рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История религий

История религий - раздел История,   История Религий   1. Ведические Боги, О...

 

История религий

 

1. Ведические боги, от «Не-рожденного» к «Рожденным».

2. Варны и ашрамы в индо-арийском обществе.

3. Рита и ритуал в ведической религии.

4. Яма и посмертное существование в Ведах.

5. Причины упадка ведической религии.

6. Реформа Зороастра. Ахура-Мазда. Монотеизм и дуализм.

7. Зороастрийская космогония и эсхатология.

8. Основные категории религии зороастризма.

9. Преодоление ведического кризиса в Упанишадах.

10. Тат твам аси. Учение об Атмане и Брахмане. Путь знания и проблема соединения.

11. Учение о пяти огнях и перерождении.

12. Основные отличия буддизма и упанишад. Анатман (анатта) и анитья (аничча)

13. Личность Гаутамы Будды.

14. Четыре благородных истины.

15. Основные отличия буддизма Тхеравады и Махаяны.

16. Учение Махаяны о Бодхисаттвах и трех телах Будды.

17. Учение о пустоте.

18. Основные принципы буддизма Ваджраяны и Дзен буддизма.

19. Тантризм в буддизме и индуизме.

20. Основные отличия дальневосточной религиозности.

21. Учение о Небе и духовной иерархии. Шан Ди – Тянь Ди.

22. Реформа Конфуция. Основные понятия конфуцианства. Сын Неба. Учение о Ване и небесном мандате.

23. Конфуций как религиозный мыслитель. Роль предков и соединение с Небом в конфуцианстве.

24. Категория Дао в даосизме. Делание-неделание, единство и сложение, слабость и сила.

25. Идея нового храма в христианстве. Роль общины.

26. Смысл идеи боговоплощения как спасения. Смысл Евхаристии.

27. Идея Обожения как основной принцип сложения христианского учения о Троице.

28. Соединение с Богом в христианстве и индуизме (на примере Упанишад и веданты).

29. Идея грехопадения и испорченности в христианстве, иудаизме и исламе.

30. Высшая религиозная цель и представление о человеке в христианстве, иудаизме и исламе.

31. Основные параметры после-храмового иудаизма.

32. Личность пророка Мухаммада.

33. Сунниты, шииты и хариджиты.

34. Коран, Сунна и основы исламского права, шариат и фикх.

35. Пять столпов ислама.

36. Учение о Боге и творении.

37. Конец мира и роль Исы (Иисуса) в исламской традиции

 

 

1.Ведические боги, от «Не-рожденного» к «Рожденным».

Пантеон «Ригведы», восходящий к индоевропейскому, насчитывает, согласно традиции, 33 персонажа (хотя в действительности их больше), его состав отличается большой сложностью и не поддается всеобъемлющей классификации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Так, существуют Дьяус (бог неба), Притхиви (богиня земли), Сурья и другие солнечные боги; Агни (огонь), Ушас (богиня утренней зари), Рудра (бог грозы), Ваю (бог ветра), Маруты (боги бури), Сарасвати (персонифицированная река) и другие. Но есть и боги, олицетворяющие абстрактные понятия: Арьяман (гостеприимство), Бхага (доля), Шраддха (вера), Вач (богиня речи); есть боги-ремесленники (Тваштар, Вишвакарман), боги, тесно связанные с ритуалом: Сома (олицетворение жертвенного напитка), Брихаспати (бог-жрец), Агни (в значении бога ритуального огня) и т. д.

Из гимнов «Ригведы», обращенных к богам, большая часть посвящена Индре, который почитается как воин и царь богов. С ним связан основной ведический миф — убиение Вритры, дракона, олицетворяющего безжизненный, инертный изначальный хаос. Убив Вритру, Индра расколол скалу, на которой тот лежал, и выпустил из нее солнце, воды рек, коров и прочие блага жизни (вариант индоевропейского драконоборческого мифа). Его деяние имело космогоническое значение, так как сразу же были установлены трехчастная структура мира (небо, земля, атмосфера), мировая ось и мировой порядок (рита). Небытие (асат) и хаос стали бытием (сат) и структурой. В этом контексте в «Ригведе» появляется Вишну, которому посвящено немного гимнов, но его роль в ведийской космогонии исключительно важна. Совершаемые им во вселенной загадочные три шага интерпретируются как укрепление ее единства и целокупности.

Индра предстает в гимнах как воплощение грубой, необузданной, стихийной (он еще бог грозы и дождя) силы, которая явно ощущалась древними ариями как фактор жизненного, в основном материального успеха, поэтому гимны к Индре содержат просьбы о даянии военных побед, добычи, богатства, мужского потомства, силы и т. п. Типичны и просьбы о защите от врагов, болезней, несчастий. Риши, древние певцы, создатели гимнов иногда просят Индру о вдохновении или успехе на поэтическом состязании. Аналогичным образом воспринимались свойства других богов, к которым обращались арии за помощью и покровительством. Из них лишь от Рудры, мрачного и страшного бога грозы и бури, ждали не столько даяния благ, сколько избавления от его гнева и немилости.

Моральные проблемы, судя по текстам гимнов, не занимали значительного места во взаимоотношениях ариев с богами. Но они выходят на первый план, когда речь заходит о Варуне. Этот царь предыдущего поколения богов оттеснен в «Ригведе» на второй план, как и прочие старые боги, именовавшиеся асурами и ставшие врагами молодых богов. Однако Варуна, не перешел во вражеский стан и, сохранив за собой репутацию могучего повелителя, стал царем подземного мира, водной стихии, ночного неба, а самое главное, хранителем добытого Индрой космического порядка. Его связь с ритой, позже трансформировавшейся в понятие дхармы, вероятно, обусловила его роль блюстителя закона и стража истины. Он вездесущ, всеведущ (у него бесчисленные соглядатаи) и неумолим. Грешникам не удается спастись от его петли и от его наказания. Поэтому не случайно многие гимны Варуне наполнены мольбами, жалобами, раскаяньем. С Варуной тесно ассоциируется Митра, бог, также следивший за порядком, но более светлый (отчасти солнечный) и предсказуемый. Он олицетворял собой древнюю юридическую функцию и следил за соблюдением договоров и клятв.

2. Варны и ашрамы в индо-арийском обществе

ВАРНА (вид, род, цвет) — название четырех социальных общностей, или рангов, на к-рые делилось население древней Индии. В совокупности В. представляли собой иерархию статусов, не совпадавшую с имущественным, классовым или политич. делением об-ва. Старшей была В. брахманов ученых, жрецов и учителей, с ней ассоциировался белый цвет; вторая по рангу — В. кшатриев — воинов, правителей и знати (красный цвет); третья В. вайшьев — земледельцев, скотоводов и торговцев, простого народа (желтый цвет); четвертая В. шудр — зависимых лиц (черный цвет). Мальчики трех верхних В. проходили обряд упанаяна и считались двиджа ("дваждырожденными"). Шудры считались "однорожденными". Им и еще более низким слоям населения не разрешалось изучать Веды и др. свящ. книги. Деление об-ва на В. генетически восходит к индо-иранской или даже индоевропейской общности, в к-рой имелось три социальных ранга (в Иране — пиштра). Принято считать, что В. шудр образовалась уже в Индии из местного населения, включенного т. обр. в арийское об-во. Однако В. не упоминаются в ранней ведической лит-ре, за исключением одного из поздних гимнов "Ригведы ", излагающего легенду о возникновении В. в результате жертвоприношения первочеловека Пуруши: брахманы возникли из уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из торса, шудры — из ступней. В. не были строго эндогамны. Традиция объясняет дальнейшее развитие системы В. в систему каст межварновыми браками, дети от к-рых занимали различное социальное положение. До сих пор большинство индийских каст возводит свое происхождение к одной из варн.
ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА - закон периодов жизни, согласно к-рому человек, принадлежащий к одной из 3 высших варн (брахман, кшатрий, вайшья), должен вести сначала жизнь ученика (брах-мачарин), потом вступить в брачную жизнь и стать домохозяином (грихастха), после этого вести жизнь отшельника (ванапрастха) и в последней стадии оставить все мирские привязанности и стать странствующим аскетом (санньясин). Порядок первых трех ашрамов не мог изменяться. Доктрина четырех ашрамов засвидетельствована в текстах упатшад; позже она обрела силу закона, установленного богами. Соблюдение ее считалось свящ. долгом "дваждырожденных". Правила поведения и этич. нормы для каждого периода жизни изложены в грихъя-сутрах и дхарма-сутрах. Доктрина отражала скорее идеальную схему, нежели действительность.

3. Рита и ритуал в ведической религии.

Ведийская религия не знала святилища; все ритуалы исполнялись либо непосредственно в доме приносящего жертву, либо на близлежащем участке, покрытом травой, где складывали три костра. Из неживотной пищи в жертву приносили молоко, масло, злаки и выпечку; из животной – коз, коров, быков, баранов и коней. Однако, начиная с эпохи "Ригведы", наиболее значимым стало считаться жертвоприношение сомы.

Все ритуалы можно разделить на две основные категории: домашние (грихья) и торжественные (шpayma). Первые исполнялись хозяином дома (грихапати); считалось, что они основываются на традиции (смрити, букв. "память"). Торжественные ритуалы, напротив, обычно исполнялись жрецами.1 Их авторитет основан на непосредственном откровении (шрути, букв. "слух"), т.е. они считаются хранителями вечной истины. Важнейшими из частных ритуалов, помимо поддержания домашнего огня и сельскохозяйственных праздников, являются так называемые "посвящения" (санскара) при зачатии и рождении детей, представлении мальчика его наставнику-брахману (упанаяма), при женитьбе и похоронах. Речь здесь идет об относительно простых церемониях: как правило, они сводятся к принесению в жертву неживотной пищи,2 а также (при "посвящениях") к ритуальным жестам, которые хозяин дома сопровождал произнесением священных формул.

Из всех "посвящений", бесспорно, выделялась упанаяма, обряд, аналогичный инициации подростков в архаических обществах. В "Атхарваведе" (XI 5.3), где мы впервые сталкиваемся с упанаямой, говорится, что таким образом наставник превращает мальчика в зародыш и трое суток носит его в своем чреве. "Шатапатха-брахмана" (XI 5.4, 12-13) вносит некоторые уточнения: наставник зачинает в тот момент, когда он кладет руку на плечо ребенку, и тот на третий день возрождается уже в звании брахмана. "Атхарваведа" (XIX 17) называет прошедшего упанаяму "дваждырожденным" (двиджа); именно здесь впервые появляется этот термин, которому была впоследствии уготована столь исключительная судьба.

Второе рождение, очевидно, носит духовный характер, и более поздние тексты подчеркивают особую важность этого факта. Согласно Законам Ману (II 144), тот, кто передает послушнику слова Веды (т.е. брахман), должен почитаться как отец и мать; именно он, а не родитель ребенка, есть его настоящий отец (II 146); истинное рождение,3 или "рождение для бессмертия", происходит при произнесении формулы савитри (II 148). В течение всего периода учебы у наставника ученик (брахмачарин) обязан соблюдать определенные правила: он выпрашивает пищу для себя и для учителя, соблюдает целомудрие и т.п.

Торжественные ритуалы представляют собой чрезвычайно сложные, но в целом однообразные, литургические системы. Подробное описание даже одной такой системы потребовало бы нескольких сотен страниц; с другой стороны, попытаться хоть как-то вкратце обобщить все жертвоприношения шраута также не имеет смысла. Простейшее из них – агнихотра ("бросание в огонь"), когда в жертву Агни приносят молоко; это совершается на восходе и на закате. Некоторые ритуалы тесно связаны с космическими циклами: так называемые жертвоприношения "дождя и новой луны", сезонные церемонии (чатурмасъя) и обряды, связанные с жертвованием первых плодов (аграяна). Но наибольшее значение имеют жертвоприношения сомы, свойственные исключительно ведийской религии. Агнистома ("хвала Агни") совершается раз в год, весной; обряд состоит из ряда предварительных действий и трех дней "почитания" (упасад). Самое важное предварительное действие – дикша, священный акт, в процессе которого приносящий жертву как бы рождается заново. Истинную значимость этого ритуала мы раскроем ниже. Сому выжимают утром, в полдень и вечером. Во время полуденного выжимания распределяют жертвоприношения (дакшину) – 7, 21, 60 или 1000 коров, иногда даже все достояние жертвователя. На праздник приглашены все боги; они принимают в нем участие сначала по отдельности, затем все вместе.4

Есть и другие жертвоприношения сомы: одни длятся не более дня, другие не менее двенадцати дней, некоторые могут длиться целый год, теоретически иногда даже двенадцать лет. Помимо этого, существовали системы ритуалов, включавшие связанные с сомой церемонии, например, махаврата ("великое наблюдение"), состоявшая из музыки, танцев, театральных жестов, диалогов и непристойных сцен (жрец балансирует на качелях, происходит половое сношение и пр.) Ваджапейя ("напиток победы") – это целый мифо-ритуальный сценарий, исполнение которого занимает от семнадцати дней до года. В него, в частности, входят гонки на семнадцати колесницах, "восхождение на солнце" (когда приносящий жертву и его супруга торжественно взбираются на священный столб) и т.д. Посвящение на царство (раджасуйя) – это тоже элемент ритуальной системы, в центре которой находится сома. Здесь также можно наблюдать множество ярких эпизодов, например, когда царь разыгрывает набег на стадо коров, или когда он выигрывает у жреца в наперстки; по сути, однако, этот ритуал способствует мистическому перерождению Владыки (§74). С жертвоприношением сомы была, хотя и факультативно, связана также агничаяна, букв. "складывание (кирпичей для алтаря) огня". Священные тексты уточняют, что "некогда" в жертву при этом приносили четырех животных и одного человека, после чего их головы замуровывали в первой кладке. Подготовительные церемонии занимали целый год. Сам алтарь, составленный из 10800 кирпичей, уложенных в пять кладок, иногда имел форму птицы, что символизировало мистическое восхождение жертвующего на небо. Агничаяна послужила отправным пунктом для некоторых спекулятивных рассуждений на космогонические темы, впоследствии оказавших решающее влияние на индийскую философскую мысль. Принесение в жертву человека как бы повторяло самопожертвование Праджапати, а строительство алтаря символизировало сотворение мира .

4. Яма и посмертное существование в Ведах.

Яма, в индийской мифологии владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также воплощение его творческой энергии — Ями. Считается, что брат и сестра — первые люди, а Яма — "первый, кто умер". Согласно одному преданию, Яма отправляясь познавать мир, попал на небо, и люди стали смертными. Милостивый Яма древности со временем превратился в зловещую и разрушительную силу. Люди представляли его себе зеленокожим, вооруженным петлей и булавой, в сопровождении двух четырехглазых собак, бродящим по свету, собирая души умерших. Древние полагали, что, покинув тело, душа направляется за реку Вайтарани в страну мертвых, где ей предстоит предстать перед судом. Там Яма зачитывал список деяний души, после чего выносил приговор. Душа отправлялась в рай, в один из адов или возвращалась в страну живых, где ей предстояло возрождение. Согласно одному из мифов, дочь царя мадров Савитри просила Яму вернуть ей мужа Сатьявану. Бог был тронут и предложил Савитри исполнение любого желания, если она больше не будет просить о возрождении Сатьяваны. Савитри пожелала родить сыновей от мужа, и Яма вернул ей Сатьявану. В буддийской мифологии Яма — владыка ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость. Ями, сестра Ямы, правила адом женщин и рассматривалась как воплощение его творческой энергии (шакти).

5. Причины упадка ведической религии.

6. Реформа Зороастра. Ахура-Мазда. Монотеизм и дуализм.

Заратустра (Заратуштра, греческое - Зороастр)

Пророк и реформатор древнеиранской религии. Жил в восточном Иране ориентировочно между X и первой половиной VI в. до н.э. Основатель зороастризма. Составил древнейшую часть Авесты - Гаты.

Учение Заратустры противостояло прежней религиозной практике. Осудив кровавые жертвоприношения и использование хаомы, он предложил радикальное изменение пантеона богов, который превратился в монотеистический и дуалистический. Новая религия, после определенной эволюции, получила название зороастризма.

До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом Индии.

Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов, доминировавших в военных союзах, и была по сути пуританской реформой нравов.

Ахурамазда, Ахэра Мбзда (авест.), Аурамбзда (др.-перс.), Ормбзд (пехл.), в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента). Буквальное значение - "господь премудрый". Первоначально имя Ахурамазды выступало в качестве замены запретного имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах "Младшей Авесты" (см. Мазда). В ахеменидских текстах (6-5 вв. до н.э.) этот термин писался слитно, т.е. воспринимался как новое имя древнего божества. В западноиранской ономастике имя Мазда упоминается с 8 в. до н.э. "Авеста", в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций (хеттской, греческой, латинской, балто-славянской, ведийской), где верховным божеством выступал воин- громовержец (Зевс, Индра, Перун и т.д.), изображала Ахурамазду жрецом, подчёркивая духовность его сущности и действий. Он творит мир усилием или посредством мысли ("Ясна" 19, 1-6) и требует себе чисто духовного поклонения, молитвы перед священным огнём ("Ясна" 43, 7). Из обычных форм жертвоприношения в честь Ахурамазды допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком ("Ясна" 29, 6-7). Учение Заратуштры о функциях и поступках Ахурамазды содержит новые для индоиранской традиции оттенки религиозного символизма; о личном избранничестве Заратуштры Ахурамазды как посредника между небом и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом Ахурамаздой ("Ясна" 47, 6 и др.), об абсолютной свободе воли Ахурамазды (43, 1), о грядущей победе Ахурамазды и его приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед Ахурамаздой(30, 3-6, 44, 14 и др.). В "Ясне семи глав" образ Ахурамазды более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, буквально "телом", назван огонь (Атар; 36, 6), небесные воды именуются его женами. "Яшт" (XVII, 16) величает Ахурамазду отцом низших божеств Аши, Сраоши, Рашну, Митры и самой религии. Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской эпохи, Ахурамазды выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. до н.э.) и сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактуют его царём-миродержцем: он "всемогущ, велик, победоносен". Помимо этих двух основных трактовок, в "Авесте" сохранялись остатки архаических представлений: "Ясна" (30, 5 и 51, 30) и "Яшт" (XIII, 3) донесли раннеиндоиранский образ высшего божества как олицетворения небесной звёздной (ночной) тверди. Тот же "Яшт" (XIII, 80) приписывал Ахурамазде личного гения - фраваши , что подразумевало знак его, Ахурамазда, сотворённости и, тем самым, вторичности. Показательно, что каноническая "Авеста" умалчивала о происхождении Ахурамазды Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана (ср. Близнечные мифы). В "Гатах" Ахурамазда - отец святого духа Спента-Майнью и духа зла Ангро-Майнью; в "Младшей Авесте" Спента-Майнью абсорбируется с Ахурамаздой. Ахурамазда сотворил все бытие ("Ясна" 44, 4-5; поздние пехлевийские переводчики подставили отсутствующее в оригинале определение "благое"), облёк предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела и тем усилить лагерь добра (30, 3-6, 31, 11) в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью, Ахурамаздав "Гатах" стоит над этой борьбой, но в "Младшей Авесте" он лично в ней участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов ("Яшт" XIV 50) и шаманскому искусству гадать на птичьих перьях ("Яшт" XIV 35). Младоавестийский образ Ахурамазды (греч. форма имени - Оромаздес) был известен Платону и Аристотелю (5-4 вв. до н.э.), что даёт хронологическую веху в истории почитания Ахурамазды и с учётом ранних ассирийских и ахеменидских сведений служит одной из предпосылок для исторической реконструкции маздеизма в целом.

7. Зороастрийская космогония и эсхатология

Зороастрийская эсхатологияЗороастризм – одна из немногих древних религий (некоторые ученые говорят даже, что первая) где можно встретить детально разработанное эсхатологическое учение: в частности о частном суде над каждым человеком по смерти, о рае и аде, о грядущем воскресении человечества, о всеобщем Последнем Суде и о вечной блаженной жизни праведников после Последнего Суда.

Частная эсхатологияО частной эсхатологии зороастризма прекрасно пишет в своей книге «История веры и религиозных идей» М.Элиаде: «Что касается жизни души после смерти, то здесь мы встречаем некоторые знакомые мотивы: переход через мост, вознесение на небеса, суд, а также нечто новое – тему встречи с Самим Собой. Во входящем в "Хадохт-Наск" ("Яшт" 21-22) стихотворении говорится, что душа (urvan) праведного мужа находится вблизи его тела в течение трех дней. К концу третьей ночи с юга прилетает благоуханный ветер, и dāenā умершего предстает "в форме прекрасной светящейся белорукой девушки, резвой, прелестного вида, прямой, высокой, с крепкими грудками... пятнадцати лет" ("Хадохт-Наск", 9). Объясняя, кто она, даэна говорит: "Как я ни была мила, ты сделал меня еще милее своими добрыми мыслями, своими добрыми словами, своими добрыми делами, своей доброй религией; красивую, ты сделал меня еще красивее, желанную – еще более желанной" (ibid., 14). Затем душа четырьмя шагами пересекает три небесные сферы и достигает "Света, не имеющего начала" (15), т.е. рая. Один из умерших задает вопрос, как перешла она "от телесного к духовному существованию, от жизни, полной опасностей, к жизни, где нет опасностей" (16), но тут вмешивается Ахурамазда: "Не расспрашивай ее, потому что ты напоминаешь ей об ужасной, опасной, ведущей к разлуке дороге, по которой она прошла и которая есть отделение от тела и сознания" (17) – намек на драматические трудности путешествия. Ахурамазда приказывает, чтобы ему дали "весеннего масла", ибо для праведного мужа это "пища, которую едят после смерти" (18). Напротив, душа злодея встречается в Северном Ветре с ужасной фурией и оканчивает свое путешествие в зоне Извечной Тьмы, где Ангро-Майнью приказывает, чтобы ей дали яду (20-35)».

Всеобщая эсхатологияСогласно откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение — победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Счастливый миг, когда это совершится, называется Фрашокэрэти (на пехлеви Фрашегирд). Однако счастливым этот миг будет далеко не для всех, т.к. прежде чем вступить в блаженную жизнь каждый должен будет дать ответ на всеобщем Последнем Суде. Вот что пишет об этом современный знаток зороастризма М.Бойс: «В языческие времена иранцы, очевидно, считали, подобно индоарийцам ведической эпохи, что всякая блаженная душа, достигнув рая, соединяется со своим воскресшим телом, чтобы снова вести счастливую жизнь, полную чувственных ощущений. Зороастр учил, что души праведных должны ожидать этого высшего блаженства до момента Фрашегирд, когда они получат «будущее тело» (на пехлеви тани-пасен), а земля отдаст кости всех умерших (Ясна 30, 7). За всеобщим воскресением последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных, как от тех, которые дожили до этого времени, так и от уже осужденных ранее. Тут Аирйаман, божество дружбы и исцеления, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю раскаленной рекой. Все люди должны пройти сквозь эту реку, и, как говорится в тексте на пехлеви, «для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут через расплавленный металл» (Большой Бундахишн XXXIV, 18—19). Тогда Axypa-Мазда и шесть Амэша-Спэнта торжественно совершат последнее духовное богослужение-ясна и принесут последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще больше не будет). Они приготовят мистический напиток — «белую хаому», который даст всем блаженным воскресшим, кто вкусит его, бессмертие. Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые — едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве бога на земле. Потому что, согласно Зороастру, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, и будет вечное блаженство, а не в отдаленном и иллюзорном раю… По Зороастру, спасение каждого человека зависит от совокупности его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество. В таком учении вера в День Суда полностью получает свой ужасающий смысл, ведь каждый человек должен держать ответ за судьбу собственной души и разделять общую для всех ответственность за судьбы мира. Проповедь Зороастра была и благородной, и требующей усилий от каждого человека, она призывала тех, кто принимал ее, к решимости и отваге».

 

Основные отличия буддизма и упанишад. Анатман (анатта) и анитья (аничча)

О том, что такие конфликты имели место, мы косвенно знаем по произведениям поздневедийской и пуранической литературы (пураны, древние — авторитетные… Как бы то ни было, старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов… Шраманы и шраманские движения сыграли огромную роль в истории индийской философии и культуры. Прежде всего именно от…

Личность Гаутамы Будды.

В эту ночь жена царя, царица Махамайя, увидела сон: в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями, и она поняла, что зачала великого человека. Буддизм… Незадолго до родов царица в сопровождении своей свиты отправилась в… Но эти чудесные роды оказались роковыми, и вскоре Махамайя умерла. Но ее сын не забыл о матери, которой совсем не…

Четыре благородных истины.

Итак, Первая Истина — это истина о страдании. В чем же она заключается и что такое страдание (духкха)?

«Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение приятным —… Вторая Благородная Истина — истина о причине страдания. Эта причина —… I. Прошлая жизнь (точнее, промежуток между смертью и новым рождением, антарабхава).

Основные отличия буддизма Тхеравады и Махаяны.

В чем же заключаются принципиальные отличия между Хинаяной и Махаяной? Рассмотрим этот вопрос на основе двух базовых аспектов обоих традиций: 1) их… Во-первых, идеальной личностью для последователей Великой Колесницы был не…

Учение Махаяны о Бодхисаттвах и трех телах Будды.

Великий буддийский философ, один из отцов философии йогачары Асанга (IV — V вв. н. э.) стремился установить общение с бодхисаттвой Майтреей,… Великое сострадание (маха каруна) бодхисаттвы в самых возвышенных выражениях… Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;

Учение о пустоте.

Шуньята — наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение «пустоты» — важная цель буддийских… Основные дискуссии о природе пустоты развивалиись поначалу в контексте спора… Важным источником учения о пустоте является Сутра Сердца Праджняпарамиты, почитаемая во всех школах Буддизма Махаяны,…

Основные принципы буддизма Ваджраяны и Дзен буддизма.

26. Смысл идеи боговоплощения как спасения. Смысл Евхаристии. Боговоплощение. Событие вочеловечения Бога, которое не имеет себе равных в… 27. Идея Обожения как основной принцип сложения христианского учения о Троице

Идея грехопадения и испорченности в христианстве, иудаизме и исламе.

В христианстве, в следствие грехопадения, первородного греха человек утратил способность самостоятельно совершать добро, поэтому спасение может…

Высшая религиозная цель и представление о человеке в христианстве, иудаизме и исламе

Основные черты христианской религии.Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало… Иудаи́зм— религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского… Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви…

Основные параметры после-храмового иудаизма.

Личность пророка Мухаммада

Место Мухаммада среди пророков ислама. Мухаммад занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов — Господин Пророков).… Религиозное учение. Согласно учению ислама, Мухаммад является последним… Начало пророческой миссии. Когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, началась его религиозная деятельность (в Исламе…

Сунниты, шииты и хариджиты

По численности сунниты составляют более одного миллиарда человек [1] — более 90 % всех исповедующих ислам. Верховная власть в халифате, по воззрению… Особенности суннизма.Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка… Рост авторитета сунны в истории.Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание…

Шии́ты — «приверженцы, партия, фракция») — общий термин, обозначающий последователей шиизма — второго по числу приверженцев направления ислама. Ветви шиизма. Преобладающим направлением в Шиизме являются шииты-двунадесятники. В настоящее время отношения между двунадесятниками (а также зейдитами) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)[1]. Вместе с тем, с 70-х годов 20 века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов и алавитов и исмаилитов.

Пять основных столпов веры. Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:Единобожие (Таухид).Справедливость.Пророчество.Имамат.Загробный мир.

Исмаилизм. Исмаилиты являются приверженцами мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в середине VIII века и названной по имени старшего сына шиитского имама Джафара ас-Садыка — Исмаила. В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В XI веке фатимидские исмаилиты разделились на низаритов и мусталитов, а уже в конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины. В XVIII веке персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Зейдиты. Зейдиты образовались в VIII веке. Основателем секты стал внук имама Хусейна — Зейд ибн Али. Зейдиты отличаются от остальных шиитов тем, что они отрицают учение о "скрытом имаме", практику "такыйя" и.т.д. Распространены на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нукватиты, распространены в Иране. Зейдиты образовали государства Идрисидов, Алавидов и.т.д, а также установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962 года.

Друзы.Друзы — этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты полагали, что друзы настолько далеко отошли от остальных исламских течений, что потеряли право считаться мусульманами), являющаяся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исмаилитского правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана и названа по имени миссионера Дарази . Существовали династии правящих эмиров среди друзов, такие как Мааны, Шихабы и.т.д.

Алавиты. Алавиты (Алауиты) получили своё название по имени имама Али. Также они назывются нусайритами — по имени Ибн Нусайра, считающегося основателем секты. Распространены в Турции и Сирии. Являлись основным населением Государства Алавитов. К алавитами принадлежит президент Сирии Башар Асад.

Кайсаниты. Исчезнувшая ветвь — кайсаниты, сформировалиь в конце VII века. Они провозгласили имамом сына Али — Мухаммада ибн аль-Ханафии, но поскольку тот не был сыном дочери пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии своё название они получили по прозвищу аль-Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи — Кайсан, руководившего восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав аль-Ханафии и отмщения за кровь имама Хусейна, по другой версии — от имени начальника гвардии аль-Мухтара Абу Амра Кайсана. Течении кайсанитов распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов существовали до середины IX века, после его прекратили своё существование.

Хариджиты — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман (суннитов). Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом Али ибн Абу Талибом и Муавией. Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города. Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей. Со временем хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением. В настоящее время существуют в небольшом количестве (главным образом, в Омане, где ибадиты составляют большинство населения).

Вероубеждение. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Омар ибн Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех остальных (Омейядов, Аббасидов и др.). Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шуры). Проповедовали идею множественности халифов. Выработали представления о малом и большом грехе. По их мнению мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному.

Коран, Сунна и основы исламского права, шариат и фикх

1 — Фард: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение — награда, за неисполнение — наказание).2 — Ваджиб: обязанности, очень… Предусмотренные шариатом наказания Отсечение руки за воровство (5:38)Побиение… · Смертная казнь за предумышленное убийство и возмездие за предумышленное причинение инвалидности (но жертва или…

Пять столпов ислама

Свидетельство веры — ШахадаВ переводе с арабского языка шахада — это свидетельство. Первая часть свидетельства дословно переводится: «Я… Молитва — Салят— Намаз«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай… Обязательных молитв пять. Фаджр, зугр, аср, магриб и иша. Все они совершаются в определенное время суток, и состоят из…

Учение о Боге

Свойства Божии

Бог вечный(Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея… Бог всегда есть.Поэтому Он называется вечным. Бог неизменяемый(Иак. 1, 17; Мал. 3, 6).Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется -…

Бог всеблагий(Матф. 19, 17). Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.Вот, как об этом учит один Епископ: "Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить... Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их".Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог всеправедный(Псал. 7, 12; 10, 7).Бог в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог вседовольный(Деян. 17, 25).Один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный(1 Тим. 6, 15).Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, - полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.Поэтому Бог называется всеблаженным.Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.Эти свойства Божии конечно же не отражают всей глубины Божественной природы и лишь указывают на нее, но не раскрывают ее вполне. Пытливый человеческий разум может потребовать дальнейших объяснений, более развернутого «описания» Божеской Сущности. И требует! В результате получаются всевозможные теологические модели, в основе которых лежат гипотезы все того же человеческого разума. Но мы давайте постараемся не забывать, что все вышеописанное – это информация, которая направлена от Бога к человеку, а не от человека другим людям. И если мы больше ничего не знаем о Божественной Сущности, так это только потому, что Бог не благоволил нам открыть о Себе больше. И так, как Бог бесконечно благ, то, видимо, Божественная педагогика преднамеренно скрыла от нас то, что знать нам не полезно. И вместе с тем то, что мы о Боге знаем, - вп олне достаточно для нашего вечного спасения, которое и является в сущности единственной целью Откровения. В мире, в котором мы живем, существует много тайн и, пожалуй, одним из самых таинственных и многоплановых феноменов этого мира является человек. Существует много различных теорий, пытающихся объяснить тайну человеческой личности. Основываясь на Божественном Откровении, христианское учение о человеке говорит нам следующее.Человек является частью сотворенного Богом мира. И единственным побуждением для его творения было желание ему блага. Того Высшего Блага, в котором прибывает сам Бог и которым по своей неизреченной любви Бог восхотел поделиться со своим творением.Человек был сотворен по образу и подобию Божию. Этот образ, конечно же, является не физическим, а духовным. И, хотя до конца не определим, заключается прежде всего в том, что человек обладает разумом и свободной волей.Человек, согласно христианскому вероучению, состоит из физического тела и духовной субстанции, которую мы называет душой. Душа человека бессмертна. Тело же, хотя и подвержено общему для всего мира процессу распада и тления, таковым изначально не являлось. Бог не создавал и не мог создать смерть. Будучи Сам Источником Вечной Жизни, Бог хотел, чтобы человек а вместе с ним и весь мир, были причастными этой Жизни. Бог даровал человеку Свою Любовь и задача человека заключалась в том, чтобы на эту Любовь ответить своей любовью, свободно и без принуждения. Но человек, как известно, в лице своего прародителя Адама не выполнил этого предназначения и решил строить свою жизнь без Бога, автономно. Момент, когда человек сделал свой выбор и который описывается в библии в виде вкушения человеком всем известного «запретного плода», называется в христианской традиции грехопадением. Человек сам отсек от себя приток Божественной Жизни и Благодати и, не имея жизни в самом себе, стал смертным. Грехом человека вошла в мир смерть! И это величайшая драма в истории мироздания. Человек был изгнан из рая, в котором должен был прибывать по замыслу Божию, так как сам определил свою судьбу – жизнь без Бога. Эта неполноценная жизнь стала для Адама и его потомков, которыми мы являемся, источником болезни, страданий, всех человеческих бед, духовной, а затем и физической смерти.Но человеколюбивый Бог как любящий отец не оставил этот мир и человека в их гибельном состоянии. И то, что не смог выполнить человек, выполнил сам Бог. Отныне история человечества, в ее христианском понимании, стала историей Спасения. О том, каким образом осуществляется это спасение для рода человеческого и для каждой человеческой личности в отдельности, см. в статье «О спасении».

Конец мира и роль Исы (Иисуса) в исламской традиции

Коран. Сура 1. Открывающая книгу. Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает…

УЧЕНИЕ О НЕБЕ И ДУХОВНОЙ ИЕРАРХИИ. ШАНЬ ДИ – ТЯНЬ ДИ.

В общих чертах Шан знаменует собой переход от предыстории к собственно истории Древнего Китая. Эпоха эта характеризуется развитием производства… Интерпретация иконографических документов далеко не всегда бывает бесспорной.… Как бы то ни было, верховенство Ди сохраняется. Все другие боги, а также царские предки находятся в подчиненном по…

РЕФОРМА КОНФУЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНФУЦИАНСТВА. СЫН НЕБА. УЧЕНИЕ О ВАНЕ И НЕБЕСНОМ МАНДАТЕ.

КОНФУЦИЙ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ. РОЛЬ ПРЕДКОВ И СОЕДИНЕНИЕ С НЕБОМ В КОНФУЦИАНСТВЕ.

Строго говоря, Конфуций не был религиозным мыслителем. Его идеи и идеи неоконфуцианцев — предмет изучения скорее историков философии. Но прямо или… Для Конфуция дао было установлено велением Неба. «Если дао осуществляется,… Разрабатываемая Конфуцием этико-политическая реформа зиждется на «всеобщем просвещении», иными словами, на методике,…

КАТЕГОРИЯ ДАО В ДАОСИЗМЕ. ДЕЛАНИЕ-НЕДЕЛАНИЕ, ЕДИНСТВО И СЛОЖЕНИЕ, СЛАБОСТЬ И СИЛА.

В даосизме термин «дао» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её… В философии неоконфуцианства термин «дао» больше отождествляется с термином… Лао-цзы утверждал, что правитель совладает с государственными делами, только если будет следовать по пути дао. Другими…

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОСЛЕ-ХРАМОВОГО ИУДАИЗМА.

В эпоху после разрушения Храма иудаизм перестает опираться на Храм и жречество. Его духовными лидерами становятся законоучители-раввины, мудрецы и… Летом 73-го года была взята крепость Массада – это летний дворец царя Ирода,…  

ПРИЧИНЫ УПАДКА ВЕДИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ.

Цари устраивают философские диспуты, на которых состязаются мудрейшие брахманы. По-видимому, и в составлении упанишад немалое участие принимали… В переходную эпоху между ведийским периодом и наступающими «средними веками»…  

– Конец работы –

Используемые теги: История, религий0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История религий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

История религий Востока
История религий Востока... Л С Васильев История религий Востока...

Краткая история СПО «Альтернатива». История студенческих отрядов Свердловской области. Компетенция и должностные обязанности вожатого
На сайте allrefs.net читайте: Личность вожатого...

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ IX – XXI вв
Государственное образовательное учреждение...

История религий Востока
История религий Востока Леонид Сергеевич Васильев... Л С Васильев История религий Востока... Предисловие...

История бизнеса. В данном бизнес плане история бизнеса не представлена, так как предприятие только создаётся
Резюме В резюме изложены основные идеи бизнес плана для создания предприятия Здесь и способы место производства продукции и персонал и... История бизнеса В данном бизнес плане история бизнеса не представлена так... Характеристика продуктов В характеристике указано конкретное описание товара и способы его производства...

Новая и новейшая история (религия)
В этом случае, по словам Гвардини, вс, что может быть выведено из личности, или субъекта, признается окончательным, аналогично тому, как природа… Здесь ещ сохраняется моральный долг перед высшим существом, но… Бог для них только безличная Первопричина, слишком великая, чтобы опускаться до тварного мира. В статье ясно…

История природы и история человечества
Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…

Этимология термина религия. Определение термина религия
Введение... Вопросы... Этимология термина религия Определение термина религия Теологические философские биологические и психологические интерпретации термина религия...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История одного заблуждения (эволюция понятий "религия" и "философия") Вопрос о допустимости такой критики на самом деле имеет мало отношения к сущности религии, это вопрос почти политический. Если и в религии возможно… Приверженцам подобной парадигмы следовало бы показать, что сам предмет религии… Но на самом деле в качестве догмата может быть принято абсолютно любое положение, никакой связи между содержанием…
  • История бизнеса. В данном бизнес плане история бизнеса не представлена, так как предприятие только создаётся Резюме В резюме изложены основные идеи бизнес плана для создания предприятия Здесь и способы место производства продукции и персонал и... История бизнеса В данном бизнес плане история бизнеса не представлена так... Характеристика продуктов В характеристике указано конкретное описание товара и способы его производства...
  • Курс № 8: Каббала и религия Часть 1: История религии Автор проводит сравнительный анализ науки каббала и религии Каббала... Человечество должно перерасти такое мировосприятие и осознать что законы природы как и отношение Высшей силы к нам...
  • История природы и история человечества Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…
  • История религий Религия от латинского religio связывать связывать в прямом смысле... Так же религия связывает людей в том смысле что диктует им нормы поведения Благодаря религиозному страху человек...