рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этногенез

Этногенез - раздел История, История возникновения и расколы христианства в Зарубежной Европе График, Изображающий Зависимость Пассионарности Этнической Системы От Времени...

График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий: *нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза, *сочетание двух или более ландшафтов на территории, *присутствие двух или более этносов на территории.

Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплимента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.

Самый многочисленный этнос Российской Федерации — русские; их численность, по данным переписи 2002 года, — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %), евреи — 233,4 тыс. чел. (0,1 %).

19. Календарная обрядность в этнологии

Календарные обряды – это обряды, имеющие определенную дату, т.е. привязаны к церковному, гражданскому, солнечному кадендарю

Оказиональные праздники – они закреплены строгой датой.

Год разбивается еа 3 периода по календарной обрядности: зимний, весенний, летний или осенний в различных сочетаниях.

Возможна классификация обрядов по составу участников:

· Общесельский;

· Межсельский;

· Семейно-родовые;

· Индивидуальный;

Точки отсчета солнечные календаря является день зимнего и летнего солнцестояния. Основа церковного календаря – церковные праздники.

Вторую группу обрядов и праздников составляют календарные обряды и праздники. Они отражают основные циклы земледельческого календаря и делятся на зимние (Коляды, Масленица), весенние (встреча весны, первый выход в поле, Юрьев день), летние (Купалье, зажинки, дожинки), осенние (Покрова и др.). Особенностью зимнего праздничного цикла было колядование и щедрование — обход ряжеными дворов с исполнением песен. В этих обрядах принимали участие большие группы людей, начиная с детей и заканчивая пожилыми людьми. При колядовании исполняли хозяевам дома поздравительные песни, в которых желали счастья, материального благополучия, здоровья, приплода скотины, прославляли доброту, щедрость, великодушие хозяина и хозяйки. Молодым домочадцам желали обрести свою вторую половину. Завершалось колядование песней, содержащей просьбу об угощении колядовщиков. Их одаривали салом, колбасой, пирогами, иногда деньгами. После обхода села устраивалось общее застолье с песнями и танцами. В дни святок и Коляд молодежь гадала, чаше всего этим занимались девушки, чтобы узнать свою судьбу и своего суженого.

Весенний цикл праздников был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни. Одним из таких праздников является Юрьев день. Ритуальные обряды в честь Юрия носили скотоводческую и аграрную направленность, поскольку по древней традиции св. Юрий считался покровителем скота и хозяйства и приемником восточнославянского божества Велеса. Обычно на этот день приурочивали первый выгон скота. Хозяева три раза обходили свое стадо со свечой, освященной в церкви, а также с хлебом, который после ритуала отдавали животным. Пастухи в этот день получали богатое угощение.

Летний цикл праздников начинался с Купалья. Главными элементами этого праздника были: зажигание костров по берегам рек, хороводы, прыжки через огонь, поиски цветка папоротника (цветка счастья), обрядовые угощения, плели и пускали на воду венки. Завершался праздник рано утром, когда все шли встречать рассвет и купаться в реке или озере.

К летним обрядам относились также обряды жнива (зажинки, дожинки), которым придавалось большое значение, поскольку от их исполнения зависел урожай, а значит жизнь белорусского крестьянина. Символическое значение придавалось первому и последнему сжатым снопам, вокруг которых осуществлялся целый ряд обрядовых действий, проводились театрализованные представления с песнями, играми, обрядовой трапезой. Последний сноп несли с дожинок домой и помещали в «красный угол» под иконами.

Осенний цикл календарных обрядов и праздников был также весьма разнообразным и символизировал окончание сельскохозяйственного года. Центральное место в нем принадлежало Покрову. Он отмечался тогда, когда был собран урожай и хозяин был свободен, чтобы встретить гостей, справить свадьбу детям. В конце октября – начале ноября отмечали поминальную субботу (Дзяды), во время которой поминали умерших родственников.

Кроме обозначенных выше семейно-бытовых и календарных обрядов и праздников есть еще религиозные: (Рождество, Пасха, Благовещение и др.), а также государственные (например. День Победы).

 

20. Обрядность жизненного цикла

ОБРЯ́ДЫ ЖИ́ЗНЕННОГО ЦИ́КЛА — группа обрядов, отмечающих основные (а в конечном счете — все) этапы в жизни каждого чл. традиц. общества. Времено́й мерой этих обрядов является чел. жизнь от рож. до смерти и взросление, а затем старение конкретного индивида (хотя этапы и включаются в широкий контекст и не являются независимыми: так, младшая сестра обычно не выходит замуж раньше старшей, брак детей старит родителей, переводя их в другой возрастной слой). В этом проявляется и отличие от др. обрядов и их соотнесенность; гл. циклом, с к-рым соотнесена жизнь чел., является годовой цикл, вернее неск. годовых циклов: традиционный, крестьянский, чисто церковный. В церковном, в свою очередь, различаются подвижный и неподвижный круг праздников. Жизненный и годовой циклы метафорически приравнены друг к другу (весна — осень, юность — старость), а также и дневному циклу (утро — вечер), взаимопроникают — так, в родильных и свадебных обрядах много эл-тов календарной обрядности, календарные обряды часто допускают участие лишь лиц опред. возраста (детей, молодежи и т. п.) и специально отмечают будущее (в гаданиях) и прошедшие за минувший год браки (напр., в масленичной обрядности). По объему понятие О. Ж. Ц. почти совпадает с понятием семейных обрядов, искл. составляют обряды рекрутские, к-рые отмечаются не одной семьей. С др. стороны, по содержанию эти понятия очень отличны: семейная обрядность описывает среду, условия исполнения обрядов, а термин "О. Ж. Ц." — их сущность, их макросюжет. По своим типологическим характеристикам эти обряды принадлежат к обрядам переходным, или инициационным. В этом смысле к О. Ж. Ц. следует относить и такие обряды, к-рые сост. возрастную веху: монашеский постриг, рукоположение в священники, коронование, посвящение в рыцари, в шаманы, в мастера (в цеховой организации) и т. п. Сам термин "цикл" подразумевает, что обряды образуют некий акротекст, макросюжет. В сл. жизненного цикла в высших своих точках сюжет человеческой жизни состоит из двух "крайних", "граничных" ритуалов и одного или нескольких срединных. Таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Отмечалось, что свадьба и половозрастная инициация (т. е. инициационный обряд при достижении половой зрелости, брачноспособного статуса), как правило, не встречаются вместе в одной и той же культуре. Вероятно, для структуры таких обрядов достаточно одного срединного ритуала, отмечающего созревание человека, его полноценный статус. В одних культурах, как в рус, он достигался только после брака или же должен был навсегда искл. брак (монашество), в др. он мог выражаться в принятии в тайный союз, в обретении статуса воина, а брак следовал за этим более или менее автоматически и не отмечался особ. обрядами. Т. о., для культур, типологически подобных рус., срединным ритуалом является свадьба. Соответственно крайние ритуалы противопоставляются срединному по хар-ру отношения к схеме переходных обрядов и к их сюжетной основе "смерть — воскресение". Между этими основными ритуалами находятся менее ритуализированные формы поведения. Ближе всего к основным обрядам располагаются случаи участия в таких же обрядах, но в качестве неглавного персонажа (родины для родителей ребенка, свадьба для родителей молодых, похороны для детей покойника и т. п.), и так вплоть до форм бытового поведения в ежедневной жизни, к-рые тоже меняются в зависимости от возраста.

По объему обряды жизненного цикла почти совпадают с семейными обрядами, кроме рекрутских.

Инициация- обряд, переход в иной социальный статус, сопровождающий социально значимые личностные изменения человека. В Европейской культуре обряд инициации заменяет конфирмация.

МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ РИТУАЛАМИ находятся ритуализированные формы поведения.

21. Традиционное хозяйство народов Западного Средиземноморья.

Основа - земледелие и животноводство.

Для стран Средиземноморья характерно наличие латифундий (помещичьих хозяйств) и мелких крестьянских наделов (в отечественной литературе их могут именовать парцеллами).

В латифундиях трудятся и батраки (сезонные рабочие).

Кроме того различные виды аренды. Например, в Италии, испольщина (медзадрия – во Фриули). Крестьянин получает в аренду участок, жилой дом и хозяйственные постройки. Договор предусматривает работу на участке всех членов семьи испольщика. Затраты на скот, семена, машины арендатор и владелец несут совместно. В 1947 г. в Италии принят закон, по которому испольщик может получать 53% урожая, а владелец земли должен 4% тратить на улучшение земли. Владелец земли имеет и право преимущественного выбора культур.

Во Фриули в равнинной и предальпийской зоне (эти районы – и в предыдущем случае медзадрии). развита аренда, при которой арендатор, заключающий договор на год, обрабатывает землю собственными силами и отдает половину сельскохозяйственных продуктов и определенное контрактом количество зерна или сумму денег с каждого участка, а также платит (чаще деньгами, иногда зерном) за дом и луга.

Земледелие.

Земледелие известно с глубокой древности (неолитическая революция).

С ростом населения происходил переход от залежно-переложного земледелия к двуполью (поле-пар), затем к трёхполью (яровые, озимые, пар). сочетавшие земледелие со скотоводством, почти все народы средневековой Европы превращали паровое поле в выгон. Если трёхполье традиционно для Средней Европы и Англии, то двуполье - для средиземноморского региона и Скандинавии.

К ХХ в. в Средиземноморье практиковалась двупольная система севооборота с двухгодичным чередованием культур. Например, в Сардинии часть участков вокруг деревни, составляющая примерно половину земельной площади крестьян обрабатывается один раз в два года под зерновые (пшеница). Другая половина или под паром, или на ней выращивается трава, злаки (не пшеница), овощи, но главным образом бобовые культуры, идущие в пищу и людям, и скоту.

В Испании существуют орошаемые земли (богарное орошение) в бассейне р. Эбро, Гвадалкивир. Именно там выращивают рис.

Старое приспособление для орошения – так называемая нория – noria – большое колесо с подвижно укрепленными на его окружности глиняными или жестяными бадейками наподобие среднеазиатского чигиря. Они зачерпывают воду в водоеме, бадейки опрокидываются и выливают воду в оросительный канальчик. Колесо приводится в движение лошадью или ослом.

Сельскохозяйственные культуры.

Ведущее место занимают зерновые. Традиционные: пшеница, рожь, овес, ячмень. Рожь преобладает в районах с более прохладным и влажным климатом: Галисия, север Португалии. Новые: кукуруза (с 16 в.), рис, который занесен арабами. В северных районах (Галисия, Астурия, Страна Басков) большую роль играет картофель (с 18 в.; на Пиренейском п-ве прежде всего приатлантические провинции), фасоль. В Португалии основными культурами являются пшеница и кукуруза – главный сельскохозяйственный район – Алемтэжу.

В восточных провинциях Испании выращивают огородные культуры: перец, лук, томаты, дыни, баклажаны и т.п.

Виноград. В Италии по всей стране. В Испании лучше растет в «сухой» части (бассейн крупных рек) и юг; северный виноград идет на производство дешевых кислых вин. Вино – важная составляющая экспорта. В Италии в виноградарстве и виноделии в 1960-е гг. была занята шестая часть активного населения. Португалия в 1960-е гг. занимала первое место в мире по производству вина на душу населения (здесь изготовляли крепленые вина из сорта винограда «порту» – портвейн, а также мадера, амаранте и др.).

Садовые культуры – персики, яблоки, груши, вишни, сливы.

Цитрусовые: апельсины, лимоны, мандарины, грейпфруты (Испания занимала в 1960-е гг второе место по экспорту после США, по экспорту – первое; Италия – третье место).

Инжир (Италия – первое место, Испания – второе). Миндаль (Италия – первое место, Испания – второе).

Олива – специфическая испанская культура, которая принесена греками. По ее выращиванию Испания занимает первое место в мире (50% от мирового производства). Андалусия (70% продукции оливкового масла, прежде всего - Хаэн); Каталония, Эстремадура, Арагон, Балеарские о-ва, Левант.

Технические культуры: сахарная свекла, табак, масличные (рапс, подсолнечник). Хлопчатник на юге Пиренейском п-ве; конопля – Альмерия, лен – Севилья (80% сбора в Испании) и север.

Тутовые деревья (его посевы сократились). Финиковая пальма – только в районе Эльче (провинция Аликанте).

Земледельческие орудия.

Земледелие пашенное, известное еще с античности (кельты, римляне). Но элементы мотыжного (ручного) земледелия сохраняются в горных районах. Различные типы мотыг (zappa, marra) используют на небольших участках итальянские крестьяне на юге рукоять 70 см. длиной, на севере - 180. Мотыги с широкой лопастью используют на мягкой почве, с узкой – на каменистой. В Италии встречаются мотыги с раздвоенной лопастью. В Италии мотыги используют для рыхления земли на картофельных и кукурузных полях.

У басков используют орудие для ручного вскапывания земли - laya (лайа), которое состоит из двух острых стержней на одной короткой деревянной рукоятке. Им работают как лопатой. Это мужская работа. Затем поле удобряют и вторично вспахивают плугом.

Бытуют пахотные орудия как с отвалом, так и без него. В альпийских районах встречается (Фриули, Трентино) рало – безотвально с изогнутым грядилем и с подошвой из двух горизонтальных досок, переходящих в рукояти.

В Италии плуг средиземноморского типа с изогнутым дышлом.

На севере Испании – плуг “romaro” – с одним или двумя отвалами, деревянная подошва и рукоятка сделаны из одного куска дерева.

Тягловый скот в Испании – крупный рогатый (волы, быки), а также мулы, ослы, лошади.

Жатва – в горных районах сохранились серпы (кукуруза; др. зерновые). В северных районах Испании (Галисия) используется зубчатый серп. Косы применяются широко.

Животноводство.

Животноводство играет более скромную роль.

В горных районах земледелие играет подчиненную роль. Так в горной Фриули возможно лишь внизу склонов. Здесь в горной части 90% удобной земли занимают луга и пастбища.

Различие север/юг: разводят в северных районах крупный рогатый скот, южнее овцы и козы. Четко прослеживается специализация в Испании. Северные территории – молочное хозяйство (более 50% сливочного масла изготовляют в этих провинциях). Южнее – крупный рогатый скот – мясной и тягловый. Также в Испании разводят быков для корриды (Севилья, Саламанка). Также север Португалии – крупный рогатый, Центральные районы – овцы.

В горах – животноводство – в альпийских – крупный рогатый скот: во Фриули – породы карнийская, альпийская коричневая, мёльталь. Повсеместно козы и овцы. Животноводство полуотгонное с вертикальной зональной перекочевкой стад. Существует два цикла – зимний и летний.

Характерная черта альпийского высокогорного хозяйства – коммунальная собственность на леса и пастбища.

Пример – западная часть Карнийских Альп. Зимой скот в хлевах под одной крышей или рядом с домом. Кормят заготовленным на горных лугах сеном. В начале весны (обычно на Пасху) семьи перебираются со скотом в ставоли (фриул. – сталис) – временные жилища на высоте 800-1100 м. над уровнем моря. Также называют луга и пастбища рядом. Скот пасут и обрабатывают участок земли, в начале и конце июля косят сено. Сено хранят в ставоли, по необходимости перевозя вниз. В начале августа, когда ставоли истощаются, перегоняют скот выше (1100-1300 м.), где тоже постройки ставоли. Также косят сено. В первых числах сентября скот гонят еще выше (1300-1700 м.) Здесь также есть временные жилища, отличающиеся большей простотой.

В центральной части Карнийских Альп ставоли находятся чаще на высоте 700-1200 м.

В южных районах не заготавливают сено на зиму. В Сардинии – кочуют по равнинным пастбищам всю зиму. Эти пастбища арендуются у землевладельцев и общин земледельцев. На Сардинии, как и в некоторых других странах Южной Европы, с отарами кочуют лишь один или несколько мужчин от семьи (отец, старший сын). Остальные члены семьи остаются в деревне, где занимаются земледелием.

С животноводством связаны различные народные традиции и обряды.

У басков известен конкурс пастушечьих собак, который проводят в августе в Бильбао. Собаки должны прогнать отары овец сквозь горное ущелье. Побеждает тот пес, который, не кусая овец, быстрее других проведет свою отару через ущелье.

В Испании со времен гражданской войны овец перестали перегонять, а перевозят по железной дороге.

Также выращивают свиней. В Испании (широко – в Эстремадуре). Мало породистых.

 

В Испании особой отраслью животноводства является выращивание быков для корриды. Это отдельная порода, которая чисто на взгляд выглядит менее крупной, чем обычные быки. Они живут в обычном стаде, где в течение жизни их подготавливают к корриде при помощи палок, криков и прочего, и по достижении 4-5 летнего возраста быки попадают на сцену боя.

Коррида. История корриды, скорее всего восходит к началу новой эры, к иберам населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным и совершалось только жрецами. К VIII в., перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. Известно, что во времена Альфонсо Х в деревнях Эстремадуры жених из мало-мальски хорошего семейства непременно при поддержке друзей дрался с быком и должен был вонзить в холку животного дротик, украшенный лентами невесты.

А к концу XV в., то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне.

Корриду пытался запретить папа Пий V в 16 веке, а затем Филипп V Бурбон, король французского происхождения, взошедший на престол в 1700 г.

В 18 в. появились и специально обученные профессиональные тореро.

Рыболовство.

В Италии – малое место (лов анчоусов, сардин, скумбрии, тунца). В прибрежных водах ловят кефаль, угрей, моллюсков для собственного потребления (frutti del mare – их обобщающее название).

В первую очередь характерно для побережья Атлантики. В Галисии, у басков. У басков рыболовство развилось с 14 века (треска, киты), мореходы ходили даже до Северной Америки. Через Бильбао везли шерсть во Фландрию. Добыча трески настолько традиционна, что известно блюдо «треска по-бискайски».

В Португалии рыбаки уходят в море на более дальние расстояния. Исследователи высказывают мнение, что некоторые группы португальского населения являются потомками финикийцев. Большие суда с парусом и гребные (по 4-5 человек с борта). Нос высокий, загнут полумесяцем. Украшены росписью – на бортах у носа изображение глаз. Лов сетями, опускаемыми на глубину 300-400 м.

Ловят «голубую рыбу»: сардины, анчоусов – ловят кошельковым неводом; тунец – на крючки (переметы - ?).

22. Материальная культура народов Западного Средиземноморья.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История возникновения и расколы христианства в Зарубежной Европе

Христиа нство от греч пома занник месси я авраамическая мировая религия... Христианство самая крупная мировая религия как по численности приверженцев... История христианства в Европе начинается с Павлом Он был в Риме Италия и написал свое послание оттуда...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этногенез

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жилище.
Основной материал для строительства – камень (Италия). В испании используют серый гранит во влажной зоне, в центре и на юге – известняк и песчаник. Из глины делают сырцовый кирпич и обожже

ТЕТРАДЬ!!!!
Главные праздники — общие, Рождество и Новый год. В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал). Вальпургиева ночь — это наиболее значительный из языческих п

Религия
Протестанты (почти вся Французская Швейцария, кантон Берн – без Юры (?), часть немецкой Швейцарии, часть ретороманцев). Католики – часть немецкой Швейцарии, кантоны Валлис и Тичино, часть

Хозяйство.
Земледелие. Помещичьего землевладения не было. Общинные земли. Картофель – в немецкой зоне. Виноградарство. Женева, Во, Невшатель, Валлис, Люцерн,

Альпийский тип.
  Горные области Сев Италии, Швейцарии, Австрии, Верхняя Бавария, Савойя, бельг. Арденны, сев-зап. Словении. Огромная двухэтажная постройка, хозяйственные и жилые помещения н

Юрский дом (Баскский и Юрский тип).
Французская и швейцарская Юра. Квадратные большие постройки. Посередине фасада - широкие ворота, которые ведут в центральное помещение. По его краям жилые и хозяйственные помещения.

Календарная обрядность.
11 ноября – св. Мартин. В немецкой части – жареный гусь. У ретороманцев по улице водили наряженного быка, ходили ряженые, в руках у них сковороды, по которым били ножами и ложками. Быка надо было в

Свадебная обрядность.
До 1874 г. официальный запрет на межконфессиональные браки (особенно жестко ограничения в Лозанне, Галене, Шаффхаузене, Цюрихе). Власть отца в выборе брачного партнера была абсолютной. Лиш

Родильная обрядность.
Большую роль играл институт повитух, по поверьям, они связаны с нечистой силой. В 1866 г. в Оберштрассе под Цюрих состоялся съезд повитух (300 участников) – выбрали двух представителей, которые вош

Фольклор.
Разнообразно пение. Распространено многоголосье Хоры есть почти в каждой деревне. У франко-швейцарцев преобладает сольное исполнение. Особенностью песен горцев являются горловые звуки. Так

Албанцы
У женщин и мужчин (для тех, кто ведет смешанное скотоводческо-земледельческое хозяйство). рубаха до сер. икр, поверх - распашная одежда типа пальто – «джуба», которая затем превратилась в куртку с

Хозяйство
Особенности экономического развития Англии привели к ликвидации крестьянского земледельческого хозяйства. В результате политики огораживаний земельные угодья оказались сосредоточены в руках крупных

Календарная обрядность
У населения Британских островов наряду с общеевропейскими традициями празднования Пасхи, Троицы, дня св. Иоанна, св. Мартина существует ряд оригинальных обрядов, связанных по преимуществу с кельтск

Обрядность жизненного цикла
У кельтских народов Британских островов долгое время сохранялась клановая структура. Ее распад был связан как с экономическими причинами, так и с введением соответствующих законов. В Ирландии кланы

Обрядность жизненного цикла
У кельтских народов Британских островов долгое время сохранялась клановая структура. Ее распад был связан как с экономическими причинами, так и с введением соответствующих законов. В Ирландии кланы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги