Реферат Курсовая Конспект
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии - раздел История, Мирово...
|
Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.
Основной вопрос философии:
Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.
В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек )
Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса.
Гносеологические и социальные корни Идеализма:
Гносеологический корень– (гносеология = познание) познание мира сложный многогранный процесс. Крайне противоречив. Не прямолинеен.
Моделирование, мыслительное конструирование понятий.
Системный подход – сочетание методов.
Характерные черты учений милетской (ионийской) школы, Гераклита, атомистов (Учение о первооснове всего сущего, учение о познании, социальные воззрения), элеатов.
Милетская школа – условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н.э. в г.Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); характеризуется стихийно-материалистическими тенденциями. Явно материалистическая трактовка философских проблем.
Первые учения – г. Милет 7--6 века до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей.
Первовещество– живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.
Занимались и разносторонней практической деятельностью.
Фалес. конец 7 – начало 6 в. до н.э.
Основатель Милетской школы.
Купец, много путешествовал.
Вопрос о первопричине вещей.
С точки зрения Фалеса материальная первооснова вещей – вода.
Из воды все возникает.
1) На этот вопрос можно ответить не прибегая ни к религии, ни к мифам.
2) Основание материально и оно одно.
Анаксимен: первоосновой вещей считал воздух.
Механизм образования вещей: воздух разрежаясь превращается в огонь, потом уплотняясь в облака, ветер, камни.
Анаксимандр: из чего возникают вещи в то они и превращаются.
Неопределенное материальное (апейрон) является основой окружающего мира. В его основе лежит качественная неопределенность.
Пифагорейская школа: (подход со стороны количества).
Пифагор – основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа и числовые соотношения (число 7 он рассматривал как символ судьбы).
Все вещи состоят из противоположностей – четное/нечетное, предел/беспредельное, единство/множество, правое/левое, мужское/женское.
Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита).
Особое значение – предели беспредельное.
Предел – огонь, беспредельное– воздух (пустота).
Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.
Ошибка Пифагора состояла в попытке представить идеальные математические объекты как мысли Бога.
В рамках Пифагорейской школы возникает новый тип человека – ученый.
Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе.
Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга.
Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей.
Диалектика Гераклита является скорее диалектикой движения а не развития.
Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку. Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем.
Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем, мерами загорающимися и мерами потухающий.
Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) рассматривали мир как мир ложных мнений, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир.
Новая сфера – сфера разума.
3 постулата:
1) Любое тело занимает равное себе место, не зависимо от того покоится оно или движется.
2) Двигаясь, тело проходит все точки своего пути.
3) Для прохождения пути необходимо время.
Мир неделим, неподвижен и покоится.
Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие – неподвижно.
Ксенофан: не бог создал мир, а человек придумал бога.
Мелмес вывел закон единого бытия: из ничего не может возникнуть ничто. Вечность бытия – есть вечность во времени.
Отождествление бога и мира носит название пантеизма.
Бог – это мир в его неограниченности и бесконечности во времени и пространстве.
Учение Платонанесостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспринимает чувственно, но никак не сам этот вид.
Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п.
Отсюда – идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода.
Античная философия (первые физики, школы атомистов). Тупики натурфилософской мысли.
Атомизм – учение о дискретном строении материи.
Демокрит.
Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы – мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку.
Очертание – форма атома; соприкосновение есть порядок; а поворот – положение.
«Почему молоко так легко пьется? Потому что его атомы круглые»; «Почему горчица не пьется так легко как молоко? Потому что ее атомы крючковатые».
Так он объяснял качества вещей и их многообразие.
Изменчивость всех предметов и явлений – результат движения атомов.
Атом – материальная причина существования вещей. Его нельзя осмыслить.
Мир един, т.к. его основу составляют атомы.
Возникновение и уничтожение вещей – результат процессов соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный характер.
Физики – Эмпедокл и Анаксагор.
Эмпедокл: в основе всего лежит многое. Не допускает существования пустоты. Движение – смена мест. Он представлял мир как нечто шарообразное и в нем элементы распределены однородно.
В этом мире царствует любовь, ее царство не вечно, оно длится какое-то время. Ей на смену приходит вражда (из единого делает многое), потом опять любовь (из многого единое) и т.д.
Анаксагор: предполагал возможность бесконечной делимости бытия он приводил такой пример: слиток золотой потому что семян золота в нем больше. Эти семена тоже состоят из золотых частиц. В слитке есть и камни, и другие металлы, но золота больше.
Он утверждал, что в отношении большого всегда есть больше, а малое можно сделать ещё меньше.
Пустоты в мире нет, а движет всем разум.
Атомисты: (Демокрит, Эпикур). В основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы – неделимые частицы.
Демокрит утверждал, что существует пустота, пространство – великая пустота, в которой лежат атомы. Телесное полностью заполняет объём, в котором оно находится.
Мир состоит из неделимых атомов, которые отличаются друг от друга по форме, расположению.
Когда атомы сталкиваются следует образование вещи.
Эпикур: наделяет атомы Демокрита силой тяжести, следовательно они падают, но иногда сталкиваются.
Демокрит считал, что и человеческая душа тоже состоит из круглых атомов. Предположил, что все в мире предопределяется положением атомов.
Создал свою теорию познания. Различал существование по истине (атомы) и существование по мнению (вкус, цвет).
Следовательно, получилось, что он ввел представление о (действительности, идеальности)...сти цветов, запахов – у любого человека свои ощущения, любой по-своему воспринимает цвета, запахи.
2 познания: ощущениями и разумом. Истина рождается из столкновения разума и чувства.
5. Учение Сократа.
СОКРАТ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась?
Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек.
В центрон ставит нравственные проблемы.
Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдет истину.
Ирония Сократа: с помощью нее он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений.
Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами.
Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым.
Для него, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер.
Для Сократа являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Если нет точного определения, то нет и знания о предмете.
Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания.
Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя".
Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины.
Метод Сократа: майевтика, т.е. повиальное искусство, помогающее достижению истины. Заключается в следующем: сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводится к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинается совместный поиск истины.
Для Сократа истина не возникла и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рожодалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину.
* Сократические школы:
** Мегарская школа: одна из сократических школ (4 в. до н.э.). Школа, эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основана Евклидом из мегары. (Представители – Евбулит из Милета и Диодор Крон, к дкоторым восходят многие традиц. софизмы, Стилпон из Мегары и др.).
Евклид (противники называли эту школу эвристической (эвристик - спорщик)).
В основе их учения лежала мысль, что предметом знания могут бать также бестелесные виды или общее, постигаемое посредством понятий.
Это общее совпадает с единым благом и неизменно. Ни чувственный мир, гибель, движение, изменение невозможны и попытка осмыслить их ведет к противоречию.
Евклид утверждал, что существует одно благо, которое называется разными именами, иногда разумом, богом или умом, а противоположное благу он отрицал, говоря что оно не существует.
Мегарики отрицали движение, они утверждали, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся.
** Киренская школа: одна из сократических школ др.-греч. философии (4 в. до н.э.). Основатель Аристипп из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последоват. гедонизма.
Киренская школа отвергала изучение природы, считая ее непостижимой.
Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только 2 состояния: наслаждение (плавное движение), и боль (резкое движение).
Наслаждение – цель жизни. Богатство не благо, а средство для достижения наслаждения. Нет ничего объективно справедливого или прекрасного, т.к. все определяет человек.
Аристиппутверждал, что предметом знания может быть только практически достижимое благо и ощущения, т.к. в них постигаются не свойства вещей, а наши индивидуальные восприятия.
Критерием блага может считаться испытываемые нами при ощущениях – наслаждения/боль.
Феодорвывел отрицание богов; считал целью деятельности не наслаждение, а радость.
** Киники: одна из сократических школ др.-греч. философии. Основатель Антисфен. Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлением культуры. Оказали влияние на стоицизм.
Антисфен: выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом идеях.
Диоген(ученик Антисфена). Антисфен: отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи.
Понятие – лишь слово, которое объясняет, чем вещь бывает или что она есть, поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно соединение различных понятий в единство суждения, ни определение, ни противоречие, т.к. о вещи может быть высказано только суждение.
Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспринимает чувственно, но никак не сам этот вид.
Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п.
Отсюда – идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода.
Классическая немецкая философия. Гносеология и этика И.Канта.
Условия возникновения и источники классической немецкой философии.
К середине 18 века центр философского творчества в Европе переместился из Франции и Англии в Германию.
По богатству и значимости содержащихся в ней идей немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов в развитии европейской философии.
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема, начавшегося в германских государствах с середины 18 века, и имевшего другим своим проявлением влияние на общественное сознание. Этот подъем был включен в общеевропейское движение, получившее название Просвещение.
Т.о., немецкая классическая философия разработала несколько основных проблем:
1.повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности;
2.особое внимание уделила проблеме развития;
3.значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
4.взглянула на историю как на целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант(1724-1804).
И. КАНТ.
Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.
Различает 2 уровня:
1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека).
2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).
2 периода в творчестве Канта:
1) Докритический
2) Критический
В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии).
1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”:
Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы.
Однажды созданный мир не меняется.
Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона.
(Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет.
Существование других галактик.
В критическом периоде переходит на позиции дуализма.
Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком.
1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании.
Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности.
Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно.
Процесс познания имеет 2 стороны:
1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств.
2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер.
Процесс познания проходит 3 ступени:
1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).
2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. => создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.
3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.
Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:
1. космологическая (идея о внешнем мире);
2. психологическая (идея о душе);
3. теологическая (идея о боге).
На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):
- мир конечен в пространстве и времени; - мир бесконечен в пространстве и времени;
- мир состоит из простых частей; - мир делится до бесконечности.
- в мире всё существует по необходимости; - в мире есть свобода.
В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.
Агностицизм Канта.
(Если подвести итоги).
Выдвигает 2 основания:
1. Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной.
2. Положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е. общефилософских, проблем разум сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (пр: что мир бесконечен и что он конечен). Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог представляют собой такие
Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания).
В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены – «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.
3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.
Основные достижения Канта:
1. дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона;
2. выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
3. выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
4. сформулировал моральный закон («категорический императив»);
5. выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Общий характер диалектики как науки.
Основные принципы диалектики.
Основные законы диалектики.
Парные категории диалектики, их методологическое значение.
Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.
В структуре диалектикивыделяют следующие разделы:
Общий характер диалектики как науки.
Основные принципы диалектики.
Основные законы диалектики.
Руссо
Материя и дух – 2 извечно существующих начала.
В вопросах теории познания придерживался идей сенсуализма (сознание через ощущения (опыт)), хотя и был сторонником врожденности нравственных идей.
Поль Генрих Дитрих ГОЛЬБАХ.
Материясуществует сама по себе, являясь причиной всего: она – своя собственная причина.
Все материальные тела состоят из атомов.
Гольбах дал «классическое» определение материи:
МАТЕРИЯ есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.
Весьма упрощенно трактовал процесс познания.
В познании…
Кант.
Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания).
В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены – «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.
Фейербах.
Материя в познании: Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием.
Учение о материи. Проблема материального единства мира.
Реальность – действительное, невымышленное существование.
Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания.
Термин сознание входит в определение материи в широком значении – как сознание вообще: индивидуальное и общественное.
Независимость от сознания имеет более широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием.
Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность одного по отношению к другому.
Независимость (первичность) материи выступает в трёх основных отношениях:
1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания.
2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.
3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения.
Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию.
Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и производности сознания от материи.
Материя – это не только всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного.
Материя– это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления.
Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех свойств материи.
Материя как субстанция– причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства.
Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие).
К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие материи.
Если пространство и время – формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи.
Материя – бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.
Реальный мир – это последовательность бесконечного числа форм материи и соответствующих им форм движения и развития.
Форма материи – это вид материи, материя на определённой ступени развития.
Основные формы материи:
1) Физическая – масса-энергетический мир.
2) Химическая.
3) Биологическая – способ существования высокоорганизованного материального субстрата, основным химическим компонентом которого выступают белки, углеводы, жиры и т.д.
4) Социальная – появление человека.
Мир – единая материальная субстанция. Её важной способом существования является процесс развития. Материальное единство мира выражается поэтому в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе.
Субстанционное единство мира проявляется в его процессуальном единстве.
Мир – есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый закономерный мировой процесс, все четыре основных формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития.
Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих четырёх фундаментальных форм материи, необходимо рассматривать особенности любой из них, закономерности единого процесса развития.
Всеобщая теория развития. Развитие повсюду осуществляется по диалектическим законам. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития.
Закон единого мирового процесса – закон, определяющий необходимую, а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека.
Законности развития:
1) Развитие – возникновение высшего из низшего.
2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента).
3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи.
4) Включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы.
5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи.
МАТЕРИЯ (по Ленину) – есть философская категория для обозначения объективной (существ вне, независимо от сознания) реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими чувствами, существуя независимо от них. Материя – это субстанция нашего мира.
Субстанция – субстрат (некая основа, носитель) + его свойства.
Если раньше материя отождествлялась с атомом, то сейчас открыт электрон и материя относительна => природа бесконечна.
Виды материи:
1) Вещество – вид материи, имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное, плазма.
2) Поле – не имеет массы покоя. Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, проявляющейся в общих свойствах и специфических для данной формы материи способов существования.
Формы:
1) Социальная (человек, человеческое общество, труд).
2) Биологическая (живая природа).
3) Химическая (атомы).
4) Физическая (низший – атомы, молекулы, поля).
Мир как система (упорядоченное множество элементов):
1) Неживая природа(уровень полей и элементарных частиц, ядра, атомы, молекулы).
2) Живая природа(ДНК, биот – уровень всего живого).
3) Социальный (уровень человека, средние социальные группы, государства, цивилизации).
Движение – всеобщее и неотъемлемое свойство (атрибут) материи.
Форма движения материи – специфический способ существования различных качественно определенных материальных объектов.
5 форм движения:
1) Социальная (труд, общественное пр-во).
2) Биологическая (жизнь).
3) Химическая (реакции).
4) Физическая.
5) Жизнь – высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией, самовоспроизведением, разноуровневостью открытых систем, основу которых составляют белки, нуклеинов кислоты.
Принципы:
1) Каждая формы движения имеет свой носитель, субстрат.
2) Высшая форма возник из низшей (координация).
3) Высшее, возникшее из низшей, не сводится к низшей, это абсолютно новая форма.
Отражение – всеобщее свойство материи – способность материальных объектов или систем воспроизводить особенности воздействия объекта путем преобразования собственных свойств, структуры, функций. Отражение зависит от движения.
25. Философское учение о формах бытия материи: движении, пространстве и времени. Классификация основных форм движения, ее критерии и методологическое значение.
МАТЕРИЯ (по Ленину) – есть философская категория для обозначения объективной (существ вне, независимо от сознания) реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими чувствами, существуя независимо от них.
Пространство и время – всеобщие формы бытия материи.
Пространство – протяженность, сосуществование вещей, время – длительность.
На уровне понятий протяженность и длительность выражаются в абстрагируемых от них признаках – измерениях.
Пространство характеризуется двумя измерениями, время одним: оно течет от прошлого к настоящему и к будущему.
Одномерность времени связана, поэтому с однонаправленностью и необратимостью.
Пространству свойственна обратимость, движение возможно в прямом и обратном направлении.
Пространство и время обладают однородностью, различные точки пространства одинаково тождественны, также и моменты времени. Пространство изотропно, т.е. все направления в пространстве равноценны, одинаковы.
Пространство и время – внутренние формы бытия материи, объективные формы (с позиции научного материализма).
Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи.
Сосуществующие в пространстве вещи, могут сосуществовать во времени и существующие во времени вещи образуют пространство ... .
Любая из основных форм бытия, таким образом, выступает в качестве условия другого. ... физические представления о пространстве и времени связаны с теорией Эйнштейна.
Теория относительности основывается на принципах:
- Постоянства скорости света в пустоте.
- Относительности.
На их основе Эйнштейн разработал теорию физического пространства и времени, где пространство и время зависимы от движения физических тел по мере приближения к скорости света.
Эйнштейн открыл свойство пространство и времени – быть объективно различными в различных физических системах.
Общая теория относительности ввела представление о взаимосвязи и взаимодополняемости пространства и времени. Общая теория относительности исходит из признания тяготения, которое определяет свойства пространства и времени.
С позиций общей теории относительности протяженность и длительность зависят от интенсивности гравитации, чем интенсивнее поле тяготения, тем меньше протяжённость и медленнее течет время.
Общая теория относительности ввела понятие о кривизне пространства.
Теория относительности…
– подтвердила диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, их неразрывные связи друг с другими материями.
– дала толчок и материал для существенного углубления научно-философской концепции пространства, времени, движения и материи.
– В науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени.
Движение – способ существования материи.
Наряду с пространством и временем, способом существования материи являются движение и развитие.
Движение есть абстрактная сторона развития.
Движение – изменение вообще. Все вещи обладают способностью изменения, перехода из одного состояния в другое.
Движение – перемена места в пространстве, изменение физических полей, химического состава, структуры и функций организмов, рост знаний и т.д.
Движение может быть определено как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Любая вещь, оставаясь до какого-то предела самой собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть тождественной себе. Вне такого непрерывного движения вещь не существует и не может мыслиться.
Поэтому в марксистской диалектике понятие абсолютного покоя рассматривается как несостоятельное.
Движение и покой. Движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это значит, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся.
Если абсолютизировать движение и полностью отрицать покой, это приводит к тому, что вещь, как носитель движенья, растворяется в чистом движении, что делает бессмысленным и само понятие движения.
Покой и движение не являются полноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой как относительный.
Покой относителен в двух смыслах:
1) В пределах каждого покоящегося происходят непрерывные изменения, подрывающие покой изнутри.
2) Всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.
Так как всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему.
Понятие движения получает широкий и узкий смысл:
– В широком смыследвижение целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движения.
– В узком смыследвижение за вычетом покоя.
Материя и движение неразрывно связаны. Как нет материи без движения, так нет движения без материи. Движение принадлежит материи, являясь ее способом существования, свойством материи.
С другой стороны, движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела.
Попытку оторвать движение от материи предпринял в начале двадцатого века Освальд (махизм). Он полагал, что противоположность материализма и идеализма может быть преодолена, если понятия материи и духа заменить нейтральным понятием энергии, но это просто изменение терминологии.
Освальд фактически рассматривал энергию, как существующую объективно, вне сознания. С появлением соотношения массы и энергии, энергетизм стремился доказать, что оно свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако эта формула фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе.
Движение – всеобщее и неотъемлемое свойство (атрибут) материи.
Форма движения материи – специфический способ существования различных качественно определенных материальных объектов.
5 форм движения:
1) Социальная (труд, общественное пр-во).
2) Биологическая (жизнь).
3) Химическая (реакции).
4) Физическая.
5) Жизнь – высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией, самовоспроизведением, разноуровневостью открытых систем, основу которых составляют белки, нуклеинов кислоты.
Принципы:
1) Каждая формы движения имеет свой носитель, субстрат.
2) Высшая форма возник из низшей (координация).
3) Высшее, возникшее из низшей, не сводится к низшей, это абсолютно новая форма.
Познание, его сущность и цель. Чувственная и логическая ступени познания. Их содержание и формы.
Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические – концепции познания.
С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.
По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.
С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.
Материализмпрошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.
В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.
С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.
Четыре основных принципа теории познания:
1) Объективный характер познания(признание существования объективного мира, который познаётся человеком).
2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...
Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот.
3) Диалектический характер познавательного процесса(процесс познания идеален).
4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.
Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.
Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.
Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.
Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств. Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.
Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией знаков – семантикой.
Знак – материальный предмет, приведенный в условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно с предметом.
Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное значение.
Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.
Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое – как опосредованное.
Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие.
Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.
Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии. Методы и формы эмпирического, теоретического уровней познания.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.
Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала.
Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Позиции эмпиризма: на 1-м плане – роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления.
Позиция рационализма: на 1-м плане – деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания.
Агностицизм– идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.
Агностик – скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”.
Иррационализм – идеалистическое философское направление, отвергающее способность разума, разумное мышление, способность науки познать истину, проповедующее первенство воли, инстинкта.
Методология определяется как система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности исследователя.
Метод – способ организации деятельности; основные пути и приемы научного познания.
Формы и методы научного познания.
Основной формами научного познания являются:
Познание, его сущность и цель. Чувственная и логическая ступени познания. Их содержание и формы.
Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические – концепции познания.
С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.
По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.
С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.
Материализм прошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.
В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.
С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.
Четыре основных принципа теории познания:
1) Объективный характер познания(признание существования объективного мира, который познаётся человеком).
2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...
Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот.
3) Диалектический характер познавательного процесса(процесс познания идеален).
4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.
Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.
Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.
Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.
Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств.
Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.
Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией знаков – семантикой.
Знак – материальный предмет, приведенный в условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно с предметом.
Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное значение.
Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.
Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое – как опосредованное.
Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие.
Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.
– Конец работы –
Используемые теги: мировоззрение, Исторические, типы, Функции, философии0.085
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов