Эпоха геометрики

Архитектура. От архитектурных сооружений 9—8 вв. до н. э. на территории Греции сохранились лишь руины, на основании которых можно установить, что строительство в древнейшей Греции развивалось на основе традиций микенской культуры. Планы сооружений 10—8 вв. до н. э. напоминали очертания мегарона микенской эпохи — прямоугольной постройки, вход в которую находился на узкой ее стороне.

Фундаменты наиболее ранних греческих сооружений делались из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами с отверстием между ними — для выхода дыма.

Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые рассматривались как жилища божества.

Одним из древнейших известных нам храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.). Он имел прямоугольную форму и делился внутри одним рядом деревянных столбов на две параллельные галереи. Этим опорам соответствовали другие столбы, стоявшие рядом с продольными стенами и принимавшие на себя часть нагрузки перекрытия.

Членение святилища (целлы) на две галереи, называемые нефами, встречается и в других древних храмах (храм в Дреросе на острове Крит).

Сохранившаяся в Аргосе терракотовая модель расширяет наше представление о внешнем облике храмовых сооружений. Это были прямоугольные постройки с двухколонными портиками на главном фасаде; здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны.

Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.

Изобразительное искусство. Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах (амфорах, кратерах, кубках), терракотовых и бронзовых статуэтках.

Художественный стиль этого периода принято называть геометрическим, потому что орнаменты на вазах представляют собою комбинации из геометрических элементов: треугольников, зигзагов, кругов, ромбов, и др. Каждый символ росписи сосуда являлся деталью условного изображения устройства мира.

Среди них и свастика — магический знак, символизирующий страны света. Особое место занял узор меандр, прочно державшийся во все времена античного искусства. Представлял собой изломанную под прямым углом.

Узоры, исполненные черно-коричневой краской на светлом оранжевом фоне глины, расписывались на вазах поясами, заполняя всю поверхность сосуда.

Особенного искусства в декорировании сосудов достигли аттические мастера. Их рисунки строги, но отнюдь не сухи; фантазия в комбинациях геометрических элементов неисчислима. Много ваз геометрического стиля найдены в некрополе за городскими стенами Афин, около так называемых Дипилонских (то есть двойных) ворот. Аттические вазы геометрического стиля называют дипилонскими.

Перед мастерами, искусными в составлении орнаментов, появилась новая и трудная задача — изображение человека, фигуру которого поначалу составляют из привычных геометрических элементов. Голова рисуется в виде круга, корпус — в виде треугольника, руки — тонкие палочки. Только бедра и голени имеют некоторую округлость. Одежда, прически не изображаются. Из таких примитивных силуэтных, весьма схематизированных фигур мастера 8 в. до н. э. создают многофигурные сцены, представляющие собой похоронный обряд.

К концу 8 в. до н. э. отчетливо выступает главная черта греческого искусства, а именно стремление к правдивому изображению человека и животного. На вазах мастер, преодолевая схематичность, рисует фигуру более округлой; обозначает не только нос, но и подбородок, большой глаз (лицо всегда в профиль), прическу в виде отдельных прядей. Начинает появляться одежда; сначала юбки у женщин, позже — длинный подпоясанный хитон.

Стиль эпохи геометрики великолепно передает амфора из Афин, которая служила надгробием. Именно у греков громадный сосуд (1,5 м) оказался связан с захоронением, он являл собой памятник человеку и оставался на земле. Её форма напоминает силуэт человека.

Интересно что эта наземная ваза имела своего двойника, закопанного в землю, в которой хранился пепел умершего. Эти сосуды стояли на одной оси и сообщались. Для этого в большой наземной вазе частично отбивали дно и ножку. И по особым памятным дням в верхнюю амфору наливали жертвенную жидкость (мед разбавленный водой). Таким образом, большая амфора имела ритуальный смысл и служила алтарем. Именно у греков впервые загробный мир был четко отделен от земного – ничего подобного в предыдущие эпохи не было.

Самыми распространенными геометрическими сосудами в эту эпоху были кратеры и амфоры.

Кратеры – древнегреческий сосуд с широким горлом и двумя ручками для смешивания вина с водой.

Амфоры - древнегреческий ваза с узким горлом, широким туловом и двумя вертикальными ручками.

Главное в геометрических сосудах – их необычная устойчивость (статуарность), т.е. чувство внутренней весомости, подчёркнутой опоры, то что называется тектоникой.

Именно это качество стало неотъемлемым свойством архитектуры Древней Греции, которая стала бурно развиваться в период архаики.

В геометрическом стиле исполнены мелкие статуэтки из глины и бронзы. Модель для отливки создавалась так же, как и терракоты в мастерской гончара. Об этом свидетельствует раскраска терракот, подобная рисункам на вазах, и, главное, форма фигуры человека и животного. Как и в росписях, пластическая фигурка имеет шарообразную голову с большим носом, плоский треугольный корпус, тонкие палочки — руки. Лишь бедра приобретают более объемные формы. Так же геометризированы и фигуры животных – конь. Есть и группы, представляющие борьбу героя с кентавром.

О монументальной скульптуре 8 в. до н. э. можно судить только по более поздним статуям, явно восходящим к древнейшим прототипам — «ксоанам». Деревянный столб «ксоан» со слегка обозначенными формами человеческого тела (плечи, голова) был символическим изображением божества, он раскрашивался, убирался тканью и гирляндами цветов.

Следует особо отметить, что в искусстве 10—8 вв. до и. э. утверждается главная тема — человек.