рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная концепция марксизма

Социальная концепция марксизма - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Обычно Принято, По Крайней Мере В Большинстве Учебников По Социологии, Считат...

Обычно принято, по крайней мере в большинстве учебников по социологии, считать Маркса социологом. Это спорный вопрос, и дискуссия по нему в обозримом будущем однозначно не завершится. Мы в нее глубоко «врезаться» не будем, нам этих тонкостей не постичь, но исходить будем из вполне общепризнанного положения о том, что Маркс сформулировал философскую концепцию общества, и, по крайней мере, для позитивистской социологии, основы которой сформулировал Конт, эта концепция является внешней альтернативой.

Во-первых, потому что сам Маркс никогда не считал себя социологом. Он считал себя философом и экономистом, и если бы его назвали социологом, скорее всего бы обиделся. Конта как философа он всерьез не принимал: он для Маркса был недоучка, философски малограмотный человек, и проект социологии, который сформулировал Конт, не считал серьезной концепцией. Во-вторых, теория Маркса написана на языке социальной философии и политической экономии. Если смотреть на нее с точки зрения позитивизма, то на языке метафизики. Эмпирические обоснования своей теории Маркс искал и находил в экономике и политической истории, хоть и важных для социологии сфер жизни общества, но узких и специфических. И, наконец, концепция Маркса является диалектической, то есть главным методом анализа для нее является заимствованный в философии Гегеля диалектический метод – метод совершенно чужеродный позитивистскому подходу. Именно диалектика позволила Марксу достичь поражающей глубины анализа, к примеру, роли «отчуждения» или «товара» в человеческой истории. Но для позитивизма подобный анализ есть метафизическая мистификация понятий. Понятий, определенных настолько туманно, двусмысленно, что взаимосвязь их с миром наблюдаемых социальных явлений не может быть отчетливо, очевидно установлена и потому не может привести к достоверным, научным знаниям об этих явлениях.

Однако, несмотря на общую несоизмеримость концепции Маркса с позитивистской социологией, ничто не мешает нам с вами посмотреть на теорию Маркса в «позитивистском срезе», под углом зрения Конта, исходя из его формулы «порядок и прогресс».

В чем коренится порядок общества по Марксу, в чем основа, опора порядка общества? Порядок коренится в бытии общества, а не в сознании его, не в идеях. Коренится в производстве, в экономике и определяется порядок в любом обществе господствующим способом производства. Этот способ производства есть соответствие производительных сил и производственных отношений. Порядок стабилен, пока производственные отношения соответствуют производительным силам. Прогресс как разрушение и изменение порядка есть результат устаревания производственных отношений, которые становятся тормозом развития производительных сил. Они разрушаются, на их месте возникают новые производственные отношения, определяющие новый порядок, поскольку эти новые отношения предоставляют простор для развития производительных сил.

Таков марксов порядок в изменении: все происходит вокруг способа производства. Для того чтобы проанализировать, годится ли теперешний порядок, весь комплекс общественных институтов: государство, право, идеология, религия и т.д. – нужно анализировать в первую очередь институты собственности на средства производства. Обеспечивают ли они возможности для развития производства? Именно отсюда можно сделать заключение о судьбе общественного порядка вообще: предназначен ли он вскорости к неизбежному крушению или еще прочен и долговечен.

Основой социального порядка являются институты собственности. Основой изменения порядка, ее источником – экономический рост, рост производства. Мы получили объяснение, схематически весьма похожее на контовское, то есть существуют некие факторы, отвечающие за порядок, пусть и другие, чем у Конта, существуют и некие факторы, отвечающие за прогресс. У Конта за порядок отвечают семья, государство и религия, а за прогресс – развитие интеллекта. У Маркса – институты собственности на средства производства, вокруг этой собственности государство, религия, идеология и все прочее. За прогресс отвечает развитие производства.

Схема пусть и другая, но вполне понятная на языке позитивистской социологии. При этом у Маркса вычитываются также три последовательные ступени развития общества: доэкономическая, экономическая и постэкономическая. Внутри экономическая ступень делится еще на три: рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Само современное Марксу общество находится в определенной точке этой лестницы, а именно, в конце второй ступени, в капиталистической фазе. Речь идет, разумеется, о наиболее развитых странах.

Но помимо того, что факторы и ступени порядка у Маркса другие, сам характер порядка у него совсем не контовский. Основой любого порядка, по Марксу, является совсем не консенсус между разными слоями и группами общества, а непримиримый и неразрешимый конфликт между основными классами угнетателей и угнетенных. Социальные институты позволяют угнетателям, господствующим классам контролировать порядок. Вспомним марксово определение государства при капитализме как «комитета по управлению делами буржуазии», а никак не общенародного, общенационального института.

Только на последней, постэкономической ступени вместе с исчезновением классов исчезает и антагонистический конфликт между ними, и тогда, на этой ступени, если смотреть на нее опять же глазами Конта, под его углом зрения, там, наконец, торжествует прогресс и порядок в смысле Конта, правда, без его вечных институтов социального порядка: традиционной семьи, государства и религии. То есть на этой ступени, при социализме, коммунизме, прогресс есть эволюционное рациональное улучшение хорошего, и только тогда, на этой ступени возможна и полезна позитивная социология как изучение оснований социального порядка с целью его улучшения, совершенствования. В современном Конту и Марксу капиталистическом обществе социология в лучшем случае бесполезна как «чудодейственные пилюли» обреченному на смерть пациенту, а в худшем – вредна как инструмент одурачивания угнетенных масс, способ консервации отжившего общественного порядка.

Отношение социологии к марксизму скорее можно характеризовать как неоднозначное. Первоначальная общая конфронтация с концепцией Маркса, оказавшаяся для социологии весьма продуктивной, сменилась в середине прошлого века тактикой выдергивания из нее отдельных кусков для создания новых концепций внутри социологии. С некоторыми из этих опирающихся на марксизм социологических концепций мы познакомимся в нашем курсе позднее. В последние десятилетия прошлого века отношение социологии к марксизму стало скорее безразличным, как к такой философской концепции, в которой едва ли уже найдется что-либо полезное, но и не содержится непосредственной угрозы основам сформулированных в социологии теорий.

Теперь мы с вами обратимся к альтернативам социологии в рамках так называемой исторической парадигмы гуманитарного знания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ЮЖНО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная концепция марксизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство ЮУрГУ
2006 ББК С51.я7     Трошкин Е.И.

Часть I. Предсоциология
Первая большая тема, которой будут посвящены несколько лекций, называется "Предсоциология". Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой нау

Религиозно-мифологическое обоснование социального порядка
Несмотря на то, что это доиндустриальное общество чрезвычайно "длительно и разнообразно" и уходит в прошлое на тысячелетия по сравнению с двухсотлетней историей индустриального общества,

Социально-философские концепции в Древнем Китае
Первые философские концепции общества возникли в двух точках Древнего мира. Философия, как вы уже знаете, появилась почти одновременно в трех местах: Китае, Индии, Античной Греции. Социальные теори

Социальная концепция Конфуция
Конфуций переосмыслил два ключевых традиционных понятия китайского мировоззрения дэ и дао. Дао теперь стало не исключительной собственностью правите

Легизм: принципы социального порядка
В чем его суть? Вспомним сначала классиков легизма. Это Шан Ян (IV век до н.э.) и Хань Фей цзы, живший столетием позже. Легисты в отличие от конфуцианцев в основном были практическими администратор

Социальные принципы даосизма
Даосизм, надо отметить, куда меньше «зациклен» на социальных проблемах. Кроме того, социальная часть его вовсе не самая глубокая и разработанная область этой философии. Это, по сути, даосистский от

Социально-философские концепции античности
К анализу социального порядка античная философия обратилась тогда, когда достигла высшей точки развития. Платон в своем «Государстве» и Аристотель в «Политике» в IV веке до н.э. сотворили концепции

Социальная концепция Платона
Платоновская социальная концепция исходит из того, что общество и государство есть естественный продукт деятельности людей. Он вызывается к жизни необходимостью людей друг в друге, поскольку способ

Социальная концепция Аристотеля
Аристотель отталкивался от наблюдений за реальной жизнью, и именно он впервые четко сформулировал главную проблему античного общества. Для того чтобы понять, как она выглядит, процитируем Аристотел

Социальные идеи христианской Европы
Что же произошло с обоснованием порядка после победы христианства в Европе? Во-первых, оно стало религиозным. В общем похожим на старые традиционные религиозно-мифологические обоснования, только ре

Социальные идеи Возрождения
Их будет представлять для нас концепция итальянского гуманиста Николо Макиавелли. По полному праву, поскольку она наиболее известна и влиятельна в политических и социальных науках. Концепц

Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса
Социальную философию Нового времени для нас будет представлять прежде всего Томас Гоббс, поскольку его концепция является ключевой. Все остальные есть в той или иной степени реакция на сформулирова

Трансформация концепции общественного договора у Руссо
Руссо радикально изменяет оценку естественного состояния людей. Он полагает, что в естественном состоянии люди равны и самодостаточны. Поскольку первоначально нет собственности, то там нет и не мож

Монтескье о природе законов общества
Его первая анонимно опубликованная книга «Персидские письма» ­– почти социологический очерк о нравах и общественных порядках, стилизованный под письма путешествующих в Европе персиян. Этот прием ок

Социальная утопия как способ объяснения и обоснования порядка
Термин «Утопия» был введен английским гуманистом Томасом Мором. Он обозначает название острова, которого нельзя обнаружить ни на одной карте. Нельзя, потому что остров этот по самому своему имени,

Возникновение социологии. Концепция Огюста Конта
Итак, мы с вами только теперь начинаем фактически изучение истории социологии, поскольку концепция Конта есть первая собственно социологическая концепция. Сначала характеризуем ту идейную почву, из

Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Сначала мы познакомимся с концепцией Герберта Спенсера, которого еще называют «вторым отцом социологии». Если Конт – непосредственно родоначальник континентальной европейской социологии, то Спенсер

Школы одного фактора
На прошлой лекции мы с вами начали знакомство с концепциями, которые основаны на натуралистическом подходе к объяснению социальных явлений. В этом подходе соседствуют два аспекта. Один – методологи

Географическое направление
Для натуралистических школ характерно то, что этот главный закон заимствуется из эмпирических наук. Начнем с географического направления, которое также называется географическим детерминизмом. Его

Расово-антропологическая школа
Следующая школа, с которой я хотел бы вас познакомить, это школа расово-антропологическая. Подход здесь совершенно тот же самый, только другая основа. Общий принцип гласит: социальная жизнь и культ

Социал-дарвинизм
Теперь еще одна школа, которая называется социал-дарвинизм. Это такое социологическое направление, которое далеко вышло за рамки социологии и превратилось в общественное мировоззрение. Вернее было

Психологизм в социологии
Время формирования этого направления в социологии – 80-е годы XIX века. Период расцвета – это самый конец XIX – начало ХХ века. Именно в эти годы психологизм стал наиболее влиятельным направлением

Инстинктивизм в социологии
В своем классическом облике инстинктивизм был сформулирован в начале ХХ века шотландским психологом и социологом Макдугаллом. Он утверждал, что человеческое поведение определяется инстинктами, прис

Теория подражания
Известность Габриелю Тарду принесли книги, выпущенные в 90-е годы, «Законы подражания» и «Социальная логика», именно в них и сформулирована его концепция. Тард и психолог и социолог, причем социоло

Психология масс
Гюстав Лебон, современник Тарда, известность получил в те же самые 90-е годы. Был на два года старше Тарда, но прожил намного дольше, целых 90 лет. Он вполне заслужил характеристику человека широко

Альтернативы социологии в концепциях Дильтея и Баденской школы
Острие этих концепций было направлено как против философии истории, сформулированной в немецкой классической философии, прежде всего в философии Гегеля, так и против позитивизма Конта и Спенсера, в

Социологизм Эмиля Дюркгейма
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. Как и

Концепция логических и нелогических поступков Вильфредо Парето
У нас с вами теперь следующая фигура классической социологии – это Вильфредо Парето, таким образом, мы покидаем Францию и перемещаемся в Италию, хотя и не совсем. Парето современник Дюркгейма, на 1

Германская социология
Теперь мы с вами перенесемся из Италии, вернее из Швейцарии, где в последние годы жил Вильфредо Парето и где он сотворил свой грандиозный «Трактат по общей социологии», на север, в Германию. Там со

Формальная социология Георга Зиммеля
Вы уже слышали, что все четверо были чужеродны академической среде Германии, просто потому что считали себя социологами, но Зиммель был чужаком в квадрате, абсолютно неприемлемым в этой среде. Он р

Историческая социология Вернера Зомбарта
Мы с вами уже познакомились с двумя крупнейшими фигурами германской социологии. Сегодня это будет Вернер Зомбарт, его социологическая концепция. Он свою социологию совсем не называл исторической, д

Понимающая социология Макса Вебера
Макс Вебер был самым молодым из этой четверки современников. Помимо молодости ему свойственна еще и поразительная энциклопедическая образованность. Известен как социолог, философ, историк экономики

Библиографический список
  1. Асмус, В. Ф. История античной философии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар. вузов и фак. / В.Ф. Асмус. – М.: Высш. шк., 1965. – 320 с. 2. Батыгин, Г. С.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги