Анализ устойчивых форм социального взаимодействия в противовес социологизму и эволюционизму. «Понимающая» социология Г.Зиммеля: «только жизнь в состоянии понять жизнь». Понимание как «вживание», открытие смысла действия. Начало познания – наличие «целостного образа социального мира». Отказ от социологического номинализма, социологического реализма и генерализирующего метода в социологии. Жизнь и культурные формы. Форма и содержание в социологии. Форма как структура взаимодействий. «Чистые формы социации» как предмет социологии: господство, подчинение, соперничество, разделение труда. Мода как форма социации. Интеллектуализм и денежное хозяйство – самые абстрактные формы социации. Деньги и отчуждение: релятивизация культурных содержаний. Ф.Теннис: зависимость типа социальной связи от типа воли. Воля рациональная и иррациональная. Типология обществ: общность и общество.
& Литература:
1. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
2. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.
3. Зиммель Г. Избранное. М., 1996
4. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. М., 2002. Ч. 1.
5.Зиммель Г. Социальная дифференциация// Западноевропейская социология XIX – начала XX вв. М., 1996.
6.Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1978.
7. История социологии. Минск, 1997.
8. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
9. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.
10. История теоретической социологии в 5 т. М., 1997. Т. 2.
11. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.
12. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.
Контрольные вопросы к теме:
1. Чем концепция понимания Зиммеля отличается от веберовской?
2. Что противопоставляет Зиммель эволюционизму и социологическому реализму?
3. Что такое «чистые формы социации»?
4. В чем усматривает Зиммель причину отчуждения?
5. В чем заключается различие между общностью и обществом с точки зрения Тенниса?