Философия эллинистической эпохи (конец IY-II в. до н.э.)

3.1. Эпикурейская школа – Эпикур и др.

3.2. Перипатетики – Теофраст и др.

3.3. Ранние стоики – Хрисипп и др.

3.4. Скептики – Пиррон и др.

4. Римская философия (I в. до н.э. – Y в. н.э.)

4.1. Эпикуреизм – Тит Лукреций Кар

4.2. Поздние стоики – Сенека, Марк Аврелий

4.3. Скептицизм – Секст Эмпирик

4.4. Неоплатонизм – Плотин, Прокл.

Философия досократиков.Ранних греческих философов обычно называют "физиками" [5], "физиологами" или натурфилософами. Важнейшим для них был вопрос об "архе" [6] (первоначалах мира).

Первой философской школой Древней Греции считаетсямилетская школа(г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основательФалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э.). Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде, 3) все в мире одушевлено, или "полно богов". У Фалеса и его последователей стала формироваться геометрическая картина мира (в отличие от родовой картины, характерной для мифа).

Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.) второй видный представитель милетской школы. Источником всего сущего Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, которое он называл "божественным", утверждая, что оно "всем управляет". Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, т. е. "беспредельное".

Последний крупный представитель милетской школыАнаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

Видную роль в формировании греческой философии сыграло учение пифагорейцев.

Философской основой пифагореизма является учение о числе. Пифагорейцы полагали, что "все есть число". Числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей. В отличие от натурфилософов, пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на ее математическую структуру.

Обособленно от школ философствовалГераклит (конец VI — начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является "логос". Логос — естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и "огонь", живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли.

Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса.

Вторая важнейшая идея Гераклита, связанная с его учением о логосе-огне, — это идея становления, безостановочной изменчивости вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Гераклит вошел прежде всего как философ, учивший, что "все течет". "На входящих в одни и те же речные струи текут все новые и новые воды".

Еще одна школа ранней греческой философии — элейская. Она получила название от города Элея на юге Италии. Существовала в VI—V вв. до н. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон.

Парменид — основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между миром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Из тезиса о несуществовании небытия он делает вывод о том, что бытие должно быть единым и неподвижным Образ единого и неподвижного бытия открывается уму, идущему по "пути истины", а картина многообразного и изменчивого мира представляется чувственному восприятию на "пути мнения".

Основатели атомистического учения — Левкипп и Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.). Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещества, и его они называли словом "атом" (греч. atomos — неделимый), атомы и есть "подлинное" бытие, они существуют вечно и неизменно; 2) существует также и "небытие" — пустота, в которой движутся атомы.