рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятия субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции.

Понятия субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции. - раздел История, Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции Философская Теория Познания- Гносеология. Занимается Познанием Самого Познани...

Философская теория познания- гносеология. Занимается познанием самого познания, ее дело- построение общей теории познания.. Она отвлекается от особенностей, присущих какой-то конкретной отрасли. Субъект и объект познания, это парные категории, представляющие из себя единство противоположностей.
Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.
Субъектом познания могут быть:
— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;
— группа (коллектив)
— общество в целом. Общество считается универсальным субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений.

Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека. Может быть материальным и идеальным. В любом случае он составляет лишь ограниченную часть реальности и должен быть выделен из нее, что бы можно было направить на него познавательные усилия.
Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот.

Познанием считается процесс, направленный на получение знания, а само знание- это информация о некотором предмете. Всякое знание есть информация, но не всякая информация-знание. Знание существует только в сознании, тогда как информация имеется в природных системах, лишенных сознания. Любая информация может приобрести характер знания, но для этого она должна стать фактом сознания, т.е. быть воспринята и осознанна субъектом. Знание- это не вся информация, которой располагает субъект, а только та, содержание которой осмыслено и понято субъектом. Итак, знание- это осмысленная субъектом информация. Любое знание включает в себя предпосылку, что оно объективно, т.е. определяется не субъективными особенностями, желаниями, или эмоциями человека, а исключительно свойствами объекта. Знание может быть как истинным, так и ложным. Неверное, ошибочное утверждение- это тоже знание, только ложное.

Самая простая гносеологическая концепция- наивный реализм. Она состоит в том, что предметы объективного знания должны быть доступны чувственному опыту. Такими предметами являются материальные объекты окружающего нас мира. Мы принимаем их с помощью органов чувств, и в результате возникают представления о них. Наивным этот реализм называется потому, что он не задается вопросом о достоверности наших чувственных впечатлений. К примеру, цвета, запахи, звуки и другие наши ощущения-не свойства вещей, а лишь следствия их воздействия на наше тело.

Неудовлетворенность наивно-реалистическими представлениями о познании заставила многих философов занять прямо противоположную позицию: предметами объективного знания могут быть только объекты идеальные, данные нам в нашем сознании. Сторонники религиозно-мистических учений ищут тайные духовные силы, скрытые за видимыми явлениями окружающей нас действительности. В монотеистических религиях эти силы сводятся к единому высшему духовному началу-Богу. Чувственный опыт не способен дать нам подлинного понимания явлений, потому что ему недоступны их потусторонние причины и основания. Таким образом, предметом знания здесь выступает «потусторонняя» духовная реальность, а не чувственно воспринимаемые объекты. Они рассматриваются лишь как внешняя вещественная оболочка «тайных смыслов бытия». Одним из основоположников таких взглядов был Платон: чувственные образы и впечатления, возникающие при наблюдении мира, не дают истинного знания. Оно появляется лишь, когда человек вспоминает «мир идей», где он пребывал до своего вселения в тело.

Согласно Гегелю и природа и наш разум – это разные формы проявления Абсолютной идеи. Абсолютная идея сначала создала понятия о вещах, потом уже вещи, соответствующие этим понятиям. В человека она вложила разум, который способен мыслить в понятиях, как бы повторяя путь понятийного творчества абсолютной идеи. Познание строится как процесс постижения мыслей или понятий, выражающих свойства и законы вещей природы. Эти понятия и являются у них предметами знания.

В субъективно-идеалистической философии (Беркли,Юм) утверждается, что предметами, относительно которых мы можем получить объективное знание, являются данные чувственного опыта, «комбинации ощущений». Не надо искать чего-то, что находится за данными чувственного опыта: комплексы этих данных и есть то, что мы называем «вещами», «материальными объектами». Наши знания- описания таких комплексов. А всякие размышления о том, что находится вне наших ощущений и восприятий- это субъективные домыслы. В этом случае Беркли противоречит сам себе, допуская существование Бога (вне ощущений).

Кант предложил имманентную гносеологию. Согласно ей, у наших ощущений есть источник, но о нем мы в принципе ничего знать не можем. Это вещь в себе. Познание изображается как процесс упорядочения опытных данных- ощущений, порожденных «вещью в себе». Из упорядоченных в пространстве и времени групп ощущений образуется то, что мы называем вещами и явлениями природы. Рассудок приводит эти группы под априорные категории мышления, в результате чего мы получаем возможность формулировать общие и необходимые суждения о вещах-законы природы. Таким образом, в процессе созерцания и мышления образуются и вещи, т.е. предметы которые мы познаем, и знания о них. Общий главный тезис последующих имманентных теорий: предмет знания имманентен знанию, т.е. является частью знания. Знание образуется в ходе мысленного построения предмета, оно несет свой предмет в себе.

Гуссерль предложил феноменологическую концепцию. Согласно его учению, мы непосредственно можем иметь знание лишь об объектах, которые выступают как феномены, имеющие место в нашем сознании. Однако люди в повседневной жизни и в науке исходят из наивно-реалистической «естественной» установки, заставляющей полагать, что этим феноменам их сознания соответствуют какие-то внешние, независимые от сознания объекты. Такая установка, по его мнении, не оправданна. Гуссерль разрабатывает особый метод- феноменологическую редукцию, с помощью которого мы отходим от этой установки и переключаем внимание на феномены, имеющие место в мире нашего сознания, оставляя за скобками вопрос о том, соответствуют ли им какие-то внешние по отношению к нашему сознанию объекты. К примеру, можно сомневаться в том, существуют ли объекты вне сознания (скажем, дерево за окном,-это может быть всего лишь иллюзия), но независимо от того, есть ли дерево в действительности или его нет, в сознании есть феномен- личностное видение дерева и сомневаться в наличии этого феномена нельзя. О нем можно строить адекватное, истинное знание. Объектами знания, таким образом, являются не существующие вне сознания вещи, а феномены сознания.

С точки зрения материализма предметом знания могут быть как явления внешнего мира- материальные объекты, так и феномены сознания- идеальные объекты. К последним относятся, в частности, и человеческие представления о разного рода сверхъестественных духовных силах. Но источником всех содержащихся в человеческом сознании образов служит в конечном счете материальное бытие. Поэтому материалистическая теория познания есть теория отражения. Явления материального мира (Предмет 1) отражаются в сознании, которое перерабатывает поступившую в него информацию и создает мысленные модели (Предмет 2), а так же разнообразные воображаемые предметы (Предмет 3). Предмет 1- это материальный предмет, относительно которого возможно строить знание, имеющее объективный характер. Предмет 2 и Предмет 3 это идеальные предметы, знание о которых несет на себе печать субъективности Но если на эти предметы налагается условие, что они должны соответствовать заранее определенным правилам или законам построения, то при выполнении данного условия данные о них могут быть объективными.


^ 39. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности.

С одной стороны, человеческие знания представляют собой результат воздействия предметов и явлений окружающей среды на органы чувств людей и содержат в преобразованной форме основные характеристики как внешних по отношению к человеку факторов, так и самих индивидуальных восприятий подобных воздействий. Эта сторона знаний традиционно рассматривается в рамках понятия «отражение». Cдругой знание является проектом будущего состояния мира, обусловленного действиями человека в этом мире. Следовательно, можно говорить о своеобразном конструировании окружающей действительности в системе представлений о ней.

Под отражением понимается свойство материальных систем реагировать на внешнее воздействие, изменяясь таким образом, что характер изменений соответствует особенностям воздействующего фактора.

Поэтому говорят об отражении, имея в виду, что в особенностях организации и функционирования вещей и явлений, испытавших воздействие, отражается как в своеобразном зеркале то, что вызвало соответствующие изменения.

^ Информационное отражение - Накопление следов воздействия среды приводит к изменениям знаний о ее важнейших характеристиках и может заставить человека вносить соответствующие коррективы в свои планы и устремления. Поэтому отражение, возникающее в процессах познавательной деятельности, можно характеризовать как «информационный тип». Информационное отражение не воздействует прямо и непосредственно на само поведение, а лишь стимулирует возникновение новой мыслительной последовательности (образной или понятийной) шагов деятельностной схемы.

Оценка важности свойств природного мира обусловлена социальными потребностями, но в реальности она осуществляется конкретными индивидами, выражающими осознание ими социальной потребности общества в целом. Повышение соответствия между образом, конструируемым ученым, и внешними реалиями, играющими роль прообраза, способствует не только повышению адекватности следов, возникающих в человеческом сознании при воздействии среды, но и обеспечивает оптимизацию использования производимых знаний впредметно-практической деятельности людей. Поэтому информационное отражение оказывается определенным синтезом отражения и конструирования.

^ Опережающее отражение ориентировано на создание моделей возможного будущего, сконструированных из деталей, полученных в результате уже осуществленных актов познания. При этом все прогнозы описывают возможное изменение мира с учетом человеческого воздействия на него. В этом смысле особенности «опережающего отражения» связаны с тем, что оно фиксирует не только актуальные формы проявления закономерностей природной среды, но и является самоотражением человеком своих свойств и особенностей. Опережающее отражение является промежуточным звеном между «отражательным» и «конструирующим» аспектами познавательных процессов.

Понимание познания как своеобразного способа создания новой действительности предполагает выделение двух различных, хотя и связанных друг с другом сторон: конструирование моделей будущего, определяющих поведенческую стратегию людей, и конструирование деятельностных схем, реализующих эту стратегию.

Возможность конструировать целостные системы знаний из качественно разнородных средств (таких как старое и новое знание, знания о различных и порой не связанных друг с другом объектах, результаты «опережающего отражения») обеспечивается с помощью мыслительных и языковых приемов и средств – метафор. Поэтому ученые вынуждены использовать при описании реально существующих объектов гипотетические характеристики, обусловленные теоретическим контекстом, что и вносит в акты познания конструктивный оттенок.

Другая сторона конструктивного аспекта познания — разработка деятельностных схем, позволяющих включать производимое знание в структуру общественной практики. В этом случае выдвигаемые нормы и правила определяют, как реализовать программу действий, содержащуюся в имеющемся знании, как превратить последовательность описания свойств и сторон соответствующего фрагмента реальности в последовательность операций, направленных на порождение новой реальности. При этом понятия, с помощью которых строилась теоретическая модель описываемого явления, замещаются командами, порождающими конкретные деятельностные акты.

В конструктивном аспекте познания природная среда понимается как объект, на который направлена человеческая активность и само существование которого полностью определяется этой активностью. Важнейшей задачей научного познания становится создание более совершенных орудий, технических средств, через которые люди могут исправлять недостатки природной среды.

Поскольку человеческая деятельность вообще порождает результаты, которые вне ее контекста возникнуть не могут, постольку и научное познание все больше нацелено на решение чисто технологических задач, причем именно требования технической реализуемости становятся сегодня тем «фильтром», который регулирует отбор и результаты собственно научных исследований. Но это приводит к весьма существенным деформациям внутренней «логики» науки. В сферу ее деятельности попадают лишь такие задачи, решение которых заведомо гарантировано и обладает конкретной практической значимостью. Все это резко ограничивает спектр «возможных миров», на создание которого и должна быть нацелена наука в качестве особой культурной деятельности.

Формы отражения, связанные с познанием, неизбежно оказываются и формами проявления конструирующей способности сознания, поскольку знание о свойствах и сторонах познаваемой реальности во многом определяется тем, как мы организуем взаимодействие с ней. С другой стороны, создание деятельностной схемы, в которой проявляется во вне человеческая активность, обусловлено теми знаниями, представлениями и образами, которые уже содержатся в нашем сознании, будучи следами предшествующих воздействий природного мира на наши органы чувств.

Прежде всего следует подчеркнуть, что не любые формы отражения, присущие человеку, прямо связаны с познанием. Простейшие физиологические реакции на воздействия среды чаще всего просто не охватываются сознанием и хотя входят в комплекс эмпирического основания, без которого познавательное отношение к миру не возникает, но являются, скорее, условиями, нежели элементами системы знаний. Поэтому первая форма, имеющая непосредственно познавательное значение, — это «информационное отражение», в рамках которого происходит осознание фиксируемых следов воздействия, их оценка и упорядочение. На этой стадии конструирующая функция играет вспомогательную роль.

Следующая стадия — «опережающее отражение» — связана с созданием образов «возможного будущего» и с фиксацией не отдельных конкретных воздействий среды, а с выделением основных тенденций и закономерностей отображаемых процессов. Здесь аспект конструирования начинает усиливаться и приобретает столь же важное значение, сколько и отражение в собственном смысле этого слова.

Постепенное увеличение конструирующей функции познания, ориентированной на создание четко выраженного представления о цели познания и способах ее достижения, порождает еще один специфический вид отражения — «модельное отражение», находящееся в существенной зависимости от конструирующей функции, поскольку сами модели, выступающие в качестве отображаемого объекта, возникают в результате реализации творческой способности человеческого интеллекта. Этот вид отражения служит в большей степени средством экспликации особенностей мыслительной деятельности людей и потому предполагает специальное внимание к соотношению интуитивно-неосознаваемых и дискурсивно-вербализированных элементов интеллектуальных процессов, что и составляет содержание следующего параграфа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции

Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно имеет очень много общего с... Структура философского знания и его функции Ф знание имеет определенную... Плюрализм философского знания и его предпосылки Плюрализм от лат pluralis множественный позиция согласно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятия субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные формы чувственного познания
Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в материально-чувственную деятельность людей и связано с непосредственны

Ощущение — это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира.
В результате деятельности человеческого сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Восприятие — это ц

Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
По-сути ощущение дает представление только о какой-то отдельной части предмета. Человек кожей ощущает холод, это ощущение не позволяет узнать что-то о форме предмета или его весе. Но у человека ест

Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.
Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отнош

Мышление и язык. Основные функции языка.
У Платона мышление – внутренняя речь. То есть мышление выводится из речи и языка. В речи можно сказать либо правду либо ложь, поэтому мышление – бесконечный процесс поиска истины. Мышление и сознан

Проблема истины. Основные концепции и критерии
Вопрос о том, что есть истина, всегда был и остается одним из важнейших вопросов философии. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности знания. Так, мы можем говорит

Проблема понимания и герменевтика.
Изначально "герменевтика" - это искусство истолкования текстов. Истолкование различалось в зависимости от типа текста (священный, научный, ...). 19 в ^ Ф. Шлейемахер

Х.Г. Гадамер
Герменевтика не ограничивается методологическими вопросами истолкования произведений прошлой культуры и не сводится к разработке методологии гуманитарного познания, но имеет отношение к фундаментал

Понятие свободы. Свобода и ответственность личности в обществе.
Свобода неизбежно включает в себя два непременных условия. Во-первых, это возможность выбора цели действия, или свобода воли, а во-вторых, это возможность достичь поставленной цели. Поэтому можно г

Ценности человеческого бытия (труд, творчество, любовь, игра).
Ценность — это понятие, указывающее на культурное, обшественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут предст

Понятие культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация.
Слову культура можно дать очень много определений. Можно выделить четыре основных смысловых составляющих слова культура в современных европейских языках: 1) абстрактное обозначение обще

Культура элитарная и массовая. Феномен «восстания масс».
Формы и разновидности культуры различны. Обычно ценности субкультуры не противоречат ценностям доминирующей культуры, но так же в рамках культуры могут существовать течения противоречащие ей самой.

Отчуждение как социально-философская проблема.
Отчужде́ние — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неп

Философия истории, ее предмет и основные проблемы.
Концепции философии истории много. Кратко охарактеризуем основные. Философия истории – направление философии, которое рассматривает причины, формы, условия, цели исторического процесса, его

Проблема социального прогресса, его факторы и критерии.
Понятие прогресса происходит из понятия движение, переход из предыдущего состояния в последующее более продвинутое (но не цикл). Понятие прогресса можно применить не ко всем сферам, т.к. выделить с

Общественное сознание и его основные формы.
Деятельность сознания каждого человека порождает ощущения, восприятия, эмоции, идеи и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, ус

Этика и нравственное сознание.
Этика - философская дисциплина занимающаяся исследованием сущности, целей и причин морали и нравственности. Мораль и нравственность охватывают жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы по

Эстетика и художественное сознание
Эстетика (греч. чувствующий, чувственный) - наука о становлении и развитии человеческой чувственности. Основным предметом изучения является эстетическое знание и его действительность,

Глобализация как тенденция развития современной цивилизации и ее проблемы
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги