Развитие общественной политической мысли России в 30-40-ые годы 19в.

В эпоху Николая 1 умственная жизнь русского общества, особенно в Москве била ключом. В столице издавался ряд журналов разных направлений. Из кружков, возникавших среди университет­ской молодежи, наиболее важными были: кружок Станкевича, интересовав­шийся преимущественно вопросами этики и философии и объединявший будущих западников и будущих славянофилов, кружок Герцена, обсуждав­ший главным образом политические и социальные проблемы современности. Наиболее выдающимся духовным вождем интеллигенции был московский профессор историк и литературный критик Белинский. Время Николая 1 было золотым веком русской художест­венной литературы: при Николае писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь, начинали писать Тургенев, Достоевский и Толстой.

Среди идейных течений николаевского времени наиболее яркими и интересными были 2 системы историкофи­лософских взглядов, столкнувшиеся между собой в непримиримом конфликте, - это были учения “западников” (Белинский, Грановский, Каве­лин) и “славянофилов” (Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Самарин).

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали, что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно и успешно осуществляет принципы гуманности, свободы и прогресса и указывает правильный путь всему остальному человечеству. Поэтому задача России, отсталой, невежественной, полуварварской страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь общечеловеческого культурного развития, как можно скорее изжить свою косность и азиатчину и, примкнув к европей­скому Западу, слиться с ним в одну общечело­веческую культурную семью.

Славянофилы утверждали, прежде всего, что единой общечеловеческой цивилизации и единого пути развития для всех народов не сущест­вует. Каждый народ живет своей самостоятель­ной, “самобытной” жизнью, в основе которой лежит идейное начало, “народный дух”. Для России этими исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы. Вопло­щением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добро­вольный союз для взаимной помощи и поддержки. По мнению славянофилов, ни западные принципы, ни западные организационные формы не нужны и неприемлемы для России. Их политическим идеалом была патриархальная демократическая монархия, опирающаяся на добровольную под­держку народа; мнение которого должно выражаться в земском соборе.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники близко сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепост­ному праву и к современному бюрократически-полицейскому строю гос-ого управления, оба требовали свободы слова и печати, и значит, в глазах правительства оба являлись одинаково “неблагонадежными”.