Некоторые категории диалектики. - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии В Этом Плане Диалектика – Наиболее Общее И Абстрактное Учение О Развитии Безо...
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.
Диалектика имеет второй план (уровень построения).
(??Принцип всеобщей взаимной связи) Здесь диалектика – описание единого процесса развития материи, составленного последовательностью основных форм материи. Это конкретно всеобщая теория развития, опирающаяся на всеобщую теорию диалектики, и объединяющая реальные ступени развития мира и исследование сущности.
Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, то есть присуща бесконечному миру.
Диалектика (по Энгельсу) выступает в двух формах:
Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, то есть природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира (человеческого мышления).
Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное (абсолютное совпадение возможно только при абсолютно полном познании мира).
В субъективной диалектике различают:
1) диалектику логического мышления;
2) диалектику познания в целом.
В этом плане диалектика выступает в трёх формах: объективная диалектика, логика и теория познания.
Диалектика как философская наука в целом выступает в качестве теории, то есть объяснение развития в природе, обществе и мышлении, и метода (способа), подхода к познанию и изменению мира.
1) Стихийная диалектика древних (субъективная диалектика – Платон, Сократ, Аристотель). Гераклит: представил космос (огонь) в виде процесса противоречия. Является основой бытия, существования вещей (объективная диалектика).
2) Идеалистическая диалектика Гегеля: движение через порождение категорий, которые связаны друг с другом. Идеалистическое отрицание – отрицание как таковое, удержание всего положительного, рационального, умножение того, что было.
3) Материалистическая диалектика Маркса (диалектика – органичная внутренняя часть материализма).
Диалектика – наука о всеобщей связи. Две вещи связаны, если применение одной вызывает применение другой.
Основные законы диалектики:
Закон – необходимое, существенное, устойчивое; принятый принцип построения, …
Энгельс: закон – это «форма всеобщности», т.к. он выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.
1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.
Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.
Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.
Первая всеобщая сторона вещей – специфичность – будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – количества.
Качество – внутренняя определенность вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определенность, другое качество). Второй момент в определении качества – специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти.
Качество – целостная характеристика вещи, свойства – множественная характеристика.
Вещь обладает одним качеством и многими свойствами.
Свойство– это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности).
Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда.
Отношение– связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство – отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи.
Количество – внешняя специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д.
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера – диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определенность предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи.
Скачок– переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений).
Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.
Борьба – активный характер противоречия.
Единство– отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.
3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности.
Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.
Законы диалектики всеобщие – могут использоваться в разных науках = методология.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Категории (неосновные законы диалектики):
1. Сущность и явление.
2. Единичное, особенное, всеобщее.
3. Форма и содержание.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.
Все темы данного раздела:
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред
Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:
- Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные
Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб
Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Разновидности:
1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери
Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.
Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.
Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани
Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия.
Агностицизм à мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм
Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.
Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят
Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство.
В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству.
Переход физического сопротивле
Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.
Характеристика времени:
1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений.
2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.
Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона.
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли.
Социальные предпосылки:
1) Прогресс в экономике, технике, рост производител
Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Выступив против
Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции.
Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом.
Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя
Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании.
Лейбниц.
Продолжатель идей Платона (объективный идеализм).
Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.
Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение
Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п
Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, – основополагающий
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего.
Рассматривает разум человека, который является продуктом природы.
Человек единственный универсальный и выс
Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti
Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич
Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма.
Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це
Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
Овеществление труда.
Социально-экономические изменения.
С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч
Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и
Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.
Диалектика – мир изменяется, находится в движении.
С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.
Метафизика– мир стати
Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира.
Греческая философия.
Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых
Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности.
Один из основных вопросов философии:
Существует 2 стороны:
***Первая сторона:
Выступает вопрос (об отношении сознания к матер
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.
Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п
Теория имеет
2 основных значения:
а) высшая форма научного познания;
б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.
Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке.
Материализм 17-18 вв. Не смог дать на
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования.
Человек – это сущ
Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
О
Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности:
-отношения личной зависимости (1),
-отношения вещной зависимости при личной независимости (2),
-отнош
Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной
Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори
Информационное общество. Глобальные проблемы современности.
Человечество как мировое сообщество.
Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац
Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове
Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры.
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это
Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко
Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид
Новости и инфо для студентов