рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные принципы даосизма

Социальные принципы даосизма - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Даосизм, Надо Отметить, Куда Меньше «Зациклен» На Социальных Проблемах. Кроме...

Даосизм, надо отметить, куда меньше «зациклен» на социальных проблемах. Кроме того, социальная часть его вовсе не самая глубокая и разработанная область этой философии. Это, по сути, даосистский ответ конфуцианству.

Вспомним даосистскую интерпретацию ключевых понятий китайского мировоззрения дао и дэ. Дао – это суть всей «тьмы вещей»; то, откуда все происходит и куда все возвращается; но суть неназываемая, ускользающая всегда, когда разум возжелает ее схватить, «пришпилить» термином, определением, категорией. В вещах дао представляется, проявляется через дэ – естественную способность всего существующего к саморазвитию, творческую силу вещи, ее потенциал. При этом проявление дэ в человеке происходит никак не в результате целенаправленного культивирования его, а напротив, благодаря отказу от целенаправленного действия, «недеянию» – у вэй. Лао цзы учит: «Лучшее дэ воплощено в непреднамеренном действии, недянии – у вэй».

Иными словами, человеку надлежит удерживаться от заранее запланированных действий в пользу непреднамеренных. Главное в поведении – это податливая, уступчивая активность, которая позволяет разрешить ситуацию как бы само собой.

Отсюда сознательная оппозиция культивированию всего и вся конфуцианства. Полноте раскрытия дэ в человеке способствует никак не запланированное, целесообразное совершенствование себя и всего окружающего, а напротив, «возвращение в состояние младенца», «необработанного дерева». Только это открывает человеку всю полноту его дэ.

Для даосизма цель управления, государства также благо всего народа, но это благо разрушается культурным и законодательным активизмом конфуцианцев и легистов, а не только обычной глупостью и алчностью людей. Это и они, ученые и знающие, виноваты в том, что дао покинул Поднебесную. Конфуцианское учение о движении, стремлении к дао приводит к тому, что дао скрывается от человека и общества. Поэтому путь ко всеобщему благу – это возвращение в патриархальную простоту, где порядок в обществе и государстве естественен, природен, гармоничен. Его внутренняя гармония уже самонастроена, потому пугается активности придуманной, искусственной, разрушительной и нуждается в деятельности осторожной, податливой, заботливой – у вэй.

Если обратиться к классическому в китайской традиции взаимодействию ян-инь, то конфуцианство и легизм воплощают скорее ян, то есть разумную, целенаправленную, провозглашенную активность, а даосизм – инь, деятельность уступчивую, податливую, предпочитающую молчание. Первые пролагают дорогу к «правильному» порядку преобразованиями – осторожными, эволюционными или радикальными, революционными, вторые «обволакивают» этот порядок, приспосабливаются или, вернее, приспосабливают его к непроизносимой сути мира. Они «процеживают» преобразования, вновь и вновь возвращая порядку утраченную гармоничность.

Грубая, но вполне уместная социальная схематизация позволяет утверждать, что конфуцианство и даосизм выражают точки зрения города и деревни на социальный порядок. Если в конфуцианстве говорит горожанин, преобразующий мир по внутренним культурным правилам гуманности, ритуала, людьми изобретенного, придуманного, и таким образом он полагает достичь всеобщего социального блага, то для крестьянина социальный порядок, который дает благо всем людям, достигается максимальной простотой и внешней схожестью удела. Это городское тщеславие, эгоизм, алчность, честолюбие, стремление выделиться, которое олицетворяют конфуцианцы, вызывают в людях зависть и ненависть и являются причиной несчастий и бед. Если люди будут стремиться к простоте природы, будут просты сами, то порядок станет нерушим и нерушимо станет общее благо.

Следуя логике этой схемы, легизм можно считать философией администратора, управляющего, менеджера, и тогда она должна иметь частный, служебный характер. Судьба легизма, в которой фантастический взлет к тотальному господству завершился скорым и сокрушительным низвержением, есть убедительная иллюстрация его внутренней ущербности, неспособности стать общепринятым обоснованием социального порядка.

Цель легистской доктрины – могущество государства. Но после того, как полная гегемония была достигнута – империя Цинь покорила всех и преобразовала покоренных в единое государство – цель утратила смысл. Для чего большее могущество, когда распространение гегемонии более невозможно? Легистское обоснование порядка стало бессмысленным и уступило тогда место конфуцианскому, для которого достигнутое могущество служит внешней и вечной цели – достижению блага всего общества. Сама же легистская доктрина частично растворилась в конфуцианстве и даосизме, вошла туда отдельными положениями, скорее как практика, технология администрирования.

Таким образом, можно утверждать, что китайские философские школы ответили на те самые вопросы, которые встали перед обществом в середине I тысячелетия до н.э. Напомню их еще раз:

Почему разрушился традиционный порядок?

В чем основания правильного порядка?

Каким образом можно к нему прийти?

И каково должно быть управление, чтобы порядок не разрушался?

На эти вопросы ответили по-своему и конфуцианство, и даосизм, и легизм, и моизм, которого мы с вами здесь не касались. Все они предложили в качестве решений свои рациональные обоснования, свои философские программы, которые стали точками отсчета, вехами, что разметили пространство дискуссий о социальном порядке в китайском обществе. И вплоть до ХХ века, на протяжении двух с лишним тысячелетий таким образом размеченного пространства было вполне достаточно. Лишь вторжение западной индустриальной цивилизации заставило радикально перекроить это пространство включением западных же социально-философских программ.

Теперь несколько слов в попытке прояснить, почему индийская философия фактически не обратила внимания на проблему обоснования социального порядка. Она оставила, по сути, нетронутым традиционное религиозно-мифологическое обоснование. Деление общества на четыре варны родилось из бога Пуруши так же, как моря и суша, леса и горы, то есть это точно такие природные характеристики мира. Их естественность, нормальность для организации общественной жизни не подвергалась сомнению и философами, потому что главный нерв философствования не привязан непосредственно к социальному порядку, формулирует свои вопросы и ищет ответы вне его.

Главная человеческая проблема индийца и потому философии также – это проблема, которая выражается терминами карма-сансара-мокша. Вспомним, если коротко, карма – это баланс совершенных человеком добрых, правильных и злых, неправильных дел, определяющий ипостась его нового рождения; сансара – колесо перерождений, к которому с неизбежностью прикован каждый человек; мокша – освобождение бессмертной души от колеса перерождений, от сансары. Проблема, во-первых, в том, чтобы не рухнуть вниз в следующем перерождении, но напротив, подняться по лестнице, а социальная лестница лишь кусочек общей лестницы природы, мира. Во-вторых и в главных, суметь вовсе душу свою отцепить от неизбежности сансары, освободить ее. Эта проблема освобождения человеческой души решается по ту сторону социального порядка. Перемена его ничем помочь человеку не может. Она решается индивидуально, собственным выбором. Сумев пройти необходимый путь, настоять на нем, выстоять, человек может подняться в своем следующем рождении, а то и вовсе достичь блаженного состояния освобождения – мокши, нирваны.

Таким образом, именно потому, что ключевые человеческие проблемы не имели непосредственного социального звучания, традиционная индийская философия оставила социальный порядок на обочине, на периферии внимания и не предложила разработанных концепций его обоснования.

Теперь античность, обоснование социального порядка в античной философии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ЮЖНО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные принципы даосизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство ЮУрГУ
2006 ББК С51.я7     Трошкин Е.И.

Часть I. Предсоциология
Первая большая тема, которой будут посвящены несколько лекций, называется "Предсоциология". Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой нау

Религиозно-мифологическое обоснование социального порядка
Несмотря на то, что это доиндустриальное общество чрезвычайно "длительно и разнообразно" и уходит в прошлое на тысячелетия по сравнению с двухсотлетней историей индустриального общества,

Социально-философские концепции в Древнем Китае
Первые философские концепции общества возникли в двух точках Древнего мира. Философия, как вы уже знаете, появилась почти одновременно в трех местах: Китае, Индии, Античной Греции. Социальные теори

Социальная концепция Конфуция
Конфуций переосмыслил два ключевых традиционных понятия китайского мировоззрения дэ и дао. Дао теперь стало не исключительной собственностью правите

Легизм: принципы социального порядка
В чем его суть? Вспомним сначала классиков легизма. Это Шан Ян (IV век до н.э.) и Хань Фей цзы, живший столетием позже. Легисты в отличие от конфуцианцев в основном были практическими администратор

Социально-философские концепции античности
К анализу социального порядка античная философия обратилась тогда, когда достигла высшей точки развития. Платон в своем «Государстве» и Аристотель в «Политике» в IV веке до н.э. сотворили концепции

Социальная концепция Платона
Платоновская социальная концепция исходит из того, что общество и государство есть естественный продукт деятельности людей. Он вызывается к жизни необходимостью людей друг в друге, поскольку способ

Социальная концепция Аристотеля
Аристотель отталкивался от наблюдений за реальной жизнью, и именно он впервые четко сформулировал главную проблему античного общества. Для того чтобы понять, как она выглядит, процитируем Аристотел

Социальные идеи христианской Европы
Что же произошло с обоснованием порядка после победы христианства в Европе? Во-первых, оно стало религиозным. В общем похожим на старые традиционные религиозно-мифологические обоснования, только ре

Социальные идеи Возрождения
Их будет представлять для нас концепция итальянского гуманиста Николо Макиавелли. По полному праву, поскольку она наиболее известна и влиятельна в политических и социальных науках. Концепц

Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса
Социальную философию Нового времени для нас будет представлять прежде всего Томас Гоббс, поскольку его концепция является ключевой. Все остальные есть в той или иной степени реакция на сформулирова

Трансформация концепции общественного договора у Руссо
Руссо радикально изменяет оценку естественного состояния людей. Он полагает, что в естественном состоянии люди равны и самодостаточны. Поскольку первоначально нет собственности, то там нет и не мож

Монтескье о природе законов общества
Его первая анонимно опубликованная книга «Персидские письма» ­– почти социологический очерк о нравах и общественных порядках, стилизованный под письма путешествующих в Европе персиян. Этот прием ок

Социальная утопия как способ объяснения и обоснования порядка
Термин «Утопия» был введен английским гуманистом Томасом Мором. Он обозначает название острова, которого нельзя обнаружить ни на одной карте. Нельзя, потому что остров этот по самому своему имени,

Возникновение социологии. Концепция Огюста Конта
Итак, мы с вами только теперь начинаем фактически изучение истории социологии, поскольку концепция Конта есть первая собственно социологическая концепция. Сначала характеризуем ту идейную почву, из

Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Сначала мы познакомимся с концепцией Герберта Спенсера, которого еще называют «вторым отцом социологии». Если Конт – непосредственно родоначальник континентальной европейской социологии, то Спенсер

Школы одного фактора
На прошлой лекции мы с вами начали знакомство с концепциями, которые основаны на натуралистическом подходе к объяснению социальных явлений. В этом подходе соседствуют два аспекта. Один – методологи

Географическое направление
Для натуралистических школ характерно то, что этот главный закон заимствуется из эмпирических наук. Начнем с географического направления, которое также называется географическим детерминизмом. Его

Расово-антропологическая школа
Следующая школа, с которой я хотел бы вас познакомить, это школа расово-антропологическая. Подход здесь совершенно тот же самый, только другая основа. Общий принцип гласит: социальная жизнь и культ

Социал-дарвинизм
Теперь еще одна школа, которая называется социал-дарвинизм. Это такое социологическое направление, которое далеко вышло за рамки социологии и превратилось в общественное мировоззрение. Вернее было

Психологизм в социологии
Время формирования этого направления в социологии – 80-е годы XIX века. Период расцвета – это самый конец XIX – начало ХХ века. Именно в эти годы психологизм стал наиболее влиятельным направлением

Инстинктивизм в социологии
В своем классическом облике инстинктивизм был сформулирован в начале ХХ века шотландским психологом и социологом Макдугаллом. Он утверждал, что человеческое поведение определяется инстинктами, прис

Теория подражания
Известность Габриелю Тарду принесли книги, выпущенные в 90-е годы, «Законы подражания» и «Социальная логика», именно в них и сформулирована его концепция. Тард и психолог и социолог, причем социоло

Психология масс
Гюстав Лебон, современник Тарда, известность получил в те же самые 90-е годы. Был на два года старше Тарда, но прожил намного дольше, целых 90 лет. Он вполне заслужил характеристику человека широко

Социальная концепция марксизма
Обычно принято, по крайней мере в большинстве учебников по социологии, считать Маркса социологом. Это спорный вопрос, и дискуссия по нему в обозримом будущем однозначно не завершится. Мы в нее глуб

Альтернативы социологии в концепциях Дильтея и Баденской школы
Острие этих концепций было направлено как против философии истории, сформулированной в немецкой классической философии, прежде всего в философии Гегеля, так и против позитивизма Конта и Спенсера, в

Социологизм Эмиля Дюркгейма
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. Как и

Концепция логических и нелогических поступков Вильфредо Парето
У нас с вами теперь следующая фигура классической социологии – это Вильфредо Парето, таким образом, мы покидаем Францию и перемещаемся в Италию, хотя и не совсем. Парето современник Дюркгейма, на 1

Германская социология
Теперь мы с вами перенесемся из Италии, вернее из Швейцарии, где в последние годы жил Вильфредо Парето и где он сотворил свой грандиозный «Трактат по общей социологии», на север, в Германию. Там со

Формальная социология Георга Зиммеля
Вы уже слышали, что все четверо были чужеродны академической среде Германии, просто потому что считали себя социологами, но Зиммель был чужаком в квадрате, абсолютно неприемлемым в этой среде. Он р

Историческая социология Вернера Зомбарта
Мы с вами уже познакомились с двумя крупнейшими фигурами германской социологии. Сегодня это будет Вернер Зомбарт, его социологическая концепция. Он свою социологию совсем не называл исторической, д

Понимающая социология Макса Вебера
Макс Вебер был самым молодым из этой четверки современников. Помимо молодости ему свойственна еще и поразительная энциклопедическая образованность. Известен как социолог, философ, историк экономики

Библиографический список
  1. Асмус, В. Ф. История античной философии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар. вузов и фак. / В.Ф. Асмус. – М.: Высш. шк., 1965. – 320 с. 2. Батыгин, Г. С.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги