рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эллинистическая и римская философия

Эллинистическая и римская философия - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие Эллинистический Период Начинается После Распада Государства Александра Македо...

Эллинистический период начинается после распада государства Александра Македонского.

Киническая школа основана Антисфеном (446 – 366 гг. до н.э.). Нравственный идеал киников – бесстрастие (апатия), равнодушие ко всему. Вершиной добродетели считали автаркию– автономию нравственной личности.

Диоген Синопский (404 – 323 гг. до н.э.) своим образом жизни пропагандировал презрительное отношение к культуре и возврат к «естественному» состоянию. Ходил в примитивной одежде, ночевал под открытым небом, в общественных местах, даже в бочке; пил только воду, черпая ее рукой, питался самой грубой пищей.

Эпикурейская школа. Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) основал в Афинах философскую школу «Сад», ставшую центром материализма и атеизма древнего мира. Цель его философии – познать законы природы и обеспечить счастливую жизнь людям.

Эпикур развивал материализм и атеизм Демокрита. Высказал догадку о вечности и неуничтожимости материи. Основой всего существующего считал атомы, движущиеся в пустоте.

Согласно Эпикуру, прямолинейное движение атомов вследствие тяжести сочетается с их спонтанным, внутренне обусловленным отклонением в сторону от прямой линии. Учение о спонтанном отклонении атомов представляет собой попытку найти внутренний источник движения материи.

Исходным принципом теории познания Эпикура было признание воздействия материальных вещей на органы чувств человека. Теоретическое мышление есть результат дальнейшей обработки ощущений.

Чтобы свободно наслаждаться земной жизнью, человек должен бороться со страхом смерти и со страхом перед богами: «Смерти не нужно бояться; пока есть мы, ее нет, когда она приходит, то нас уже нет». Цель жизни – удовольствие (гедонизм) как отсутствие страдания.

Эпикур говорил о необходимости подчинения чувственных влечений разуму, об умеренности, чувстве меры.

Для этики Эпикура характерен индивидуализм и созерцательность. Высшим идеалом жизни Эпикур считал атараксию (безмятежность, невозмутимость), под которой понимал состояние мудреца, познавшего природу и освободившегося от страха смерти.

Таким образом, высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (гедонизм). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении душевного равновесия, спокойствия души (атараксия) и счастья (эвдемонизм).

Социальное учение Эпикура – теория «общественного договора». Мудрый человек (философ) должен избегать общественно-политической деятельности. «Проживи незаметно» – девиз Эпикура.

Римский эпикуреизм представляет Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.). Дал систематическое обоснование материалистического атомизма.

Стоицизм. Греческие стоики – Зенон из Китиона (336 – 264 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 – 207 гг. до н.э.). Свое название стоицизм получил по месту собраний ее приверженцев: стоя – расписной, узорчатый портик.

Стоики провозгласили основной целью «жить согласно с природой, согласно с добродетелью». Основной частью философии они считали логику.

Стоики – дуалисты, они признают материальный принцип как основу, и духовный принцип – логос (Бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.

Понятие Бога в стоицизме можно охарактеризовать как пантеистическое. Бог (Логос) пропитывает всю природу, проявляется везде в мире, является законом необходимости, провидением.

В теории познания стоики сенсуалисты. Основой познания у них выступает чувственное восприятие.

Центром и носителем познания является душа. Ее центральную часть стоики называют разумом. Разум связывает человека с миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.

Идеал стоика – покой (атараксия) и безучастное терпение. Стоический мудрец – это воплощенный разум. Он отличается терпимостью, сдержанностью, его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья». Человек должен подчиниться космическому порядку, не должен желать того, что не находится в его власти.

Стоики – космополиты. Общество, по представлениям стоиков, возникает естественным образом. Люди равны естественным образом.

Римский стоицизм представляют Сенека(4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (50 – 138) и Марк Аврелий(121 – 180). Характерная черта их мировоззрения – фатализм, мистика, самосозерцание, пантеизм и учение о бессмертии души.

Сенека: «Желающего судьба ведет, а не желающего тащит».

Эпиктет: «Терпи и воздерживайся».

Скептицизм. Основатель скептицизма – Пиррон (365 – 275 гг. до н.э.) учил, что вещи непознаваемы, о них нельзя сказать ничего – ни истинного, ни ложного; нельзя даже утверждать, существуют вещи или нет. Поэтому следует воздерживаться от суждений о вещах. Воздержание от суждений дает покой и равнодушие к страстям. Идеал скептика – атараксия.

Скептики отказывались от познания объективной истины, проповедовали уход от практической жизни и полное безразличие к ней.

Римский скептицизм представляют Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик.

Римский неоплатонизм. Плотин (204 – 270) – основатель мистического учения неоплатонизма. Представители – Порфирий, Ямвлих, Прокл. Первоисточник всего существующего – божество, которое порождает из себя всё существующее вследствие своего переполнения, путем излияния (эманации). Эманация представляет собой ступени убывающего совершенства: 1 – мировой разум (мир идей); 2 – – мировая душа, следствиями которой являются частные души; 3 – чувственный мир явлений. Цель жизни человека – возвращение к божеству, освобождение души от тела, уподобление божеству и соединение с ним в мистическом экстазе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эллинистическая и римская философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бордак, С.Н.
Б82 Философия в исторической динамике культуры: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов 1,2 курсов всех факультетов медицинских вузов / С.Н. Бордак. – Гомель: Гом ГМУ, 2013. – 54

Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Для мировоззрения характерны следующие черты: - активная форма знания, определяющая жизн

Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки
Философия оказывает влияние на людей: - непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободомыслие) и - опосредованно через науку, религию, искусство и т.д.

Предмет философии. Структура философского знания
Определение предмета философии – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: - отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

Особенности философской мысли древнего Китая
Выделим основные этапы развития философской мысли в древнем Китае: · зарождение философских воззрений (VIII – VI вв. до н.э.); · расцвет философской мысли (соперничество «ста школ

Cпецифика философской традиции древней Индии
История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общин

Натурфилософские ориентации досократовской философии
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии выделяют

С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века.
На смену античным, языческим религиям народов Европы приходит христианство, которое в дальнейшем становится основой мировоззрения всей европейской цивилизации. Поэтому философия в эпоху Средних век

Философия эпохи Ренессанса
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направл

Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах
Классический рационализм XVII – XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как

Философская мысль эпохи Просвещения
XVIII в. называют эпохой Просвещения. Характерными особенностями философии этого времени является: - распространение научного знания вширь, уверенность в возможностях человеческого разума,

Теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ века. Его основоположниками являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под в

Основные идеи нового философского мировоззрения
Материалистическая идея практики. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира. Труд составляет бытие ч

Судьба марксизма в современном мире. Проблемы и перспективы марксистской философии
К концу XIX в. намечается отход от ортодоксального учения марксизма (Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский). Возникает «русский марксизм» (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич, А. Де

Основные черты русской философии XIX-XX вв. Славянофильство и западничество. Плюрализм школ
Специфической особенностью русской философии XIX в. является многообразие философских систем, школ и традиций, организованных вокруг двух «полюсов» – «философии тотальности» (целостности, коллектив

Религиозно-идеалистическое направление в русской философии
Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк). В.С. Соловьев (1853 – 1900) построил систему «цельно

Русский космизм, его основные направления
Основными направлениями русского космизма являются естественнонаучное (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский) и религиозно-философское (Н. Федоров).

Иррационализм и философия жизни
Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Датский философ Серен Кьеркегор (1813 – 1855) –

Позитивистская традиция в философии
С возрастанием роли науки в жизни общества в середине XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются французский философ Огюст Конт (1798 – 1857)

В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма – Жак Маритен (1882 – 1973), Этьен Жильсон (1884 – 1978), Д. Мерсье (1851

Феноменология. Герменевтика
Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).

Хрестоматии и антологии
14. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. 15. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. 16. Древнегреческая философия. От Платона до Аристо

Методические материалы
32. Бордак С.Н. Сборник тестовых заданий по философии: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного и факультета по подготовке специалистов для з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги