Законы логики.

  Название закона   Содержание Закона   Символическая запись   Логическая ошибка
  I. Закон тождества Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе(объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения). Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности. В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль. В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание Ошибка "подмены понятия". Причины ошибки: а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли б) лингвистическая - омонимичность языка в) психологическая - ассоциативность мышления
II.Закон непротиворечия Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными). Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В. В символической логике: ¬(рΛ¬р) читается: неверно, что р и не-р Ошибка "противоречивости в рассуждении". В случае ошибки допускается следствие:(pΛ¬р)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно"
  III. Закон исключенного третьего Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно). Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения В классической логике: А либо не-А. В символической логике: pv¬p, читается: либо р, либо не-р Ошибка "непоследовательности в рассуждении". Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно
IV. Закон достаточного основания Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргуме

В истории языка и логики сформировались такие средства, которые автоматически передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую информацию собственным логическим путем.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но человек не рождается с логическим чувством. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.

Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет за "бортом" такие формы, как процессуальность мышления, этапы выявления и добывания данных, условия возникновения и развития мысли, взаимосвязь с чувственным познанием.

Для того чтобы следовать логическим суждениям, необходим большой объем оперативной памяти, поэтому могут случаться ошибки, когда не хватает этого объема.

6. Черты правильного логического мышления.

Признаки правильного мышления:

а) определенность, под которой имеется в виду точность, строгость, однозначность наших рассуждений;

б) последовательность, выражающая полноту, непрерывность, отсутствие скачков в рассуждениях;

в) непротиворечивость, связанная с недопущением взаимоисключающих как одинаково приемлемых в том или ином отношении мыслей;

г) доказательность, под которой имеется в виду обоснованность наших рассуждений.

Правильным является мышление, в котором одновременно выполняются требования всех указанных признаков.

Основные признаки правильного мышления тесно связаны между собой. А выражающие их основные логические законы (принципы) подразумевают одновременное действие всех четырех признаков.

Основные признаки правильного мышления характеризуют любые виды наших рассуждений. Они присутствуют (должны присутствовать) в любой мыслительной ситуации, связанной с использованием всех форм мышления: понятия, суждения, умозаключения - то же самое касается каждого из основных законов (принципов) логики.

Правильное мышление обладает логическими чертами: определённости, последовательности и доказательности, только потому, что они представляют или отражают некоторые коренные свойства самой действительности. Всюду там, где наше мышление оказывается правильным, оно во всех своих действиях и операциях повинуется некоторым законам, осуществление которых и сообщает ему характер мышления определённого, последовательного и доказательного.

Законов этих четыре:

1 Закон тождества

2 Закон непротиворечия (иногда называют: «Закон противоречия»)

3 Закон исключённого третьего

4 Закон достаточного основания

 

7 Социальное назначение и функции логики. Роль логики в развитии логической культуры личности специалиста.

Социальное назначение и функции логики

Ее социальное назначение и роль в обществе определяются, прежде всего, ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры. Логика, как это, очевидно, относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Будучи одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки. Основными из таких функций выступают следующие.1). Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняет, прежде всего, общенаучную -- познавательную функцию, т. е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе -- предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.2). Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике -- непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы -- отношения мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей -- более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о ее мировоззренческой функции.3). Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими науками.4). Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философских направлений -- материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда и ее идеологическая функция. Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя проявлялись они в разное время по-разному. В современных условиях ее роль и значение особенно возрастают. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами .Одно из них -- особенности современного этапа развития самого общества. Этот этап характеризуется все большим возрастанием роли наук в развитии всех сторон общественной жизни, ее проникновением во все поры социального организма. Соответственно этому усиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научного познания. Роль науки, а значит, и логики особенно велика в нашей стране -- в условиях перехода России к рыночной экономике, требующей осмысления новых, сложнейших и многообразных экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества .Другое обстоятельство -- потребности развития научно-технической революции..

2. Роль логики в формировании логической культуры человека .С общей культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства, способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определенные связи и отношения с другими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т.д.В каком отношении к этим элементам находится логическая культура? Ее не следует рассматривать как еще один из элементов такого ряда. Она буквально пронизывает каждый из этих элементов, входя в них неотъемлемой составной частью. Аналогично тому, как никакая культура невозможна без языка, так невозможна никакая материальная или духовная деятельность людей без мышления. Отсюда -- особое значение логической культуры в жизни каждого культурного человека.

Логическая культура-Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает:а) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах;б) умение использовать эти знания в практике мышления -- оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;в) навыки анализа мыслей -- как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. Разумеется, выработка логической культуры -- дело долгое и трудное. И значение логики здесь, несомненно, велико. Говоря об этом значении, важно избегать двух крайностей: как переоценки логики, гак и ее недооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как физиология не учит переваривать пищу. Мышление -- такой же объективный процесс, как и пищеварение. Само использование логики предполагает наличие двух необходимых условий: во-первых, определенной способности к мышлению, а во-вторых, известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили более или менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышления, и притом правильного мышления. Еще знаменитый оратор древности Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем излагать, как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать. И в настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.