Реферат Курсовая Конспект
Теремной дворец Михаила Федоровича. - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА Новый Тип Бесстолпного Пятиглавого Храма С Сомкнутым Сводом. Церковь ...
|
Новый тип бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом. Церковь Троицы в Никитниках.Постройки, испытавшие влияние архитектуры церкви Троицы.Троицкий монастырь в Муроме.Церковь Вознесения в В. Устюге.
Новый тип многошатрового храма на поперечно ориентированном четверике. Церковь Алексеевского монастыря в Москве. Церковь Вознесения “Малого”. Церковь Одигитрии в Вязьме. Церковь Св. Духа в Рязани.
Особенности развития архитектуры в Поволжье и Ярославле. Церковь Рождества на Волге.
Архитектура середины 1640-х гг.
“Традиционные” шатровые храмы. Церковь Троицы в Голенищеве. Церковь Успения в Вешняках. Постройки Антипы Константинова в Печерском монастыре Нижнего Новгорода.
Царское строительство. Печатный двор.
Начало строительства собора Новоспасского монастыря в Москве.
Основные темы
Переосмысление “словаря” годуновской архитектуры в 1610-20-е гг.
Отражение общекультурных установок на художественных особенностях архитектуры 1620-х гг.
Работа иностранных мастеров – смена географии влияния (Северная и Центральная Европа).
Проблемы происхождения шатровых колоколен, трапезных при приходских храмах.
Сложение новых типов храма – бесстолпного пятиглавого с сомкнутым сводом, многошатрового.
Возникновение нового набора декоративных элементов, его характер, источники и состав.
Формирование поволжского варианта общерусской архитектуры.
Развитие феномена провинциальной архитектуры.
Дискуссионные вопросы
“Обмирщение” или “новое благочестие”?
Проблемы применения понятийного аппарата европейских стилей к русской архитектуре XVII в. Историография. История истолкования архитектуры XVII в.
Вопросы
1. Назовите несколько построек 1610-х – начала 1620-х гг.
2. В память какого события и по образцу какого храма (вероятно) была построена церковь Покрова в Рубцове?
3. Охарактеризуйте основные особенности ярославского строительства конца 1610-х - начала1620-х гг.
4. Изложите историю строительства Казанского собора на Красной площади. С какими историческими событиями оно связано
5. В чем заключается новизна типа бесстолпного храма, получившего свое выражение в архитектуре церкви Троицы в Никитниках?
6. Каковы отличительные особенности многошатровых храмов XVII в.?
7. Как можно объяснить уменьшение наоса бесстолпных храмов (в церквях в поперечно вытянутым четвериком) и какое объяснение кажется Вам предпочтительнее.
8. Как выглядит зрелый тип шатровой колокольни середины XVII в.?
· Барокко в России. М., 1926.
· Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. М., 1996. С. 426-457.
· Бусева-Давыдова И.Л. Категория пространства в русском искусстве XVII века // Барокко в России. М., 1994. С.16-25
· Бусева-Давыдова И.Л. Влияние архитектуры Москвы на ярославское зодчество XVII в. // АН. № 40. М., 1996. С. 63-67
· Бусева-Давыдова И.Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях). № 38. М., 1995. С. 265-281.
Раздел 6. Живопись и прикладное искусство первой половины – середины XVII в.
Лекция 31.
Работы царских мастерских в первой трети столетия. Иконостас церкви Положения риз Богоматери в Московском Кремле.
“Небо” шатра над Ризой Господней в Успенском соборе Кремля. Росписи Рождественского собора в Суздале, собора Чудова монастыря в Москве, церкви Николы Надеина в Ярославле, Успенского собора в Кремле, соборов Пафнутьево-Боровского и Кириллова Белозерского монастыря, собора Княгинина монастыря во Владимире. Иконы: “Благоверный князь Георгий Всеволодович” – надгробная доска, “Сретение иконы Владимирской Богоматери” (обе в ГТГ), иконостас Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.
Ювелирное дело. Воспроизведение изделий времени Ивана Грозного и Бориса Годунова. Широкое распространение техники эмали по скани и чеканке, использование росписи эмалевыми красками. “Большой наряд” царя Михаила Федоровича, Чаша патриарха Никона (Оружейная палата). Чеканка по серебру – ковчежцы для мощей, рака царевича Димитрия (Музеи Московского Кремля). Предметы дворцового быта.
Шитье. Произведения мастерских Строгановых.
Вопросы для дискуссий:
Судьба “строгановского” стиля в искусстве второй четверти XVII в.
Какова роль архитектурных фонов в живописи первой половины – середины XVII в. и
можно ли говорить о “пространственных решениях” композиций икон и росписей.
Проблема идеала в искусстве первой половины XVII в.
Вопросы:
1. Назовите предметы, входящие в состав “Большого наряда” царя Михвила Федоровича.
2. Кому приписывается авторство Деисусных икон иконостаса Ризоположенской церкви Московского Кремля.
3. В какие годы расписывались церковь Николы Надеина в Ярославле и собор Княгинина могастыря во Владимире.
4. Житие какого святого представлено в росписи церкви Николы Надеина.
5. Откуда происходит икона “Благоверный князь Георгий Всеволодович”.
6. Каковы с.жеты икон. украша.щих “небо” шатра над “Ризой Господней в Успенском соборе Кремля.
7. Какое место изображено в иконе “Сретение иконы Владимирской Богоматери” (ГТГ).
Литература.
· Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984
· ИРИ. М., 1956. Т. 4
· Очерки русской культуры XVII в. М., изд. МГУ, 1979. Ч. 2.
Раздел 7. Архитектура середины XVII в.
Лекция 35. Царствование Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.
Архитектура середины 1640-х – 1650-х гг.
Царское строительство. Завершение строительства собора Новоспасского монастыря.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Российский государственный гуманитарный университет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теремной дворец Михаила Федоровича.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов