Пояснительная записка.

(к обеим программам)

 

Специфика дисциплины

 

Предлагаемые программы «История отечественного и зарубежного религиоведения» и «Современные проблемы в религиоведении» предназначены для студентов, обучающихся на Богословском факультете ПСТГУ в магистратуре по направлению «Религиоведение». Они, фактически, являются стержнем учебного плана и их общей целью является не только обобщение знаний студентов, но и возведение этих знаний на новый уровень рефлексивности, сознательности. В рамках данной дисциплины студенты, если они внимательно прослушали курсы бакалавриата (например, философии, феноменологии, социологии или психологии религии), получат, возможно, не так уж много новых сведений. Однако, они приобретут их новое видение, связанное со введением их в общий контекст: контекст становления религиоведческого знания как целого. По завершении обучения студент должен по возможности четко представлять себе, что такое религиоведение, как наука, основные этапы его истории и современное состояние основных проблем, а также место, занимаемое в этой науке его собственной темой. Кроме того, тот факт, что обучение происходит именно на Богословском факультете, а так же наличие в учебном плане студентов значительной богословской составляющей, диктует, в качестве сверхзадачи, осознание студентами ценности религиоведческого знания, его места по отношению к знанию богословскому и, вместе с тем, овладение ими умением и навыком богословской рефлексии относительно религиоведческих идей и концепций.

В связи с этим уже здесь, в пояснительной записке, представляется необходимым коснуться ряда основополагающих принципов построения курса и центральных понятий.

 

Основные принципы и подходы

 

Очевидно, что очень многое зависит здесь от того, как понимается в рамках курса само религиоведение. Весьма распространенным представлениям о дробности и составности этой науки нам бы хотелось с самого начала противопоставить представление о ней, как о целостной дисциплине, важном разделе «наук о духе» в традиционном немецком понимании этого термина, единство которого задается его предметной областью — «религией». Ближайшими соседями этой дисциплины в системе гуманитарного знания выступают, с одной стороны, философия религии, а с другой — теология (как в своем историческом (история Церкви, библеистика, патрология), так и в систематическом (догматика, каноническое право) измерениях. Наряду с ними необходимо отметить и такие признанные научные дисциплины как социология, психология, история, искусствоведение и др. подобные в той мере, в какой религия становится предметом направленности их познавательного интереса. В тесном взаимодействии с религиоведением находятся такие синтетические дисциплины как востоковедение, медиевистика, византинистика и подобные им.

В тоже время мы отдаем себе отчет в том, что «религия» в этом смысле возникает как предмет изучения религиоведения: очевидно, что здесь, как и в любой другой науке имеет место корреляция между познавательной интенцией, направленной на объект, и самим объектом. С этой точки зрения история науки предстает как история постепенного конституирования наукой своего предмета, осуществляющегося путем постепенного увеличения сложности и многообразия терминологического аппарата, методов, подходов, установок.

Тем самым выявляется первый параметр курса: история религиоведения – это история методов, научно-исследовательских программ (насколько этот термин применим к гуманитарной науке), религиоведческих дисциплин, т.е. история познавательных средств и структуры религиоведения. Эти программы и методы оцениваются в нашем курсе преимущественно с точки зрения их эпистемологической эффективности, их вклада в движение научной мысли, что не отменяет, особенно необходимого для Богословского факультета, соотнесения этого вклада с их мировоззренческой ориентацией.

Другой важный параметр рассмотрения – это междисциплинарные связи религиоведения, его место в системе научного знания, и прежде всего, его отношение к ближайшим «соседям»: философии религии, теологии и другим. Здесь представляется важным уточнение познавательного интереса каждой из дисциплин, уяснение их соотношения и взаимных влияний на всех этапах истории науки о религии, в частности роли теологии и философии в становлении религиоведения и влияния тех или иных богословских и философских концепций на те или иные его научно-исследовательские программы.

В тесной связи с первыми двумя находится третий параметр: становление научного сообщества религиоведов, его обособление от богословского и философского сообществ, возникновение и развитие его основных структур, органов, институтов.

Взятые вместе эти три параметра: познавательные средства и структура, междисциплинарные связи, институты — рассматриваются нами как составляющие, так сказать, «внутренней» истории религиоведения, как необходимые элементы логики становления религиоведческой мысли. Однако история любой науки, неизбежно включает в себя и описание «внешних» факторов, тем более, что для науки, обращенной к столь экзистенциально значимому объекту, как «религия», само различение внешней и внутренней истории оказывается весьма условным.

Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что история религиоведения представляет собой не просто историю религиоведческих концепций, но и историю религиоведов, чей духовный опыт зачастую определяющим образом влиял на направление их интеллектуальных поисков и научных исследований. Существенно, что этот опыт не есть просто личное достояние конкретных религиоведов, но является также значимым культурным и религиозным фактом, и зависящим от состояния науки и «духовной ситуации времени» и, в свою очередь, определяющим их дальнейшее движение.

Тем самым указанная выше эпистемологическая эффективность оказывается тесно (хотя и не жестким образом) связана с мировоззренческими установками ученых, их повседневным предпониманием «религии», их собственной (и тех сообществ, участниками которых они естественным образом являются) повседневной религиозной жизнью и практикой. Таким образом, одной из задач курса становится систематическое выявление связей между религиоведением, как наукой, и религиозной жизнью, как его смысловым фундаментом, контекстом, «жизненным миром», что представляется существенно необходимым и само по себе и, в особенности, на Богословском факультете.

Однако этот внешний контекст религиоведения (как и гуманитарного знания вообще) не ограничивается только собственно религиозной жизнью сообщества, но включает в себя и его общие культурные, социальные, политические, экономические отношения и факторы, действие которых зачастую весьма властно вторгается и в научную и в религиозную жизнь и перекраивает их, исходя из совершенно вненаучных и вне- или антирелигиозных соображений и проектов. Однако действие этих факторов в свою очередь не может не становиться предметом озабоченной рефлексии со стороны научного сообщества, и одним из основных инструментов этой рефлексии является, безусловно, история религиоведения.

Именно в этой связи мыслится нами соотношение зарубежного и отечественного материала в рамках нашего курса. Нам представляется, что, несмотря на все свои особенности, становление научного изучения религии в России шло рука об руку с развитием мирового религиоведения. Российские ученые внесли значимый вклад в различные области религиоведческого знания. Это значит, что адекватное представление о российском религиоведении можно получить, только если рассматривать его в контексте науки о религии в целом. Его выделение в особую традицию мы относим на счет факторов, по отношению к развитию собственно научного знания, внешних: прежде всего, языковых и политико-идеологических. Особая роль в этом принадлежит религиозным факторам, которые, разумеется, не могут в отношении религиоведения рассматриваться как всецело внешние.

Еще одним значимым фактором, во влиянии которого на наше понимание этих вопросов мы должны отдавать себе отчет, является, без сомнения, та перспектива, исходя из которой мы на них отвечаем. Эта перспектива задается нашим стремлением к пониманию современного положения российского религиоведения: его места в системе отечественной гуманитарной науки, в общественном и политическом сознании современной России, его отношения к основным тенденциям современной религиозной жизни нашего отечества. Адекватное понимание этих вещей вне последовательной и систематической исторической рефлексии не представляется нам возможным.

Осознание студентами значимости и действенности этой рефлексии и, соответственно, места истории религиоведения в общей системе науки о религии — светлый идеал, к которому должен стремиться каждый, преподающий эту дисциплину, преподаватель.

 

 

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ»