рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича.

Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича. - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА Ктиторство Семьи Годуновых. Церковь В С. Беседы. Церковь В С. Красном. Строит...

Ктиторство семьи Годуновых. Церковь в с. Беседы. Церковь в с. Красном. Строительство в Ипатьевском монастыре. Бесстолпные храмы с крещатым сводом в вотчинных селах Годуновых. Спас-Михнево. Покровское. Троицкое-Лобаново.

Строительство Бориса Годунова – боярина и правителя. Церковь Троицы в Вяземах.

Строительство, связанное с воцарением Бориса Годунова. Владычный монастырь в Серпухове: Введенский собор, церковь Георгия. Церковь Феодота Анкирского.

Время цаствования Бориса Годунова. Борисов Городок. Надстройка Ивана Великого. Замысел Святая Святых. Изготовление “Гроба Господня”.

Строительство крепостей. Государев мастер Федор Конь. Белый город. Крепость в Смоленске.

Архитектура Северо-Западных земель в конце XVI в.

Успенский Тихвинский монастырь: трапезная с церковью Рождества Богородицы, церковь Вознесения, звонница. Церковь Покрова с трапезной Александро-Свирского монастыря.

Церковь Преображения в Гдове. Церковь Трех Святителей Елезаровского монастыря. Церковь Сергия с Залужья.

 

Основные темы

Пути усвоения и характер интерпретации итальянизмов в архитектуре конца XVI в. (собор Вознесенского монастыря, церковь Троицы в Хорошеве, церковь Троицы в Вяземах; собор Пафнутьево-Боровского монастыря, собор Владычного монастыря).

Идеологические и художественные причины внимания к итальянизмам.

Особенности трактовки декоративных элементов ордерного происхождения в архитектуре конца XVI в.

Особенности трактовки ансамбля многопридельного храма в конце XVI в.

Два новых варианта бесстолпного храма с крещатым сводом.

Важнейшие программы храмостроительства в конце XVI в. Их связь с политическими событиями и развитием символического мышления эпохи.

Возникновение и деятельность Приказа Каменных дел.

Элементы стандартизации ряда художественных приемов. Тенденция к унификации типологического разнообразия на основе развития темы традиционного четырехстолпного типа храма.

Сложение общерусского зодчества.

 

Вопросы

1. Назовите известные Вам храмы, перекрытые крещатым сводом со ступенчатыми распалубками. Какое завершение четверика соответствует такому своду?

2. С какой постройкой связан новый импульс распространения итальянизмов в архитектуре конца XVI в.?

3. Что можно назвать поводом для повторения элементов Архангельского собора: в соборе Вознесенского монастыря, церкви Троицы в Вяземах, церкви Смоленской в Кушалине?

4. В честь какого события поставлен собор Похвалы Богородицы Донского монастыря?

5. Перечислите приемы объединения храма и приделов в единый ансамбль в конце XVI в.

6. Какой план имеет большинство многопридельных храмов в конце XVI в.?

7. Какая деталь конструкции отличает бесстолпные храмы в Михневе и Покровском?

8. Какой элемент фасадной декорации Архангельского собора единственный раз (среди сохранившихся памятников) повторен в церкви Смоленской Богоматери в Кушалине?

9. В чем выражается тенденция к унификации объемно-пространственного построения и фасадного декора в конце XVI в. ?

 

· Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996.

· Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца XVI в. // Материалы и исследования по археологии СССР. №12. М.-Л., 1949.

· Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996.

 

Раздел 4.Живопись, шитье, ювелирное дело конца XVI – первой трети XVII в.

Лекция 29. Формирование “института” царских “жалованных” и “кормовых” мастеров. Иконы и миниатюры рукописей, написанные по заказу царя, представителей крупных боярских фамилий, высшего духовенства и богатых “гостей”. Росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря и церкви Троицы в Вяземах. Иллюстрированные рукописи “Жития Сергия Радонежского” (РНБ) и “Жития Зосимы и Савватия Соловецких”, “Ананьинское Евангелие” (РНБ). Строгановы как заказчики икон и храмовых росписей. Иконные горницы в доме Строгановых. Росписи Благовещенской церкви в Сольвычегодске. “Строгановские мастера”. Иконы письма Прокопия Чирина, Истомы Савина и других (“Никита Воин”, “Петр митрополит, с житием” – обе в ГТГ).

Царские и княжеские мастерские лицевого шитья, деятельность “светлиц” Годуновых: Индития с изображением сцены “Предста Царица” (Сергиево-Посадский музей-заповедник).

Ювелирное дело. Вклады Годуновых в монастыри и соборы Кремля. Золотой потир из Троице-Сергиевой лавры.

Издания Московского печатного двора. Деятельность Андроника Невежи и Онисима Радишевского.

Вопросы для дискуссий:

Какими чертами характеризуется культура позднего средневековья.

Чем объясняется усиление роли ветхозаветных мотивов в иконописи и монументальной живописи.

Можно ли говорить об усилении личностного начала в искусстве рубежа XVI – XVII вв.

Правильно ли утверждение, что в творчестве придворных мастеров-иконописцев усиливается значение “светского начала”.

Какими, на ваш взгляд, факторами определялись специфические стилистические особенности икон “строгановских мастеров”.

 

Вопросы:

1. Назовите одно-два произведения, созданных для Строгановых, но не строгановскими мастерами.

2. Какие работы Прокопия Чирина вам известны.

3. Росписи каких храмов рубежа XVI – XVII вв. дошли до нашего времени.

4. Какие иконы и росписи рубежа XVI – XVII вв., посвященные теме “деяний Св. Троицы”, вам известны.

5. Назовите несколько произведений лицевого шитья из светлиц Годуновых.

6. Какие определения подходят для характеристики произведений ювелирного дела времени правления царей Феодора Ивановича и Бориса Годунова. Приведите примеры таких произведений.

7. Какие цвета стали преобладать в фонах икон рубежа XVI–XVII вв.

Литература.

· Очерки русской культуры XVI в. М., изд. МГУ, 1977. Ч. 2.

· Искусство строгановских мастеров в собрании Гос. Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987

Раздел 5. Архитектура первой половины XVII в.

 

Лекция 33. Царствование Михаила Федоровича Романова.

Период “Смуты” и период “двоевластия” Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича. Церковь Екатерины и Дмитрия в Горицком монастыре на р. Шексне.

Ярославль. Церковь Входа в Иерусалим Спасского монастыря. Церковь Николы Надеина. Церковь Введения (надвратная) Спасского монастыря.

Троице-Сергиев монастырь. Церковь Михаила Малеина при трапезной. Церковь Введения на Подоле. Церковь Никона.

Москва. Строительство в честь победы над королевичем Владиславом. Церковь Покрова в Рубцове.

Нижний Новгород. Собор Архангела Михаила. Собор, трапезная и колокольня Печерского монастыря.

Работы иностранных мастеров в Кремле. Филаретова пристройка. Фроловская (Спасская) башня. Церковь Екатерины во дворце.

Строительство после заключения Поляновского мира. Казанский собор на Красной площади. Церковь Покрова в Медведкове. Церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря. Успенская “Дивная” церковь в Угличе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА

Российский государственный гуманитарный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Программа лекционного курса
  для специальности № 020900 “искусствоведение”, специальности № 021000 “музеология”, специализации “реставрация и экспертиза культурных ценностей”

Историография древнерусского искусства.
Вопросы для текущего контроля: 1. Назовите хронологические границы того периода в истории русского искусства, который называется “средневековым”, или “древнерусским

Период. Эпоха формирования государства восточных славян
(от 860 г. до середины XI вв. – времени Мстислава Владимировича Черниговского и Ярослава Владимировича Мудрого) Лекция 2.Переход о

Збручский идол.
Союз с Византией, взятие Херсонеса. Крещение Руси (989 г.). Трофеи князя Владимира.   Вопросы для текущего контроля: 1. Опишит

Софийские соборы: в Киеве, Новгороде,Полоцке.
  Основные проблемы: Значение принятия христианства для развития каменного строительства. Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, стро

Период. Эпоха борьбы за киевский престол
(Первая половина – середина XII в.)   Распри между представителями разных княжеских домов, среди которых первенствующую роль играют п

Период. Завершение процесса формирования самостоятельных государств на территории Киевской Руси
(Вторая половина XII – первая половина XIII в.)   Раздел 3. Архитектура Новгорода второй трети – конца XII века

Тема III. Искусство эпохи татаро-монгольского владычества
(XIII – первая половина XIV вв.) Раздел 1. Архитектура второй половины XIII – первой половины XIV вв. (Юго-Западные земли, Новгород, Псков,

Тема IV. Эпоха возвышения Москвы
(Вторая половина XIV – середина XV в.)   Раздел 1.Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XIV– первой трети XV вв.  

Спасский собор Андроникова монастыря.
Перестройка собора Чудова монастыря. Ремонт Успенского собора в Ростове. Церковь Благовещения в Дорогомилове. Тверь. Архангельский собор в Старице. Никольская церковь в Старице. Ц

Тема V. Искусство периода сложения единого Русского государства.
Раздел 1. Архитектура Северо-Восточных земель последней трети XV в.   Лекция 22. Строительство Ивана III в Кремле.

Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья
  Раздел 1 Архитектура середины – второй четверти XVI в. Лекция 27. Время царствования Ивана IV (Грозного).

Лекция 27.
Символико-аллегорический стиль в живописи. Работы новгородских и псковских художников. Иконы “Притча о хромце и слепце”, “Лествица райская” (обе в ГРМ). Деятельность митрополита Ма

Теремной дворец Михаила Федоровича.
Новый тип бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом. Церковь Троицы в Никитниках.Постройки, испытавшие влияние архитектуры церкви Троицы.Троицкий монастырь в Муроме

Церковь Рождества в Путинках.
Церкви Георгия в Ендове, Успения в Гончарах, Николы на Берсеневке, Спаса на Песках, Косьмы и Дамиана в Садовниках, Григория Неокесарийского, Иоанна Богослова на Бронной, Троицы в Листах

Деревянный дворец в Коломенском.
Увеличение масштабов жилого каменного строительства. Палаты на Берсеневке. Период царствования Федора Алексеевича. Церковь Тихвинской Богоматери в Алексеевском. Благовещенс

Лекция 35.
Иконы и росписи ярославских храмов рубежа XVII–XVIII вв. Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и церкви Благовещения на Волжском берегу (Ярославль). Последний этап истории иконописной м

Архитектура.
  Архитектура Киевской Руси XI в. и ее место в искусстве византийского мира. Источники своеобразия. Строительство Владимира Святославича. Спасо-Преображенский

Живопись
1. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря 2. Живопись второй половины XI – начала XII в. 3. Роспись собора Мирожского монастыря – программа, художественные

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги