Освоение и отчуждение. Проблема свободы.

 

Центральной проблемой философии является взаимоотношения человека и мира. Мы уже выяснили, что поведение животных определяется целесообразностью, и оно заключается в приспособлении к миру. У человека все это тоже наблюдается, но, сверх того, человек приспосабливает мир к себе, руководствуясь целеполаганием. Он приспосабливает мир к себе, преобразует его. В немецкой классической философии, у Гегеля появляется понятие отчуждения. В широком смысле слова это означает выделение человека из природы, противопоставление его миру в целом (природе, обществу и самому себе), что является необходимым условием понимания и преобразования мира. Отчуждение неразрывно связано с освоением – универсальным практически-преобразовательным отношением к миру. Животное является частью мира, а человек, выделяясь из мира, противостоя ему, вынужден и способен о-сваивать его, делать своим.

Освоение мира является общественным по происхождению и содержанию, но может быть индивидуальным по форме. Что это означает? Даже деятельность одинокого Робинзона Крузо на необитаемом острове опосредованно является общественной, ведь все свои знания, умения и навыки он приобрел в процессе социализации, усваивая все то, что до него накопило человечество. Изолированный индивид человеком не становится.

Показателем степени освоения мира человеком является свобода. Она означает преодоление давления заданных человеку условий (внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди, внутренняя ограниченность), способность строить собственную программу действий за рамки наличной ситуации, расширять горизонт своего отношения к миру. Причем свобода – не благое пожелание, а условие человеческой жизни. Еще И.Кант говорил, что человек – существо, которое все время переходит свои собственные пределы, а экзистенциалисты, справедливо указывая на связанные с этим трудности, отмечали, что человек обречен на свободу.

Свобода и необходимость. Рассуждая о свободе, нам необходимо ответить на вопрос: каким образом возможна человеческая свобода, если мы сами признаем детерминизм, причинно-следственную связь, связывающую все объекты мира. Споры по этой проблеме далеко не закончены, существует много точек зрения. Линия Спиноза – Гегель – Маркс связывает свободу с познанной необходимостью, возможностью человека выбирать из какого-то количества известных нам возможностей, а также своей деятельность создавать такие условия, которые ведут к нужным для нас последствиям.

Свобода и ответственность. Признавая свободу человека, мы тем самым считаем его ответственным за последствия его деятельности. Юридические и моральные аспекты этой ответственности оказывают большое влияние на жизнь общества и порождают много конфликтов и коллизий в разных областях: без свободы немыслимо появление научных открытий, но какова ответственность ученого за негативные последствия их использования; человек может преступать или соблюдать закон, но какова роль воспитания и среды и т.д.