Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).
Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических). - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии Человеческая Сущность. В Наиболее Общем Ви...
Человеческая сущность.В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования.
Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность.
Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могут возникнуть в природе, или, иными словами человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать.
Человеческая сущность выражена в «сущностных свойствах» или «сущностных силах человека» (Маркс).
Важнейшими сущностными силами человека является труд, мысль, общение, т.е. социальная связь с себе подобными.
Вторым «ярусом» человеческих сущностных сил выступают способности и потребности.
Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими группами свойств является коллективность и индивидуальность.
Двумя важными сторонами человеческой сущности являются: родовое и индивидуальное. Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов образует человеческое общество.
Производящий способ существования человека как высшей формы материи определяет возникновение сознания.
Человек поэтому – производящее и сознающее существо.
Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между потребностями и способностями, трудом и мыслью, трудом и формами общения, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью и др.
Развитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.
Смысл существования – одна из важнейших сторон основного вопроса философии.
Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею.
Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.
Однако вместе с тем человеческая сущность исторична, получает историческии модификации, проходит сложный процесс исторического развития.
Смысл жизни меняется поэтому на основе изменения реальной сущности человека, ее модификации.
Диалектический материализм раскрывает первый уровень смысла человеческого существования.
Его содержание можно свести к нескольким моментам.
Прежде всего, смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идее и т.п.
Смысл заложен в самом человеческом существовании.
Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл.
Смысл человеческого существования, далее, заложен в человеческом творчестве – труде и мысли, в познании и материальном преобразовании мира и самого себя.
Смысл существования состоит в углублении человека в свою собственную родовую всеобщую, человеческую сущность.
Будучи движением к всеобщей человеческой сущности смысл человеческого существования имеет глубоко индивидуализированный характер, неразрывно слит с индивидуальностью, представляет собой движение в свою индивидуальность.
Основной вопрос философии... Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека... В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование...
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред
Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:
- Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные
Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.
Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.
Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят
Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Выступив против
Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение
Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего.
Рассматривает разум человека, который является продуктом природы.
Человек единственный универсальный и выс
Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti
Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич
Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
Овеществление труда.
Социально-экономические изменения.
С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч
Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и
Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.
Ди
Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.
Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п
Теория имеет
2 основных значения:
а) высшая форма научного познания;
б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
О
Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной
Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори
Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове
Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко
Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов