рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие - раздел История, Министерство Здравоохранения Республики Беларусь...

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественно-гуманитарных наук

С.Н. БОРДАК

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методическое пособие

Для самостоятельной работы студентов

Курсов всех факультетов медицинских вузов

Гомель

ГомГМУ

УДК 1:008(072)

ББК 87.3я73

Б 82

 

 

Рецензенты:

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и политологии Белорусского государственного университета транспорта Е.Г. Кириченко;

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Гомельского государственного технического университета им. Сухого В.Н. Яхно.

 

 

Бордак, С.Н.

    Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты первого раздела лекционного курса и…

Модуль 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения

Для мировоззрения характерны следующие черты: - активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы… - целостность, увязывающая три базовых элемента: человек – мир – отношения между ними;

Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки

- непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободомыслие) и - опосредованно через науку, религию, искусство и т.д. (совместно… Своеобразие философии раскрывается в процессе ее сравнительного анализа с наиболее важными формами духовной культуры…

Предмет философии. Структура философского знания

- отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры; - философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические… - философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому трудно дать дефиницию, которая…

Модуль 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Особенности философской мысли древнего Китая

· зарождение философских воззрений (VIII – VI вв. до н.э.); · расцвет философской мысли (соперничество «ста школ», VI – III вв. до… · философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I – II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной…

Cпецифика философской традиции древней Индии

Брахманизм закреплял сословное деление среди свободных, освящал власть знати, состоявшей из привилегированных групп: брахманов (жрецы), кшатриев… Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в… В IV – II вв. до н.э. философские течения складываются в системы. Выделяют девять философских систем (даршан):…

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Натурфилософские ориентации досократовской философии

В развитии античной философии выделяют четыре этапа. Первый этап (VII – V вв. до н.э.) – досократовский (Милетская школа, Гераклит… Второй этап (пол. V – конец IV вв. до н.э.) – классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

Древнегреческая философия классического этапа

Вершина развития античной греческой философии приходится на вт. пол. V – к. IV в. до н.э., период расцвета классической греческой рабовладельческой демократии.

Софисты (V в. до н.э.) – преподаватели философии, мудрецы, мастера слова. Представители – Горгий (483 – 373 гг. до н.э.), Протагор (481 – 411 гг. до н.э.). Софисты переносят центр внимания из области природы на человека. Наиболее известное изречение Протагора – «человек есть мера всех вещей».

Софисты – сторонники релятивизма, точки зрения, согласно которой все относительно (разновидность субъективного идеализма).

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) в центр философии поставил проблему человека.

Известные изречения Сократа «я знаю, что ничего не знаю», «познай самого себя» являются объяснением необходимости более глубокого познания самого себя.

Своим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого видел в дискуссиях и беседах. Поэтому письменных трактатов он не оставил. О его воззрениях мы узнаем из работ его учеников Платона и Ксенофонта.

Задача философии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. Для Сократа знание – основа добродетели. Если человек знает, он никогда не поступит плохо, ошибки – результат незнания. Данная точка зрения характеризуется как этический рационализм. Сократ подчеркивал значение совести как «внутреннего голоса», гаранта постижения истины.

Философский метод Сократа называется понятийная, субъективная диалектика. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Посредством правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника (сократовская ирония). С иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство) – стремление помочь слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности.

Главной целью метода было обнаружение нравственной основы отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила индукция. Весь процесс заканчивался дефиницией(окончательным определением).

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. Основал собственную философскую школу – Академию, ставшую центром античного идеализма.

По Платону, окружающий нас материальный мир является лишь «тенью», производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи – вечны и неизменны. Идеи – это подлинное, действительное бытие.

Платон абсолютизирует идеи, отрывает их от реальных предметов. Идеи объективны, материальный мир им подчинен. В этом суть объективного идеализма Платона.

Платон впервые ввел в философию понятие «материя», которую понимал как возможность любых геометрических фигур, отождествляя ее с пространством.

Истинное познание – это познание разумное. Чувственное познание информирует нас лишь о кажущемся бытии. Теория познания Платона – это теория воспоминания (анамнесиса). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от тела.

По Платону, определенный порядок и последовательность миру сообщил создатель (демиург).

Теория идеального государства Платона. Государство возникает как общество трех социальных групп: правители – философы, стратеги – воины, обеспечивающие безопасность государства, и производители – земледельцы и ремесленники, обеспечивающие удовлетворение жизненных потребностей. У философов преобладает разумная часть души, у воинов – воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения.

Трем сословиям соответствуют три добродетели. Мудрость – правителям и философам, храбрость – воинам, умеренность – народу. Четвертая добродетель – справедливость – является «надсословной».

Философия Платона является первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – ученик Платона. Основал в Афинах Ликей (лицей). Философская позиция Аристотеля характеризуются как дуализм.

Аристотель выдвинул ряд возражений против идеализма Платона. Он считал невозможным, чтобы сущность вещи находилась отдельно от самой вещи. Критикуя идеи Платона, Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель признавал объективное существование материального мира. Считал, что сущность находится в самих вещах.

Материя заключает в себе лишь возможность развития, нуждается в оформлении. Благодаря воздействию формы она актуализируется, превращается в действительность.

Аристотель развивает мысль о диалектической взаимосвязи материи и формы, о развитии природных явлений как об оформлении материи.

Материя пассивна и бесформенна, а форма – активное, деятельное начало, делающее вещь тем, что она есть. В природных явлениях форма, как начало деятельное, предшествует материи как началу пассивному. Эта концепция, распространенная на всю природу, приводит Аристотеля к идеализму: к признанию «формы всех форм» – мирового духа, изначальной целесообразности природных явлений (телеологический взгляд на мир). «Форма всех форм» (первый двигатель, Бог) – это форма, не связанная с материей; это конечная причина, цель всех природных явлений и их производящая причина. «Первый двигатель» приводит в целесообразное движение весь мир.

В теории познания Аристотель придерживался материалистического сенсуализма. Чувства дают нам представления об отдельных предметах. Разум, разлагая их на простейшие составные элементы, находит между ними общее.

Аристотель разработал учение о различных видах движения и развития.

Аристотель сформулировал основные законы логики. Логику он понимал как теорию доказательства, в котором различал индукцию – вывод общего из частного и дедукцию – вывод частного из общего.

Аристотель впервые дал классификацию категорий.

Космологическая теория Аристотеля носила геоцентрический характер. Земля – центр шарообразного мира, конечного в пространстве, но бесконечного во времени. Эта теория впоследствии разрабатывалась Птолемеем (II в. н.э.).

Аристотель выдвинул теорию происхождения государства из семьи. Человека определил как «общественное (политическое) животное, наделенное разумом».

Аристотель подвел итог развитию философских, естественнонаучных и политических идей в Древней Греции, создал «энциклопедическую науку».

Эллинистическая и римская философия

Киническая школа основана Антисфеном (446 – 366 гг. до н.э.). Нравственный идеал киников – бесстрастие (апатия), равнодушие ко всему. Вершиной… Диоген Синопский (404 – 323 гг. до н.э.) своим образом жизни пропагандировал… Эпикурейская школа. Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) основал в Афинах философскую школу «Сад», ставшую центром…

Тема. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Статус и функции философии в средневековой культуре

С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века.

Христианство возникло в первой пол. I в. на Ближнем Востоке. Оно выросло из недр религии древних евреев – иудаизма. Священной книгой христианства считается Библия (от древнегреч. biblia –… · идея единого Бога (монотеизм);

Философия эпохи Ренессанса

Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви (антиклерикализм), дворянства и всех феодальных… Для эпохи Ренессанса характерны следующие особенности: - переход от теоцентризма к антропоцентризму;

Тема. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта

Новое время – век свободомыслия (XVII) и век просвещения (XVIII). Духовный потенциал этой эпохи опирается на процессы развития буржуазных экономических отношений и на великие научные открытия И. Кеплера (законы обращения планет), Г. Галилея (объяснение сущности ускорения и формулировка закона падения тел), И. Ньютона (законы тяготения). Под влиянием успехов механико-математического естествознания в философии складывается механистически-метафизическая картина природы. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и модель. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в их ход.

Родоначальником английского материализма и методологии опытной науки (эмпиризма) является Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), автор труда «Новый Органон» (орудие, инструмент).

Главное внимание Бэкон сконцентрировал на познании природы, считая, что истина, извлеченная оттуда, особенно нужна человеку. Весьма популярный и в наше время лозунг «знание – сила» восходит к Бэкону.

Бэкон представил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании, на описании многообразных фактов природы.

Им разработана подробная классификация наук, дана типология заблуждений человеческого ума, обоснован эмпирический метод и описаны различные виды опытного познания, сформулирована индукция как метод исследования законов природных явлений.

Согласно учению Бэкона об идолах (призраках[5]), существует четыре разновидности идолов. Первую из них Бэкон называет призраками рода. Они присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. Чувства либо отказывают нам в своей помощи, либо обманывают нас. Ум имеет свои изъяны, так как «уподобляется кривому зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

Наиболее яркое проявление идолов рода, свойственное чувствам и уму, – постоянное истолкование природы «из аналогии человека». Оно находит свое выражение в телеологическомее истолковании, в приписывании природе не свойственных ей конечных целей.

К идолам рода следует также отнести свойственное человеческому уму стремление к обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов. Поэтому, подчеркивает Бэкон, к крыльям ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к земле, к фактам.

Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно, но можно нейтрализовать, максимально затормозив их вредоносное действие.

Другую разновидность идолов Бэкон называет призраками пещеры. Кроме идолов, общих всему человечеству, у каждого человека имеется «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Свое выражение в идолах пещеры находят индивидуальные особенности человеческой физиологии и психики, определяемые характером данного человека, его воспитанием и др. особенностями его судьбы. Преодоление этих идолов возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный.

Третья разновидность идолов – идолы площади. Они порождаются речевым общением людей, в процессе которого они воображают, что «их разум повелевает словами». Эти идолы самые тягостные, ибо слова часто извращают логику рассуждения. Особенности речи, человеческого языка порождают многочисленные ошибки.

Критика идолов площади направлена против несовершенства обыденного мышления. Люди не понимают того, что слова – это только имена, знаки, посредством которых происходит общение. Слова говорят не о том, что такое вещи сами по себе, а о том, что они значат для людей. Примеры идолов площади – бесчисленные споры о словах. Имея дело со словами, никогда не следует забывать о том, что стопроцентная объективность существования принадлежит прежде всего индивидуальным вещам.

Последняя разновидность идолов – идолы театра. Они порождаются слепой верой в авторитеты, в традиционные доктрины и системы. Бэкон выступил против нерассуждающей, догматической веры в авторитеты, тормозившей и разрушавшей непредубежденное исследование истины. Отвергая рабское следование авторитетам, Бэкон выразил согласие с теми, кто называет «истину дочерью времени, а не авторитета».

Как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они все же преодолимы, и познание объективной истины возможно.

Таким средством стал разработанный Бэконом метод опытно-индуктивного исследования природы.

Суть опытно-индуктивного метода исследования состоит в постепенности образования новых понятий, постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте и необходимости максимальной опоры на разум в анализе этих фактов.

Свой метод Бэкон уподобляет искусству пчелы, которая, извлекая нектар на полях и в садах, перерабатывает его в мед собственным умением.

Сущность индукции, по Бэкону, состоит в непрерывном и постепенном обобщении – от частных фактов к более общим положениям. Такое индуктивное обобщение призвано исправить недостатки разума. Эксперимент делает то же самое в отношении чувств.

Сам термин «индукция» впервые ввел Аристотель и трактовал индукцию как восхождение от единичного к общему. У Бэкона же индукция становится главным средством научного познания природы.

В Новое время в результате развития математики и естествознания складывается рационализмкак целостная система гносеологических воззрений.

Рене Декарт(латинизированная фамилия – Картезий, 1596 – 1650) – основоположник рационализма философии Нового времени, гениальный математик, создатель алгебры и аналитической геометрии. Автор трудов: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии» и др.

Разработал рационалистический метод «Универсальная математика»:

1 правило – признавать только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью, не оставляя сомнений в содержании мыслимого (интуиция как естественный интеллектуальный свет);

2 правило – мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы, отправляясь от них, прояснить все трудности, сколько бы их ни было;

3 правилопридерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы ее от самых простых элементов, выявленных предшествующим анализом, к познанию наиболее сложного;

4 правило – синтез (достоверность каждого звена цепи гарантируется достоверностью всех остальных).

Таким образом, рационализм Декарта подчеркивает значение достоверного знания, ориентированного на математику; концентрирует внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины; является прямой противоположностью эмпирического метода Бэкона.

Принцип очевидности, или достоверности, тождественен требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума, отказу от всех суждений, принятых на веру, установке не на усвоение чужих мнений, а создание собственных.

Согласно Декарту, сомневаться можно и должно во всем содержании нашего знания. Он приводит аргументы, показывающие недостоверность чувственного восприятия: палка, опущенная в воду, кажется сломанной, четырехугольная башня издали – круглой и т.д.; отсутствует четкая граница между явью и сном. Обе эти группы аргументов вскрывают недостоверность или призрачность наших знаний о внешних вещах, включая и наше собственное тело. Сомнению можно подвергнуть и положения математики. Следовательно, мы всегда погружены в пучину сомнений. Но в этом состоянии нашего духа имеется один совершенно надежный момент – сам факт наших сомнений, выражающий определенное состояние нашей мысли. Сомневающийся всегда мыслит (даже во сне), а если мыслит, значит существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). В этой истине никто сомневаться не может, ее можно рассматривать как высшую изо всех наших интуиций.

Естественный свет разума в человека вкладывает Бог. Познавательная деятельность человека слагается из трех классов идей. Первая разновидность – идеи, получаемые каждым человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями. Например, идея Солнца, имеющаяся у каждого человека.

Вторая разновидность идей образуется в уме человека на основе идей первого рода. Например, они могут быть или фантастичными, или более реалистичными, как идея того же Солнца, которую образует астроном на основе внешней чувственной идеи, но более обоснованно и глубоко, чем обычный человек.

Однако для процесса познания наиболее важную роль играет третья разновидность идей – врожденные (естественный свет, интеллектуальные интуиции). К ним относятся: материальные идеи (протяженность, фигура, движение); духовные и одновременно материальные идеи (существование, единство, деятельность); духовная идея Бога в человеческой душе.

Существуют и врожденные аксиомы, представляющие собой связь между понятиями нашего мышления («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего не может произойти нечто», логический закон тождества, «я мыслю, следовательно, я существую»).

Врожденность идей не означает, что они всегда имеются в человеческом уме как готовые. Врожденность означает только предрасположенность, склонность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными, отчетливыми и очевидными.

С ними тесно связана и проблема заблуждения. Только размышляющий, познающий человек усваивает те истины, которые заключены в природе вещей.

Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах

Р. Декарт разделяет мир на две самостоятельные, независимые субстанции[6] – материальную и духовную. Атрибутом материальной субстанции является… Всякое движение Декарт сводил к пространственному перемещению, а последнее… Б. Спиноза(1632 – 1677). Основные сочинения: «Богословско-политический трактат» и «Этика». Излагал учение о…

Философская мысль эпохи Просвещения

- распространение научного знания вширь, уверенность в возможностях человеческого разума, в прогрессе наук как условии социально-экономического… - критика метафизики как науки о сверхчувственных принципах и началах бытия… Философия Просвещения представлена в Англии в творчестве Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. Беркли, Д. Юма и др. Во Франции – Ф.…

Тема. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии. Философская система Канта изложена в его трудах: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика).

В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический. Для первого характерен материализм и диалектический подход к решению проблемы происхождения Солнечной системы. Согласно гипотезе Канта-Лапласа, в первоначальной рассеянной массе вещества под воздействием противоположных сил притяжения и отталкивания возникло вихревое движение и образовались вращающиеся шарообразные сгустки материи, нагретые от трения. Во второй период Кант разрабатывает целый круг проблем: границ познавательных возможностей человека, природы морали и эстетики, сущности религии, место человека в мире и его предназначение.

Кант сформулировал три знаменитые вопроса, исчерпывающие, по его мнению, все духовные проблемы человека:

Что я могу знать? (метафизика – теоретическая философия);

Что я должен делать? (мораль – практическая философия);

На что я могу надеяться? (религия).

Эти три вопроса можно свести к антропологии: что такое человек?

Философия, по Канту, призвана определять высшие цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Кант отдает первенство практической философии перед теоретической, считает, что философия важна постольку, поскольку делает человека лучше.

Главным вопросом теоретической философии Канта является гносеология.

Кант разделяет действительность на мир явлений, феноменов – «вещей для нас» и мир сущностей, ноуменов – «вещей в себе». По Канту, «нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства». То, чем вещь является для нас (феномен), принципиально отличается от того, что она представляет сама по себе (ноумен). Ноумены недоступны никакому познанию, они трансцендентны. Сколько бы мы ни проникали вглубь явлений, наше знание все же не будет знанием вещей, каковы они на самом деле. Разделение мира на доступные познанию явления и непознаваемые «вещи сами по себе» («вещи в себе») – проявление агностицизма Канта.

Кант исследовал природу познавательных способностей человека, его возможности и поставил в центр своего исследования активность человеческого мышления. Человек находится в центре субъект-объектных отношений, процесс познания рассматривается как активный, творческий процесс («коперниковский переворот» в теории познания).

В философии Канта субъект представлен как чистая деятельность, он ввел в гносеологию понятие трансцендентального субъекта, способного осуществить трансцендентальное единство апперцепции (самосознание).

Внешний механизм возникновения знания – «вещи в себе» как необходимая предпосылка функционирования знания.

Внутренний механизм возникновения знания – основные способности познания:

1 – чувственное созерцание в формах пространства и времени;

2 – рассудок как понимание воспринятого в категориях;

3 – разум, придающий цель, направленность деятельности;

4 – идея Бога, к которой восходит разум, желая постичь абсолютное начало всех явлений вообще.

«Вещи в себе» (материальный мир) воздействуют на органы чувств человека и вызывают многообразие (хаос) ощущений, которые упорядочиваются с помощью априорных (доопытных, субъективных) форм созерцания (пространства и времени; пространство систематизирует внешние ощущения, время – внутренние). Рассудок (спонтанная, аналитическая деятельность) выполняет функцию подведения многообразного чувственного опыта под единство понятия, т.е. переводит ощущения и восприятия в общезначимый и объективный опыт с помощью мышления. Разум дает рассудку цель, движущий стимул, направление деятельности (синтезирует, обобщает, диалектическая деятельность). Желая постичь абсолютное начало всех явлений вообще, разум восходит к идее Бога.

В учении об антиномиях (противоречиях, взаимоисключающих друг друга суждениях) человеческого разума Кант утверждал, что последний вступает в противоречие с самим собой. Например, в мире существует свобода и все подчинено законам природы, мир прост и сложен, конечен и бесконечен, Бог существует и не существует и т.д.

Канту не нужен Бог, чтобы объяснять явления природы. Но когда речь заходит о поведении человека, тут идея высшего существа может быть весьма полезной. Вера в Бога необходима, поскольку без нее невозможно примирить требования нравственного сознания с фактами зла, царящего в человеческой жизни.

Кант меняет местами божественное и человеческое: мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны.

Бог не может быть найден в опыте, он трансцендентен (непознаваем), поэтому невозможно ни доказательство, ни опровержение его существования.

Практическая философия. Практический разум отвечает на вопрос «Что мы должны делать?» Нормы морали – то, что отличает человека от животных, приобретено каждым индивидом из общечеловеческого опыта.

Моральный поступок – следствие категорического императива; человек не стремится при этом достичь никакой цели, поступок ценен сам по себе.

Категорический императив Канта звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Это означает: не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих целей; разумное существо есть цель сама по себе.

Главное в этике Канта – не счастье и не добродетель, а долг (совесть) как правдивость, компас, помогающий ориентироваться в мире.

Критика категорического императива возможна с точки зрения его формальности и абстрактности, как библейские заповеди. Например, не укради. А если речь идет о куске хлеба: я умираю от голода, и хозяину хлеба потеря этого куска ничем не грозит? Кант не за то, чтобы люди умирали, а рядом пропадал хлеб. На худой конец укради, только не выдавай свой поступок за моральный. Мораль есть мораль, а воровство есть воровство. В определениях надо быть точным.

То, что в одних условиях будет благом, в других может оказаться злом. В правилах всегда есть исключения (например, ложь, убийство и др.).

Назначение человека – сделать конечной своей целью высшее возможное благо на земле, в том числе вечный мир.

Материалисты критиковали Канта за агностицизм и субъективизм, идеалисты – за допущение существования «вещей в себе».

Таким образом, основная черта философии Канта – дуализм, эклектическое сочетание материализма и идеализма, науки и веры.

Знаменитые выражения Канта:

- «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью».

- «Чем больше ты сделал, тем больше ты жил».

- «Единственное средство быть довольным судьбой – заполнить свою жизнь деятельностью».

Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770 – 1831). Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.

Идеалистическая система.Исходный пункт философии Гегеля – тождество мышления и бытия («все действительное разумно, все разумное – действительно»).

Предметом философии является мышление (Абсолютная идея). Гегель рассматривает Абсолютную идею как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой.

Абсолютная идея раскрывает свое содержание в виде системы саморазвивающихся категорий, начиная с самых общих (бытие, качество, количество, мера) и кончая конкретными (действительность, организм).

Данное развитие Гегель изображает происходящим посредством диалектической триадичности – движения от тезиса к антитезису и их синтезу через отрицание отрицания.

Развитие Абсолютной идеи есть взаимное опосредование понятий, их переход (скачок) друг в друга, их движение через борьбу противоположностей. Гегель выдвигает два основных требования: 1) необходимость связи и 2) внутреннее (имманентное) возникновение различий.

У Гегеля «диалектика понятий определяет диалектику вещей». В основе его диалектики лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития имеет логическую, духовную природу и заключен в саморазвитии понятия.

Таким образом, в основе мира лежит Абсолютная идея (идеальное начало), которая является творцом природы и общества. Абсолютная идея раскрывает свое содержание поэтапно:

- проходит этап становления и развития в области логического развития понятия;

- переходит в свое инобытие, т.е. воплощается в мире природы;

- развитие Абсолютной идеи в сфере развития духа завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством Абсолютной идеи и мира, т.е. «абсолютным знанием».

Таким образом, «хитрость мирового разума» – весь порожденный мир (природа, человек, формы общественного сознания).

Философская система Гегеля делится на три раздела, соответствующие основным этапам развития Абсолютной идеи («мирового духа»):

1) Логика (учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии), рассматривает бытие Абсолютной идеи до возникновения природы;

2) Философия природы(механика, физика, органика) изучает природное бытие Абсолютной идеи как ее отчуждение, инобытие; природу как «окаменевший дух»;

3) Философия духа(изучает становление и развитие человека, т.е. возвращение в человеческом духе Абсолютной идеи к самой себе после материального прозябания): учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология – индивидуальное сознание), учение об объективном духе (право, мораль, нравственность – общественное бытие человека), учение об абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы общественного сознания). На этом этапе достигается единение человеческого и мирового духа (Абсолютной идеи), что является целью исторического процесса.

Логика представляет собой фундаментальную, основополагающую философскую науку. Гегель выделяет три ступени «логического»:

- рассудочную;

- отрицательно-разумную, «диалектическую»;

- положительно-разумную, «спекулятивную».

На рассудочной ступени мышление абсолютно жестко фиксирует противоположные понятия и абсолютно разделяет их, на отрицательно-разумной ступени оно разрушает разделенность и показывает переход понятий в их противоположности, на положительно-разумной ступени оно объединяет противоположности в единстве.

Рассматривая историю культуры, Гегель предлагает лестницу, поднимаясь по которой, человек приобщается к духовному опыту человечества и всемирной культуре, поднимаясь с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы индивид в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, а есть абсолютное тождество мышления и бытия.

В философии Гегеля объективный идеализм достиг своей вершины, его систему часто называют панлогизмом, или логическим идеализмом.

Диалектический метод.В основе диалектики Гегеля как теории развития лежит единство и борьба противоположностей.

Всякое развитие протекает по определенной схеме: тезис (утверждение) – антитезис (отрицание этого утверждения) – синтез (отрицание отрицания, снятие противоположностей).

Отрицание означает не уничтожение предмета, а его развитие. Например, «почка-цветок-плод», «зерно-стебель-колос».

Гегель разработал основные диалектические законы и категории диалектики. Диалектика у Гегеля – универсальная теория развития и метод познания мира.

Она основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития, а также на идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей. Диалектический метод ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта.

Диалектический метод Гегеля (идеалистическая диалектика) носит прогрессивный характер, его рациональное зерно – учение о развитии.

Система Гегеля догматична, консервативна, она завершается абсолютной, законченной истиной, которая не требует своего дальнейшего развития. Гегель заканчивает развитие путем возвращения Абсолютной идеи к себе, т.е. самопознания ею самой себя.

Гегель фаталистически истолковывает исторический процесс, абсолютизирует роль государства по отношению к личности, допускает войну как средство решения межгосударственных конфликтов.

Людвиг Андреас Фейербах(1804 – 1872) – материалист и атеист. Основные произведения: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего» и др.

Материализм Фейербаха носит название «антропологический». Фейербах ушел от гегелевских всеобщих абстракций к единичному, реальному человеку. Человек – это единственный, универсальный и высший предмет философии, психофизиологическое существо (природно-биологическая трактовка природы человека).

Фейербах ставил такие важные для каждого человека вопросы, как: что такое жизнь, любовь, смерть, счастье.

Ключевая для Фейербаха категория «человеческая природа» объединяла природу и человека. Но она не оценивалась исторически. Не учитывалось, что социально-историческая практика определяет тип личности каждой эпохи. Фейербах не распространял материалистическое понимание на сферу общественной жизни, оставался на позициях идеалистического понимания истории, поэтому его материализм характеризуется как метафизический, созерцательный.

Смысл познавательной деятельности Фейербах видел в изучении природы. Она чувственна, материальна, вещественна. Материя есть причина самой себя. Познание у Фейербаха делится на две ступени: чувственная (деятельность сердца) – рациональная (деятельность головы).

Природа есть основа, на которой выросли люди – продукты природы. Вне человека и природы нет ничего. И высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, – это лишь отражение нашей собственной сущности.

Фейербах критиковал религию и считал, что идеализм есть рационализированная религия. Религиозные иллюзии – превратное отражение сущности человека, порожденное отсутствием условий для ее реализации.

Путь к устранению религии он видел не просто в просвещении, а в гуманистическом обновлении условий жизни путем такого применения науки и культуры, которые сделали бы человека господином природы, а отношения людей – коллективистскими.

Преодоление религии Фейербах видел в преодолении чувства зависимости от внешних природных и социальных сил, а не самой зависимости. Здесь проявилась его непоследовательность в критике религии.

Антропологический материализм Фейербаха базируется на его антропологическом принципе, который в теории познания выражается в том, что он по-новому понимает «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и потому первый объект для всякого человека – это другой человек, «ты». Любовь к другому человеку есть путь к познанию его объективного существования и всего внешнего мира.

Фейербах предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви. На место религиозного культа ставил культ «обоготворения человека», религию любви человека к человеку.

Духовная, нравственная, внутренняя связь людей рождает новую мораль – альтруизм, которая должна стать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть отчужденная любовь, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям.

Следует отметить, что диалектика Гегеля и материализм Фейербаха явились двумя теоретическими источниками философии марксизма.

Тема. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Теоретические предпосылки возникновения марксистской философии

Социалисты-утописты Сен-Симон, Ш. Фурье и Р.Оуэн создали идеал справедливого общества, в котором существует социальная гармония и общность… Историческая заслуга классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо… Философскими предпосылками возникновения марксизма являются диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха. Гегелевское…

Основные идеи нового философского мировоззрения

Новая концепция истории. Материалистическое понимание истории равно экономическому. Совокупность производственных отношений составляет экономическую… Было выделено несколько ведущих типов организации общества – общественных… Выделены элементы структуры общества и его внутренней организации. К ним относятся классы, «гражданское общество»,…

Судьба марксизма в современном мире. Проблемы и перспективы марксистской философии

В XX в. развивается неомарксизм(евромарксизм). Для него характерно критическое отношение как к капиталистической системе, так и к советскому… - «гуманистическое» 30-е гг. XX в.: Д. Лукач, А. Грамши; - «сциентистское» (научное) 60-е гг. XX в.: Л. Альтюссер.

Тема. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX вв.

Основные черты русской философии XIX-XX вв. Славянофильство и западничество. Плюрализм школ

Специфика русской философии – в ее тесной связи с отечественной литературой. Доминантой в русской философии начала ХХ в. является ориентация на… Это одна из тенденций в развитии русской философии. Другая тенденция… У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоит П.Я. Чаадаев (1794 – 1856). Самобытность русской философии…

Религиозно-идеалистическое направление в русской философии

Смысл философии всеединства Соловьева заключается в подготовке человечества к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой… Космическая тема у Соловьева решалась на почве платоновского мифа об… В сфере гносеологии существует «цельное знание» как соединение мистического, рационально-философского и…

Русский космизм, его основные направления

Представители естественнонаучного космизма ставили проблему единства человека с космосом, космической природы человека и его деятельности.… Научно-технические проекты К.Э. Циолковского (1857 – 1935) сыграли видную роль… Одним из создателей антропокосмизма был В.И. Вернадский (1863 – 1945). Антропокосмизм – это система, в которой…

Модуль 3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии

Современная западная философия – сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе различные школы, направления, концепции, отражающие противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX – XX в.

В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: классику(развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассику (развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего момента). Под классической философией подразумевается европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и понимание сущности и задач философии.

Особенности классической философии: приверженность метафизической проблематике, объективизм, субстанциализм, беспредпосылочность философствования, признание потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.

Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Типы постклассического философствования:

- сциентистский (позитивистская традиция),

- иррационалистический(«философия жизни», экзистенциализм),

- умозрительно-метафизический (религиозная философия),

-смешанный (психоанализ, феноменология, герменевтика, структурализм, постструктурализм, постмодернизм).

Во вт. пол. XIX в. возникает иррационализм как новое философское направление, фундаментальные основы которого закладываются в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Их идеи впоследствии будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии XX в.

Иррационализм и философия жизни

На эстетической стадии (символ Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в чувства и стремится к наслаждению (гедонизм). Скука и… На этической стадии (символ Сократ) человек отказывается от игры чувств и… На религиозной стадии (символ библейский герой Авраам) человек осознает значимость своей личности, принимает страдание…

Позитивистская традиция в философии

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, представители которого единственным источником знания считают… Второй этап в истории позитивизма относится к к. XIX в., его представляют… Позитивизм XX в. называют неопозитивизмом (от лат. positivus –положительный, и neo – новый, возрожденный).…

Современная западная религиозная философия

В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.

Оживление неотомизма связано: 1) с социальными потрясениями общества, чему церковь противопоставила духовные средства; 2) стремлением церкви… Согласно неотомизму, существуют два источника познания: знания через веру,… В 1914 г. были опубликованы «24 томистских тезиса», где сформулированы основные положения католической философии по…

Феноменология. Герменевтика

Каким образом удается человеку постигнуть суть вещей? Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы исходя из… Недостаток феноменологии – узкое понимание проблемы практики, которая сводится… Герменевтика– способ философствования, центром которого является процесс понимания. Согласно древнегреческим мифам,…

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и учебные пособия

1. Анохина, В. В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. комплекс / В. В. Анохина. – Минск, 2006.

2. Исторические типы философии: учеб. пособие. – М., 1995.

3. История западноевропейской философии: учеб. пособие. – М., 1998.

4. История философии. Запад – Россия – Восток: в 6 кн. – М., 1995 – 1999.

5. История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

6. Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. – М., 1998.

7. Философия: учеб. пособие / А.В. Барковская, Е.В. Хомич. – Минск, 2010.

8. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

9. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

10. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007.

11. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007.

12. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

13. Философия: учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2003.

Хрестоматии и антологии

15. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. 16. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М., Харьков,… 17. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

Информационно-справочная литература

25. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001 – 2002.

26. Современная западная философия: словарь. – М., 1991.

27. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Дополнительная литература

28. История современной зарубежной философии: компаративистский под­ход: в 2 т. – СПб., 1998.

29. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

30. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994 – 1997.

31. Соколов, В. В. Введение в классическую философию: учеб. пособие / В. В. Соколов. – М., 1999.

Методические материалы

    Таблица 1 Искусство Воспроизведение мира в художественных образах Чувственно-эмоциональное …

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Философия как социокультурный феномен
Философия Древнего Востока
Античная философия
Средневековая философия и философия эпохи Возрождения
Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Немецкая классическая философия
Марксистская философия
Русская философия XIX-XX вв.
Современная Западная философия
Список рекомендуемой литературы
Таблица 1

 


[1] Космогония – наука о закономерностях строения и эволюции отдельных космических объектов, образующих Вселенную.

[2] Нетрадиционный, неклассический.

[3] Натурфилософия – это наука, изучающая философию природы, «мудрость природы», умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

[4] Бессмертная душа временно вселяется в смертное тело, а после смерти живого существа переселяется в другое тело, совершая перевоплощение.

[5] Они присущи человеческому уму отчасти по самой его природе, отчасти возникли в ходе истории человеческого познания, отчасти появляются в ходе индивидуального развития человека.

[6] Субстанция определяется как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, исторической, динамике, культуры, Учебно-методическое, пособие0.09

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учебно-методическое пособие КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по физике Учебно-методическое пособие
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Ростовский государственный строительный университет...

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...

Тексты лекций: Раздел Философия в исторической динамике культуры
Гомельский государственный университет имени Ф Скорины Тексты лекций Сиротко Н О Текст... ОГЛАВЛЕНИЕ... Раздел Философия в исторической динамике культуры...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Учебно-методическое пособие по курсу Философия
План... Предфилософия Культурно исторические предпосылки возникновения... Понятие мировоззрения его основные исторические типы мифологическое религиозное философское...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам