Колизей

Колизей не всегда назывался "Колизеем". Лишь в VIII веке за ним утвердилось это имя. Более того, существует две версии его происхождения. Одни ученые считают, что своим названием знаменитый амфитеатр обязан своим размерам. Другие утверждают, что колоссу, гигантской статуи Нерона, воздвигнутой императором в честь самого себя.

"Panem et circenses!" - "Хлеба и зрелищ!" - знаменитый лозунг римской толпы. Именно этого народ требовал от государства. И от республиканского сената, и от цезарей. И, если с первым случались перебои, то со вторым никогда. Хлеб и зрелища - два условия возможности существования величайшего государства Античности. Ведь представления, разыгрываемые на аренах цирков - дар римлян богам. И дар обожествляемого императора своим подданным. Греки, предшественники римлян на троне властителей Античного мира, предпочитали театральные представления и спортивные игры, то римляне жаждали иных спектаклей. Более острых и кровавых. Гладиаторские бои - вот их излюбленное шоу.

Зрелища - это цирк. В каждом городе Рима была арена. И, конечно, самая большая, самая богатая, самая-самая по всем параметрам - в столице. Колизей стал символом Вечного города. Символом славы империи. Здесь воины и звери сражались на потеху толпе. Хотя порой на арене можно было видеть и императора. Например, эксцентричный правитель Рима император Коммодус периодически участвовал в представлениях, наслаждаясь "ролями" легендарных героев.

Строительство амфитеатра начал первый император династии Флавиев, Веспасиан - военачальник, выигравший битву за трон после смерти Нерона. Открыт амфитеатр был менее чем через 10 лет после начала строительства (хотя работы по его благоустройству и отделке продолжались еще четверть века), но уже другим императором, Титом сыном Веспасиана. Произошло памятное событие в 80 году нашей эры. Сто дней Рим праздновал открытие Колизея. Гладиаторские бои, реконструкции великих битв прошлого, гонки на колесницах.

История не сохранила имени архитектора, воздвигшего его величественные стены - три яруса аркад, некогда украшенных статуями, венчаемых аттиком. Все ордера известные зодчим того времени. Сначала тосканский самый простой и скромный. Затем ионический самый изысканный. Третий коринфский самый богатый. В том же ордере выполнены пилястры последнего яруса. Дабы представить его масштаб достаточно сказать, что единовременно его трибуны могли вместить до 50 000 зрителей (это по современным оценкам - ученые начала ХХ века писали о 90 000 зрителей).

В руины Колизей стал превращаться VIII веке (гладиаторские бои к тому времени здесь не проводились уже около 4 столетий), когда один кардинал, племянник Папы, использовал камень Колизея для постройки собственного дворца. К счастью, Павел III ограничил деятельность племянника по разбору памятника Античности на стройматериалы 12 часами. Папы эпохи Возрождения были менее милостивы к Колизею. Лишь в XVIII столетии его стали охранять и сохранять. Современные власти Италии проводят в амфитеатре масштабные реставрационные работы, мечтая со временем превратить его в театральную сцену.

Сайт римского амфитеатра: http://www.the-colosseum.net

Амфитеатр Арена в Хорватии, который сохранился лучше Колизея http://www.museum.ru/N28080