Тема 6. Философия рационализма

 

Ведущая идея. Знание в рационалистической традиции рассматривается как результат деятельности человеческого разума. Принцип сogito (теоретический разум) как фундамент научной рациональности. Мысль, усилие мысли, представляется в рационализме онтологическим основанием существования человека как мыслящего и осознающего себя субъекта.

Важно знать.Место методического сомнения в онтологии Декарта. Почему акт сомнения, акт мысли становится основанием существования субъекта: cogito ergo sum? В ходе рассмотрения данной проблемы обратите внимание на то, что в онтологии Декарта Я открывается как мыслящее и осознающее себя – Я знает, опознает себя в опыте мысли – «res cogitans» (мыслящая вещь). Для онтологии Декарта характерен своеобразный дуализм, связанный с тем, что философ выделяет два типа субстанции – «res cogitans» (субстанция мыслящая) и «res extensa» (субстанция протяженная).

Понятие онтологического дуализма. Обращаясь к тексту Декарта «Первоначала философии», отметьте те фрагменты, где автор дает определение субстанциям.

Рассмотрев онтологию Декарта, целесообразно обратиться к его гносеологии. Здесь важно отметить роль Бога в процессе познания. Почему Декарт утверждает, что Бог не может нас обманывать, почему Бог, абсолютное бытие, есть условие познаваемости мира? Попытайтесь объяснить смысл данного утверждения. Обратившись к «Рассуждению о методе», обозначьте, как автор формулирует правила для руководства ума. Обратите внимание на сущность дедукции как метода рационального познания. Определите роль и место врожденных идей в процессе познания. Почему для того, чтобы познавать, необходимо уже иметь некое знание?

Традиция рационализма после Декарта связана, в первую очередь,
с именами Спинозы и Лейбница. Философия Спинозы. Онтология: бытие как абсолютная единая субстанция, бытие как Бог. В чем заключается принцип онтологического монизма? Пантеизм Спинозы. В чем различие позиций пантеизма и креационизма? Модусы и атрибуты субстанции, протяженность и мышление как два основных атрибута субстанции.

Философия Лейбница. Онтологический плюрализм: бытие как субстанция, понятие монады. Постарайтесь понять, почему, осмысляя мир, философ обращается к идее плюральности, множественности бытия. Монада как умопостигаемое, духовное начало, типы монад. Бог как абсолютная монада. Подумайте, в чем заключается сходство понимания бытия
у двух крупных представителей европейского рационализма – Декарта
и Лейбница? Концепция онтологического оптимизма. Почему человеческий мир есть наилучший из возможных миров? Сравнивая линию рационализма и линию эмпиризма, обратите внимание на то, в чем сильные стороны рационализма и в чем его слабости.