рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм. - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии Характеристика Времени: 1) Возникновение, За...

Характеристика времени:

1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений.

2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.

3) Развитие промышленности. Торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитие материального производства => развитие техники, математики, механики. Естествознания, и т.д.

4) Религия – не такое значимое место => свобода мысли; находятся старые произведения философов ? переосмысливаются.

Характерные черты:

1. Переворот системы ценностей. Человек – высшая ценность, индивидуализм.

2. Выдающиеся люди – цельные, универсальные, масштабные натуры. => Ставили масштабные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

3. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку.

4. Опытное естествознание.

5. Общая идея – гуманизм.

6. Отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие Эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви.Связана с изучением вновь открытых произведений классической древности.

(Отвергая абстрактный, надклассовый подход к гуманизму, марксизм связал его с революционной борьбой пролетариата за построение коммунистического общества, создающего предпосылки для всестороннего развития человека. Практическое осуществление – социализм).

Пантеизм – религиозно-философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистическая тенденция проявляется в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии возрождения и материалистической системы Спинозы, отождествившей понятие Бог и природа. Неоднократно выступал как формаперехода от теизма к материализму.

Кузанский– теолог и философ: бог не творит мир из ничего, а разворачивает мир из себя, раскрывает свою внутреннюю сущность – мистический пантеизм.

Бруно: бог находится во всех материальных вещах в виде закономерностей, которые связывают вещи – натуралистический пантеизм.

Человек должен приближаться к богу.

Солнечная система создана богом, в центре – Солнце, определенное место отведено человеку, созданному по образу и подобию бога.

Гуманизм – человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека.

Художники Эпохи Возрождения: видят человека как самостоятельную эстетическую ценность, человек в центре внимания.

Художники приближают человека к богу.

Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от бога.

Монтень: смысл человеческой деятельности не в результатах его деятельности а в том, как человек проживает жизнь.

Томас Морр: Утопия: все должны работать, вся собственность превращается в общую, всё становится одинаковым, следовательно люди должны меняться домами.

Утопия справедливого общества: отсутствует частная собственность, общественный труд.

Морр отстаивал независимость церкви, определённый демократизм.

Кампанелла: общество находится в неблагоприятной ситуации из-за частной собственности, следовательно выход: все трудятся, труд общественный, рабочий день – 4 часа.

Создана община – все одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у всех всё есть).

Ликвидирует институт семьи – все жены общие.

В городе Солнца он оставляет церковь – т.к. не видит другой силы, которая способна держать в руках общество.

(Платон – принцип действовать убеждением/силой. Тоталитарное государство: страх – шестое свойство человека).

Кампанелла: общество простоты + роль науки, следовательно просвещение, прекращение войны.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии

Основной вопрос философии... Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека... В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред

Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные: - Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Разновидности: 1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери

Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани

Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия.
Агностицизм à мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм

Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят

Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство. В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству. Переход физического сопротивле

Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона.
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли. Социальные предпосылки: 1) Прогресс в экономике, технике, рост производител

Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции.
Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом. Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя

Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании.
Лейбниц. Продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв. Просвещение

Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п

Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий

Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего. Рассматривает разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и выс

Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti

Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич

Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма.
Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це

Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ: Овеществление труда. Социально-экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч

Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и

Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.
Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика– мир стати

Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. Ди

Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей взаимной связи. 2. Принцип развития через противоречия. Основные законы диалектики:

Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира.
Греческая философия. Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых

Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности.
Один из основных вопросов философии: Существует 2 стороны: ***Первая сторона: Выступает вопрос (об отношении сознания к матер

Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п

Теория имеет
2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать на

Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это сущ

Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). О

Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности: -отношения личной зависимости (1), -отношения вещной зависимости при личной независимости (2), -отнош

Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной

Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори

Информационное общество. Глобальные проблемы современности.
Человечество как мировое сообщество. Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац

Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове

Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры.
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это

Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко

Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги