рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социально-философские концепции в Древнем Китае

Социально-философские концепции в Древнем Китае - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Первые Философские Концепции Общества Возникли В Двух Точках Древнего Мира. Ф...

Первые философские концепции общества возникли в двух точках Древнего мира. Философия, как вы уже знаете, появилась почти одновременно в трех местах: Китае, Индии, Античной Греции. Социальные теории общества создавались в двух точках: Китае и Античной Греции. Индийская философия так складывалась, что социальное устройство не было ключевой, больной ее темой. Даже и не больной темой тоже не было. Смысл человеческого существования, предназначение человека индийский мыслитель искал и отыскивал по ту сторону общественного порядка, который так и остался для него природной, божественной данностью, а не продуктом человеческой деятельности.

В античной философии первые социальные концепции были сформулированы Платоном и Аристотелем, то есть почти через две сотни лет после ее возникновения. Китайская философия практически вся социальна, поэтому с нее и начнем. Проблема социального порядка – главная для нее, и различные китайские школы предложили разные способы установления и обоснования этого порядка.

Сначала необходимы некоторые сведения по древней истории Китая, иначе непонятно будет, почему китайцы так озаботились социальным порядком.

Специфика становления китайского общества такова, что у него не было развитого мифа о богах. По крайней мере, в период складывания письменной традиции. Вместо мифа о богах, может быть, из еще более древнего мифа о первопредке сложилось мифологическое предание о первом правителе – Шан-ди, потом Хуанди, который и установил главные правила жизни. Самые древние священные книги Китая – это Шу цзин, исторические документы, предания, Ши цзин, песни, гимны, но не богам, а мудрым правителям, благодаря которым люди живут, трудятся и радуются жизни, И цзин, книга гаданий.

Так случилось, что китайская цивилизация, хоть и первичная, но довольно поздняя. Она возникла намного позже, чем цивилизации Месопотамии, Инда, Египта. К этому времени городская цивилизация Инда уже исчезла и две другие существовали более двух тысячелетий.

Возникновение Китая связано с появлением в середине II тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхе народа шан, который покорил другие племена и создал первое шанское царство. Сохранившиеся письменные свидетельства эпохи Шанской династии – это, в основном, многочисленные надписи на гадательных костях, которыми служили черепашьи панцири и бараньи и бычьи лопатки.

Эти надписи предполагали иное взаимоотношение шанцев с окружающим миром, нежели это было принято в других цивилизациях. Там были высокоразвитые мифологические комплексы с несчетным множеством богов, особенно у индийцев. Да и у египтян, у жителей Междуречья. У них у всех были длинные списки богов, которые жили тут, среди людей, в посюстороннем мире. За людьми приглядывали, помогали им, наказывали. У шанцев вместо них был первопредок, родоначальник династии Шанди. Он возглавлял всю вереницу умерших предков. И вот к ним, к этим самым своим предкам, легендарным властителям прошлого шанцы обращались за советами в своих делах. То есть правители шанцев устраивали гадания так же, как и теперь это люди некоторые делают. В результате гаданий они получали советы, поддержку в своих планах, проектах: что где строить, кого завоевывать, наказывать и т.д. Больше для успеха в делах им ничего не требовалось.

Таким образом получается, что шанцы уже изначально были, по сравнению с египтянами или шумерами, чрезвычайно прагматичными людьми. Само гадание, по сути, чрезвычайно практическое дело. Что мне делать: стоит завтра идти на экзамен, удача будет или нет, нужно за этого парня выходить замуж или лучше за того, чернявого? Жизнь отдельного человека и царства состоят из таких конкретных дел и когда с ними все складывается, зачем зря богов плодить.

Первые исторические записи и документы появились уже в царстве Чжоу. Чжоу – периферийный немногочисленный народ, в XI до н.э. он в союзе с другими народами победил шанцев в бою и захватил всю территорию царства Шан-Инь. Для того чтобы обосновать свое право на управление огромным количеством различных племен и народов, чжоусцы должны были придумать, почему теперь это право перешло к ним. Обосновать легитимность своей власти.

И они стали писать историю, придумали существовавшую еще до шанцев династию Ся, о которой шанцы, судя по всему, не имели представления. Придумали легендарных правителей, показавших образцы мудрого управления, и обосновали смену династий единой общей причиной: правители нарушают вековые обычаи и нормы, совершают ужасные поступки. Эти поступки перечислялись: они пьянствуют, развратничают, грабят и убивают людей. Поэтому Небо их наказывает рукой других людей. Людей правильных, готовых и умеющих следовать образцам мудрого правления древних правителей.

Каждый правитель от своих предков наследовал дэ – «благодать», «жизненную силу», которая создает и преобразует все вокруг. Этим дэ наделены правители от рождения. Именно поэтому они властвуют, а остальные им покоряются. Более того, поскольку они имеют контакт сначала через гадания, а потом через книги с древними, мудрыми правителями, они знают дао. Дао – это путь, верный путь управления, и потому остальные должны им подчиняться. Все должны быть им покорны.

Китайская книга песен Ши цзин сохранила множество гимнов, рассказывающих о чудесном влиянии правителя – «вана» – на любое предприятие. Это звучало примерно так:

«Если ван приедет сеять просо, то будет урожай,

Если ван не приедет сеять просо, то урожая не будет.

Если ван приедет на рыбную ловлю, то будет удача,

Если ван не приедет на рыбную ловлю, удачи не будет».

Ван олицетворяет могущество многочисленных предков-правителей, и пока следует их примерам, образцам, народ, государство осенено благодатью, спокойствием и порядком.

В принципе – это традиционный подход, очень похожий на подход египтян или вавилонян, но с той лишь разницей, что за спиной правителя нет многочисленных богов, а есть божественные предки-правители, которых он представляет.

До тех пор, пока с государством Чжоу было все в порядке, сомнений в правильности традиций не возникало, не требовалось иного обоснования права на управление. Но царство Чжоу постепенно клонилось к упадку. На месте единого государства появились десятки владений, и между ними начались войны за гегемонию со всеми положенными несчастьями, и все это на сотни лет.

Почва для сомнений и вопросов:

Кто виноват в разрушении порядка?

Почему, несмотря на примеры великих деяний мудрых легендарных правителей, порядок этот никак не восстанавливается?

Каким способом его вновь выстроить?

В чем основа прочности социального порядка?

Первым подобные вопросы поставил Конфуций в VI в. до н.э. и попытался найти на них ответы. Поэтому сначала о Конфуции и об основных принципах его учения.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ЮЖНО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социально-философские концепции в Древнем Китае

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство ЮУрГУ
2006 ББК С51.я7     Трошкин Е.И.

Часть I. Предсоциология
Первая большая тема, которой будут посвящены несколько лекций, называется "Предсоциология". Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой нау

Религиозно-мифологическое обоснование социального порядка
Несмотря на то, что это доиндустриальное общество чрезвычайно "длительно и разнообразно" и уходит в прошлое на тысячелетия по сравнению с двухсотлетней историей индустриального общества,

Социальная концепция Конфуция
Конфуций переосмыслил два ключевых традиционных понятия китайского мировоззрения дэ и дао. Дао теперь стало не исключительной собственностью правите

Легизм: принципы социального порядка
В чем его суть? Вспомним сначала классиков легизма. Это Шан Ян (IV век до н.э.) и Хань Фей цзы, живший столетием позже. Легисты в отличие от конфуцианцев в основном были практическими администратор

Социальные принципы даосизма
Даосизм, надо отметить, куда меньше «зациклен» на социальных проблемах. Кроме того, социальная часть его вовсе не самая глубокая и разработанная область этой философии. Это, по сути, даосистский от

Социально-философские концепции античности
К анализу социального порядка античная философия обратилась тогда, когда достигла высшей точки развития. Платон в своем «Государстве» и Аристотель в «Политике» в IV веке до н.э. сотворили концепции

Социальная концепция Платона
Платоновская социальная концепция исходит из того, что общество и государство есть естественный продукт деятельности людей. Он вызывается к жизни необходимостью людей друг в друге, поскольку способ

Социальная концепция Аристотеля
Аристотель отталкивался от наблюдений за реальной жизнью, и именно он впервые четко сформулировал главную проблему античного общества. Для того чтобы понять, как она выглядит, процитируем Аристотел

Социальные идеи христианской Европы
Что же произошло с обоснованием порядка после победы христианства в Европе? Во-первых, оно стало религиозным. В общем похожим на старые традиционные религиозно-мифологические обоснования, только ре

Социальные идеи Возрождения
Их будет представлять для нас концепция итальянского гуманиста Николо Макиавелли. По полному праву, поскольку она наиболее известна и влиятельна в политических и социальных науках. Концепц

Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса
Социальную философию Нового времени для нас будет представлять прежде всего Томас Гоббс, поскольку его концепция является ключевой. Все остальные есть в той или иной степени реакция на сформулирова

Трансформация концепции общественного договора у Руссо
Руссо радикально изменяет оценку естественного состояния людей. Он полагает, что в естественном состоянии люди равны и самодостаточны. Поскольку первоначально нет собственности, то там нет и не мож

Монтескье о природе законов общества
Его первая анонимно опубликованная книга «Персидские письма» ­– почти социологический очерк о нравах и общественных порядках, стилизованный под письма путешествующих в Европе персиян. Этот прием ок

Социальная утопия как способ объяснения и обоснования порядка
Термин «Утопия» был введен английским гуманистом Томасом Мором. Он обозначает название острова, которого нельзя обнаружить ни на одной карте. Нельзя, потому что остров этот по самому своему имени,

Возникновение социологии. Концепция Огюста Конта
Итак, мы с вами только теперь начинаем фактически изучение истории социологии, поскольку концепция Конта есть первая собственно социологическая концепция. Сначала характеризуем ту идейную почву, из

Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Сначала мы познакомимся с концепцией Герберта Спенсера, которого еще называют «вторым отцом социологии». Если Конт – непосредственно родоначальник континентальной европейской социологии, то Спенсер

Школы одного фактора
На прошлой лекции мы с вами начали знакомство с концепциями, которые основаны на натуралистическом подходе к объяснению социальных явлений. В этом подходе соседствуют два аспекта. Один – методологи

Географическое направление
Для натуралистических школ характерно то, что этот главный закон заимствуется из эмпирических наук. Начнем с географического направления, которое также называется географическим детерминизмом. Его

Расово-антропологическая школа
Следующая школа, с которой я хотел бы вас познакомить, это школа расово-антропологическая. Подход здесь совершенно тот же самый, только другая основа. Общий принцип гласит: социальная жизнь и культ

Социал-дарвинизм
Теперь еще одна школа, которая называется социал-дарвинизм. Это такое социологическое направление, которое далеко вышло за рамки социологии и превратилось в общественное мировоззрение. Вернее было

Психологизм в социологии
Время формирования этого направления в социологии – 80-е годы XIX века. Период расцвета – это самый конец XIX – начало ХХ века. Именно в эти годы психологизм стал наиболее влиятельным направлением

Инстинктивизм в социологии
В своем классическом облике инстинктивизм был сформулирован в начале ХХ века шотландским психологом и социологом Макдугаллом. Он утверждал, что человеческое поведение определяется инстинктами, прис

Теория подражания
Известность Габриелю Тарду принесли книги, выпущенные в 90-е годы, «Законы подражания» и «Социальная логика», именно в них и сформулирована его концепция. Тард и психолог и социолог, причем социоло

Психология масс
Гюстав Лебон, современник Тарда, известность получил в те же самые 90-е годы. Был на два года старше Тарда, но прожил намного дольше, целых 90 лет. Он вполне заслужил характеристику человека широко

Социальная концепция марксизма
Обычно принято, по крайней мере в большинстве учебников по социологии, считать Маркса социологом. Это спорный вопрос, и дискуссия по нему в обозримом будущем однозначно не завершится. Мы в нее глуб

Альтернативы социологии в концепциях Дильтея и Баденской школы
Острие этих концепций было направлено как против философии истории, сформулированной в немецкой классической философии, прежде всего в философии Гегеля, так и против позитивизма Конта и Спенсера, в

Социологизм Эмиля Дюркгейма
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. Как и

Концепция логических и нелогических поступков Вильфредо Парето
У нас с вами теперь следующая фигура классической социологии – это Вильфредо Парето, таким образом, мы покидаем Францию и перемещаемся в Италию, хотя и не совсем. Парето современник Дюркгейма, на 1

Германская социология
Теперь мы с вами перенесемся из Италии, вернее из Швейцарии, где в последние годы жил Вильфредо Парето и где он сотворил свой грандиозный «Трактат по общей социологии», на север, в Германию. Там со

Формальная социология Георга Зиммеля
Вы уже слышали, что все четверо были чужеродны академической среде Германии, просто потому что считали себя социологами, но Зиммель был чужаком в квадрате, абсолютно неприемлемым в этой среде. Он р

Историческая социология Вернера Зомбарта
Мы с вами уже познакомились с двумя крупнейшими фигурами германской социологии. Сегодня это будет Вернер Зомбарт, его социологическая концепция. Он свою социологию совсем не называл исторической, д

Понимающая социология Макса Вебера
Макс Вебер был самым молодым из этой четверки современников. Помимо молодости ему свойственна еще и поразительная энциклопедическая образованность. Известен как социолог, философ, историк экономики

Библиографический список
  1. Асмус, В. Ф. История античной философии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар. вузов и фак. / В.Ф. Асмус. – М.: Высш. шк., 1965. – 320 с. 2. Батыгин, Г. С.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги