвинизм. В обеих этих концепциях демонстрируется, что первичные, начальные живые организмы максимально неспецифицированы, это некие собрания похожих клеток. Потом постепенно с увеличением размера этих существ появляются некие органы, которые выполняют уже специфические функции по отношению ко всему организму, и эта сложность постоянно возрастает.

То же самое и в человеческом обществе. Первоначально мы имеем дело с первобытными стадами, где какой-либо социальной разницы между членами этих обществ не существует, только чисто индивидуальная: кто-то лучше охотится, кто-то лучше корешки выкапывает, кто-то стрелы выстругивает – вот и все. Потом постепенно, с увеличением количества населения, объединением этих стад в некое племя, возникает иерархия. Появляются вожди, жрецы, виды деятельности обособляются друг от друга, возникают разные части общества, которые выполняют специфические функции, подобно разным органам человеческого организма.

Я хотел бы представить довольно длинную цитату из Спенсера, иллюстрирующую одну из двух познавательных моделей, которые он использует для объяснения общества. Пожалуй, главную для него модель. Можно не записывать, просто послушайте, как он рассуждает: «В обществе имеет место явление постоянного роста. По мере его возрастания части его, становясь несходными друг с другом, обнаруживают увеличение сложности строения; в то же самое время эти несходные части принимают на себя выполнение несходных деятельностей; эти деятельности не только различны между собой, но эти различия еще и находятся в таких отношениях друг к другу, что одни делают возможными другие; являющаяся таким образом взаимная помощь вызывает взаимную зависимость всех частей общества; и эти взаимозависимые части, живя при помощи друг друга и друг для друга, образуют агрегат, построенный на том же самом общем начале, что и индивидуальный организм»[14].

Перед нами образец рассуждения, каким образом социальный организм можно рассматривать как организм природный, биологический. Это уподобление тем справедливее, чем выше развитие самого общества, то есть, достигая более сложной организации, общество все более походит на организм.

Давайте посмотрим, какие этапы развития Спенсер выделяет. В качестве первоосновы изменения организма – его рост, непосредственным следствием роста является его усложнение и дифференциация. Еще одним следствием является его специализация. Благодаря росту социальный организм усложняется и дифференцируется, разные его части начинают выполнять разные, специфические функции. Эта специализация приводит к взаимодействию частей, в свою очередь, взаимодействие имеет своим последствием взаимозависимость, и, наконец, взаимозависимость имеет своей целью сохранение и приспособление целостного организма.

Таковы этапы изменения социального организма, которые демонстрируют пусть неполное, но значительное сходство с организмом биологическим. Перед нами по сути главная спенсеровская схема объяснения становления и развития общества.

Общий закон эволюции для любых организмов, в том числе и для социальных, переход из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности. Благодаря тому, что такой общий закон эволюции распространяется на общество, прогресс общества становится объективным, неизбежным, однонаправленным и безоценочным. Что это значит? Вспомним снова, чем отличается организм более сложный от простого, находящегося на предшествующей ступени? Своей большей сложностью, специализацией частей и взаимозависимостью этих частей друг от друга. Вот главное. Поэтому млекопитающие – самый высший вид животных, поскольку его части более всего специализированы, разнообразны, гармонически взаимодополняют друг друга и лучше всего выполняют функцию приспособления к окружающей среде.

Теперь о том, каковы отличия социального организма от биологического? Социальный организм не является замкнутым в пространстве телом. Он разделен в пространстве и никогда не достигает такой степени специализации, как биологический организм. Иначе говоря, в социальном организме нет никакого «общественного чувствилища», как в живом организме, нет таких мест, которые исключительно отвечают за чувственность: «Все его единицы способны чувствовать наслаждение и страдание, если не в равной степени, то приблизительно одинаково». Отсюда следует утверждение противоположное его главной объясняющей модели, по крайней мере чужеродное ей: «Общество существует для блага своих членов, а не члены существуют для блага общества».

В нем фактически дано принципиальное указание на существование двух противоположных моделей, которые Спенсер использует для объяснения эволюции общества. Одна из них организмическая, то есть уподобление общества целостному организму, вторая – атомистическая, где индивиды являются тем, что определяет характер организма, и взаимоотношения этих индивидов определяют его изменения. Более того, именно жизнь индивидов в обществе является целью этого организма в противоположность биологическому организму.

Первая модель есть прямое следствие натуралистического подхода, вторая скорее опирается на индивидуалистическую философию Гоббса, Милля и Бентама, где интересы индивида формируют смысловой центр общества. Перед нами разные источники формирования познавательных моделей. Для Спенсера эти модели гармонично переплетаются в его концепции, но для внешнего наблюдателя они представляются очень разными.

Спенсер также формулирует вслед за Контом статику и динамику, пусть трансформированные. Статика для него – учение о структуре социального организма, но не совсем по Конту. Это учение о социальных институтах и их координации друг с другом. В соответствии с функциями, которые выполняют институты, он выделяет шесть типов: семейные, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Спенсер строит разветвленную классификацию и обоснование роли институтов, во-первых, через их специфические функции в системе общества, специализацию их; через их генезис и эволюцию, происхождение и становление, а также через их место в общем консенсусе социального организма, и этот консенсус определяется их взаимозависимостью, взаимодополнительностью. Он пытался разделить шесть институтов по трем основным функциям общества. Надо полагать, тройка и для него, как и для Конта, была магическим числом.

Итак, три основных функции: во-первых, семейные и обрядовые – это поддерживающая функция; во-вторых, политические и церковные – регулятивная функция, функция управления и контроля общественной жизнью на основе страха, который перед живыми поддерживает государство, перед мертвыми – церковь; профессиональные и промышленные институты – это распределительная функция, она необходима для поддержания сотрудничества, принудительного или добровольного, в достижении общей цели. Однако эту классификацию он не сумел достаточно четко провести, потому что институты все оказываются у него многофункциональны.

Анализируя происхождение институтов, Спенсер пришел к выводу, что общество делится на политическую управляющую часть и производящую. К первой относятся политические и церковные структуры общества. Первоначально управляющая часть общества являлась военной организацией, и общество поэтому военным. Военная организация подчиняет всех, принуждая следовать сознательно поставленным целям, индивидуальное благополучие лишь только косвенный результат реализации общей цели. Другой способ управления есть промышленная организация. Она непосредственно и стихийно рождается из стремления к индивидуальным целям, но опосредованно ведет к общему благополучию.

Этот род организации развивается ненамеренно и никому не навязывается. Спенсер полагает, что промышленная организация теперь только начинает распространение своего господства. Однако взаимоотношения между военной и промышленной организацией не столь однозначны. Вовсе не значит, что сначала была военная организация, а потом стала навсегда промышленная, в принципе общество может регрессировать от промышленной к военной организации.

Учение о прогрессе общества – это его динамика, которая состоит в эволюционном изменении организма под влиянием среды. Что понимал он под средой? Окружающая среда разделялась на первичную и вторичную. Первичная состоит из внутренней и внешней среды. Внешняя среда – это природа, данная человеку, нетронутая им: климат, почва и т.д., внутренняя – это природа самого человека, нетронутая социальным развитием, характеризуется эгоизмом, хищничеством, неспособностью к совместной жизнедеятельности. На начальном этапе развития общества господствует первичная среда. Развитие социального организма приводит к появлению вторичной среды, она представляет собой окружающую природу, которую человек изменил в процессе своей деятельности, а также и социализированную природу человека, которая, в свою очередь, состоит из двух форм: надиндивидуальная социальная среда – нормы, обычаи, институты – и внутренняя природа социализированного индивида.

Вот каким образом происходит изменение социального организма. Первоначально он под воздействием первичной внешней и внутренней среды вынужден приспосабливаться, создавать первые социальные образования. В процессе создания их происходит изменение и окружающей среды, и природы человека, то есть возникают институты, которые над человеком, управляют его жизнью извне, но также изменяется и сам человек. Он научается жить вместе с другими людьми, становится опытней, разумней, образованней, научается решать свои проблемы не только дубиной и камнем, но и пулеметом, атомной бомбой, судом, государством, изощренной ложью. И чем дальше происходит развитие общества, тем существеннее противоречие между надиндивидуальной социальной средой и человеком, то есть между общественными институтами, нормами, правилами поведения и индивидом.

Целью любого, в том числе и социального организма является полное равновесие с окружающей средой, и чем сложнее организм, тем труднее достижение такого равновесия. Воплощение стремлений человека сталкивается с той самой средой, в которой он находится. В этом противостоянии среды и индивида Спенсер сердцем на стороне индивида, он полагал: чем больше свободы у индивида в стремлении к своему счастью, тем быстрее развивается общество, тем больше возможностей для приспособления социального организма к окружающей среде. Почему? Потому что в такой борьбе, как и положено в природе, выживают сильнейшие индивиды, и тем самым совершенствуется весь человеческий род. Формирование индивида – результат истории рода, но сам род есть отбор наиболее приспособленных, лучших индивидов. То есть индивидуальная конкуренция за свое счастье приносит пользу всему обществу, а всякое ограничение свободы конкуренции приводит к застою или даже к регрессу общества.

Отсюда его совершенно негоббсово отношение к государству, которое должно иметь минимальное влияние на человеческое поведение, на взаимоотношение людей. Его задача – обеспечивать равенство в свободе, чтобы по правилам играли, по закону, и защиту общества от посягательства извне. Исходя из этого у Спенсера полное неприятие социализма, более принципиального противника социализма, пожалуй, и не было среди философов. Социализм есть очевидный регресс и застой общества, поскольку при нем происходит распространение военной организации и на промышленную область. Таким образом, человек утрачивает свободу в поисках своего счастья, и нарушается главный принцип справедливости: каждому по его заслугам. Он полагал, что социализм неизбежно приведет к прекращению прогресса, и общество столь же неизбежно отбросит социализм, но опыт социализма неизбежен, его не миновать, как не миновать человеку подростковых болезней.