Тема 6. «Понимающая» социология М.Вебера.

Социология, «свободная от ценностей». Концепция идеальных типов. Чистые и генетические идеальные типы. Социологический номинализм. Теория социального действия. Социальное действие и «понимание». Типы социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Рационализация социального действия как тенденция исторического процесса. Учение о формальной рациональности. Теория легитимного порядка. Понятие эмпирической легитимности. Гарантии легитимности порядка: внешние (условность и право) и внутренние (эмоции, ценности, вера). Три основания легитимности: традиционное, легальное и харизматическое. Социология религии Вебера. Обусловленность экономической, политической и социальной жизни общества религиозной этикой. «Хозяйственная этика мировых религий». «Протестантская этика и дух капитализма».

& Литература:

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

2. Вебер М. Город. Пг.(Петрогорад), 1923.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Вебер М. О буржуазной демократии в России. Социс. 1992. № 3.

1. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

5. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.

6. Давыдов Ю.Н. М. Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

7. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

8. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.

9. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

10. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.

11. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1997.

12. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.

13. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

14. Кюэн Ш.-А. Социологи и одержимость пониманием. Неопозитивистское прочтение Макса Вебера. - Социс. 2001. № 12.

15. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003. С. 8 – 15.

16. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1991.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какова роль идеального типа в развитии социологического знания?

2. Какое действие, с точки зрения Вебера, можно назвать социальным?

3. Почему свою концепцию Вебер называет «понимающей социологией»?

4. Перечислите типы социальных действий в порядке убывания рациональности.

5. Чем Вебер обосновывает свой тезис о рационализации социального действия как тенденции исторического процесса?

6. Что такое «формальная рациональность»?

7. Чем эмпирическая легитимность отличается от нормативной?

8. Почему внутренние гарантии легитимности стабильнее внешних?

9. Каким образом религиозная этика, по мнению Вебера, определяет хозяйственную и политическую жизнь?

 

$Темы докладов: