рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общий взгляд на этику средневековья

Общий взгляд на этику средневековья - раздел История, ИСТОРИЯ Многообразие Этических Учений Эпохи Феодализма При Сравнительном Анализе Може...

Многообразие этических учений эпохи феодализма при сравнительном анализе может быть сведено к трем типам: религиозно-ортодоксальному, религиозно-еретическому и светскому.

Главенствующее положение занимали ортодоксальные, как правило, религиозно-этические концепции, наиболее прямо выражавшие интересы господствующих сословий.

Оппозицию ортодоксии составляли религиозно-еретические и философско-этические учения средневекового свободомыслия. Ереси служили идеологическим обоснованием движений против эксплуататоров, выражая чаяния угнетенных масс. Учения представителей средневекового свободомыслия подрывали самые основы ортодоксальных учений.

Главной проблемой, из которой закономерно возникали все остальные вопросы средневековой этики, была проблема «бог и человек». В религиозно-мифологизированной форме этого противостояния и взаимосвязанности решались вопросы сущности, возможностей, смысла жизни человека, его места в мире и обществе.

Ортодоксальные религиозно-этические учения концентрировали в себе идеологическое обоснование претензий господствовавших сословий на духовное руководство народом и потому пронизаны религиозно-дидактическими наставлениями. В них строго кодифицированы дозволенное (одобряемое), порицаемое и недозволенное (запретное) в поведении и образе жизни человека. Жизнь человека, с точки зрения ортодоксальной этической концепции, целиком зависит от воли божества, готового в любой момент покарать отступника от веры и прийти на помощь истинно верующему. Человек постоянно находится под бдительным, неподкупным и недремлющим взором божества: он обязан об этом помнить и жить в «страхе божием». Чувством, которое в первую очередь эксплуатировалось религиозно-этическими концепциями, был страх перед гневом бога, страх, за-

ставляющий следовать вечным и неизменным заповедям бога, страх перед толкователями его велений—жрецами и священниками, наставниками и исповедниками.

Однако в ортодоксальных учениях подчеркивалось не только всемогущество божества и неотвратимость божественной кары, но и любовь бога, его бесконечная доброта и милость по отношению к тем, кто выполняет его заповеди. Истинно верующий мог рассчитывать на благоволение бога к его земным делам. Любовь к богу рассматривалась как одна из главных добродетелей.

Безусловное подчинение воле бога, следование его предначертаниям от рождения до смерти позволяли надеяться на посмертное спасение души. Даже создатели наиболее абстрактных идеалистических концепций средневековья (Нагарджуна, Шанкара) при переходе к этическим проблемам отступали от философии в пользу религии, отдавая первенство вере в божество. Потустороннее воздаяние бессмертной душе в соответствии с заслугами или прегрешениями—необходимый заключительный этап в ортодоксальных концепциях. Учение о предопределении снимало проблему свободы воли, а вместе с ней и проблему морального выбора.

Попытки ортодоксальных мыслителей сочетать идею предопределения и свободу выбора человека между добром и злом приводили к сложной казуистике и разрешались либо формально, либо путем прямого отступления от рационализма к иррационализму и мистике. Более поздние из подобных концепций в исламе и христианстве пытались сочетать учение о предопределении с использованием идей Аристотеля (ал-Газали, Фома Аквинский). Уязвимость и неизбежная ограниченность религиозно-этического рационализма, усиление философско-рационалистической критики подобных аргументов представителями средневекового свободомыслия обусловили усиление апофатического обоснования религиозно-этических концепций.

Господствующее положение ортодоксальных религиозно-этических концепций поддерживалось установлениями церкви и государственными законами. Наставниками в морали были, как правило, представители духовенства: приходской кюре, магистр богословия, суфийский шейх, гуру, учитель-конфуцианец. Таким образом заранее исключался равный диалог с неортодоксальными концепциями. Монополия на образование и воспитание была одной из первостепенных забот духовных властей. Только слабость позиций ортодоксального учения обусловливала относительную терпимость в отношении к инакомыслию. Укрепление позиций ортодоксии приводило к преследованию крамолы в идеях и действиях.

Прямая оппозиция ортодоксальной доктрине, начиная от сопротивления диктату освященного религией и традицией авторитета до развернутых философско-этических концепций, была

направлена на то, чтобы теоретически обосновать право человека на свободный выбор между добром и злом. В большей части концепций средневекового свободомыслия вопрос о существовании божества не обсуждался: речь шла только об ограничении божественного произвола, о доказательстве отсутствия прямого вмешательства бога в дела людей, об отведении богу места либо первопричины, от которой можно абстрагироваться при конкретном анализе человеческого поведения, либо перводвигателя, не создающего, но лишь упорядочивающего мир.

Только наиболее радикальные мыслители на Востоке и Западе утверждали совечность материи и бога-первопричины, ограничивали божественный произвол, подчиняя божество закону необходимости (Ибн Сина, Ибн Рушд, Сигер). Вопреки преследованиям материалистические традиции сохранялись в Индии и Китае.

Для учений передовых мыслителей средневековья типично утверждение о естественном стремлении человека к добру и отвращении от зла, утилитарно-практический подход к оценке поведения человека. Их взгляды рационалистичны: разум определяет нравственную ценность поступка.

Суждение о смертности индивидуальной души приводило к поиску земного обоснования смысла жизни человека. На этом направлении впервые прокладывается путь к секуляризации морали (Ибн Рушд, Сигер Брабантский). С идеей посюсторонности целей и смысла жизни оказывалась связана оптимистическая вера в возможности человека. Выдвижение в качестве нравственного образца крестьянина и ремесленника впервые появилось не в философско-этических концепциях, а в произведениях художественной литературы (Фархад-строитель у Низами и Навои).

Новым явлением в этической мысли средневековья был интерес к нравственным чувствам, внутреннему нравственному миру личности. Ортодоксальная религиозно-этическая концепция в своем практическом, учительном, выражении широко использовала понятие греха и покаяния. Сама обращенность к внутреннему миру личности, необходимость самооценки не могли не пробуждать развитие моральной рефлексии. Но раз возникнув, она имела, как и любое духовное качество личности, тенденцию к самостоятельному развитию. Процесс развития личности далеко не всегда соответствовал целям религиозно-нравственного воспитания (достаточно указать на песни вагантов, на ереси, возникавшие в монастырях, на ситуации неуправляемой эмоциональной массовой экзальтации). Средневековая литература способствовала становлению морального самосознания личности. Следствием этого было возрастание чувства собственного достоинства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А А ЖДАНОВА... В Г Иванов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общий взгляд на этику средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИНДИИ
Ученые до сих пор ведут полемику о возникновении и основных этапах развития феодализма в Индии1. Расхождения в периодизации объясняются тем, что вызревание феодальных отношений в Индии шло постепен

Этика позднего буддизма
Процесс преобразования раннего буддизма начался в древности и, как отмечают исследователи, был связан с изменением положения монашеской общины — сангхи4. В раннем буддизме монах, посвятивш

Этика индуизма
.Упадок буддизма исследователи объясняют совокупностью социально-экономических, политических, идеологических и культурно-исторических причин. Утрата поддержки правителей могущественных империй, под

Религиозно-этическое учение бхакти
Учение бхакти возникло как одна из форм индуизма. Однако по мере развития оно наполнялось оппозиционным индуизму содержанием. В фундаментальной монографии Н. Р. Гусевой «Индуизм» дана кратка

Потустороннему нравственному идеалу
Сохранившиеся отрывки из произведений последовательных материалистов школы локаяты «свидетельствуют о том, что они... опровергают идеализм со всеми его аксессуарами: религиозностью, верой в священн

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИТАЕ
Крушение Ханьской династии после четырех столетий ее господства (II в. до н. э.—нач. III в. н. э.) в огне мощного народного восстания «Желтых повязок» и последовавшей за ним борьбы между военачальн

Конфуцианства и даосизма в эпоху Хань
В первые десятилетия правления императоров династии Хань необходимость организации управления многомиллионным населением империи потребовала системы отбора и подготовки чиновников-администраторов.

Борьба с официальной идеологией неоконфуцианства
Борьба с официальным, ортодоксальным неоконфуцианстжом в эпохи Мин и Цин принимала разнообразные формы. В образованных кругах общества велась критика философами-материалистами идеализма чжусианства

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
Развитие феодальных отношений в странах Ближнего и Среднего Востока началось в III—IV вв. н. э. Оно протекало неравномерно. На Аравийском полуострове ломка патриархального уклада, усугубленная экон

Религиозно-этическая концепция ислама.
Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания. К. Маркс подчеркивал, что «с

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ВИЗАНТИИ
Тысячелетняя история Византии (IV—XV вв.)—от возникновения раннефеодальных отношений до развитого феодализма—отличается остротой классовых столкновений, внутриполитической борьбой и почти непрерывн

Развитие византийской этики в условиях раннефеодальных отношений
(середина VII—середина IX в.) Постепенный процесс феодализации, выразившийся в переходе от «городского» общества к «деревенскому», привел к существенным переменам в социал

Религиозная и светская этика в Византии Х—XV вв.
Подъем экономики Византии в IX—XII вв., обусловленный укреплением феодальных отношений, усилением новой провинциальной знати способствовал политической стабилизации. В эпоху правления Македонской д

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ
Переход от эпохи родового строя к феодализму на землях, населенных славянскими племенами, совершался между VI и IX вв. «Киевская Русь IX—Х вв.—первое государство восточных славян, объединившее боле

Родо-племенные обычаи славян и традиции язычества
Тысячелетия родо-племенных отношений определили характер обычаев и традиций древних славянских племен, отразились в языческих верованиях. Близость к природе рождала противоречивость осмысления связ

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Развитие феодальных отношений в Западной Европе охватывает период с V по Х—XI вв. Оно совершалось на основе своеобразного синтеза отношений позднеантичного общества и экономического уклада родо-пле

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Абеляр Пьер (Петр) (1079—1142).— 7, 237, 259—260, 267. Абу Бекр Абдаллах (572/573— 634).—99. Авантиварман (Х в.).—42. Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354—430).—161

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги