рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 27.

Лекция 27. - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА Символико-Аллегорический Стиль В Живописи. Работы Новгородских И Псковских Ху...

Символико-аллегорический стиль в живописи. Работы новгородских и псковских художников. Иконы “Притча о хромце и слепце”, “Лествица райская” (обе в ГРМ). Деятельность митрополита Макария. Пожар 1547 г. в Москве и работы в Кремле. “Четырехчастная икона” Благовещенского собора (Московский Кремль) и “Дело дьяка Висковатого”. Церковные соборы середины XVI в., их влияние на развитие русского искусства. Росписи Благовещенского собора в Кремле и царской Золотой палаты. Роль крупных монастырей как заказчиков и новых центров идущей в них постоянной художественной деятельности. Иконы “Богоматерь Боголюбская-Соловецкая” и “Соловецкая обитель” (Московский Кремль. Успенский собор). Деятельность царского скриптория. “Лицевой летописный свод” (БАН, ГИМ, РНБ). Книгопечатание. Первопечатный “Апостол” Ивана Федорова.

Резное “Царское место” (“Мономахов трон”) Ивана Грозного в Успенском соборе.

Смена стилистических орентиров, усиление аскетических тенденций, обращение к традициям рксского и византийского искусства предшествующих столетий. Новгородская иконопись: икона “Премудрость созда себе дом” (ГТГ), иконостасы церквей Петра и Павла в Кожевниках, собора Антониева монастыря.

Образ Иоанна Крестителя – святого патрона царя Ивана Грозного: иконы Иоанна Крестителя из Рязанского музея, из Дмитрова и Махрищского монастыря (обе в МиАР). Иконы и фрески Спасо-Преображенского собора в Спасском монастыре Ярославля. Росписи Покровской церкви Александровой слободы, Успенского собора Свияжского монастыря.

Шитье мастерской княгини Евфросинии Старицкой.

Ювелирное искусство. Золотой оклад иконы “Троица” Андрея Рублева (Сергиево-Посадский музей-заповедник).

Вопросы для дискуссий:

В чем вы усматриваете принципиальное различие стиля искусства эпохи Дионисия и искусства середины XVI в.

Есть ли связь между событиями периода “опричнины” и стилистикой живописи того времени.

Отошли ли в действительности от православного канона создатели “Четырехчастной иконы”, в чем обвинял их дьяк И.М. Висковатый.

Какие историософские идеи нашли отражение в росписях Золотой палаты царского дворца и в иллюстрациях “Лицевого летописного свода”.

Следует ли проводить различие между понятиями “символ” и “аллегория” при анализе произведений иконописи.

 

Вопросы:

1. Какие произведения были созданы псковскими мастерами для соборов Московского Кремля.

2. Назовите ансамбль монументальной живописи Новгорода. В котором есть фреска “Премудрость созда себе дом”.

3. Кто был главным оппонентом дьяка И.Висковатого.

4. С каким событием многие исследователи связывали сюжет иконы “Церковь воинствующая”.

5. Когда был напечатан “Апостол”.

6.Что изображено в росписи шатра Покровской церкви Александровой слободы.

7. Назовите несколько памятников прикладного искусства, вложенных Иваном Грозным в храмы и монастыри.

8. Какие произведения мастерской Евфросинии Старицкой Вы знаете.

9. Когда были созданы росписи Благовещенского собора в Кремле.

10. Что изображено на “Мономаховом троне”.

11. Какие храмовые росписи середины – второй половины XVI в. вам известны.

Литература.

· Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971

· Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972;

· Грабар А.Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV–XVI веков //ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 289–294

· Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера. XVI–XIX вв. М., 1974.

Раздел 3. Архитектура конца XVI в.

Лекция 31. Царствование Феодора Иоанновича, Бориса Годунова.

Моление о чадородии. Победа над Казы-Гиреем и строительство 1580-х гг.

Новый тип храма с крещатым сводом. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву. Собор Донского монастыря. Надвратная церковь Симонова монастыря. Церковь Троицы в Хорошеве.

Царское строительство в монастырях. Вознесенский собор в Кремле. Собор Пафнутьево- Боровского монастыря. Собор Троицы Болдин-Дорогобужского монастыря.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА

Российский государственный гуманитарный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 27.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Программа лекционного курса
  для специальности № 020900 “искусствоведение”, специальности № 021000 “музеология”, специализации “реставрация и экспертиза культурных ценностей”

Историография древнерусского искусства.
Вопросы для текущего контроля: 1. Назовите хронологические границы того периода в истории русского искусства, который называется “средневековым”, или “древнерусским

Период. Эпоха формирования государства восточных славян
(от 860 г. до середины XI вв. – времени Мстислава Владимировича Черниговского и Ярослава Владимировича Мудрого) Лекция 2.Переход о

Збручский идол.
Союз с Византией, взятие Херсонеса. Крещение Руси (989 г.). Трофеи князя Владимира.   Вопросы для текущего контроля: 1. Опишит

Софийские соборы: в Киеве, Новгороде,Полоцке.
  Основные проблемы: Значение принятия христианства для развития каменного строительства. Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, стро

Период. Эпоха борьбы за киевский престол
(Первая половина – середина XII в.)   Распри между представителями разных княжеских домов, среди которых первенствующую роль играют п

Период. Завершение процесса формирования самостоятельных государств на территории Киевской Руси
(Вторая половина XII – первая половина XIII в.)   Раздел 3. Архитектура Новгорода второй трети – конца XII века

Тема III. Искусство эпохи татаро-монгольского владычества
(XIII – первая половина XIV вв.) Раздел 1. Архитектура второй половины XIII – первой половины XIV вв. (Юго-Западные земли, Новгород, Псков,

Тема IV. Эпоха возвышения Москвы
(Вторая половина XIV – середина XV в.)   Раздел 1.Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XIV– первой трети XV вв.  

Спасский собор Андроникова монастыря.
Перестройка собора Чудова монастыря. Ремонт Успенского собора в Ростове. Церковь Благовещения в Дорогомилове. Тверь. Архангельский собор в Старице. Никольская церковь в Старице. Ц

Тема V. Искусство периода сложения единого Русского государства.
Раздел 1. Архитектура Северо-Восточных земель последней трети XV в.   Лекция 22. Строительство Ивана III в Кремле.

Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья
  Раздел 1 Архитектура середины – второй четверти XVI в. Лекция 27. Время царствования Ивана IV (Грозного).

Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича.
Ктиторство семьи Годуновых. Церковь в с. Беседы. Церковь в с. Красном. Строительство в Ипатьевском монастыре. Бесстолпные храмы с крещатым сводом в вотчинных селах Годуновых. Спас-Михнево.

Теремной дворец Михаила Федоровича.
Новый тип бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом. Церковь Троицы в Никитниках.Постройки, испытавшие влияние архитектуры церкви Троицы.Троицкий монастырь в Муроме

Церковь Рождества в Путинках.
Церкви Георгия в Ендове, Успения в Гончарах, Николы на Берсеневке, Спаса на Песках, Косьмы и Дамиана в Садовниках, Григория Неокесарийского, Иоанна Богослова на Бронной, Троицы в Листах

Деревянный дворец в Коломенском.
Увеличение масштабов жилого каменного строительства. Палаты на Берсеневке. Период царствования Федора Алексеевича. Церковь Тихвинской Богоматери в Алексеевском. Благовещенс

Лекция 35.
Иконы и росписи ярославских храмов рубежа XVII–XVIII вв. Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и церкви Благовещения на Волжском берегу (Ярославль). Последний этап истории иконописной м

Архитектура.
  Архитектура Киевской Руси XI в. и ее место в искусстве византийского мира. Источники своеобразия. Строительство Владимира Святославича. Спасо-Преображенский

Живопись
1. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря 2. Живопись второй половины XI – начала XII в. 3. Роспись собора Мирожского монастыря – программа, художественные

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги