Антропологический материализм Л. Фейербаха. - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии Свою Философию Называет Философией Будущего.
Рассматривает Разум Чел...
Свою философию называет философией будущего.
Рассматривает разум человека, который является продуктом природы.
Человек единственный универсальный и высший предмет философии.
Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием.
Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.
Философия Фейербаха превращает человека и природу в единственный предмет философии.
Природа – высшая реальность, а человек – высший продукт природы. В человеке природа созерцает себя.
Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна, пространство и время – основные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности.
В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаимно. Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому.
Органическая форма материи – высшая форма.
Природа – основа духа. Она же должна стать основой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом, и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.
Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная – недооценивалась.
Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия.
Сущность человека – в многообразии его переживаний.
Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека.
Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов.
Идеализм, по Фейербаху – рациональная теология.
В начале жизни – сторонник гегельской философии, в дальнейшем критикует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания.
Критикует религию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека.
Бог – есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего зависит реально.
Сущность религии – человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится верить, любить (имеет ввиду нравственную любовь).
Образ бога для Фейербаха – отчуждение сущности человека. Ему приписывают самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего существующего.
Истинная религия по Фейербаху – религия без бога, это любовь человека к человеку.
Рассматривал религию в основном со стороны нравственной сути.
«Не Бог создал человека, а человек создал Бога».
Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.
Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.
Классическая немецкая философия как источник марксистской философии.
Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. В этой связи исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность. Огромный вклад они внесли в разработку целостной концепции диалектики. Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Можно определенно сказать, что представители данной философии пошли вслед за просветителями 18 века (и прежде всего французскими), провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума и обращаясь к идее закономерности исторического процесса.
Предпосылки Марксистской философии:
– рассмотрение человека как высшего предмета философии;
Основной вопрос философии... Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека... В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред
Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:
- Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные
Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.
Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.
Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят
Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Выступив против
Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение
Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п
Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti
Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич
Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
Овеществление труда.
Социально-экономические изменения.
С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч
Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и
Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.
Ди
Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.
Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п
Теория имеет
2 основных значения:
а) высшая форма научного познания;
б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
О
Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной
Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори
Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове
Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко
Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов