рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Албанцы

Албанцы - раздел История, История возникновения и расколы христианства в Зарубежной Европе У Женщин И Мужчин (Для Тех, Кто Ведет Смешанное Скотоводческо-Земледельческое...

У женщин и мужчин (для тех, кто ведет смешанное скотоводческо-земледельческое хозяйство). рубаха до сер. икр, поверх - распашная одежда типа пальто – «джуба», которая затем превратилась в куртку с рукавами. Покрой «джубы» имеет множество вариантов. Подол рубахи превратился в отдельную юбочку - "фустанелла" (юбочка). В Южной Албании короткую куртку набрасывают на плечи, а узкие ложные рукава завязывают узлом на спине. Этот костюм известен также и грекам – его носят сейчас королевские гвардейцы.

Есть и другая разновидность – гетры превратились в очень плотно облегающие штаны (тирчи), укрепляемые поясом ниже талии. Фустанелла укоротилась. Носили жилет или короткую куртку.

На севере (у скотоводов) женский комплекс одежды - "джублет": колоколообразная юбка, корсаж, рукава и наплечники, одеваемые отдельно. Места соединений украшены бахромой. Цвет черно-белый (естественные цвета шерсти). Аналогичный мужской костюм не сохранился. Некоторые исследователи считают, что этот костюм унаследован от Крито-Микенской культуры.

Влияния и с востока и с запада. Под турецким влиянием мусульманки носили шаровары (очень широкие). Выходя из дома мусульманки Тираны, Эльбасана закрывали голову и всю фигуру белым покрывалом, в Шкодре – черным. Мужчины носили фески. Западное влияние: в Шкодре и других бывших венецианских владениях (под влиянием венецианской моды) носили до нач. ХХ в. черные шальвары (brandaveket) – мужские до колен, женские до щиколоток.

Обувь (мужская и женская) – «опинги» - (см. сербы) из одного куска кожи, украшали помпоном.

Пища.

Хлеб. Болгары – пресный и кислый из пшеничной, ржаной и кукурузной муки. У сербов чаще из кукурузной муки (кроме Воеводины), пшеничный – праздничный. В сер. 20 в. кукурузный хлеб мало распространен. У албанцев в основном кукурузный, пшеничный – только в городах.

Подквашивали старым тестом, реже хмелем (вошел в употребление недавно). До начала 19 в. хлеб пекли в горячем пепле очага или же в глиняной сковороде под железной крышкой – Так в у западных болгар, у сербов, македонцев, албанцев. С 19 в. появилась глинобитная хлебная печь (до того редко) – она сходна с другими народами Балкан и помещается во дворе.

Болгары - Пироги слоеные с овощами. Известен «баница» или «млин» – пирог из слоеного теста с прослойкой брынзы, обильно политый маслом или салом.

Каши. Болгары – «качамак» или мамалыга – густая каша из кукурузной муки – также называют мамалыга (сербы) – кипятят воду, заваривают в ней кукурузную муку и добавляют масло, сыр, сметану, «трахана» - пшеничная каша. У сербов – «цицвара» – пшеничная каша с маком (?), яйцами, куриным мясом.

Мясо – У болгар – свинина, баранина, говядина (по понижающему). Тушат и варят, на вертеле. Добавляют много перца. Солят и сушат мясо, сохраняют вареным в овечьем желудке (създърма), готовят домашние колбасы.

Сухофрукты (чернослив). У мусульман – плов с бараниной.

Напитки. У болгар популярно молоко – чаще в кислом виде (овечье, козье, коровье, буйволовое); айрян – жидкость, остающаяся после сбивания масла из кислого молока. У албанцев кофе с сахаром – напиток, используемый в обрядах, его подавали уважаемым гостям.

Алкогольные напитки: Болгария - боза – хмельной напиток из просяной муки (известен многим тюркским народам); «ракия» – виноградная и сливовая водка.

В мусульманской традиции ели за низким круглым столиком – софра (высота 20-30 см., ширина 0,6-1,5 м.), усевшись на полу (точнее – на ковер) и скрестив ноги по-турецки. После еды софру ставят на бок и прислоняют к стене.

30. Календарная обрядность народов Юго-Восточной Европы.

У православных народов Югославии зимний цикл начинается с 24 ноября - св. Мрат (соответствует 11 ноября у католиков).[2]

К Дмитриеву дню (26 октября / 8 ноября) скот спускался с высококорных пастбищ на зимние. Должны были завершить посев озимых. Начинали запасать дрова на зиму. Проводили расчет с чабанами, нанимали на следующие 6 месяцев (до св. Георгия) батраков. Дмитриев день – предпочтительное время для свадеб.

4 дек. (21 ноября – ст.ст.) - Введенье (введение) (пресвятой богородицы) запрещалось прикасаться к острым предметам, чтобы волки зимой не задрали скот. Характерен для православных – сербов и черногорцев.

У южных славян повсеместно отмечали св.Андрея (30 ноября у католиков и 13 дек. у православных Югославии). Хорваты Далмации именно с этим днем связывали начало зимы. Сербы и черногорцы не ходили в лес, не выполняли никаких работ, считая, что это защитит скот от нападения диких животных. В ряде районов Сербии отмечали как медвежий праздник (по поверью св.Андрей ездит на медведе). В ряде мест Болгарии называют Мечкин день. В этот день нельзя произносить слово медведь - заменяли "она" или "тета". Хозяйки готовили ужин для медведя - варили початки кукурузы и сухие груши, которые ставили у дома.

У румын – 30 ноября – день св. Андрея – начало зимы. В этот день выходят стригои и стригойки – это духи умерших грешников (мужчин и женщин), и в то же время – живые в человеческом образе (их отличием от людей был хвост). В обычной жизни это были обычные люди, но в ночь на святого Андрея они выходили на битву, где живые стригои бились с мертвыми до первых петухов. По поверью в эту ночь мертвые стригои ищут живых, чтобы драться. Если не найдут, то ловят неосторожных, которые не успели скрыться в доме, и высасывают у них кровь.

От стригоев помогает чеснок – его ели или натирались им (иногда все тело).

Св. Варвара (4 – 17 декабря) – у народов Югославии. У румын Варвару называли невестой Христа, другие – невестой солнца, звезда, охраняющая луну – покровительница женщин.

В Югославии делали обрядовое кушание из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т.д. Называли варица у сербов, вара у хорватов. Воду для приготовления надо было брать из разных источников (девяти или трех), туда опускали различные сухие травы или цветы (например, васильки). В отдельных областях на следующий день приходили к источнику и, поздоровавшись с водой, приносили ей жертву, бросая варицу со словами: «Мы тебе варицы, а ты нам водички, козлят, ягнят … и всякого счастья». Затем брали воду и кропили дом, скот и т.п. Саму варицу ели холодной на второй или чаще третий день (т.е. на св. Николая).

В Словении и Хорватии к св. Варваре приурочены обычаи колядования, обряды с полазником.

Также в Болгарии. Если первый приходил мужчина, его угощали. Он садился у огня – у кур родятся цыплята-петухи. Если женщина – родятся куры. По домам ходили девушки и пели песни о здоровье и плодородии. Тоже варили «варвару».

Югославия. Различные приметы. Если в полночь испугать кур, то они будут хорошо нестись (словенцы Прекмурья). Широко поверье о волшебной скамеечке, при помощи которой на рождество можно распознать ведьм. В некоторых областях как раз в день св. Варвары надо было принести 7 сортов дерева из леса.

Св. Николай (6 дек., 19 дек.). У сербов и черногорцев считался покровителем семьи. Связан с культом предков. В 1877г. 36% семей Белграда отмечалди в этот день семейную славу. В церкви освящали ритуальный калач, дарили подарки детям. Происходило шествие ряженых. День св. Николая иногда отмечали и мусульмане (особенно те, кто связан с морем). 26 дек. день пяти мучеников (св.Люция у католиков) - специальные богослужения за здравие глаз. Пекли ритуальный хлеб. В Хорватии, Словении св. Люция как св. Николай разносит подарки.

В этот день поверья, связанные с аграрным культом. Если незаметно схватить во дворе у соседа какой-либо деревянный предмет и положить в гнездо, то куры будут хорошо нестись.

Гостей не принимают - в этот день они приносят несчастья.

У болгар св. Николай – семейный праздник.

У румын Николая считали управителем солнца, он следил, чтобы солнце не сожгло землю и своевременно бы ее освещало (эти же функции имел св. Федор, который на девяти лошадях гонялся за солнцем и направлял его по нужному пути). Говорили, что св. Николай остановил всемирный потоп и спас плот Ноя – поэтому покровитель Ноя.

13 (26) декабря – у католиков день св. Луции, у православных день пяти мучеников. У католиков в храмах богослужение за здоровье глаз. Пекли специальный пресный хлеб. В ряде мест Хорватии ходит Луция со спутницей – женщины или переодетые мужчины – в белых или черных длинных одеждах с вилами и кочергой в руках. Дарят подарки хорошим детям и бранят шалунов. – Таким образом функции св. Николая. О свечах не упоминается.

У некоторых народов обряды рождественского цикла начинаются до наступления рождества.

У сербов и черногорцев колядование начинается еще в день св.Игната 2 янв. 5 янв. - в Туцин дан в некоторых областях режут скот, но чаще это происходит накануне рождества после полуночи. В Болгарии - обряды с полазником начинаются со св. Игната. Он должен сесть около очага и разворошить горячие угли принесенной с собой зеленой веткой (сливовой или грушевой). Это мужчина (мог быть и член семьи) или животное. В Юго-Западной Болгарии зажигали обрядовый огонь – полено «коладник» – огонь поддерживался до богоявления. Формировались группы «коледаров».

На рождество пекут ритуальный хлеб - "чесница".

Ясли. Известны у католиков. Албанцы – макет яслей сооружали горожане-католики. Словенцы и хорваты в святой угол ставили яслица (Betlehem), а сам угол украшали бумажными ветками и звездами, зелеными веточками и т.д.

Рождественское полено. Обряд сжигания полена - «бадняка». Известен с XIIIв. Сохранялся в Сербии, Черногории, Македонии. Иногда - не одно, а по количеству мужчин в доме. Бадняк в дом приносил хозяин, его обсыпали зерном и поливали вином, украшали ветками сосны, лавра и т.п. Должен гореть всю ночь. При внесении бадняка или по его зажжении по полу разбрасывали солому (лежала 3 дня).

Колядование: в Хорватии в одежде пастухов, носили с собой яслица. У албанских христиан дети перед рассветом в рождество ходили по домам, стучали палкой в двери и пели песни о рождении Иисуса и о деве Марии. Им дарили – календры – круглый пирог в виде кольца, мелкие монеты, жареные каштаны.

У албанцев в некоторых местностях семейные обходы полей. В Мирдите – с горящими головнями.

В восточной Болгарии нет ряженых в числе колядующих: просто празднично одеты.

В первый день рождества не принято ходить в гости. Желанный гость - полазник - обычно его роль исполнял мужчина, мальчик, часто - домашнее животное, которое водили вокруг стола. Считалось, что это дает счастье. В полазники много лет могли выбирать одного и того же человека много лет подряд.

Новый год. В Новый год жгли свечи и бадьяк. В Болгарии происходит "сурвакание" - обход домов с поздравлениями. Дети ходят с кизиловыми ветками по домам и ударяют ими хозяев.

Крещение или Богоявление - 6 (19) января; у католиков - день трех королей: в колядовании участвовали три короля. У католиков постились три дня перед праздником (или один день – накануне) – девушки верили, что это поможет им увидеть во сне суженого. В ряде мест на стол ставили кашу и три ложки - на всю ночь. У православных - обряды с водой - окунались в проруби. Приносили воду в дом и происходило ее ритуальное выпивание: например, по три глотка, стоя на топоре. Воду брали до восхода солнца из источника.

В Болгарии бросают крест в реку. Кто первый вылавливал крест получал подарок. Больные купались в том месте, где бросали крест.

У болгар к зимнему циклу относятся: 20 янв. (ст.ст.-7) Иванов день - главное обрядовое кушанье. Купали молодых мужей и именинников – «для здоровья». Молодух обливали водой.

21 янв. (8) Бабин день - посвящен бабе-повитухе (чисто женский праздник). В него входят 3 ритуала: купание бабой малых детей, угощение ее в доме женщин, у которых она принимала роды, купание самой бабы молодухами, имеющими детей. Бабу возили на предке телеги по селу до реки или колодца, где обливали водой.

31 янв. (18) Атанасов день считали завершающим зимний цикл. Пекли обрядовые хлеба, резали черную курицу в жертву чуме. Поверье – в этот день рождается чума.

15 фев. - православное Сретение. У болгар - 1 февр. Трифон дан - подрезание виноградной лозы, избирали царя винограда (лучший виноградарь в селе) везли его на передке телеги, группы мужчин с царем во главе обходили дома, где их угощали вином.

Для Западной Болгарии характерно празднование первых трех дней февраля. По народным верованиям, в эти дни бесятся волки, поэтому называют «волчьи праздники». Нельзя произносить имя волка. Такие же волчьи праздник в начале рождественского поста.

Югославия - начало весны - разное – 15 февр. у части сербов, 19 марта - св.Иосиф (часть хорватов и словенцев), благовещение - 25марта (часть сербов).

Мясоед, фашанке - сербы, черногорцы, мисници - македонцы, фашенк - словенцы, фашник - хорваты. Маскарадные процессии.

В Словении - коренты или куренты. Участвовали мальчики и юноши, которые подскакивая, вертясь и звеня колокольчиками, движутся по деревне и заходят в дома. Одеты в овчины мехом наружу. В руках у них палка. Главный элемент костюма – шапка-маска. Верх делался из меха с перьями и коровьими рогами или двумя палочками. Нижняя часть – собственно маска – из кожи (глаза, рот и длинный красный язык). Такая маска, как и колокольчики, переходила от отца к сыну. В Хорватии и Словении была кукла «Карнавал». Часто ряженые изображали свадьбу и свадебный поезд.

Сербы, черногорцы, македонцы в последний день масленицы мирились друг с другом. Жгли костры, факелы; собирали и сжигали мусор. После масленичного ужина, когда вся семья находилась за столом, подвешивали над столом на бечевке вареное яйцо и раскачивали его по кругу. Каждый (либо только дети) стремился прикоснуться к нему губами или зубами – для хорошего урожая и поголовья скота. В Словении – плясали и прыгали – чтобы репа росла.

Восточная Болгария (особенно в пределах исторической Фракии) - шествия кукеров – а) обход села – ритуальные действия, желают благополучия и плодородия, собирают подарки.

Сбор на площади. Гонялись за людьми, стараясь осыпать их золой. Изображали сцены умыкания «молодухи», «ребенка». Совершали символическое убийство главного кукера, которого воскрешала кукерская молодуха. Обход села и сбор подарков – пшеница, масло, мясо. Во многих местах Фракии главный кукер дотрагивался деревянным фаллосом до бездетных женщин. После завершения шествия кукеры купались в реке

б) ритуальная пахота и посев на сельской площади. Это вторая часть праздника. Главное лицо – «царь», которого кукеры привозили на передке телеги. Борозду проводили деревянным ралом главный кукер и несколько других. Посев – дело «царя». Когда замахивался, чтобы бросить семена, кукеры высоко подпрыгивали и звонили бубенцами. «Царь» произносил магические формулы. В конце сева кукеры нападали на «царя» и «убивали» его или же три раза валили его на землю. Затем царь воскресал и начиналось бурное веселье среди кукеров и зрителей.

Одни считают древнегреческим обычаем, другие - фракийским. В основе – фракийский культ бога Диониса – олицетворения сил природы и связанных с ним представлений о плодородии земли. Представление об умирающей и воскресающей природе характерно для культа Диониса.

У православных пост в понедельник, у католиков в среду. Сербы в первый день ели вареную крапиву, убирали дом. Ритуальные действия с огнем или пеплом. Сербы и черногорцы жгли мусор, обходили дом с зажженной тряпкой.

Католики благословляли пепел в церкви. Священник чертил крест на лбу у прихожан.

Пост.

Неделя – У болгар - Тодорова или черная. В понедельник во Фракии качали собак на веревке. Иногда гоняли собак по селу с привязанной к хвосту тыквочкой, наполненной золой, или жестянкой. Это охранит собак от болезней.

Первая суббота поста – Тодорова суббота – сербы, черногорцы, македонцы. Согласно легенде (статья о болгарах) св. Тодор считается покровителем скота. Это праздник скота. Соревновались в ловкости. Пекли ритуальные калачи, варили кукурузу. Раздача ритуальных хлебов «на здоровье» коням и другому скоту. Также день защиты от змей. Змея олицетворяла всю нечистую силу. Магические действия: возле дома жгли мусор, окуривали скот дымом тлеющего навоза, бросали камни от порога дома, стучали в металлические предметы.

1 (14) марта – летник, летна, змиjин ден – у православных и мусульман Титограда еще в 1930- х гг. дымом горящего навоза окуривали комнаты дома, чтобы не было змей и вредных насекомых.

В Болгарии – «мартина неделя». Повсюду в этот день делали «мартеницы» – ссученные из двух ниток шнурочки (красные, реже красно-белые). Это делала старшая женщина в доме. Затем прыгала через костер и повязывала мартеницы домочадцам, скоту и на фруктовые деревья.

22 марта (4 Апреля) – 40 мучеников – православные и македонские мусульмане, болгары. Пекли 40 маленьких калачей разной формы с изображением веток кизила, ткацкого челнока. В Сербии зажигали большие общедеревенские костры.

Благовещение – православные и мусульмане Югославии - 25 марта (7 апреля нового стиля). По церковному календарю посвящен деве Марии, по народному – борьбе со змеями. Для защиты от змей шли к реке или источнику умываться.

Благовещение, у католиков – день св. Анунциаты (из статьи об албанцах).

Пасха

В Лазареву Субботу (перед Вербным воскресеньем) у православных Югославии, Болгарии – процессии девочек – лазарицы. Шли в лес за ветками вербы и кизила.

Югославия - в четверг, пятницу, субботу красили яйца. Ели такие яйца вплоть до Троицы. Если в семье траур – красили в черный цвет. Расписывали яйца геометрическим и растительным орнаментом.

Великая пятница – строгий пост. В среду, четверг, пятницу – ритуальное хлестание ветками – православные и католики. Великая суббота – освящали пищу. Обрядоая еда – крашеные яйца, хлеба (болгары).

Пасху праздновали раньше 2-3 дня. После службы – веселье. Остатки пасхапльной трапезы – крошки, яичную скорлупу – хранили как лекарство для людей и скота. Высыпали в поле и саду. В первый или второй день женщины шли на могилы близких и приносили еду (красные или черные яйца).

Пасха у албанцев – торжественный праздник. Церемонии – с полудня субботы православных освящала кулич, которым разговлялись утром в воскресенье, вернувшись с богослужения. Вареные яйца, крашеные в красный цвет.

23 или 24 апреля ст.ст. – Югославия (Болгария – 23 апреля) - Бурьев дан – юрьев день. Делили год на зиму и лето. Первый выгон скота. Скот при этом били ветками вербы или кизила. В предшествующую пятницу («белани пятак») или перед юрьевым днем молодежь и пожилые люди (иногда только женщины) со смехом и шутками шли в леса и горы за растениями. Собранными травами украшали скот, строения. В Юрьев день плели венки, в которые вплетали дольки чеснока. Делали крестики из веток растений. Выполняли только работы, связанные со скотом. У православных и мусульман – ритуальное заклание ягненка. Часто колол глава семьи. Жаркое из ягненка могли освящать в церкви.

До юрьева дня в воде живет дьявол и купаться нельзя. Среди православных и мусульман – обычаи с водой (толкали в воду, обрызгивали водой).

Католики жгли костры.

1 мая - Филипп и Яков (затем перенесен на 11 мая) – католики; у православных – св. Евремей – 14 мая н.ст. Украшали зеленью дома и улицы. В Словении и Хорватии устанавливали деревья.

Православные – изгнание змей. Не выполняли никаких ручных работ, ничего не тащили волоком. Надо производить шум – больше шума, меньше змей.

Болгары – 21 мая ст. ст. (3 июня) – день Константина и Елены – только в Юго-Восточной Болгарии между горами Странджа и Черным морем - обычай «нестинарства» – бегание босиком по углям. Считается, что связан с азиатским огнепоклонством. Вероятно, принесено на Балканы сирийцами и армянами-манихеями, переселенными из малоазийских владений Византиии. От них обычай переняли греки, а от тех – болгары.

Вознесение – у болгар «спасовден» или «свети спас». Между вознесением и Троицей в Болгарии – русальская неделя. Ходили ряженые – «русальцы» или «калушары» (рум. термин). В Югославии в спасовдан – многочисленные магические действия – заклание ягненка как в юрьев день. У православных и мусульман в канун ходят с факелами. Для всей Югославии – шествия с крестом в вознесение. Троицу также называют русалие. Предполагают, что был языческий праздник с таким названием. Девочки обходят село на Троицу. Обряды поминовения.

 

В Румынии на Троицу украшали постройки зелеными ветками липы.

Известен праздник Русалии («русица») – у албанцев через 25 дней после Пасхи, у румын – понедельник после Троицы (длятся три дня вплоть до среды). Название производное от латинского rosalia.

В русальные дни в Румынии ходили так называемые кэлушарии – это пережиток мужских союзов. Собиралась кампания из нечетного числа мужчин. Они выбирали вожака, готовили одежду и знамя. В XVIII в. кэлушарии выходили в женских платьях с венками из полыни и других растений, говорили женскими голосами, закрывали лица белым платком. Это необходимо как оберег от нападений русалий. У румын русалии – это безобразные старухи летающие по воздуху и славян – прекрасные вилы. В течении праздника занимались изгнанием злой силы. Также исцеляли больных – их клали на ковер, а кэлушарии танцевали вокруг или перепрыгивали через больного.

Иногда встречались две команды кэлушариев из разных сел, тогда начинался бой (иногда были убийства). Побежденная команда переходила в подчинение победителю на 9 лет (сами команды составлялись на 9 лет, участники должны были обязательно присутствовать на ритуальных действах).

Известны танцы кэлушариев.

Праздник завершался общим собранием. Матери давали кэлушариям подержать своих детей, чтобы те стали такими же сильными и смелыми.

Обряд похорон Колояна (или Сколояна, более позднее наименование – Герман – часто приурочен ко дню св. Германа 12/25 мая) у славянских народов и румын. Но там хоронили куклу с мужским именем, предрекают ее воскрешение, и обряд нацелен на то, чтобы добиться плодородия путем вызывания дождя. Румынский вариант: хоронили мужскую фигуру «отца солнца» и женскую «мать дождя».

Обряды вызывания дождя занимали важное место в летних праздниках. В Болгарии – повсеместно обычай «пеперуда» (он же «додола»). Известен у румын, сербов, греков. Главная исполнительница – девочка, увешанная зеленью. Она танцует с подскоками (как бы порхая) – отсюда название (в переводе «пеперуда» – «бабочка»). Ее обливают водой. Девочка босая, одета в рваную одежду. На роль выбирают не достигшую половой зрелости, предпочтительно сироту (к сиротам бог более милостив), в некоторых местах – первого или последнего ребенка в семье (по поверьям более благополучного). Пеперуду сопровождают девочки (в более архаическом варианте девушки). Они поют обрядовую песню о бабочке, летящей на небо к богу и молящей о дожде, который принес бы обильный урожай.

У православных при вызывании дождя мог присутствовать и священник: в Югославии процессия во главе со священником с хоругвями и иконами ходила по селу и его владениям.

24 июня (7 июля) – св. Иоанн – такой большой праздник, что запрещались даже работы по коллективной взаимопомощи. Обряды с огнем – особенно у католиков (у румын не упомянуты). В других областях реже, или могли зажигать факела. Процессии типа колядующих. Ритуальное умывание людей и скота. Собирали цветы и травы, плели венки и вешали на заборы, окна, двери (венок – символ солнца).

У Болгар – «Енев ден» не везде, иногда вовсе не считается праздником. Сохранились купания, гадания. Разжигание костров окончательно исчезло в ХХ в. Сбор трав. Наряжали маленькую девочку (еневая буля), шла процессия – посещали поля и овечьи кошары, гадания – вынимала различные предметы для каждого из участников. Обычно в юго-восточной Болгарии. В других местах аналогичные гадания устраивались на новый год или георгиев день, нередко с упрощенным или видоизмененным ритуалом.

Для понимания смысла енева дня – вопрос о связи этого праздника с русальными праздниками у восточных славян (Рыбаков).

Между Пасхой и Петровым постом у сербов, черногорцев часто имел место один или несколько общедеревенских праздников (заветина, литаниjа). Во время праздников происходили богомолье, крестный ход по полям, коллективная трапеза. Особое место в этих праздниках уделялось обычаям, связанным с культами растений. Главные события развертывались у священного дерева (дуб, груша и др.– запис, само дрво), на коре которого был вырезан крест, либо у места, где когда-то росло это дерево, либо у каменного столба. Верили, что это дерево является защитником села. С таких деревьев не ели плодов (их давали только больным), проходя мимо мужчины снимали шапку, а женщины кланялись. Обычно у дерева собирались богомольцы, затем процессия со священником обходила отсюда владения села. Запис поливали вином или маслом, к стволу (ветвям – ???) привязывали цветы, фрукты. Еще в XIX в. в некоторых районах Сербии у дерева происходило заклание ритуального животного, кровь которого стекала под дерево (либо ею кропили дерево и крест). Далее каждый участник (или семья) получал по куску мяса и калача – т.е. братчина.

Некоторые элементы сельских праздников сохранились до наших дней. Сейчас это сельское торжество, на которое собирается много гостей.

Петров день – 29 июня (12 июля). У православных Югославии обряды схожи с Ивановым днем – плели венки, жгли костры; вода распространена мало. У р. Яблоницы известно ритуальное жертвоприношение – вола, затем телку, затем овцу. Для защиты от злых сил вешали на забор черепа животных.

 

20 июля (2 августа) – св. Илья – громовой бог, в том числе известен и мусульманам. Прослеживается сходство с общеславянским Перуном. Особенно у православных. Запреты на работы (это спасет скот). Ритуальные кушания – блюда с медом, кукуруза. В Болгарии резали быка или барана, общая трапеза. Мусульмане кололи ягненка. У православных Югославии, если ильин день не падал на постные дни, режут старых петухов (петухи старше одного года). Поверье: если не зарезать, то петухи будут клеваться, проклянут хозяина, накличут в дом смерть. Известны обычаи жечь костры (в т.ч. католики некоторых областей)

1 (14 августа) – Макавеев день – день братьев Макавеев – начало поста. Считалось, что лето поворачивает к зиме. В этот день нельзя купаться. У православных Югославии (особенно македонцев) Маккавеи (Маринки) длятся 10 или 12 дней (праздновали только первый). Считалось, что в этот период нельзя работать (иногда запрещались только женские работы – особенно стирка, мытье детей и т.п.). В Таково (Сербия) эти запреты существовали еще в 1950-е гг.

В некоторых областях (например, в Сербии) границей между летом и зимой считали Преображение (6/19 августа). Был известен запрет купаться в эти дни. В церкви благословляли первые грозди винограда, их ели и угощали присутствующих.

Было поверье, если уснешь в этот день, будешь сонливым весь год.

Жатвенные обычаи. На работы шли нарядно одетыми, пели песни. Для молодежи жатва была периодом общения. Устраивали соревнования в скорости работы. В период жатвы могли быть и определенные блюда (например, в Истрии из курятины и индюшатины). В Югославии первый сжатый сноп поднимали высоко вверх и просили о хорошем урожае в будущем году (этот сноп мог сжинать глава семьи – мужчина). В некоторых областях Сербии из снопа плели венок. Были поверья, если в начале жатвы заткнуть за пояс три колоса (Косово) или опоясаться стеблем (Босния), то спина при работе не заболит.

Завершение жатвы – тоже обычаи. Убрать последний сноп – честь для жнеца, ее удостаивались обычно самые ловкие. Этому снопу приписывали особую силу. Иногда его колосья не срезали серпом, а выдергивали руками. Вокруг водили хоровод, очерчивали серпом круг (может быть связано с солярными культами). В некоторых областях последний сноп называли «млада» – невеста.

Стебли и колосья этого снопа, иногда сплетенные в виде треугольника, напоминающего бороду, или просто в виде венка, хранили в доме (у двери, в красном углу, под стрехой) или в амбаре.

И в ХХ в. во многих районах Югославии оставляли несжатыми последние колосья. Их перевязывали и украшали, иногда даже монетами.

Между 15 – 8 сентября у католиков и 28 августа – 21 сентября (дни успения и рождества богородицы) – особый период – междудневице. Представление, что в этот период человек мог стать сильным и здоровым. Готовили семена – будет больший урожай; заготовка строительного леса – лучше будут дома. Сербы и черногорцы – браки заключенные в этот период не будут счастливы. Поверья о змеях, которые очень опасны в этот период. Хорваты и словенцы считали, что змеи забираются на деревья, а потому – запрет лазить на них.

У православных – 11 сентября – день Иована Главосека – в этот день запрещалось есть и пить все красного цвета, многие постились в первой половине дня.

В сентябре известны различные даты, связанные с сельскохозяйственным циклом. Таково 14 сентября – день св. Симеона (сербы, черногорцы, македонцы) – праздник сева озимых. В Македонии считали этот день началом земледельческого года. Пахарям на ниву приносили пирог с капустой, который съедали после засева небольшого участка, крошки от пирога закапывали на поле для урожая.

27 сентября (н. ст.) – День воздвижения креста – крстовдан. В хозяйстве начинали уборку кукурузы и слив. В Черногории и Боснии вынимали из ульев соты, каждый в семье ел мед. Запреты – надо поститься. Собирали васильки, освящали их в церкви и хранили весь год – как лекарство. Для защиты скота от болезней его мазали дегтем, изображая крест.

29 сент. (12 октября) – Михайлов день – Обычаи, связанные с культом предков и семейно-родовым культом. Посещали кладбища. Михайлов день считался началом осени (например, в Словении). С этого дня и вплоть до Юрьева дня скот пускали пастись на пашню.

1 ноября – у католиков день всех святых. Расплачивались с пастухами. Следующий день связан с культом мертвых. В Словении и Хорватии процессии, нередко вместе со священниками, шли на кладбище, где благословляли заранее убранные могилы, ставили на них зажженные свечи. В эти дни огонь – свечи или лампы – горел и в домах. Ставили еду для покойных.

У православных подобные обычаи – к субботе перед днем св. Дмитрия (8 ноября н.ст.). Ходили на кладбище, благословляли могилы, ставили на них свечи. Оставляли еду - в Сербии и Черногории обязательно пекли небольшие хлебца – была разная форма – одна для мужчин, другая для женщин.

Сам Дмитров день становился праздником, который разделяет год на две половины – летнюю и зимнюю. Поэтому у православных – выплата долгов, наем пастухов. Нельзя произносить слово мышь. В некоторых местах Сербии следующий за днем св. Дмитрия – день св. Нестора специально посвящен борьбе с мышами, а также со змеями. Было поверье, что мыши уничтожат все сделанное в этот день, поэтому не шили одежду и не вытаскивали ее из сундуков, не брали зерно из амбаров.

31. Обрядность жизненного цикла народов Юго-Восточной Европы

-//-///-///

32. Проблема происхождения индоевропейцев

Археологические данные не позволяют судить о языковой принадлежности древнего населения Европы. В языках народов Европы, в топонимике сохранились элементы субстратной лексики доиндоевропейского времени (субстратные слои на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря - Минойский язык, линейное письмо А - IIIтыс., Крит - сходство с западнокавказскими языками - хаттским).

Состав населения доиндоевропейского населения Эгейской эпохи (III-IIтыс.) практически не изучен. Аппенинский полуостров населяли этруски, лигуры; Иберийский - иберы, лузитаны, васконы; Британские острова - пикты. Из этих народов сохранились лишь васконы - баски. По антропологическому типу население было близко к современному средиземноморскому.

В Сев.Ирландии, вероятно, был распространён эскимоидный тип. К доиндоевропейскому населению относят мегалитические сооружения - дольмены, менгиры, кромлехи, имеющие скорее всего культовое назначение.

Кто такие индоевропейские народы?

Популярный «Археологический словарь» У. Брея и Д. Трампа сообщает, что это «языковая семья, происхождение которой, по-видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2-го тысячелетия до н.э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также на Ближнем Востоке (с хеттами и хурритами-? в Митанни[3]). Почти все современные языки Европы, а также Индии являются индоевропейскими. Как это было впервые показано сэром Уильямом Джонсом в 1786 г., термин И. можно с уверенностью применять лишь к лингвистическому материалу, так как он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными».

Общность индоевропейских языков была установлена в 18 веке – начало изучения санскрита.

Возникли вопросы хронологии и территории распространения индоевропейцев.

Проблема поиска прародины индоевропейцев получила популярность в первой половине XIXв.

1. Прародину помещали на востоке: Бактрия (между Гиндукушем, Амударьёй и Каспийским морем) - А. Пикте. За Азиатскую прародину - В.Хен, Г.Киперт, И.Мур.

2. Прародина в Европе - Р.Лэтем (1860-е гг.) - т.к. здесь больше всего индоевропейских языков. Б.Бенфей, Хоммель - юго-восток Европы и области к северу от Чёрного моря (от Дуная до Каспия). Ф.Шпигель - Восточная Европа от 45.5о с.ш.

После исследований 1950-60-х гг. по выявлению древнейшего словарного фонда, новых археологических находок было установлено время общеиндоевропейского периода - V-IVтыс., начало расхождения индоевропейских языков - IVтыс. (иногда рубеж IV-IIIтыс.).

Глоттохронология

Письменные источники, по мнению В. Иванова, относятся к началу II тысячелетия - это древнейшие свидетельства хеттского и других анатолийских языков.
В каппадокийских табличках из староассирийских торговых колоний в Малой Азии, датирующихся рубежом III-II тысячелетий и началом II тысячелетия до н. э., засвидетельствовано большое количество собственных имен, этимологизируемых на основании отдельных анатолийских языков. Следовательно уже давно сформировались отдельные анатолийские диалекты хеттского и лувийского. Это заставляет отнести выделение анатолийской общности из индоевропейского праязыка и тем самым начало распада праязыка к периоду не позднее IV тысячелетия до н. э., а возможно и значительно ранее.

В. Иванов: можно утверждать с достаточной уверенностью, что индоевропейская прародина представляла собой область с горным ландшафтом. Об этом свидетельствует прежде всего многочисленность индоевропейских слов, обозначающих высокие горы и возвышенности. Кроме того, реконструируя ландшафт, который окружал древнего индоевропейца и который он зафиксировал в языке, можно сделать еще один вывод. Это ландшафт с широким распространением горного дуба и ряда других деревьев и растений, растущих в высокогорных местностях. Дубовые леса нехарактерны для северных областей Европы, где они распространяются лишь начиная с IV-III тысячелетий

Исследования последнего времени, касающиеся Мирового дерева как основного символа, вокруг которого строится индоевропейская модель мира, образуемая всеми живыми существами, располагающимися по нескольким ярусам - 'верхнему', 'среднему', 'нижнему', подводят также к выводу, что такие представления могли возникнуть лишь в зоне, богатой лесами, и только позднее могли быть перенесены в более северную степную полосу. С такой локализацией согласуется и так называемый «аргумент бука», исключающий из прародины часть Восточной Европы к северо-востоку от Причерноморья до низовьев Волги (где бук отсутствует на всем протяжении послеледникового периода), но совместимый с локализацией ее от Балкан до Ближнего Востока.

Для IV тысячелетия до н. э., то есть в период существования общеиндоевропейского языка и его носителей - древних индоевропейцев, скотоводство (как и земледелие) в Центральной Европе было в зачаточном состоянии, тогда как в общеиндоевропейском восстанавливается развитая система скотоводства с наличием основных домашних животных: названия коня, осла, быка, козла,, свиньи, собаки и проч. Реконструировано также древнее слово для «пастуха» и глагол «пасти, охранять скот». Для Восточной Европы, в частности для Северного Причерноморья и приволжских степей, такое развитое скотоводство известно лишь в III тысячелетии до н. э. В центральной Европе овцеводство, сильно развитое у древних индоевропейцев, что видно из развитой овцеводческой терминологии, почти полностью отсутствует до I тысячелетия до н. э. Это согласуется и с отсутствием 'шерсти' в неолите Европы. Разведение коз отмечается в Европе еще позднее, в том числе и Восточной. То есть таким образом, скорее всего идея о том, что прародина индоевропейцев находилась в Центральной или Восточной Европе – неверна.

Особую ценность для установления первоначальной среды обитания древних индоевропейцев и локализации индоевропейской прародины представляет индоевропейская терминология транспорта - названия 'колесных повозок' и 'колеса', названия металлов - 'бронзы', необходимой для изготовления колесных повозок из твердых пород горного леса, и тягловой силы - 'лошади', которую следует предположить уже в период существования общеиндоевропейского языка, то есть в IV тысячелетии до н. э. Весь этот комплекс данных опять-таки ограничивает территорию первоначального распространения индоевропейского языка областью от Балкан до Ближнего Востока и Закавказья, вплоть до Иранского плоскогорья и Южной Туркмении

Современные гипотезы.

1. Восточная Анатолия, Южный Кавказ, Сев. Месопотамия. Археология указывает на непрерывность развития анатолийских культур на протяжении IIIтыс. Передвижение рассматривается не как тотальная этническая экспансия, а как движение самих диалектов вместе с определённой частью населения, наслаивающегося на различные этносы и передающего им свой язык.

Миграции начинаются не позднее IVтыс. Сначала выделилась анатолийская языковая общность (хетты), располагавшаяся вблизи мест формирования индоевропейцев и представлявшая собой наиболее архаичные языки. В свете новейших археологических данных, связанных с обнаружением в восточной Анатолии костных остатков лошади (раскопки немецких археологических экспедиций в Демирджи-Хююк, Ярыккая и Норшунтепе), появление индоевропейских племен в этих областях Малой Азии относят к еще более раннему периоду, к концу IV тыс. до н. э.

Затем обособилась греко-армяно-арийская (причём арийская выделилась ещё в пределах общеиндоевропейской). Греческая передвигается в Грецию через Малую Азию и наслаивается на эгейский субстрат. Дорийцы проходят на северо-запад – на Балканы (к северу от Греции). В числе ранних греческих групп могли быть и пеласги, которые заняли Пелопонесс – ?

Что было на Балканах?

Еще до появления перечисленных индоевропейских диалектов на Балканах из Малой Азии балканский ареал представлял собой древнейший в Европе очаг цивилизации, истоки которой восходят к V тысячелетию.
Археологические открытия последних лет обнаружили на Балканах существование развитой цивилизации, близкой по типу к древневосточной и связываемой с еще более древней цивилизацией запада Малой Азии - Чатал-Хююком (VI тыс. до н. э.).

Культура древних Балкан V и IV тыс. до н. э. (Старчево в Югославии, Караново I - в Болгарии, Криш - в Румынии, Кёрёш - в Венгрии, Сескло - в Фессалии) характеризуется развитым земледелием и использованием злаков древнеближневосточного происхождения, металлургией меди, сформировавшейся также под вероятным малоазиатским влиянием, наличием достаточно сложной религии и соответствующей символики, в том числе и пиктографических знаков линейного характера. Принадлежность этой культуры (как типологически, так и генетически) к ближневосточному культурному ареалу может быть истолкована как свидетельство того, что она является ранним ответвлением середнеазиатского очага цивилизации. Установление более конкретного этнического характера этой древнебалканской культуры (как, впрочем, и древнейшей малоазиатской цивилизации типа Чатал-Хююка) в настоящее время не представляется возможным. На эту древнебалканскую культуру V тысячелетия до н. э. позднее, начиная, по-видимому, с III тыс. до н. э., наслаиваются миграционные волны носителей индоевропейских диалектов, исходящие из общеиндоевропейского ареала на Ближнем Востоке.

Индоарийцы, часть иранцев и тохары двигаются в северо-восточном направлении (индоарийцы могли пройти через Кавказ в Сев. Причерноморье), а носители древнеевропейских диалектов - через Среднюю Азию в Поволжье и далее в Европу.

Таким образом для «древнеевропейских» языков общим исходным ареалом распространения (хотя и вторичным) можно считать область Северного Причерноморья и Приволжские степи. Теория, локализующая в этой области «прародину индоевропейцев», принимает в таком освещении новый смысл как гипотеза о прародине для западной группы индоевропейских языков. Этот временный ареал совместного обитания племен - носителей древних индоевропейских диалектов мог служить областью, где двигались различные миграционные волны носителей этих диалектов и формировались вторичные изоглоссы, наложившиеся на старые; последние объединяют эти диалекты с другими индоевропейскими языками, носители которых мигрировали из первоначальных областей их расселения в других направлениях.

Именно на путях к этим областям «вторичной прародины» - Причерноморья и Заволжья - и могли происходить контакты древнеевропейских диалектов с носителями языков Центральной Азии (ср. заимствования в финно-угорские языки из этих диалектов, а также заимствования в эти диалекты из алтайских языков).

Здесь складывается Курганная (древнеямная) культура III тысячелетия до н. э., которая характеризуется наличием скотоводства и земледелия, колесных повозок, применением домашней лошади как тягловой силы, развитой металлургией меди, а затем бронзы, сооружением крепостей на возвышенностях. Для этой культуры характерно уже и выделение социальных рангов, наличие предводителей племени и особого ранга воинов, наличие значительного числа религиозных символов (колесница Солнца и др.); захоронение трупов в некоторых случаях с трупосожжением.

Существенным моментом в свете предлагаемой интерпретации курганной культуры является то, что она обнаруживает связи с переднеазиатским миром, которые шли через Среднюю Азию и через Кавказ. На это указывают колесные повозки переднеазиатского типа, характер изделий из металла с изображениями таких животных, как львы, скипетры из диорита и других драгоценных камней и др.

Другие гипотезы.

2. Балкано-Карпатский регион - В.Георгиев, И.М.Дьяконов - здесь население впервые на Европейском континенте перешло к производящему хозяйству. После открытия свойств меди металлургия V-IVтыс. достигла высокого уровня. Культуры этого периода, по мнению сторонников гипотезы, генетически связаны с раннеземледельческими.

Однако не обнаруживается перемещения древнебалканских культур IV тыс. на восток, нет свидетельств и об их перемещениях и на запад - там индоевропейцы появились не ранее IIтыс. Не ясно, где проходили контакты индоевропейцев с представителями картвельской, северокавказской, семитской языковых семей.

3. Поволжье. /К.Ф.Смирнов, Е.Е.Кузьмина, Н.Я.Мерперт/. На рубеже IV-IIIтыс. здесь распространилась ямная культура скотоводческих племён. Археологические находки свидетельствуют о связях с востоком и юго-востоком, а также дальнейшее продвижение на запад. Это сугубо археологическая концепция.

4. Циркумпонтийская зона. Эта гипотеза предполагает наличие определённой контактной непрерывности не только в области древнеямных культур, но и к югу от Чёрного моря, где элементы новой системы культур прослеживается вплоть до Кавказа.

Об этническом составе населения Европы I тыс. до н.э. можно судить по греческим и римским источникам (Геродот, Страбон, Полибий, Цезарь и др.).

Крито-микенская цивилизация.

Человек появился на Крите только в 7 тыс. до н.э. Мореплаватели пришли с востока, скорее всего с юго-западного побережья Малой Азии. Сначала жили в пещерах, затем прямоуголные дома из обожженного кирпича, затем из сырцового – высушенного на солнце.

В первые века 3 тыс. (около 2800 г.) на Крите наступает бронзовый век. Это наиболее ранняя европейская цивилизация с высоким уровнем жизни. Население Крита названо А.Эвансом минойцами (от царя Миноса). Как культурная группа минойцы появились ок. 2500 г. до н.э. Возможно, это смесь анатолийских иммигрантов и местного неолитического населения – в антропологическом отношении смешанная группа. В отличие от других цивилизаций бронзового века (например, египетской) минойская имела четко выраженный морской характер.

Занимались сельским хозяйством. Так, в поздний период выращивали пшеницу, просо, ячмень, чечевицу, горох, виноград, оливки, технические культуры (пряности, лен, шафран – для изготовления красителей). Животноводство - крупный рогатый скот, овцы, козы. Лошадь появилась на острове не ранее середины 16 в. до н.э.

Около 2000 г. начались процессы урбанизации – растут города, появляются первые дворцы (Кносс, Маллия, Фест) – это чисто минойское явление. Дворцы прекрасно устроены, украшены обильными росписями, оборудованы канализацией. Кносс раскапывался археологом Артуром Эвансом в 1899-1935 гг. Дворец занимал площадь около гектара (в книге Молчанова – более 1,5 га), центральный двор 26,5 на 53,1 м. Три яруса помещений разного назначения. В отличие от других дворцов пережил извержение Санторина 1450 г. Затем попал под власть микенцев. К этому времени относят возникновение легенды о лабиринте, Дедале и Икаре, Тесее и Минтавре (дом двойной секиры – Кносс). Легендарным является и царь Минос. Некоторые полагают, что было несколько правителей с таким именем. Геродот писал, что Минос установил владычество на Эгейском море и даже совершил поход в Сицилию.

До нас дошли многочисленные образцы Критской керамики с орнаментом из абстрактных криволинейных и растительных мотивов, а также морские пейзажи. Камнерезное искусство – статуэтки, сосуды, печати. Высокого уровня достигла обработка бронзы и золота.

Расширялась морская торговля.

Сведений о религии мало. Видимо, поклонялись Богине-матери (статуэтки), культовое значение имели двойной топор (лабрис) и «посвятительные рога» (символ, в основе которого – бычьи рога). Богине поклонялись в специальных святилищах на вершинах гор. Известны Игры (или бой) с быками (фрески, статуэтки). Неизвестно светский или религиозный характер носили эти игры

Сохранилась иероглифическая письменность, не расшифрованная до сих пор. Есть слоговое письмо. Знаки наносились острым предметом на глиняные таблички. Наиболее известная находка – Фестский диск (1908 г., диаметр около 16 см.).

Линейное письмо А (2000-1500 г. до н.э., были попытки расшифровать через семитский или анатолийский языки – они неубедительны). Линейное письмо Б (1500-1100 гг.) расшифровано М. Вентрисом в 1952 г. – это ранняя форма греческого языка, записанная в слоговой системе. Но этот тип тяготеет скорее к микенцам. «Его прочтение продемонстрировало непрерывность развития между бронзовым веком и классическим периодом в Греции, хотя тексты и содержат простые описи).

Критское письмо выросло из пиктограмм – рисуночного письма. Пиктограмма обозначает только тот предмет, который изображает (нет неразрывной связи с конкретным словом конкретного языка). В результате дальнейшего развития сформировалось письмо из 60-70 слоговых знаков (силабограмм). То есть в языке не было закрытых слогов (оканчивающихся согласным), не было, соответственно, и удвоения согласных.

Микенцы – это население Восточной и Южной Греции (появились ок. 2000 г. до н.э., самоназвание ахейцы) – с ними пришел индоевропейский язык. Микенская цивилизация возникает около 16 в. до н.э., в результате контакта с минойцами.

Пик развития Крита был достигнут в 18-15 вв. до н.э. (конец среднеминойского периода – начало позднеминойского). Владения Крита включали в себя юг Эгейского моря и множество островов.

Ок. 1450 г. произошло разрушение дворцов (возможно извержение вулкана на острове Санторин в 110 км. от Крита, что вызвало взрыную волну, цунамии и пепловую тучу), и остров попадает под контроль грекоязычных микенцев примерно на 50 лет. В 1400 г. происходит разрушение Кносса по неизвестной причине (мятеж, вторжение, природа -?).

Взяв Крит они стали контролировать торговлю в Восточном Средиземноморье, в том числе кипрской медью (у юго-зап. побережья Турции у мыса Гелидония в 1960 г. был найден затонувший корабль 13 в. до н.э. – груз слитков меди в форме бычьих шкур). Велась и континентальная торговля (в частности балтийским янтарем). Т.е. влияние Микен распространилось на огромной территории.

Микенцы жили в цитаделях с мощными стенами, за которыми находились дворцы типа мегарона (Микены, Тиринф, Пилос). Мегарон – тип дома, включающий прямоугольное помещение, боковые стены которого продолжаются в сторону входа и образуют портик, иногда колонный. В центре помещения обычно находился очаг, у задней или между боковыми стенами устраивались дополнительные комнаты. Форма М. появилась в Трое в середине 3-го тыс. и существовала на территории Турции и Греции.

Много минойских заимствований – фрески, расписная керамика, печати, линейное письмо.

Микены – город на Аргосской равнине в Восточном Пелопонессе. Окружен стенами, въезд через Львиные ворота. На вершине – остатки дворца. В Микенах найдены шахтовые гробницы (Шлиман, 1874 г.), которые находились за воротами города. В гробницах находились металлические изделия и керамика (16 в. до н.э.). Хоронили в толосах – камера в форме улья со ступенчатым сводом.

Период гегемонии Микен продолжался около 150 лет. Причины упадка не ясны. Свидетельством неспокойного состояния является Троянская война в конце 13 в. Тогда же гибнут многие города. Имеются сведения о депопуляции в Южной Греции, что способствовало вторжению дорийцев. Сами Микены были разрушены около 1100 г.

На рубеже 12-11 веков происходил переход от бронзового века к железному. На Крит докатилась последняя волна переселенцев – дорийцев.

Иберы.

Иберы - народ, населявший восточные и юго-восточные районы Испании в 1тыс. До н.э. Археологический материал распадается на несколько групп, но надписи свидетельствуют о единстве. Имели общую письменность на основе греческого алфавита с добавлением нескольких слоговых знаков. Язык не поддается дешифровке.

Особое место в культуре занимало ювелирное дело и скульптура ("дама из Эльче").

Поселения небольшие, но укрепленные, на побережье города, были сильно эллинизированы. Погребальный обряд - кремация, прах - в урнах.

Внешний вид - темноволосы; одежда - туника, стянутая в талии поясом, широкий плащ, сандалии из кожи, тростника. Всадники и воины носили кожаные сапоги. У женщин много украшений. Как и кельты носили торквесы.

Земледелие - злаки, виноград, оливы, фрукты, овощи.

Скотоводство - коневодство, овцеводство (в том числе и кельто-иберов).

Оружие - дротик и копье или пика (длина 1,6 м. - 2м., квадратное или 6-угольное в сечении), фальката - кривой короткий меч, не применяли колесниц. Стремян не было, шпоры обнаружены.

Религия мало известна. Статуэтки указывают на греческое влияние. Изображения типа Астарты-Венеры; крылатое божество; богиня, сопровождавшаяся дикими зверями. В Андалусии и на Балеарских островах - культ быка.

Происхождение связывают с Сев. Африкой или с кавказскими народами. В процессе расширения римского влияния исчезли, частично слившись с кельтами. Окончания названий поселений иберов - "ilti", "ili", "ilta", "ilu". Кельтские - "briga". Считают, что подлинные кельто-иберы жили в Новой Кастилии. На северо-западе - Галисия, Астурия, Португалия - культура "castres" - городища с каменной стеной - вмещали от двух-трех семей до 2 тыс. Человек. В них были круглые или овальные жилища. Существовали еще во IIв. до н.э.

Этруски

Этруски – народ, который в 1тыс. до н.э. населял север Центральной Италии (Этрурия - совр. Тоскана). Впервые выделяются в 8 до н.э., отличаясь от своих предшественников, богатством и восточным обликом гробниц.

Основная территория между реками Арно и Тибр (Флоренция – Рим).

Широкие торговые контакты, которые распространяются на Грецию и Карфаген, через Альпийские перевалы на Центральную Европу. На Юге влияние этрусков распространялось через владения Рима до Кампании на юге и долины По на севере.

Происхождение этрусков дискуссионное. В египетских источниках XIV-XII вв. до н.э. этруски упоминаются среди так называемых народов моря и фигурируют как турша, откуда произошло древнегреческое наименование этого народа - тиррены, или тирсены.

Культура этрусков была тесно связана с морем. Как писал Тит Ливий по имени этрусской колонии Адрии названо Адриатическое море, а второе тирренским по имени народа. Города этрусков имели выход к морю, хотя сейчас многие бухты уже высохли или заболочены, и создается впечатление отдаленности от берега. На кораблях этруски плавали по линии Эльба – Корсика – Сардиния (до этого места плавание проходило при видимости берега) – Африка. Судя по сообщениям античных авторов, этруски сооружали 50-ти весельные корабли (пентеконтеры) до 25 м. длиной. Были и более малые, но подвижные суда. Также широко было известно и этрусское пиратство, особенно развившееся после утраты этрусскими городами самостоятельности.

 

Согласно одной теории (см. Геродот) этруски приплыли из Западной Турции и покорили местное население (культура Вилланова). По другой сами носители культуры Вилланова восприняли черты восточной цивилизации благодаря торговле с греческими и финикийскими купцами.

Обе интерпретации недостаточно убедительны. Вероятно, надо учитывать обе концепции. Есть основания говорить о небольших группах пришельцев, прибывших в Италию во 2-м тысячелетии до н.э.

Большинство данных об этрусках происходит из погребений, которые обнаруживают быстрый рост благосостояния и роскоши. Сначала кремация, затем переход к ингумации.

Много керамики экспортировалось из Греции. Местная металлобработка (особенно производство бронзовых зеркал с гравировкой). Характер украшений близок финикийскому.

Склепы часто украшены фресками с изображением сцен повседневной жизни и мифологии, заупокойных обрядов (танцоры, борцы, демоны)

Собственные источники этрусков, использовавших греческий алфавит, могут быть транслитерированы, но перевести можно очень мало.

Ученые начали овладевать отдельными словами этрусского языка, начиная с XVIII в. Сказывалось малое количество литературных проявлений языка. На данный момент известно около 11 тысяч надписей на этрусском языке, преимущественно очень кратких. Самый большой текст был написан на бинтах так называемой Загребской мумии. По характеру начертаний отдельных букв письмо отнесли к 150 г. до н.э. Но недавний радиологический анализ льняной ткани, на которой написан текст, показал, что книга может быть на 200 лет старше. Не удалось подобрать и ключ к разгадке того, как книга появилась в Египте. Предполагается, что она принадлежала изгнанному из страны этруску, до того, как в нее была завернута мумия. Текст был религиозного содержания и предлагал описание ритуалов, связанных с богами, для разных дней года. Она включает в себя 216 текстов - значительно меньше того, что, как можно предположить. содержала изначально. Возможно, какие-то части текста были утеряны уже после открытия. Ученые отметили орфографические ошибки, объясняющиеся, вполне вероятно, тем, что на момент переписи язык уже выходил из употребления.

Для этрусков характерны города-государства – полисы. «Двенадцатиградье». Среди городов этрусков Популония, Ветулония, Тарквиния, Цэрэ (Черветери) на побережье, Вейи, Клузиум (Кьюзи) и Перузия (Перуджа) внутри страны. Эти города составляли свободную конфедерацию.

До нас дошли сведения о ритуалах, сопровождавших постройку города. Плугом пропахивали борозду на месте будущих рва и стены (это окружность). Эта граница в римское время называлась померий. Переход через него или застройка считалась религиозным преступлением, нарушителя которого ждала смерть. На месте будущих ворот жрец поднимал лемех плуга, прерывая борозду. Таким образом проходившие через ворота избегали гнева богов.

В ритуал основания города входило также сооружение в центре его ямы, известной под названием mundus. В яму кидали первые плоды урожая, а также землю, который каждый новый поселенец приносил со старого места жительства. Слово mundus (этрусское - manth) имеет в латинском значение «мир», «космос», а в этрусском сходно с именем подземного демона Мантуса. От него же происходит название итальянского города Мантуя. Иных данных об этом обычае нет.

Существовала царская власть. Атрибуты власти, которые впоследствии вошли в римскую культуру:

- переносное сиденье (это не одно и то же, что трон), в римской традиции – из слоновой кости;

- фасции – пучки розог

- тога, разрисованная или расшитая пальмовыми листьями;

- скипетр – наверху украшен орлом – священной птицей, орел считался птицей Зевса, в хеттских мифах – орел – вестник бога солнца. В легенде о воцарении Тарквиния Древнего царскую власть ему предсказал орел, упавший с неба на голову.

- двойной топор – греческое «лабрис» (видимо, заимствование из ликийского). Известны из древнекритских печатей, где лабрисы держат жрецы и жрицы. Есть и археологические находки лабрисов в критских погребениях. Предполагают, что от этого слова и произошел термин лабиринт, что обозначало погребальное сооружение сложной планировки (А. Эванс ошибочно счел, что лабиринт – это дворец). Например, Плиний Старший, ссылаясь на ранние источники, называет лабиринтом грандиозную гробницу Порсенны в Клузии (этрусский город).

Упоминается также «этрусская корона», в которой были воспроизведены из золота листья и желуди дуба. Дуб считался символом высшего небесного божества. Это известно и у других народов. В Додоне Зевсу был посвящен дуб древнейшего пеласгийского святилища. В Риме во времена Тарквиниев был дуб, священность которого удостоверялась золотой табличкой с этрусскими письменами. Т.е. у этрусков были представления о царе как воплощении верховного бога Тина.

Таким образом царская власть имела сакральный характер. Это проявлялось в религиозных обрядах и праздниках, наиболее известный из которых – регифугий («бег царя») – 24 февраля – связан с жертвоприношениям богам подземного мира – маннам. Принеся на комиции жертвы, царь убегал с форума. Бег царя может быть понят, как опасения соприкоснуться с маннами, которые выйдут из подземных жилищ на запах жертв.

Связь сакральных функций и с церемонией триумфа – обряд «очищения войска». Этрусское слово triumpe соответствует догреческому (триамб), имеющему значение «гимн» (связаны с вакхическими процессиями). В церемонии римского триумфа главным лицом был полководец. Но все знаки отличия, которые он получал, были идентичны этрусским и являлись общими для многих малоазиатских народов (например,персы).

Этрусский царь, как бог Тин, появлялся на квадриге (4 – священное число, четыре стороны света) в одеянии бога – тунике и тоге, расшитых или разрисованных пальмовыми листьями, в руке скипетр. Обнаженные части его тела были раскрашены той же краской, что и статуя Тина.

О религии этрусков мы можем судить по римским текстам, в которых говорится о существовании у этрусков связного космогонического учения («этрусской дисциплины»). Дошел текст, где рассказывалось, что бог занимался сотворением мира 12 тысяч лет, после чего распределил все творения по 12 «домам». 1 тысячелетие – небо и землю; 2 – видимую небесную твердь, 3 – море и все воды, 4 – великие светила и звезды, 5 – животные, 6 – человек. Следующие 6 тысячелетий уйдут на жизнь человеческого рода. Вероятно, это учение, имеющее параллели с Библией, восходит к неизвестному нам восточному источнику.

По представлениям этрусков, мир имел трехчастное деление (нижний-подземный, средний, верхний-небесный).

Был и культ растительности (см. идеи и мировом древе). Известно, что выделяли «несчастные деревья» (точнее растения вообще) - это те, которые находятся под покровительством нижних богов: папоротник, остролист, лесная груша, ежевичный куст, терновник. Есть и «счастливые деревья», их всего 13: летний и зимний дуб, пробковый дуб, бук, орешник, рябина, белая смоковница, яблоня, груша, сливовое дерево, кизиловое дерево, виноградная лоза, лотос. Эти растения связаны с верхними небесными богами. Подобной систематизации деревьев мы не встречаем ни у одного народа.

Сохранились сведения об этрусском пантеоне богов. Найдена модель овечьей печени, разделенной на сегменты, в каждом из которых написано имя божества (в некоторых сегментах по два) – всего 40 участков, также известны имена богов и из текстов. Кроме того были боги, не имевшие индивидуальных имен, или боги с именами, которые нельзя разглашать.

Богиня Туран – атрибуты голубь и лебедь, как у Афродиты, известно ее изображение как женщины с четырьмя крыльями. Упоминания относятся к 4-3 вв. до н.э. На модели печени нет. Имя Туран, вероятно, от корня тур – давать (блага).

Малоазиатское происхождение имеет богиня Аритими или Артумес – римская Диана. Греческая Артемида – дочь Зевса и сестра Аполлона. У греков ее почитание еще во 2 тыс. до н.э.

Уни – на бронзовой табличке она единственная восседает на троне, а не на курульном кресле.

В римском капитолийском культе вместе с Тином и Менрвой составляла триаду.

Конфликт с кельтами на севере и Римом на юге привел к завоеванию со стороны римлян, которое началось в 396г. до н.э. захватом Вейи и закончилось в начале 2в. До н.э.

33. Народы Британских островов

На Британских островах находятся два государства – Великобритания (Соединенное Королевство) и Ираландия. Наиболее многочисленный народ Британских островов – англичане, говорящий на языке германской группы. В регионе проживают кельтские народы – ирландцы, уэльсцы, гэлы. Шотландцы, утратиили старый кельтский язык, но сохранившие особую культуру. Среди ирландцев английский язык также широко распространен. Гэлы (гойделы) являются остатками кельтоязычного населения северо-западного берега Шотландии и Гебридских (они же Гаэльские) островов. В 12 в. местные кланы образовали собственное государство. Его глава имел резиденцию на Гебридах и признавал себя то вассалом шотландских, то норвежских королей. Гэлы поддерживали и тесные контакты с Ирландией. Впоследствии реформация, прошедшая на основной территории Шотландии, слабо коснулась горных областей расселения гэлов, здесь сохранился католицизм.

Составители современных классификаций особым народом считают ольстерцев (англо- и шотландоирландцев) – потомков английских и шотландских мигрантов, живущих на территории Ольстера – Северной Ирландии чересполосно с ирландцами. Сами ольстерцы не считают себя единым народом, сохраняя представление о своем происхождении из Англии и Шотландии.

 

Народ Основная территория расселения язык
Англичане Англия (Великобритания) английский
Шотландцы Шотландия (Великобритания) английский
Гэлы Северная Шотландия, Оркнейские острова (Великобритания) гэльский
Уэльсцы (валлийцы) Уэльс (Великобритания) уэльсский, английский
Ирландцы Ирландия, Северная Ирландия – Ольстер (Великобритания) ирландский, английский
Ольстерцы (англо- и шотландоирландцы) Северная Ирландия – Ольстер (Великобритания) английский

 

Конфессиональный состав населения Британских островов пестрый. Католицизм исповедуют ирландцы и гэлы. Шотландцы являются пресвитерианами (вариант кальвинизма). Англичане и часть уэльсцев принадлежат к англиканской церкви. Среди уэльсцев кроме того распространены малые протестантские церкви (например, методизм, конгрегационализм). Ольстерцы (анг

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История возникновения и расколы христианства в Зарубежной Европе

Христиа нство от греч пома занник месси я авраамическая мировая религия... Христианство самая крупная мировая религия как по численности приверженцев... История христианства в Европе начинается с Павлом Он был в Риме Италия и написал свое послание оттуда...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Албанцы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этногенез
График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к

Жилище.
Основной материал для строительства – камень (Италия). В испании используют серый гранит во влажной зоне, в центре и на юге – известняк и песчаник. Из глины делают сырцовый кирпич и обожже

ТЕТРАДЬ!!!!
Главные праздники — общие, Рождество и Новый год. В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал). Вальпургиева ночь — это наиболее значительный из языческих п

Религия
Протестанты (почти вся Французская Швейцария, кантон Берн – без Юры (?), часть немецкой Швейцарии, часть ретороманцев). Католики – часть немецкой Швейцарии, кантоны Валлис и Тичино, часть

Хозяйство.
Земледелие. Помещичьего землевладения не было. Общинные земли. Картофель – в немецкой зоне. Виноградарство. Женева, Во, Невшатель, Валлис, Люцерн,

Альпийский тип.
  Горные области Сев Италии, Швейцарии, Австрии, Верхняя Бавария, Савойя, бельг. Арденны, сев-зап. Словении. Огромная двухэтажная постройка, хозяйственные и жилые помещения н

Юрский дом (Баскский и Юрский тип).
Французская и швейцарская Юра. Квадратные большие постройки. Посередине фасада - широкие ворота, которые ведут в центральное помещение. По его краям жилые и хозяйственные помещения.

Календарная обрядность.
11 ноября – св. Мартин. В немецкой части – жареный гусь. У ретороманцев по улице водили наряженного быка, ходили ряженые, в руках у них сковороды, по которым били ножами и ложками. Быка надо было в

Свадебная обрядность.
До 1874 г. официальный запрет на межконфессиональные браки (особенно жестко ограничения в Лозанне, Галене, Шаффхаузене, Цюрихе). Власть отца в выборе брачного партнера была абсолютной. Лиш

Родильная обрядность.
Большую роль играл институт повитух, по поверьям, они связаны с нечистой силой. В 1866 г. в Оберштрассе под Цюрих состоялся съезд повитух (300 участников) – выбрали двух представителей, которые вош

Фольклор.
Разнообразно пение. Распространено многоголосье Хоры есть почти в каждой деревне. У франко-швейцарцев преобладает сольное исполнение. Особенностью песен горцев являются горловые звуки. Так

Хозяйство
Особенности экономического развития Англии привели к ликвидации крестьянского земледельческого хозяйства. В результате политики огораживаний земельные угодья оказались сосредоточены в руках крупных

Календарная обрядность
У населения Британских островов наряду с общеевропейскими традициями празднования Пасхи, Троицы, дня св. Иоанна, св. Мартина существует ряд оригинальных обрядов, связанных по преимуществу с кельтск

Обрядность жизненного цикла
У кельтских народов Британских островов долгое время сохранялась клановая структура. Ее распад был связан как с экономическими причинами, так и с введением соответствующих законов. В Ирландии кланы

Обрядность жизненного цикла
У кельтских народов Британских островов долгое время сохранялась клановая структура. Ее распад был связан как с экономическими причинами, так и с введением соответствующих законов. В Ирландии кланы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги