Расово-антропологическая школа

Следующая школа, с которой я хотел бы вас познакомить, это школа расово-антропологическая. Подход здесь совершенно тот же самый, только другая основа. Общий принцип гласит: социальная жизнь и культура есть продукт расы, а неравенство культур и цивилизаций в основе своей предполагает неравенство рас. Следующее общее положение данной школы – детерминирование социального порядка и социальных изменений биологической наследственностью. Еще один основной принцип этой школы – зависимость социального порядка от чистоты расы, то есть утверждение о негативном влиянии на общество всякого рода расовых смешений.

Отцом расово-антропологической школы является французский дипломат, историк и социолог маркиз Артюр де Гобино. Именно он в своей книге «Опыт о неравенстве человеческих рас», вышедшей еще при жизни Конта в 1855 году, поменял местами первичные и вторичные факторы эволюции общества Конта. Он заявил, что на самом деле социальные институты и сами общества детерминированы жизнедеятельностью рас. Отсюда, чтобы понять эволюцию человеческого общества, социолог должен изучать жизнедеятельность рас. По сути своей человеческие цивилизации есть образ жизни рас.

В соответствии с антропологическими знаниями середины XIX века у Гобино существуют три биологических отличных друг от друга расы, и их неравенство совершенно очевидно: раса белая самая высшая, она самая сильная, творческая, интеллектуальная; раса желтая – вторая, она имеет преимущество в утилитарном смысле, в поиске своей выгоды; раса черная – третья по уровню, она характеризуется чувственностью. Отсюда всякий талант в искусстве предполагает наличие негритянской крови. Так что Пушкин, получается, не случайно частично эфиоп.

Согласно Гобино, в истории существовало десять основных цивилизаций, и начало каждой цивилизации определялось главенством белой расы, более того, ее высшей части – арийской расы. До тех пор пока цивилизация сохраняет чистоту расы, она процветает, поскольку чистота расы определяет единство стиля жизни цивилизации, чистота преобладающей расы. Однако с течением времени происходит неизбежное смешение рас, и эти смешения становятся распространенными, отсюда неизбежный закат любой цивилизации. Европейская цивилизация также движется к своему неизбежному концу, ибо в ней расовые смеси становятся преобладающими.

Как вы думаете, почему маркиз Гобино предполагал, что арийская раса является самой красивой, самой умной, самой талантливой, самой сильной и пр.? Действительно, будучи маркизом, он полагал, что принадлежит к франкам, которые были германским, то есть арийским народом, и завоевали они галлов, кельтские племена. Был бы он негром, вполне возможно, у него негроидная раса была бы высшей. Впрочем, теперь это уже случилось: у негров появились свои теоретики высшего предназначения черной расы на Земле. Глупость – она от цвета кожи не зависит и от разреза глаз тоже. Когда человек не уверен, что у него достаточно в голове, он задумывается о форме черепа или цвете кожи.

В русле этой школы возникла антропосоциология, которая воспринимала себя как чисто эмпирическую науку. Ее отцы-создатели – француз Ваше де Ляпуж и немец Отто Амон, тоже, наверное, полагали себя арийцами. Они независимо друг от друга создали эту науку.

Антропосоциология имеет своим предметом, по утверждению Ляпужа, «исследование взаимных воздействий расы и социальной среды». Главный метод антропосоциологии – это статистический анализ головного показателя. Головной показатель – вовсе не изобретение социологов, это антропологическая характеристика, она введена шведским анатомом Ретциусом в 40-х гг. XIX века. Головной показатель вычисляется как процентное отношение между максимальной шириной черепа и максимальной его длиной. Отсюда люди разбиваются на классы брахицефалов и долихоцефалов, то есть головы у них либо круглые, либо длинные. Разделение чисто анатомическое и эмпирически легко и достоверно устанавливаемое.

Дальше начинается социология как научная мифология. Ляпуж полагал, что взаимоотношение между социальной средой и расой приводит к тому, что раса в конце концов неизбежно деградирует: приспособление к среде происходит посредством социального отбора, и все его формы приводят со временем к расовой деградации. Ляпуж указывает на шесть его основных форм: военный, политический, религиозный, моральный, правовой и экономический социальный отбор. Для человечества эта деградация выглядит как постепенное исчезновение белокурого долихоцефала. Он сформулировал единый для всех исторических эпох закон: «С доисторических времен цефалический указатель имеет тенденцию к постоянному и повсеместному росту».

Если перевести на обычный язык, то имеет место вытеснение с земли длинноголовых круглоголовыми. Для обоснования этого закона Ляпуж проводит массовые анатомические исследования как останков людей давно ушедших поколений, так и живых современников. Но исчезновение длинноголовых является деградацией потому, что все великие люди в истории были долихоцефалами, и из них в основном формировались правящие классы. Отсюда следовали чрезвычайно пессимистические выводы о судьбе человечества, у которого с исчезновением белокурого долихоцефала исчезает и всякая способность к творческим свершениям, и впереди, следовательно, его ожидает неизбежный застой и деградация.

Антропосоциология в своем классическом облике, пожалуй, один из чистейших образцов научной мифологии. Как мифология, она не отличает должного от фактического, и потому никакими сколь угодно достоверными фактами не опровергается, в отличие от науки. Например, очевидно круглоголовых великих людей Ляпуж записал в «ложные брахицефалы» и тем самым снял всякие возражения, то есть Сократ со своей курносой физиономией, близкой по форме к тарелке или солнышку, по истине, по сути длиннолицый высокий блондин.

Своеобразной практикой в русле антропосоциологии была практика германского нацизма по выращиванию расы господ. Чтобы белокурые долихоцефалы не исчезли, напротив, навечно стали господами всего человечества, по всей территории германского рейха отбирали маленьких детишек с подходящими антропологическими показателями в специальные дома, где их должны были подготовить к роли господ, предназначенной им самой природой. Нацистский рейх рухнул, и они вернулись в мир как обычные люди. Если по Ляпужу, то деградация мира продолжилась.

Теперь обратимся еще к одной, боковой ветви расово-антропологической школы, к евгенике. Создателем ее был известный ученый Гальтон, двоюродный брат Чарлза Дарвина, который в 1869 году издал книгу «Наследственный гений». Вот как он формулировал основной принцип своей концепции: «Я заключаю, что каждое поколение имеет громадное влияние на природные дарования последующих поколений, и утверждаю, что мы обязаны перед человечеством исследовать пределы этого влияния и пользоваться им так, чтобы, соблюдая благоразумие в отношении к самим себе, направлять его к большей пользе будущих обитателей земли»[22].

Это значит, что талант или гениальность передаются по наследству, то есть наследуется тип личности. Исходя из этого должна быть создана евгеника как эмпирическая наука. Способ отслеживания гениальности в поколениях будет способствовать улучшению интеллектуальных способностей человечества в будущем. Само название науки говорит о цели ее – улучшении человеческой породы. Если можно улучшать породы коров, кур, то почему нельзя человека?

Эти идеи Гальтона обрели потрясающую популярность. Расово-антропологические концепции были совсем не в фокусе внимания социологии и просвещенного общества. Но евгенические идеи поразили воображение людей, полагающих себя образованными и прогрессивными. В 1904 году при Лондонском университете Гальтон создает Национальную евгеническую лабораторию, а еще через три года возникает Общество евгенического воспитания, которое должно было способствовать распространению евгенических идей. Активными членами этого общества были Бернард Шоу и Герберт Уэллс. Такие имена, известные не только на Западе, и создали моду на евгенику.

В Советском Союзе в 20-х – начале 30-х гг. евгенические общества росли очень бурно. Мы же собирались коммунистического человека выращивать, и предположили некоторые ученые и идеологи, что с помощью евгеники, как мичуринские яблоки, сотворим нового человека. Трудно сказать, как он должен был выглядеть. Едва ли похож на белокурого долихоцефала Ляпужа и Аммона, но интеллектуально и особенно морально обязан был представлять собой нечто потрясающее. Потом нового человека предписано было воспитывать из любого человеческого материала, и евгенику у нас закрыли насмерть. На смерть ее последователей.

В нацистской Германии евгенические идеи использовались для оправдания людоедской практики уничтожения неполноценных народов и рас, и практика эта похоронила евгенику надолго, но не навсегда. В наше время совершения «всемирной генетической революции» идеи совершенствования человеческой породы вновь в самом фокусе моды.

Еще одним популярным ответвлением расово-антропологической школы была криминалистическая теория Чезаре Ломброзо. Основана она на следующем положении: человеческое поведение определяется наследственностью, которая выражена антропологически. В криминологии своей Ломброзо определил, что такое криминальный тип личности в его внешних антропологических характеристиках. В своей книге он дает систематический анализ этих характеристик и сопровождает анализ примерами портретов преступников.

Эта книга и теперь еще бестселлер, пожалуй, единственная из книг, посвященных криминологии. В ней чрезвычайно наглядно и понятно объясняется, как узнать потенциального преступника – это такой страшный человек с тяжелым взглядом, от одного вида которого оторопь берет. Как всякий научный миф, она получила немедленные опровержения в теории и практике криминологии. В частности, было представлено множество портретов ангельски выглядящих преступных чудовищ. Они совершили кошмарные преступления, но антропологически выглядели так, хоть на божью полицу их сади, такие они красивые, безупречные. Как всякая научная мифология, концепция Ломброзо опровержений не боится, и теперь прекрасно существует, конечно, не как научная теория, а как факт массового сознания.