Архаика

Это период сложения рабовладельческой демократии. Формируются города-государства – полисы. Основным строительным материалом становится камень. Появляется дорический ордер (храм Аполлона, 540г. до н.э.).

Развитие гимнастического воспитания, Олимпийские игры, сама жизнь формирует в сознании греков идеал красоты. Это нашло отражение в статуях обнаженных юношей, которые могли изображать и богов, и людей. Их называли куросами (в переводе означает «юноша»). Скульптуры оставляют ощущение покоя, монументальности. Уголки губ на лицах чуть приподняты, что создает так называемую «архаическую улыбку». Изображение волос декоративно. Руки прижаты к телу. Это обусловлено технологией изготовления скульптуры из единой, ограниченной по размерам каменной глыбы (курос с мыса Сунлон, мрамор, 600г. до н.э.; курос из Тенеи, мрамор, 560г. до н.э.; курос из Аттики, мрамор, 600г. до н.э.). Мастер придавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил рисунок будущей фигуры. Во второй половине VIв. до н.э. на острове Самос, а затем и в других городах Эллады появляются первые бронзовые скульптуры. Женские изображения – коры.

Афины становятся центром культуры.

Рождаются понятия «эллины» и «Эллада». Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными городами-государствами.

Особенно большое значение приобретает храм Зевса в Олимпии, где начиная с 776 г. до н. э. каждые четыре года устраивали знаменитые Олимпийские игры. Участники праздников приезжали из самых отдаленных уголков греческого мира, прекращались военные действия между государствами. Победитель на олимпийских состязаниях приносил славу не только своему роду, но и всей общине, от имени которой он выступал. Не меньшее значение (особенно политическое) принадлежало дельфийскому оракулу и святилищу Аполлона на о. Делосе.

В формировании греческого рабовладельческого общества и государства большую роль сыграла колонизация греками в 8—6 вв. до н.э. Средиземноморского побережья, а также берегов Черного и Мраморного морей. Колонизационная активность греков была вызвана потребностью расширяющейся торговли, нехваткой земли, пригодной для земледелия.

Концентрация земли в руках родовой аристократии рождала относительное перенаселение и вынуждала разорившихся земледельцев искать новое место поселения. Иногда потерпевшие поражение в политической борьбе уходили в изгнание и основывали новый полис. Бывало и так, что государство само выступало в роли организатора колоний, чтобы смягчить накал борьбы и убрать из города беспокойные элементы.

Колонизация расширила границы греческого мира, способствовала укреплению связей с другими племенами, форсировала развитие морской торговли и товарно-денежных отношений. Укрепляя торгово-ремесленные слои демоса, колонизация 8— 6 вв. до н. э. становится одним из значительных факторов в процессе утверждения рабовладельческого способа производства.

В 8—6 вв. до н. э. происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. Политические и экономические преобразования греческого общества рождали новые взгляды на мир, на место человека в обществе.

В конце 7 — начале 6 в. до н. э. в не-расчлененной еще греческой науке зарождается «наука всех наук» — философия. В Милете, где пульс экономической и общественной жизни бьется особенно напряженно, возникает первая материалистическая философская школа ионийских натурфилософов. Философам-материалистам противостоят идеалисты, защитники косных, уходящих в прошлое порядков. В этом отношении типично мистическое учение Пифагора о числах как основе всего существующего и школа элийцев, пытающихся доказать неподвижность и неизменяемость мира.

Крупнейшим борцом против идеализма выступает Гераклит Эфесский.

8—6 вв. до н. э. характеризуются блестящим развитием греческой поэзии. В отличие от господствовавшего в поэзии гомеровской эпохи эпического жанра в архаический период ведущая роль принадлежит лирике.

Творчество лирических поэтов, таких, например, как Архилох, Солон, Феогннд Мегарскнй, Алкей, Сафо, Анакреонт, отражало бурные события современной им жизни и то внимание к человеку, которое характерно для гражданина, разорвавшего узы родовой общины.

В архаическую эпоху зарождается такое великое создание древнегреческой культуры, как театр и литература для театра.

Греки архаической эпохи плодотворно использовали более высокую в то время культуру стран Древнего Востока (Египта, Вавилонии, Сирии). Не случайно малоазийские города, служившие связующими звеньями между греческими полисами и странами Древнего Востока, стали «первой родиной мудрецов и поэтов». В ионийских городах сложился в 8 в. до н. э. алфавит, заимствованный из финикийского. С Востока был перенесен способ отливки статуй из металла. Восточная математика и астрономия ускорили развитие положительных знаний в Греции, положили начало научного исследования природы.