Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.
Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии В Учении О Противоречиях Она Вскрывает Движущую Силу И Источник Всякого Разви...
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.
Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики)).
Диалектический метод альтернативен: метафизическомуи эклектическому.
Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия.
Характерные особенности– односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.
Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития – диалектическую в метафизическую.
Метафизическая…
- Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга.
- Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь.
- Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.
Диалектическаяже концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей колокольни".
Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.
Быть диалектиком – значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.
Проблемаметода.
Д.(Декарт) ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки.
За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании(так как такого тезиса он не находит в схоластике (схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).
(Это сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует).
Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о. сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю, следовательно – я существую).
Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического док-ва, он есть результат интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Декарт ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о. у него не в практике, а в человеческом сознании. (НО: необходимо учитывать практику вместе с мышлением).
Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо док-во существования Бога.
В числе прочих идей в уме сущ-ет идея Бога. Как понятие о существе всесовершенном, идея Бога обладает большей реальностью чем все др. идеи.
В причине должно быть по крайней мере столько же реальности, сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. Бог.
Но если всесовершенный Бог сущ-ет, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.
Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям), к которым он относит прежде всего математические аксиомы.
В познании главную роль играет разум – рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.
В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения – аксиомы.
В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно.
Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственные очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.
Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом.
МетодДекартасостоит из 4 требований:
1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;
2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Категории (неосновные законы диалектики):
1. Сущность и явление.
2. Единичное, особенное, всеобщее.
3. Форма и содержание.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.
6. Возможность и действительность.
Наблюдение; и эксперимент: простейший, измерительный, количественный, мыслительный, социальный.
Основной вопрос философии... Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека... В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование...
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред
Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:
- Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные
Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.
Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.
Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят
Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Выступив против
Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение
Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего.
Рассматривает разум человека, который является продуктом природы.
Человек единственный универсальный и выс
Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti
Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич
Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
Овеществление труда.
Социально-экономические изменения.
С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч
Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и
Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.
Ди
Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.
Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п
Теория имеет
2 основных значения:
а) высшая форма научного познания;
б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
О
Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной
Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори
Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове
Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко
Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов