Часть I. Предсоциология

Первая большая тема, которой будут посвящены несколько лекций, называется "Предсоциология". Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой науки социологии.

Как вы, наверное, уже знаете, понятие науки социологии было сформулировано на рубеже 30-х – 40-х гг. теперь уже позапрошлого века официальным отцом социологии Огюстом Контом.

Огюст Конт провозгласил предназначение социологии как науки в виде короткого простого лозунга: "Порядок и прогресс". Поскольку прогресс, по мнению Конта, неизбежен, то задача социологии состоит в том, чтоб на пути прогресса заботиться о сохранении порядка и чтоб прогресс этот протекал эволюционным, а не революционным образом.

Для этого социология должна стать в ряд уже признанных наук, стать социальной физикой рядом с физикой обыкновенной. То есть она точно также должна наблюдать социальные явления, чтобы открывать закономерности, управляющие ими, как повторяемое в этих явлениях.

Для чего нужно знать закономерности? Чтобы составлять достоверный научный прогноз о будущем протекании социальных явлений. И тогда у людей появляется время предпринять заранее меры против нежелательного их развития.

Вот вам, пожалуйста, предназначение социологии. Оно было сформулировано Контом, и, в принципе, вполне справедливо и теперь, в настоящее время. Социология, по сути, именно для этого и существует.

Теперь возникает вопрос, почему только в ХIХ веке Конт до этого додумался? А что делали другие умные люди до него? Почему они раньше не придумали такую науку, которая будет нас оберегать от нежелательных последствий развития социальных явлений?

Сам Конт и ответил на этот вопрос. Он утверждал, что то общество, которое формируется с начала ХIХ века, является позитивным или индустриальным, в том смысле, что в нем единый способ получения знаний –позитивный или научный метод. Обществу, предшествующему индустриальному, были присущи другие методы получения знаний, в том числе и о нем самом. Конт называл эти методы теологическим и метафизическим.

Посредством этих методов основания общественного порядка определялись либо сверхъестественными, божественными силами, либо некими скрытыми основами, подлинной природой общества, которая недоступна эмпирическому наблюдению и открывается только уму философа.

Следуя путем, указанным Контом, все предшествующие представления об обществе мы будем называть предсоциологическими, и они будут относиться к обществу доиндустриальному, которое принято в социологии называть традиционным и которое безраздельно господствовало в мире вплоть до конца ХVIII века.