Философия и наука. Этапы взаимоотношения философии и науки.

Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.

Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением начатков научного знания, поиском исходных и конечных начал, принципов бытия и познания. Первоначально все знание объединялось под эгидой философии, поэтому философия в древности считалась наукой наук. Первой исторической формой науки стала натурфилософия – философия природы, ее умозрительное истолкование.

Этапы взаимоотношения философии и науки:

1) античность, средние века, эпоха Возрождения: начало процесса дифференциации знания, отделение от философии отдельных наук – математики, физики, астрономии, медицины, появление специальных приемов, методов частных наук. Особенно это происходило в эпоху Возрождения. В последующем развивались небесная механика, химия, биология. Частные науки – на основе эмпирических исследований, эксперимента. Общетеоретические вопросы решала философия и это часто носило умозрительный абстрактный характер, выводы философии вступали в противоречие с фактами. Это приводило к противопоставлению философии и частных наук.

2) XYII – первая половина XIX в.: дифференциация отдельных наук, разграничение сфер исследования философии и частных наук, их размежевание.

3) C 30-х гг./cередины XIX в. – по настоящее время: разрыв науки с философской традицией.

Возрастание роли философии в связи с увеличением вненаучного и паранаучного знания, необходимостью защиты научной рациональности, гуманистических ценностей.

Критериями научного познания выступают: рациональность, объективность, системность, интерсубъективность. Рациональная область философии, философские системы (например, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля и др.) удовлетворяют этим критериям. Однако философия в целом не относится к одной из отраслей научного познания, т.к. в основе философствования присутствует образно-интуитивная основа (например, у Платона, Кьеркегора, русских мыслителейбразно-интуитивная основа ()тствуетк одной из отраслей научного познания, т.к. межевание.речие с фактами. , отделение от филос). В отличие от науки, философия не основывается на принимаемых всем сообществом, т.е. общепринятых истинах, методах, языке, не утверждает свои знания на эмпирических данных, экспериментах, фактах, измерениях и т .д.

Исследование исторической динамики предмета философии, ее проблемного поля, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Такое сведение означало бы неоправданное снижение существа философии, заключение ее в узкие рамки.

М. Хайдеггер подчеркивает двусмысленность, специфицирующую философию: философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой; философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею. Философская мысль всегда есть мышление, охватывающее «заодно и понимающего человека, и его бытие — не задним числом, а так что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции». В силу этого философия представляется чем-то таким, что, во-первых, каждого касается и до каждого доходит, и, во-вторых, является предельным и высшим [1].

Хайдеггер пытался осмыслить суть философии, философского вопрошания путем истолкования и осмысления романтического изречения известного поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду не дома. Очевидно, быть дома повсюду, значит быть всегда, и главное, в целом. Это «в целом» и его целое мы называем миром. Нас всегда зовет нечто как целое, бытие в целом, к которому и тянет нас в нашей ностальгии. Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире. В судьбе человеческого присутствия укоренена истина философствования. Философия позволяет человеку поднять собственное присутствие и присутствие других до плодотворной вопросительности. Правда такого понимания есть нечто последнее и предельное. Поэтому философия — это всегда противоположность всякой успокоенности и обеспеченности, изгнание из повседневности, она подобна вихрю, который находится в самом существе человека, его присутствии, подобно воронке, затягивающей человека в свою середину, чтобы именно таким образом он смог понять свое присутствие. В этом суть истинного настоящего философствования, готовность к опасности философии.

Таким образом, философия может быть представлена на разных уровнях познания: научном, обыденном, художественно-образном и мифологическом.

Философия не может быть сведена к субъективности. Например, Ницше утверждал, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир. Философская концепция субъективна по форме, но объективна по содержанию.

Философия и искусство. Философия и наука зарождались в лоне художественно-образного мышления, мифологии, религии (например, образы Гераклита). Утверждение нового мировоззрения, т.е. различение логического и эмпирического, чувственного и разумного, мышления и ощущения, истины и мнения проявилось в философии Парменида, “отца рационализма”: “существует мир чувственно воспринимаемых вещей и единый мир, постигаемый разумом”.

Исторически взаимоотношения науки и философии, искусства и философии не прерываются, а усложняются.

Искусство - мышление в образах, философия и наука – мышление в понятиях. Искусство воздействует на научное и философское творчество. Аналитический и исследовательский дух присутствует в различных феноменах культуры и искусства.

Плодотворное взаимодействие науки, искусства, философии, истины, добра и красоты. Для современной науки познание истины любой ценой является слишком опасным, поэтому актуальным является проблема научной этики. Преодоление духовного кризиса человечества – одна из главных задач философии.

Лекция 2. Модуль 2. Исторические типы классической философии (2 часа)

2.1.Становление философии в культурах древнего Востока.

2.2.Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. мысли. Этапы развития древнегреческой философии.

2.3.Классический этап античной философии. Сократ. Платон. Аристотель.

2.4. Основные проблемы и этапы развития средневековой философии.