Социологическая мысль России.

Социологическая мысль России 2-й половины Х1Х-начала ХХ века была представлена множеством направлений, которые отражали сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социальные доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, программные установки этих течений.

а) анархизм М.Бакунина и П. Кропоткина

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма была всесторонне обоснована в трудах русских мыслителей и революционеров М.Бакунина (1814-1876) и П.Кропоткина (1842-1921). Они опирались на труды таких западноевропейских мыслителей, как Ш.Фурье и П.Прудон.

М.Бакунин считал, что суть анархизма выражена в словах «представьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из центральных идей анархизма – идея свободы личности как ее естественного состояния, которая не должна нарушаться никакими государственными институтами. Хотя личность должна быть свободной, и ей ничего нельзя было навязывать, свобода носит «всецело социальный характер», т.к. она может быть осуществлена «только через общество», при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми».

Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека, что и определяет реальные возможности его социальной свободы. Но есть и другие проявления свободы человека – «бунт против всякой власти – божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность».

Человек вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит актуально.

Государство, по Бакунину, - это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Государство явно или неявно закрепляет привилегию какого-нибудь меньшинства и реальное порабощение огромного большинства» Массы людей не понимают этого из-за невежества. Их действительные интересы заключаются в устранении государства, которое их порабощает. На это и должен быть направлен их «справедливый бунт свободы».

Бакунин развил социальную теорию Прудона в своей теории социализма и федерализма. Социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей со стороны государства. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных или иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т.е. свободного и равноправного союза.

Человек, живя для себя, служит всему обществу. Бакунин резко критикует «государственный социализм», в котором государство регулирует все процессы экономического, политического и духовного развития общества. Государство убило веру, которую социализм в него имел. Тем самым стала ясна несостоятельность теорий государственного или доктринального социализма. Но социализм не умер. Он осуществляет себя путем частных экономических ассоциаций» и будет способен обеспечить каждому человеку материальные и духовные средства для его свободного и всестороннего развития.

Идеи Бакунина развивал П.Кропоткин, утверждавший, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм - это «философия как природы, так и общества». Кропоткин резко выступает против государства, государственного социализма, считает, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе. Он считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам».

Такой строй – это общество равных между собой людей, основанное на самоуправлении. Самоуправляющийся федеральный союз свободных ассоциаций людей, отношения между которыми строились бы на принципах солидарности, справедливости и безначалия и регулировались бы моральными нормами, - идеал Кропоткина.

Высшим законом общества является справедливость, т.е. принцип, в силу которого с другими следует обращаться так, как мы желаем, чтобы они обращались с нами. Равенство – синоним справедливости. Это уважение к личности, которая свободно развивается и существует цельно и во всей полноте.

До недавнего времени анархизм в нашей стране критиковался как течение, выступающее против государства, и оправдывал всякие беспорядки. Но это неверно. Хотя анархизм высказывает наивные мысли по поводу безраздельной свободы и уничтожения государства, идея свободы личности, ассоциаций людей, критика государства верна.