рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философская мысль эпохи Просвещения

Философская мысль эпохи Просвещения - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие Xviii В. Называют Эпохой Просвещения. Характерными Особенностями Философии Эт...

XVIII в. называют эпохой Просвещения. Характерными особенностями философии этого времени является:

- распространение научного знания вширь, уверенность в возможностях человеческого разума, в прогрессе наук как условии социально-экономического благополучия;

- критика метафизики как науки о сверхчувственных принципах и началах бытия (картезианства как умозрительной системы, недостаточного внимания к опыту и эксперименту).

Философия Просвещения представлена в Англии в творчестве Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. Беркли, Д. Юма и др. Во Франции – Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Ламетри, К.А. Гельвеция и др. В Германии – Г. Лессинга, И. Гердера, Х. Вольфа и молодого И. Канта.

Т. Гоббс(1588 – 1679) в своем главном произведении «Левиафан» излагал собственное видение власти и государства. Догосударственное состояние (звериную жизнь) он описывал как войну всех против всех. Выход из этого состояния Гоббс видел в заключении общественного договора об учреждении власти и государства, которые заботятся о безопасности существования граждан, препятствуя развязыванию гражданской войны. Гоббс сформулировал концепцию естественного равенства всех людей, заложил основы учения о правах и обязанностях человека как гражданина.

Д. Локк(1632 – 1704) считал, что государство и гражданское общество покоятся на собственности, для охраны которой путем общественного договора утверждается государство. Законодательство создается для того, чтобы собственность не зависела исключительно от воли властей. Локк сформулировал либеральный принцип законности: ни для кого не может быть изъятия из законов общества. Конечно, вероятно и беззаконие, т.к. остается свобода для толкования и применения законов. Если правители сами интерпретируют законы, то возможен волюнтаризм. Необходима система противовесов – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Либеральная политическая философия исходит из того, что люди рождаются равными, а последующее неравенство – результат предприимчивости и обстоятельств. Так, Ф. Вольтер(1694 – 1778) в социальном и имущественном неравенстве видел предпосылку общественного равновесия и нормального развития общества.

Противоположную точку зрения отстаивал Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778). Культура портит человека, порождает неравенство, вытекающее из собственности. Способ достижения равенства – особая организация государства, где каждый гражданин полностью отдает свои права в пользу общины. Это подрывает основу для эксплуатации, помогает прекратить войну, присущую государственному состоянию. В отличие от Гоббса, Руссо считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовала гармония.

В философии эпохи Просвещения социальная тематика конкретизировалась в проблематике человека.

Ключевым общесоциологическим понятием для П. Гольбаха (1723 – 1789) и К. Гельвеция (1715 – 1771) было понятие «человеческая природа». Общество с его учреждениями и отношениями – производные человеческой природы. Познавая законы природы, люди в состоянии создать подлинно гуманное общество на основе принципов свободы, равенства и братства.

Одновременно подчеркивалась роль среды в формировании человека и необходимость такого ее преобразования, чтобы она воспитывала у индивидов подлинно человеческие качества.

Материализм в XVIII в. достиг наивысшего расцвета во Франции. Ж. Ламетри (1709 – 1751) в труде «Человек-машина» дал изложение системы механистического материализма. Он рассматривал организм человека как самостоятельно заводящуюся машину, аналогичную часовому механизму.

Д. Дидро (1713 – 1784) и П. Гольбахприменили принципы материализма к осмыслению не только природы, но и общества.

В области гносеологии в философии Просвещения развивалась концепция сенсуализма. Д. Локкв труде «Опыт о человеческом разуме» утверждал, что познание реально постольку, поскольку имеется соответствие между нашими идеями и действительными вещами.

Материалистические сенсуалисты (эмпирики) источник знания видели в ощущениях или опыте, в которых нам дан материальный мир (Локк, французские материалисты XVIII в.). Идеалистические сенсуалисты (Д. Беркли, Д. Юм) указывали, что в ощущениях (опыте) нам даны или Бог, или ничего кроме них самих.

Субъективный идеалист Д. Беркли(1685 – 1753) утверждал, что вещи – это комбинации, суммы ощущений. Это нашло выражение в тезисе: существовать – значит быть воспринимаемым. Содержание ощущений сводилось к субъективным переживаниям человека. По аналогии с Беркли рассуждал Д. Юм(1711 – 1776): предметы, о которых мы говорим, есть не что иное, как восприятие нашего ума, мимолетные копии, образы других реальностей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философская мысль эпохи Просвещения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бордак, С.Н.
Б82 Философия в исторической динамике культуры: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов 1,2 курсов всех факультетов медицинских вузов / С.Н. Бордак. – Гомель: Гом ГМУ, 2013. – 54

Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Для мировоззрения характерны следующие черты: - активная форма знания, определяющая жизн

Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки
Философия оказывает влияние на людей: - непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободомыслие) и - опосредованно через науку, религию, искусство и т.д.

Предмет философии. Структура философского знания
Определение предмета философии – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: - отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

Особенности философской мысли древнего Китая
Выделим основные этапы развития философской мысли в древнем Китае: · зарождение философских воззрений (VIII – VI вв. до н.э.); · расцвет философской мысли (соперничество «ста школ

Cпецифика философской традиции древней Индии
История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общин

Натурфилософские ориентации досократовской философии
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии выделяют

Эллинистическая и римская философия
Эллинистический период начинается после распада государства Александра Македонского. Киническая школа основана Антисфеном (446 – 366 гг. до н.э.). Нравственный идеал киников

С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века.
На смену античным, языческим религиям народов Европы приходит христианство, которое в дальнейшем становится основой мировоззрения всей европейской цивилизации. Поэтому философия в эпоху Средних век

Философия эпохи Ренессанса
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направл

Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах
Классический рационализм XVII – XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как

Теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ века. Его основоположниками являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под в

Основные идеи нового философского мировоззрения
Материалистическая идея практики. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира. Труд составляет бытие ч

Судьба марксизма в современном мире. Проблемы и перспективы марксистской философии
К концу XIX в. намечается отход от ортодоксального учения марксизма (Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский). Возникает «русский марксизм» (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич, А. Де

Основные черты русской философии XIX-XX вв. Славянофильство и западничество. Плюрализм школ
Специфической особенностью русской философии XIX в. является многообразие философских систем, школ и традиций, организованных вокруг двух «полюсов» – «философии тотальности» (целостности, коллектив

Религиозно-идеалистическое направление в русской философии
Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк). В.С. Соловьев (1853 – 1900) построил систему «цельно

Русский космизм, его основные направления
Основными направлениями русского космизма являются естественнонаучное (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский) и религиозно-философское (Н. Федоров).

Иррационализм и философия жизни
Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Датский философ Серен Кьеркегор (1813 – 1855) –

Позитивистская традиция в философии
С возрастанием роли науки в жизни общества в середине XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются французский философ Огюст Конт (1798 – 1857)

В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма – Жак Маритен (1882 – 1973), Этьен Жильсон (1884 – 1978), Д. Мерсье (1851

Феноменология. Герменевтика
Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).

Хрестоматии и антологии
14. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. 15. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. 16. Древнегреческая философия. От Платона до Аристо

Методические материалы
32. Бордак С.Н. Сборник тестовых заданий по философии: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного и факультета по подготовке специалистов для з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги