Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Философия Аристотеля, ее место в античной философии. - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии Аристотель: Создатель Ликея (Школы В Афинах). Кри...
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.
Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке.
Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует ее.
В Боге форма развита полностью. Бог – неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи.
Аристотель – основатель формальной логики:
3 закона:
1) Закон тождества АєА
2) Закон противоречия (не может быть сразу и А и не А)
3) Закон исключения третьего (может существовать А или не А, но ничего больше).
Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу.
10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.
Философская мысль Др. Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно-философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.
Образованное человечество училось, учится и в веках будет учится у него философской культуре.
Аристотель считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может.
«Платон мне друг, но истина дороже!»стремился преодолеть Платоновский разрыв между миров чувственных вещей и миром идей. Он первым стал отличать философское знание от научного.
Выделяет: первую философию – науку о сущном, первопричинах, и вторую философию – о природе.
lПредмет первой философии – метафизика – не природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением.
Первая философия – философия в собственном смысле слова.
В центрепервой философии – проблемы бытия.
Разработал учение о 4 первоначалах всего сущего:
- 1 причина – формальная. Для ее обозначения употреблял термин «эйдос», но не в Платоновском смысле.
Эйдос – это не занебесная сущность, а сущность, которая находится в ней же самой и без которой нельзя понять, что такое данная вещь. Формальная причина обуславливает суть бытия, то, без чего вещи нет.
- 2 причина – материальная. Он обозначил ее словом «хюлэ», имеющий смысл: то, из чего состоят вещи.
Материальная причина рассматривалась в 2-х планах:первоматерия, неопределенная и бесформенная, но способная принимать формы и становиться всем; то, из чего состоит вещь, или уже оформленный материал.
- 3 причина – движущая. Необходима для полного определения вещи. Возникает вопрос о том, как возможно само движение.
Логика следующая: если рассматривать в качестве причины движения какую-либо др. вещь, то неизбежно придем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность ее формы, ее способность воплотиться в материи.
- 4 причина – целевая. Она направляет движение к определенной цели. Все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Всякая возможность стремится реализовать себя, поэтому цель – стремление к своему благу.
Завершает концепцию о четырех первопричинах учение об Абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое зависит только от самого себя.
Это безличный божественный Ум, пребывающий в вечной деятельности, в мышлении.
Мысль Бога – о самом наивысшем, т.е. о собственном мышлении, т.е. мысль о мысли.
Божественный Ум– это триединая формально-движущая целевая причина.
Как формальная причина – это форма всех форм, предельное понятие о бытие; как движущая – перводвигатель, который движет все, но сам неподвижен; как целевая – всеобщая цель, которая и есть высшее благо. Единый божественный Ум обуславливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе, как к высшему благу.
Телеологичность– представление о целесообразности всего сущего.
Аристотель о человеке и гос-ве.
Этика и политика Аристотеля строится на основе теологии.
Нравственность– стремление к благой цели.
Дело человека – разумная деятельность, назначение совершенного человека – прекрасное выполнение разумной деятельности.
Жизнь, стремящаяся к высшему благу должна быть добродетельной.
Настоящая цель человеческой жизни – блаженство, постигаемое умозрительной деятельностью души.
Этический идеал – мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины.
Человек– «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима.
Как высшего рода сообщество, гос-во направлено к величайшему благу. С этой точки зрения он рассматривает семью, экономику, институт рабства, различные формы политического устройства. Анализирует какие существующие политические формы правление наилучшим образом способствуют достижению общего блага.
Основной вопрос философии... Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека... В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование...
Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред
Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:
- Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные
Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.
Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Выступив против
Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение
Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего.
Рассматривает разум человека, который является продуктом природы.
Человек единственный универсальный и выс
Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti
Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич
Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
Овеществление труда.
Социально-экономические изменения.
С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч
Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и
Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.
Ди
Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.
Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п
Теория имеет
2 основных значения:
а) высшая форма научного познания;
б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логи
Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
О
Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной
Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори
Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове
Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко
Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов