рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История изучения Востока

История изучения Востока - раздел История, История Востока Т.1: Высшая школа; Москва; 1998   Возникший В Годы Греко‑персидских Войн Активный Интерес...

 

Возникший в годы греко‑персидских войн активный интерес к восточным обществам отнюдь не был первоначальным импульсом такого рода. Напротив, греки с глубокой древности контактировали с Египтом и другими ближневосточными государствами и немало от них заимствовали и в сфере экономики (транзитная торговля и мореплавание), и в области политики (реформы Солона), и в сфере мудрости, знаний, философии и т.п. Уже в «Политике» Аристотеля среди прочих форм государственной власти была особо вычленена тирания, определенная как «деспотическая монархия». И хотя это был в основном абстрактный анализ форм власти, а тирания как таковая была хорошо известна и самим грекам, идея о деспотии отчетливо ассоциировалась прежде всего с Востоком, в частности с персидской династией Ахеменидов. Изданные в XIII в. в средневековой Европе сочинения Аристотеля способствовали распространению понятия «деспотия» в политической мысли того времени, причем характерно, что, хотя в самой Европе эпохи феодализма хватало примеров деспотического правления, там это воспринималось в качестве некоего отклонения от нормы — отклонения, заслуживающего осуждения. Иное дело — Восток. Уже в XIV в. в европейской мысли была сформулирована концепция «азиатского деспотизма», которая тесно связывалась с отсутствием частной собственности и правовых гарантий личности, а по меньшей мере с XVI в. символом такого рода структуры стала считаться Османская империя с характерными для нее абсолютной властью султана и произволом администрации.

Начиная с XVII в. в раннекапиталистической Европе резко возрос интерес к странам Востока. В многочисленных книгах, принадлежавших перу миссионеров, путешественников, торговцев, а затем и специалистов‑востоковедов, все чаще обращалось внимание на специфику социальной, экономической и политической структуры этих чуждых привычному европейскому стандарту стран. Если не говорить о различиях религиозно‑культурного порядка, которые бросались в глаза каждому при самом беглом взгляде на мусульманский, индо‑буддийский или китайско‑конфуцианский Восток, то в книгах, о которых идет речь, делался акцент прежде всего на силу и эффективность центральной власти, абсолютное преобладание государственной собственности при второстепенной роли частной, на раболепие низших перед высшими, а также на общую застойность и косность, близкий к неподвижности ритм жизни, столь разительно несхожий с динамизмом раннекапиталистической Европы. Среди этих работ были и весьма серьезные, как, например, исследование о государстве Великих Моголов, написанное Ф. Бернье, на протяжении многих лет бывшим придворным врачом падишаха Аурангзеба. Написанная на основе личных впечатлений, эта книга давала достаточно хорошее представление о характере индийского общества, причем автор обратил особое внимание на преобладание государственной и отсутствие частной собственности в Индии времен Великих Моголов.

По мере накопления материала картина восточных обществ становилась более сложной: наряду с застойностью вырисовывалась стабильность, с косностью — строгий моральный стандарт, с произволом — ограничивавшие его социальные, прежде всего общинные институты. Анализ всех этих сведений привел к тому, что уже в XVIII в. мнения о Востоке стали весьма разноречивы: одни подвергали восточные порядки резкой критике (Ш. Л. Монтескье, Д. Дефо), тогда как другие склонны были их воспевать (Вольтер, Ф. Кенэ). Эти противоречия заслуживают внимания, но они не меняют того общего и главного, что лежало в основе восприятия восточных обществ в Европе практически всеми: структурно это был иной мир, другой путь развития, причем именно эту разницу и следовало изучить, понять и объяснить.

Собственно, в этом и заключался конечный смысл той гигантской работы, которая была вслед за тем проделана несколькими поколениями европейских востоковедов, терпеливо вскрывавших один за другим пласты истории и культуры обществ Востока, включая давно исчезнувшие и забытые. Этой работе помогли археологи, обнаружившие не только развалины древних поселений, но также и целые архивы древних надписей. Несколько поколений ученых лингвистов расшифровывали эти надписи, время от времени, подобно великому египтологу Ж. Ф. Шампольону, открывая для науки письмена того или иного из древних народов. Немалое значение имели и полевые обследования антропологов, чье близкое знакомство с многими отсталыми племенами Африки, Америки, Австралии, Океании и некоторых других районов мира, прежде всего отдаленных и изолированных, позволяло сопоставить полученные ими данные с материалами о древних культурах, об исчезнувших народах.

Несколько позже свой весомый вклад в анализ накопленных знаний о Востоке стали вносить политэкономы и философы. Знаменитый А. Смит, объяснивший разницу между рентой собственника и налогом государства, обратил внимание на отсутствие на Востоке различий между этими политэкономическими категориями и пришел к выводу, что там суверен относится к земле одновременно как собственник и как субъект власти. Свой вклад в анализ восточных обществ внесли на рубеже XVIII—XIX вв. философские труды Гегеля, лучше других вскрывшего основы восточного деспотизма, полнее и глубже своих предшественников проанализировавшего структуру азиатских обществ, обратившего внимание на механизм власти и феномен всеобщего бесправия, на высшие регулирующе‑контролирующие функции государства и всей системы администрации в разных районах Азии, вплоть до Китая.

Складывавшееся параллельно с философским осмыслением проблемы европейское востоковедение, а также иные науки, стремившиеся осмыслить накопленные им данные, — философия, политэкономия, социология, антропология, культурология, историософия и др. — на протяжении XIX и тем более XX вв. достигли немалого. Были не только хорошо изучены современные народы Востока, включая их религию, культуру, историю, экономические связи, социальную структуру, формы администрации, налогообложения, организации военного дела и т. д., но и многое сделано для изучения давно исчезнувших восточных народов и государств. Все эти материалы были собраны воедино, подвергнуты сравнительному анализу, причем достигнутые результаты были сопоставлены с материалами полевых обследований антропологов. Полученные сведения специалисты в свою очередь сравнивали с аналогичными сведениями из истории европейских стран и народов. Словом, сделано было немало. Вопрос теперь сводился к тому, чтобы умело и наиболее близко к реалиям интерпретировать весь гигантский материал и создать своего рода генеральную сводку, которая сумела бы непротиворечиво охватить и объяснить все, историю всех народов мира, с древности до сегодняшнего дня.

Факт и его интерпретация — основы, на которых стоит наука, причем одно зависит от другого: накопление определенного количества фактов неудержимо и властно требует их интерпретации; интерпретация позволяет лучше усваивать новые факты, вписывающиеся в созданную схему. Здесь есть своя логика и своя динамика: факты постоянно прибавляются; возрастающая сумма все более разнообразных, порой противоречащих друг другу фактов рано или поздно неизбежно приходит в противоречие с ранее сложившейся схемой и требует ее трансформации, иногда принятия иной схемы, в рамках которой можно дать новую непротиворечивую интерпретацию увеличившейся суммы разнообразных данных. По‑новому трактуются свежие и старые факты, учитываются разночтения и отклонения, с тем чтобы все это на некоторое время стало основой для дальнейшего накопления и осмысления последующих данных… Приведенный элементарный эвристический алгоритм едва ли нуждается в развернутой аргументации: описание его говорит само за себя. В общую схему вписывается и история, в том числе история Востока.

В мировой науке создано несколько концепций, авторы которых ставят своей целью дать сводно‑обобщающий анализ всемирной истории, включая историю Востока. Одна из наиболее ярких срединих — это концепция локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби, смысл которой в том, что едва ли не каждая из вычлененных автором (в разных вариантах) двух‑трех десятков цивилизаций, древних и современных, не только уникальна и неповторима, но и ценна сама по себе. Развиваясь по принципиально общим для всех законам, она возникает, развивается, приходит в упадок и в конце концов погибает. Несовершенство этой концепции не столько в том, что цивилизации вычленяются Тойнби чаще всего по религиозному признаку, и даже не в том, что они все в конечном счете признаются равными друг другу в своей уникальной для человечества в целом самоценности. Здесь можно спорить, и аргументы Тойнби отвергнуть не так‑то просто. Главная слабость этой концепции в том, что в ней смазана динамика всемирно‑исторического процесса.

В этом смысле предпочтительнее концепция немецкого социолога М. Вебера. Всю свою незаурядную энергию глубокого исследователя и умного аналитика Вебер направил на то, чтобы, тщательно изучив одну за другой восточные культуры — исламскую, иудейскую, индийскую, китайскую, — вскрыть те причины, которые препятствовали Востоку развиваться столь динамично, как‑то было в Европе. Как известно, едва ли не важнейшую причину того, что в Европе сложился капитализм, Вебер видел в духе протестантизма, в протестантской этике, описанию которой он посвятил одну из главных своих работ. Но именно в этом уязвимость его концепции. Дело не в том, что протестантская этика не сыграла своей важной, в некотором смысле решающей роли в процессе генезиса европейского капитализма, на чем настаивает Вебер. Имеется в виду нечто иное: европейский путь развития, как о том уже шла речь, по меньшей мере с античности имел потенции для капиталистического типа хозяйства, основанного на господстве, а затем и на гипертрофии частной собственности; протестантская же этика могла лишь помочь реализовать упомянутые потенции. Но все это было в Европе. Вне Европы не было ни потенций, ни протестантской этики. И в этом смысле проделанный Вебером анализ восточных структур сохраняет свое значение и в наши дни: в соответствующих книгах достаточно убедительно показано принципиальное отличие всех восточных структур от европейской.

Есть и иные концепции, авторы которых — о марксистах пока речи нет — стремятся дать сводно‑обобщающий анализ всемирно‑исторического процесса. Но эти концепции не только менее известны и оригинальны, чем сделанное Тойнби или Вебером, но обычно также и менее озабочены тем, чтобы дать цельное изложение самого процесса. В ряде случаев его замещает многотомное описание всемирной истории, как это видно, например, в известной серии «Кембриджской истории». Между тем реалии XX в. и особенно политические события второй половины этого века настоятельно требуют именно обобщающей концепции всемирной истории. Требование, о котором идет речь, объективно связано с феноменом развивающихся стран, большая часть которых — освободившиеся от колониальной зависимости и добившиеся самостоятельности страны Востока. Что представляют собой эти страны и каковы перспективы их развития — этим вопросом сегодня в мире озабочены многие.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Востока Т.1: Высшая школа; Москва; 1998

История Востока Том... История Востока...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История изучения Востока

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Феномен Востока: история изучения и современные проблемы
  Интерес к Востоку в наши дни огромен и, видимо, будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия (боги и люди)

Что такое Восток?
  Что же это такое — Восток? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет не о географическом понятии — скорее об историко‑культурном, социополитическом

Европа и Восток: две структуры, два пути развития
  Сложившись на местной «гомеровской» основе, но заимствовав кое‑что и извне (в частности, ориентируясь на финикийский эталон), античное общество сформировалось прежде всего на

Феномен развивающихся стран и традиционный Восток
  Изучению развивающегося мира посвящено множество специальных работ и немало сводно‑обобщающих трудов, авторы которых стремились понять и объяснить этот феномен. Можно заметить

Марксизм и отечественная историография о Востоке
  Составить адекватное и тем более научно выверенное представление о Востоке, как древнем, так и современном, непросто по многим причинам. Но стократ сложнее добиться этого в условиях

Маркс, марксизм и Восток
  Учение Маркса в нашей стране известно хорошо, что избавляет в рамках предлагаемой работы от повторения его положений. Стоит остановиться лишь на самых основных его позициях, сыгравш

Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
  Маркс умер в конце ХIХ в. Революцию по‑марксистски делали в начале XX в. О чем же думали те, кто ее совершал, насколько они следовали рецептам Маркса? Следует сразу же отметит

Отечественная историография Востока: поиски альтернатив
  Русские востоковеды, хотя они и представляли собой до 1917 г. внушительный и уважаемый в мировом сообществе отряд специалистов, историей Востока и проблемами исторического процесса

Концептуальное решение проблем Востока в современном отечественном востоковедении
  Хотя за последние годы специалистами и сделан осознанный акцент на цивилизационные, религиозно‑культурные факторы эволюции общества, важно отметить, что в историографии это от

Ранние формы социальной организации и процесс генезиса предгосударственных институтов
  История начинается на Востоке… Этот хорошо известный и ныне никем в принципе не оспариваемый тезис убедительно подкрепляется данными современной археологии, материалами палеографии

Генезис социальных связей: реципрокный обмен
  Человеческое общество, выделяясь из породившей его живой природы, уже на заре истории противопоставило природным инстинктам культуру, т.е. такую систему норм, символов и связей, кот

Ранние формы неравенства и система редистрибуции
  Неолитическая революция и переход к регулярному производству пищи способствовали заметному росту избыточного продукта, что дало резкий толчок изменению форм социальных отношений, ме

Администрация в земледельческой общине
  Папуасский бигмен — это кандидат в общинные лидеры, причем есть основания считать, что институционализация руководства общиной шла именно в ходе отбора и спорадических перевыборов п

Генезис надобщинных политических структур
  Полевые обследования антропологов позволяют реконструировать процесс генезиса первичных надобщинных структур на примере замкнутых анклавов, будь то Тробриандские острова или Полинез

Закономерности формирования государства на Востоке
  Описанный в предыдущей главе процесс генезиса пред— и протогосударственных институтов в основных своих пунктах — с бесчисленными вариациями и модификациями — универсален. Так или пр

Власть и собственность: феномен власти‑собственности
  Сложившееся на основе земледельческой общины (в какой‑то мере это относится и к кочевникам, но типичный вариант — именно земледельческий) протогосударство во многом восходит к

Раннее государство
  Обычное протогосударство, в том числе составное и даже этнически гетерогенное, несмотря на весьма заметную разницу между крестьянскими низами и верхами управителей, было еще густо о

Развитое государство на Востоке
  Раннее государство «врастает» в развитое постепенно — хотя далеко не каждому это удается. Принципиальные отличия развитой политической государственной структуры от ранней сводятся к

Древнее Двуречье: возникновение первых государств
  Представленная в предыдущих главах социологическая модель не может, разумеется, считаться универсальной. Это скорее своего рода путеводитель, позволяющий разобраться в хитросплетени

Протогосударства древнего Шумера
  Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов‑государств. Примером их служит Урук, с культур

Ранние государства Месопотамии
  Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения

Вавилония
  Вызванный серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис сопровождался заметным ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком к

Законы Хаммурапи
  Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи — первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов

Древний Египет
  Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, как известно, — дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регуля

Структура раннеегипетского общества
  Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла немалую роль в формировании сп

Изменения в социально‑экономической структуре
  Начавшийся в конце Древнего царства процесс приватизации стал заметно ощущаться после I Переходного периода, с начала Среднего царства. На смену едва ли не абсолютно господствовавши

Новое царство (XVI—XI вв. до н.э.) и расцвет Древнего Египта
  Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней полити

Реформы Эхнатона
  Начатый правлением Тутмоса III, проведшего на троне 54 года (первые 22 из них фактически правила ненавистная ему Хатшепсут), блестящий период политического могущества имперского Еги

Древний Египет при Рамсесе II
  Несмотря на неудачу реформ Эхнатона, многие изних прижились. В частности, это относится к усилению роли служилой бюрократии, включая незнатное чиновничество и воинов армии, и к осла

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей
  Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат‑наемников привело на рубеже II—I тысячелетий до н.э. к выдвижению на авансцену политической

Древние государства Западной Азии
  Если III и даже начало II тысячелетия до н.э. прошли в ближневосточной древности под знаком становления и развития первичных очагов цивилизации и государственности в шумеро‑ва

Митанни и хетты
  Примыкавшие к северной Месопотамии районы Малой Азии и Армянского нагорья (оз. Ван) в начале II тысячелетия до н.э. были заселены разными племенами, в частности хурритами и хатти. И

Ассирия
  Чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности

Восточное Средиземноморье
  Соединявшие Африку с Евразией земли Восточного Средиземноморья в силу благоприятного климата и выгодного стратегического положения издревле были важнейшим центром обитания человека.

Нововавилонское царство
  После господства касситов Вавилония вступила в длительную полосу упадка. Вторжения Элама и Ассирии, нашествие арамеев на рубеже II—I тысячелетия до н.э. сильно ослабили политическое

Империя Ахеменидов и завоевания Александра
  История ближневосточной древности I тысячелетия до н.э. была ознаменована созданием великих «мировых» держав, империй. Принципиальным отличием империй от крупных государств более ра

Древние иранцы. Мидия
  Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II—I тысячелетий до н.э., причем в науке до сих пор не решен во

Кир II Великий и держава Ахеменидов
  Став в 558 г. до н.э. царем персов, Кир II в 553 г. выступил против Мидии и в 550 г. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иран

Реформы Дария I и социальная структура империи Ахеменидов
  Создав огромную империю, немногочисленный этнос персов должен был выработать оптимальную формулу для управления разноплеменным конгломератом высокоразвитых и примитивных народов, ра

Греки, греко‑персидские войны и гибель империи Ахеменидов
  Греки были одной из ветвей индоевропейцев, волнами мигрировавших во II—I тысячелетиях до н.э. на запад. Если ранние из этих волн, положившие начало Микенам и позже гомеровской Греци

Империя Александра Македонского
  Поскольку убивший Дария сатрап Бактрии Бесс провозгласил себя новым императором, Александр выступил против него и направил свое войско далее на восток, через столицу Персии Персепол

Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке
  Походы Александра и завоевание им ближневосточного мира вплоть до Индии вызвали к жизни небывалую до того по масштабам колонизацию. Греки и македонцы массами устремились в богатые з

Древняя Индия: становление основ социальной структуры
  Цивилизация и вся история Индии — это совсем иной мир, во многом несходный с ближневосточно‑средиземноморским. Подчас можно найти даже парадоксальные параллели скорее с античн

Индоарии в долине Ганга
  Консолидировавшиеся на рубеже III—II тысячелетий до н.э. где‑то в районе Причерноморья и Прикаспия (может быть. Малой Азии и Закавказья) индоевропейские племена с начала II ты

Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э.
  Об историческом процессе в древней Индии, как упоминалось, мало что известно. Отрывки из различных религиозных текстов и полулегендарных преданий позволяют считать, что в общем и це

Древняя Индия: политическая система и социальная структура
  Захватив в 317 г. до н.э. власть в Пенджабе и решительно очистив эту часть Индии от остатков греко‑македонских гарнизонов, Чандрагупта, как упоминалось, на развалинах д

Индия после Маурьев. Кушаны. Гупты
  Противниками греко‑бактрийцев, оттеснившими их в середине II в. до н.э. и занявшими их место, были среднеазиатские племена юэчжей. Мигрировавшие под давлением северокитайского

Сельская община в древней Индии
  Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, как о том уже упоминалось, исключительной внутренней про

Рабы и неполноправные
  Индийское общество, как и любое другое, знало рабов, причем раб в собственном смысле этого слова (речь о сути явления, а не о терминологии) мог быть, во всяком случае на первых пора

Варново‑кастовая социальная иерархия
  Выработанная веками система варн на рубеже нашей эры уже во многом изменилась. Изменения шли в ряде направлений. Об одном из них — сближении статуса двух нижних варн и противопостав

Древний Китай: формирование основ государства и общества
  В отличие от Индии Китай — страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи‑летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуков

Возникновение китайской цивилизации
  Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI—V тысячелетиях до н.э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и н

Династия Шан‑Инь и проблема Ся
  Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринимается как золотой век

Общество Шан‑Инь и чжоусцы
  Будучи сильным и процветающим протогосударством, окруженным разноплеменным населением, более отсталым как в военном, так и в других отношениях, иньцы вели активную внешнюю политику,

Упадок власти вана и укрепление уделов
  Несколько десятилетий стабилизации привели к некоторой трансформации политической администрации в Чжоу. На смену первым сильным правителям пришли более слабые их преемники, привычно

Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи
  Несмотря на отчетливо выраженную этническую суперстратификацию, суть которой сводилась в момент завоевания к привилегированному положению завоевателей‑чжоусцев, социальное, пр

Трансформация чжоуской структуры
  Итак, со второй половины Чуньцю, примерно на рубеже VII—VI вв. до н.э., в чжоуском Китае все заметнее становится процесс внутренней трансформации. Этот процесс протекал двумя основн

Конфуцианство и легизм
  Хотя чжоусцы, как и иньцы, обоготворяли силы природы, во главу которых они поставили Великое Небо, религиозная система их заметно отличалась не только от древнеиндийской со свойстве

Древний Восток: государство и общество
  Знакомство с важнейшими событиями древневосточной истории, с судьбами многочисленных древних обществ и государств дает немало материала для социологического и антропологического ана

Формы ведения хозяйства
  До начала процесса приватизации во всех ранних государствах и протогосударствах существовала лишь одна форма ведения хозяйства, которую можно было бы назвать общинно‑государст

Принципы социальной структуры
  В результате сложения первых очагов урбанистической цивилизации и последующего достаточно быстрого процесса формирования протогосударств и ранних государств, укрупнения социальных о

Государство и общество
  Соответственно социальной структуре сложились и взаимоотношения между государством и обществом в целом. Если в Европе с античности государство способствовало процветанию господствую

Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического процесса
  Структурные особенности Востока, место и роль в нем государства и общества, характер экономики и положение частного собственника — все это, как и многое другое, определило в конечно

Консервативная стабильность
  Для неевропейских, и в частности, древневосточных структур с характерным для них второстепенным и подчиненным положением частного собственника и всесилием государства, господством а

Динамика исторического процесса
  Итак, в основе исторического процесса на традиционном Востоке с древности лежало отчетливо выраженное стремление к консервативной стабильности. Естественно, это оказало огромное воз

Специфика региональных очагов цивилизации
  Слово «цивилизация» весьма емкое. Прежде всего этот термин используется для обозначения того культурного уровня, достижение которого означало выход первобытных коллективов на рубежи

Древняя Индия
  С этих, да и с некоторых иных точек зрения особого внимания при сопоставительном анализе заслуживает Индия. В чем‑то индийский очаг цивилизации вполне сходен с другими. С запа

Средневековье и проблема феодализма на Востоке
  Деление истории на несходные друг с другом хронологические этапы появилось в европейской историографии с началом энергичного развития буржуазного общества, причем поводом для этого

Проблема феодализма на Востоке
  О том, как пытался истмат постулировать наличие рабовладельческой формации на Востоке, речь уже шла. Нечто подобное произошло и с феодальной формацией. Более того, поиски феодализма

Средневековье как этап истории Востока
  Для истории Европы, где впервые стал применяться термин «средневековье», смысл этого термина понятен и легко объясним: имеется в виду хронологический промежуток между античностью и

Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама
  Усиление Рима и превращение его в мировую державу сыграли существенную роль в распаде созданных на развалинах империи Александра эллинистических государств, птолемеевского Египта и

Бактрия и Парфия
  По‑иному складывались судьбы тех частей Селевкидского царства, которые были расположены далее к востоку от границ Рима и Византии. Еще в середине III в. до н.э. здесь возникли

Сасанидский Иран
  Правители Парса (Персиды), одного из вассальных княжеств Парфии, были выходцами из тех мест, которые некогда считались ядром державы Ахеменидов. Расположенный на юго‑востоке П

Аравия до ислама
  Завоевавшие сасанидский Иран, восточные провинции Византии и множество других стран и народов арабы были выходцами из Аравии, этого гигантского пустынного полуострова, где издревле

Арабский халифат
  Смерть пророка поставила перед руководителями арабов‑мусульман нелегкую задачу: кто теперь будет их главой? Речь шла не только и не столько о религиозном вожде, сколько о прав

Государства распавшегося халифата
  Лишение халифа политической власти вызвало на Ближнем Востоке эффект полицентризма. Один за другим на месте бывшего единого государства стали возникать эмираты и султанаты, правител

Внутренняя структура империи
  Успехи турок в войнах, обеспечивших рост их политического могущества, во многом были обусловлены динамичной системой социальной организации, восходившей к привычным родоплеменным св

Кризис военно‑ленной системы империи
  Тимарная система была оптимальной для Турции в первые века ее существования, когда земли было много, а незначительность налогов с крестьян с лихвой компенсировалась регулярной и оби

Арабские страны под властью Турции
  Что касается Ирака, то эта страна после падения государства Хулагуидов на короткое время (1340—1410) вошла в состав султаната Джелаиридов, войны которого с завоевателем Тимуром прив

Позднесредневековый Иран
  Образованное монгольскими завоевателями государство ильханов, основная часть которого находилась на территории Ирана, просуществовало немногим более века. Уже в 30—40‑е годы X

Государство Сефевидов
  Упадок реальной власти халифов в начале II тысячелетия н.э. способствовал не только политической децентрализации мира ислама, его полицентризму, но также и появлению, а точнее, увел

Сефевидский Иран после Аббаса. Надир‑шах
  Ослабление центральной власти при преемниках Аббаса привело к экономическому упадку страны и, как следствие этого, к росту налогового бремени. Усиление налогообложения в деревне вел

Афганцы и империя Дуррани
  Пока на основной территории Ирана шла борьба между ханами за наследие Надир‑шаха, восточная его часть, как упоминалось, оказалась под властью афганцев. На протяжении

Иран под властью первых каджарских шахов
  Провозгласивший себя в 1796 г. новым шахом Ирана Ага Мухаммед‑хан был беспощадным тираном, стремившимся восстановить единство Ирана в основном методами грубого насилия. Жесток

Средневековая Индия до ислама
  Средневековая политическая структура Индии не знала таких империй, как Маурийская или Кушанская, во всяком случае до ее исламизации. Характерным для нее со времен Гуптов (IV—VI вв.)

Политическая история Индии в VI—XII вв.
  На севере страны после Гуптов в конце VI в. наибольшим влиянием пользовалось государство Гауда с центром в Бенгалии. Расширившись за счет завоеваний в Ориссе и Магадхе, это государс

Внутренняя структура
  Формы хозяйственных и иных отношений и роль государства в описываемое время оставались в Северной и Южной Индии в принципе теми же, что были и прежде, например в эпоху Маурьев, если

Общинно‑кастовая система
  Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождение

Государство и община в Индии
  В специфическом варново‑кастово‑общинном обществе средневековой Индии необычно складывались и отношения между производителями и государством. Быть может, эта необычность

Индия под властью мусульманских правителей
  Распад государства Пратихаров на рубеже Х—XI вв. совпал по времени с усилением натиска тюрок‑мусульман, укрепившихся в это время в Средней Азии, а затем в Афганистане и Иране,

Внутренняя структура султаната
  Сила и жизнеспособность исламских обществ и государств базировалась как на религиозно‑политической слитности, так и на эффективности централизованной администрации, опиравшейс

Государства Южной Индии в XV—XVI вв.
  Еще в середине XIV в., сразу же после того, как Мухаммед Туглак покинул завоеванную им Южную Индию, в центре Декана мятежные эмиры подняли восстание против него и провозгласили свои

Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи
  Жестокий экономический и социальный кризис, а также вызванный народным восстанием против деспотии Цинь политический хаос, развал административной системы — все это привело к крайнем

Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань
  Свое правление ханьский Гао‑цзу (Лю Бан) начал с серии указов и реформ, направленных на восстановление порядка и создание оптимальных форм управления империей. Прежде всего он

Реформы Ван Мана и крушение первой династии Хань
  Вопрос был в том, кому и как проводить реформы. С общим ослаблением государственной власти императоры обычно теряли контроль над ней, а то и вовсе становились игрушками в руках сопе

Эпоха Троецарствия (220—280) и империя Цзинь
  Конец II и начало III в. прошли в Китае под знаком внутриполитических междоусобиц, в ходе которых на первый план вышло несколько наиболее удачливых полководцев. Один из них, знамени

Трансформация танского общества в VIII—Х вв.
  Успехи первых танских императоров, включая и внешнеполитические, в том числе завоевание некоторых территорий на севере, открытие вновь Великого шелкового пути, укрепление власти в д

Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя
  Чжурчжэньские племена, обитавшие на территории Южной Маньчжурии, издревле были связаны с Китаем, торговали с ним, а затем вошли в сферу влияния киданьской империи Ляо. Ускоренные те

Закат китайской империи Юань, Мин, Цин
  Строго говоря, однозначным термином «закат» характеризовать всю историю китайской империи после Сун не вполне справедливо: на протяжении шести с лишним веков после гибели южносунско

Маньчжуры и династия Цин в Китае
  За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Снова оживилась деятельность тайных общест

Цинский Китай и внешний мир
  Маньчжурская династия в некотором смысле оказалась уникальной для Китая. Ни одному из завоевавших Китай народов не удавалось так удачно вписаться в классическую структуру империи. И

Юго‑Восточная Азия: Цейлон и страны Индокитая
  На протяжении тысячелетий взаимоотношения развитых центров мировой цивилизации с варварской периферией складывались достаточно сложно. Собственно, принцип взаимоотношений был однозн

Камбоджа
  Древнейшим государственным образованием на территории Камбоджи была Фунань — индианизированное государство, история которого известна в основном по данным китайских хроник. Все, что

Вьетнам
  Наиболее многочисленным из современных народов Индокитая являются вьетнамцы, история которых, если иметь в виду государственность восходит тоже примерно к III в. до н.э. Протогосуда

Юго‑Восточная Азия: островной мир
  Островной мир Юго‑Восточной Азии (Индонезия, Филиппины), равно как и близкий к нему географически и в историко‑культурном плане полуостров Малакка (Малайя), — это особая

Индонезия
  Малайя была всегда тесно связана со всем островным миром Юго‑Восточной Азии — достаточно напомнить, что его подчас называют Малайским архипелагом. Похоже на то, что в глубокой

Филиппины
  Географически Филиппины — это часть все того же островного мира Юго‑Восточной Азии. Но, будучи восточной и исторически периферийной его частью, Филиппинский архипелаг развивал

Дальний Восток: Корея и Япония
  Влияние китайской цивилизации и государственности на соседние страны и народы всегда было весьма ощутимым. Оно, в частности, стимулировало ускорение социального, экономического и ос

Формирование государственности в Корее
  На Корейском полуострове южнее реки Амноккан (Ялуцзян) в начале нашей эры существовало несколько племен, наиболее сильными среди которых были северные, протокорейские (когурё). В II

Средневековая Африка: Судан
  Хотя именно в Африке возник человек как биологический вид и здесь же, в долине Нила, сложилась одна из наиболее блистательных в древности цивилизаций, этот континент в целом значите

Западный Судан
  Западный Судан с VII—VIII вв. был местом наиболее интенсивной транзитной торговли, точкой пересечения многих миграционных потоков. Здесь жили земледельцы саванны. Сюда же спорадичес

Центральный Судан
  Географически Центральный Судан — обширная центральная часть суданского пояса, серединой которой является ориентировочно озеро Чад. Однако речь пойдет о политических структурах, рас

Восточный Судан. Эфиопия
  Восточный Судан, на севере граничивший с Египтом, испытывал заметное влияние египетской культуры на протяжении тысячелетий. Это сыграло свою роль в формировании таких известных и уж

Восточная Африка. Побережье
  Хотя географически этот район Африки, примыкающий к суданскому поясу, к территории Судана все же не относится, политически и в религиозно‑культурном плане он с ним составляет

Тропическая Африка и ислам
  Как хорошо видно из изложенного материала, ислам в целом сыграл огромную роль в формировании африканской государственности в зоне ее суданского пояса (о северной мусульманской Африк

Средневековая Африка: юг континента
  Африканцы зоны тропических лесов, южной саванны и южной оконечности континента почти не были затронуты влиянием ислама. На их развитие оказывали свое немалое воздействие иные важные

Государственные образования Гвинеи
  Восточная часть Гвинейского побережья издревле была населена этнической общностью йоруба, к западу от которой обитали акан. Это в основном зона тропических лесов, частично лесостепе

Государства южной саванны
  Зона тропических лесов, массивная на западе, уменьшается на востоке и практически исчезает в районе Межозерья. Существует гипотеза, согласно которой именно миграционные перемещения

Южная Африка
  Южная Африка к югу от бассейна Замбези являет собой пеструю картину. Западная ее часть, состоящая из пустыни Калахари и болотистых приатлантических низменностей, была мало пригодна

Социальные и политические структуры Африки
  Африку южнее Сахары обычно рассматривают во многих отношениях как единое целое. И для этого есть немало причин. Прежде всего, население этой части континента, при всей его расово

Государства и общества средневекового Востока
  Хотя эпоха восточного средневековья выделена в работе условно, ибо структурно государства и общества в средние века оставались теми же, что были и в древности, средневековый Восток

Исламская государственность
  В первую очередь, это ислам — ислам как религия, как цивилизация, как новая модель государственности. Будучи наиболее поздней из великих религий Востока, ислам вобрал в себя, как то

Транзитная торговля и кочевники
  Обратим теперь внимание на другой существенный феномен восточного средневековья. Роль транзитной торговли, включая мореплавание, была необычайно большой уже в древности: именно благ

Власть и собственник
  Еще одна из проблем, уходящих корнями в глубокую древность, но заслуживающих внимания в свете всего того, что характерно для средневекового Востока, — вопрос о собственности. Процес

Государство и общество
  Хотя взаимоотношения с собственниками были едва ли не решающими для судеб восточного централизованного государства, важно сказать, что и отношения государства, аппарата власти, с об

Традиционное восточное общество и его потенции
  Если традиционное восточное общество и его базовая основа — крестьянство — в принципе вполне соответствовали классическому восточному государству, если между обоими этими институтам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги