рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ - раздел История, ИСТОРИЯ Переход От Эпохи Родового Строя К Феодализму На Землях, Населенных Славянским...

Переход от эпохи родового строя к феодализму на землях, населенных славянскими племенами, совершался между VI и IX вв. «Киевская Русь IX—Х вв.—первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен... Киев стоял во главе огромного государства, открывавшего собой новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, период, сменивший первобытность и продолжавшийся почти тысячу лет»1.

Разложение родо-племенных отношений и возникновение феодальных отношений у восточных славян отличались длительным сочетанием архаических явлений в материальной и духовной культуре с вызреванием новых форм феодальной зависимости и выражающей ее христианско-церковной идеологией. «Точно установить грань, где кончается эпоха военной демократии и начинается феодализм, когда союзы племен уступают место государству, когда обычное право сменяется законодательством, невозможно. И это отнюдь не результат слабой научной разработки проблемы, а естественное следствие марксистско-ленинского учения о Динамике общественного развития в эпоху антагонистических формаций»2: Большинство советских исследователей Киевской Руси сосредоточило внимание на явлениях, характеризовавших наступление нового феодального строя 3. Известный исследователь истории Киевской Руси Б. А. Ры-

1 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982, с. 5.

2Maвpoдин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. Л , 1971, с. 97.

3 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953; Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956; Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966; Лихачев Д. С. 1) Человек в литературе Древней Руси. М., 1970; 2) «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978; Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда.—В кн.: Новосельцев А. П. и др. Древнерус-

баков обратился к предшествовавшему периоду—эпохе язычечества—и показал глубину воздействия отношений эпохи III— I тысячелетия до нашей эры и первых пяти веков новоц эры на быт и нравы, особенности народных верований в Киевской Руси4. По-новому подошел к истории Киевской Руси И. А. Фроянов5. Он обратил внимание на роль дофеодальных факторов в социально-экономической и социально-политической жизни Киевской Руси, проанализировал отношения князя и дружины, активность народных масс, роль городов и значение веча и показал глубину и прочность отношений, сложившихся в условиях высшего этапа первобытно-общинного строя и начального этапа классовых отношений («союзы союзов племен», «военная демократия»). Сложный и динамичный характер эпохи был отмечен исследователем древнерусской культуры Д. С. Лихачевым, когда он оценивал своеобразие древнерусской литературы: «XI—XIII вв. на Руси—это время необыкновенных по быстроте, широте и глубине социальных и политических преобразований. Русь из родового общинного общества быстро становится обществом феодальным. ... Возникает колоссальное, самое большое в тогдашней Европе государство. Это государство принимает развитую христианскую религию, на Русь переносится высокая византийская культура. Возникает новое историческое и патриотическое самосознание, которое требует новых жанровых форм для своего выражения»6. Б. А. Рыбаков, А. Ф. Замалеев и В. А. Зоц, со своей стороны, подчеркивают особое значение языческой культуры, обычаев эпохи военной демократии и длительного периода борьбы с кочевниками (I тысячелетие до н.э. и восемь веков новой эры до принятия христианства) в формировании сознания славянской общности, в выработке идеала «защитника от степняков» и иных завоевателей 7.

Важнейшие события IX—начала XII в. связаны с укреплением власти Киевских князей. В деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха выражено стремление к усилению великокняжеской власти, к прочному объединению русских земель. Способствовала сплочению постоянная и энергичная борьба Киевской Руси с Византией в VIII—IX вв., с печенегами и хазарами, а в XII в.— по-

ское государство и его международное значение. М., 1965; Новосельцев А. П. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства Х—начала XIII в—Исторические записки. М., 1972, с. 89.

4 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

5 Фроянов И. Я. 1) Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л» 1974; 2) Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

6 Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени, с. 14—15.

7 Pыбaкoв Б. А. Язычество древних славян; Замалеев А. Ф., Зоц В. А. Мыслители Киевской Руси. Киев, 1981.

ловцами на юге и юго-востоке, с набегами варягов на северо-западе. Одновременно происходил быстрый рост городов, ремесла и торговли. Потребности политического и экономического характера привели к «крещению» Руси (988 г.). Несколько ранее началось распространение письменности. «Единое государство — Киевская Русь,— возникши в IX в., просуществовало до 1130-х годов, ускорив процесс перерастания высшей стадии первобытного родо-племенного общества в более прогрессивное феодальное на огромном пространстве и подготовив кристаллизацию полутора десятков самостоятельных княжеств, равных по своему значению крупным королевствам Запада. Недаром Киев и называли «матерью городов русских». Новые княжества XII—начала XIII в. составляли как бы единую семью— древнерусскую народность, говорившую на одном языке, совместно творившую единую культуру, имевшую ряд общих исторических задач... Большие богатые города, великолепная архитектура, тонкая живопись и изощренное «узорочье» — прикладное искусство, многообразная литература, выражавшая разные направления общественной мысли, эпос, высокое военное искусство, разработанность юридических норм, широкие внешние связи со странами Запада и Востока — все это объединяло эпоху Киевской Руси с временем жизни порожденных ею княжеств XII—начала XIII в. в один период непрерывного поступательного развития и вместе с тем отделяло этот период расцвета от последующего времени упадка и разгрома в столетия ордынского ига»8.

Неуклонное дробление княжеств на уделы, раздел их между наследниками привел к тому, что уже в начале XIII в. на Руси было около пятидесяти, а к XIV в. свыше двухсот пятидесяти удельных княжеств. Феодальная раздробленность и взаимная враждебность («усобицы») ослабили Русь и обусловили поражение на реке Калке (1223) и в сражениях с ордами Батыя (1237—1241).

С установлением ордынского ига начался тягостный период в жизни побежденных и разоряемых русских земель. Тяжелое положение народа усугубилось борьбой князей за получение ярлыка на княжение, произволом сборщиков дани — баскаков. В эпоху господства Золотой Орды православная церковь стала крупным феодальным землевладельцем. Золотоордынские ханы наделили ее широкими привилегиями; в частности, освободили от уплаты дани и объявили неприкосновенными церковно-монастырские владения. «Да не клянут нас, но да в покои молятся за нас,—сказано в одном ханском ярлыке»9. Экономика и культура Древней Руси были подорваны. В духовной культуре господствующее положение заняло мистико-аскетическое

8 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв с. 5—6.

9 Замалеев А. Ф., Зоц В. А. Мыслители Киевской Руси, с. 119.

направление: уход от «мира», скорбь и терпение. Взгляд на иго как на ниспосланное за грехи наказание божие, которое следует принять со смирением: «Взыщем бога рыданием, слезами, постом и бдением, и покорением, и послушанием; только так можно получить милость от него и от сущих в нем»,— говорилось в «Успенском сборнике XII—XIII вв.»10. Более всего пострадали от нашествия татаро-монголов южные и западные области. Передвижение русских поселений на север привело к возрастанию роли северо-восточных земель. Среди них в середине XIV в. все большую роль приобретает княжество Московское. «Ханская власть стремилась разделять и властвовать, натравливать русских князей друг на друга. Однако Москва вопреки намерениям Орды постепенно становилась объединяющим центром Руси. Этому способствовали многие условия:

и удачное расположение Москвы на скрещении торговых дорог в некотором удалении от Золотой Орды, и политическая энергия, и дипломатическая поворотливость московских князей 11. Непрекращавшееся упорное сопротивление народа набегам и грабежам золотоордынских сборщиков дани, проповедь патриотически настроенной части православного духовенства (Серапион Владимирский, Сергий Радонежский) способствовали росту патриотизма, стремлению сбросить ненавистное иго. Начавшаяся в 60—70-е года вооруженная борьба с золотоордынскими отрядами завершилась великой битвой на Куликовом поле (1380). А через сто лет великий князь Московский Иван III бросил на землю ханскую басму в знак полного отказа от подчинения Орде. Началось быстрое экономическое, политическое и культурное развитие Московского государства: к 70-м годам XIV в. Иван IV завоевал Казань и Астрахань, далеко раздвинул пределы Московской Руси. В 1647 г. Иван IV Васильевич был провозглашен «государем всея Руси». К концу XVI в. законодательные акты оформили перемены в экономической, политической и культурной жизни Московского государства. Наступила эпоха Русского централизованного государства.

В XV—XVI вв. были закреплены все виды феодальной собственности. В правление Ивана III и Ивана IV было покончено с удельной системой, ограничены в правах (а при Иване IV и физически истреблены) многие старинные княжеские и боярские роды; развилась поместная система и резко возросло число служилых дворян, которые получали землю в условное владение. Крестьянство оставалось наиболее угнетенным сословием. Образование Русского централизованного

10 Цит. по: ЗамалеевА.Ф.Зоц В. А Мыслители Киевской Руси, с. 119.

11 Лихачев Д. С. Мировое значение Куликовской победы.— В кн.: Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 256.

государства, закрепив крепостнические отношения предшествующего периода, способствовало усилению крепостничества, росту кабального холопства, обеспечивало права крепостников. Антифеодальные движения, проходившие под знаком ересей, подобных проповеди нестяжателей, жестоко подавлялись.

Исторические особенности формирования феодализма в Киевской Руси, его развития и укрепления в эпоху ордынского ига и завершенность форм феодальной эксплуатации крепостных крестьян (вотчина, поместное землевладение) определили и характер развития этических учений. Церковь как монопольная идеологическая сила эпохи феодализма, опираясь на опыт византийского духовенства, развивала религиозно-этическую православную концепцию. Однако распространение этой концепции не было простым перенесением византийской ортодоксии на славянскую почву.

Во-первых, длительной и сложной оказалась борьба с язычеством, необходимость определенных компромиссов, приводивших к формированию взглядов и концепций, которые ортодоксы-богословы отказывались даже считать христианскими.

Во-вторых, сказалось различие источников и путей распространения православия. Один шел через Болгарию—кирилло-мефодиевское» направление и труды болгарских книжников, подобных экзарху Симеону, с акцентом на теологический рационализм в духе Иоанна Дамаскина; другой вел из Афонского монастыря — в духе религиозного мистицизма Симеона Нового Богослова и исихазма. Это проявилось в возникновении двух линий в истолковании христианского вероучения и его этических аспектов: православно-ортодоксальной, в конечном счете одержавшей победу в официальном богословии Московской Руси, и рационалистической, характерной для «книжников» эпохи Киевской Руси, близкой к тенденциям светской этической мысли и в конечном счете отчасти слившейся со светской этикой и способствовавшей обособлению философии от вероучения.

В-третьих, относительно широкое распространение просвещения в Киевской Руси, исключавшее монополию духовенства в области книжного дела, обусловило раннее возникновение светской этической мысли, получившей выражение в «Поучении Владимира Мономаха», «Слове о полку Игореве», «Молении Даниила Заточника» и в наибольшей степени опиравшейся на фольклорные, языческие традиции.

В истории этической мысли Киевской и Московской Руси можно различать два периода: от Х до начала XIII в. и после столетнего упадка, связанного с ордынским игом, от середины XIV до конца XVI в. «Основой формирования этических идей было обобщение общественной практики, нравственных взаимоотношений людей. Поскольку Древняя Русь переживала эпоху раннего феодализма, не исчерпавшего еще своих прогрессивных

197

возможностей и тенденций, то и этические идеи, отражая прежде всего общественную практику, имели исторически прогрессивное содержание, хотя в соответствии с господствующей идеологией были облачены в религиозную форму»12.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А А ЖДАНОВА... В Г Иванов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИНДИИ
Ученые до сих пор ведут полемику о возникновении и основных этапах развития феодализма в Индии1. Расхождения в периодизации объясняются тем, что вызревание феодальных отношений в Индии шло постепен

Этика позднего буддизма
Процесс преобразования раннего буддизма начался в древности и, как отмечают исследователи, был связан с изменением положения монашеской общины — сангхи4. В раннем буддизме монах, посвятивш

Этика индуизма
.Упадок буддизма исследователи объясняют совокупностью социально-экономических, политических, идеологических и культурно-исторических причин. Утрата поддержки правителей могущественных империй, под

Религиозно-этическое учение бхакти
Учение бхакти возникло как одна из форм индуизма. Однако по мере развития оно наполнялось оппозиционным индуизму содержанием. В фундаментальной монографии Н. Р. Гусевой «Индуизм» дана кратка

Потустороннему нравственному идеалу
Сохранившиеся отрывки из произведений последовательных материалистов школы локаяты «свидетельствуют о том, что они... опровергают идеализм со всеми его аксессуарами: религиозностью, верой в священн

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИТАЕ
Крушение Ханьской династии после четырех столетий ее господства (II в. до н. э.—нач. III в. н. э.) в огне мощного народного восстания «Желтых повязок» и последовавшей за ним борьбы между военачальн

Конфуцианства и даосизма в эпоху Хань
В первые десятилетия правления императоров династии Хань необходимость организации управления многомиллионным населением империи потребовала системы отбора и подготовки чиновников-администраторов.

Борьба с официальной идеологией неоконфуцианства
Борьба с официальным, ортодоксальным неоконфуцианстжом в эпохи Мин и Цин принимала разнообразные формы. В образованных кругах общества велась критика философами-материалистами идеализма чжусианства

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
Развитие феодальных отношений в странах Ближнего и Среднего Востока началось в III—IV вв. н. э. Оно протекало неравномерно. На Аравийском полуострове ломка патриархального уклада, усугубленная экон

Религиозно-этическая концепция ислама.
Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания. К. Маркс подчеркивал, что «с

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ВИЗАНТИИ
Тысячелетняя история Византии (IV—XV вв.)—от возникновения раннефеодальных отношений до развитого феодализма—отличается остротой классовых столкновений, внутриполитической борьбой и почти непрерывн

Развитие византийской этики в условиях раннефеодальных отношений
(середина VII—середина IX в.) Постепенный процесс феодализации, выразившийся в переходе от «городского» общества к «деревенскому», привел к существенным переменам в социал

Религиозная и светская этика в Византии Х—XV вв.
Подъем экономики Византии в IX—XII вв., обусловленный укреплением феодальных отношений, усилением новой провинциальной знати способствовал политической стабилизации. В эпоху правления Македонской д

Родо-племенные обычаи славян и традиции язычества
Тысячелетия родо-племенных отношений определили характер обычаев и традиций древних славянских племен, отразились в языческих верованиях. Близость к природе рождала противоречивость осмысления связ

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Развитие феодальных отношений в Западной Европе охватывает период с V по Х—XI вв. Оно совершалось на основе своеобразного синтеза отношений позднеантичного общества и экономического уклада родо-пле

Общий взгляд на этику средневековья
Многообразие этических учений эпохи феодализма при сравнительном анализе может быть сведено к трем типам: религиозно-ортодоксальному, религиозно-еретическому и светскому. Главенствующее по

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Абеляр Пьер (Петр) (1079—1142).— 7, 237, 259—260, 267. Абу Бекр Абдаллах (572/573— 634).—99. Авантиварман (Х в.).—42. Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354—430).—161

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги